Отец блуда
Все джунгли будут думать завтра так,
как обезьяны думают сегодня.
Перед вами скелет человека и гориллы. А теперь вообразите себе, что эти скелеты показаны представителю гипотетической внеземной цивилизации, и этим ограничены все его познания об этих существах и среде их обитания. В пользу чьего господства на Земле должен склониться высший разум – господства людей или горилл?..
Научная характеристика Homo sapiens:
С точки зрения современной науки человек относится к отряду приматов. В основе этой классификации лежат: наличие хватательных конечностей (первый палец противопоставлен остальным), подвижности кистей, неспециализированность зубной системы и переднее расположение глазниц с отделением их от височных впадин. Относительно крупные размеры тела и дневной образ жизни определяют принадлежность человека к подотряду обезьяны. Наличие узкой носовой перегородки, сближенных ноздрей, плоских ногтей, незамкнутых хрящевых колец трахеи и одной пары млечных желез позволяют отнести данный вид к секции узконосые обезьяны или антропоиды (от греч. антропос – «человек» и идос – «вид, подобие»), в отличие от секции широконосые обезьяны, куда входят игрунковые и цепкохвостые. Принадлежность к надсемейству человекоподобные или гоминоиды (от лат. гоминис – «человек» и греч. идос – «вид, подобие»), определяется отсутствием хвоста, который имеется у представителей надсемейства мартышковые. Относительно редкий волосяной покров тела, пальцевые кожные узоры, целостная грудина, специфическая бугристость поверхности коренных зубов, аппендикс, группы крови системы АВО, хорошо развитая верхняя губа и генетический блок превращения мочевой кислоты в более простое вещество объединяют семейство человекообразных, или гоминид, с семействами гиббоновых (гиббоны) и орангутанговых (орангутанг, гориллы, шимпанзе). Однако критерием выделения семейства человекообразных, к которому относятся подсемейство человечьи, или гоминины, и австралопитековые, является прямохождение, выражающееся в двуногости и уменьшении размеров клыков. Принадлежность к роду люди, или гомо, определяется относительно большим объемом черепной коробки и укороченным лицевым отделом черепа. Отличительными морфоанатомическими чертами вида человек разумный являются отсутствие надглазничного валика на черепе, подбородочный выступ и строение гортани, позволяющее издавать членораздельные звуки.
Таким образом, биологические критерии классификации человека на родовом и видовом уровнях очень малочисленны и касаются количественных признаков, подверженных значительной изменчивости. А это означает, что сущность человека заключается не только, а, может быть, и не столько в его биологических особенностях…1 Отдавая должное своему роду, скажем несколько слов и о… лесных людях2, или просто обезьянах. Кстати, обезьяна в переводе с арабского – abu zina, что значит отец блуда. «О, сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна!» – восклицает Энний. Вопрос о происхождении человека всегда волновал людей. В древности первобытный человек считал себя потомком определенных растений или животных и поклонялся им – в некоторых культурах до сих пор сохранились следы тотемизма. В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека. Однако ничто так не поражало воображение человека, как его сходство с одним животным видом – обезьяной! Особенно в тех районах, где эти животные распространены. Об этом удивительном сходстве человека и обезьяны еще до Линнея писали очень и очень многие. Таким образом, изучать обезьян неминуемо означало сосредоточиваться на этом сходстве3. Греческий философ Анаксимандр в VII веке до н. э. высказывал предположение о происхождении человека от животных другого вида. Его последователь Демокрит уже в V веке до н. э. утверждал, что человек – это животное, способное от природы к обучению. А в труде Н. Пожарицкой «Обезьяны, обезьяны, обезьяны…» читаем: «…Первая научная сводка об обезьянах принадлежит Аристотелю. Наверное, не будет преувеличением сказать, что экскурс к истокам почти любой науки приведет к этому имени. Биологии он подарил множество оригинальных работ и идей. Среди щедрого наследства – первая классификация животного мира и вывод о сходстве обезьян с человеком. Есть, однако, животные, которые обладают как свойствами человека, так и четвероногих. Например, питекос, кебос и кинокефалос». Это и были известные Аристотелю обезьяны. Питеками, как полагают, он называл макаков маготов, кебосами (или цебусами) – хвостатых обезьян, наверное, мартышек; кинокефалами, то есть собакоголовыми, – павианов. Этой триаде Аристотель отвел ступеньку между млекопитающими и человеком. Аристотель оставался непререкаемым авторитетом в области классификации животных вплоть до Линнея»4. Аристотелю принадлежит и определение человека как политического животного, т. е. способного жить в обществе. Намного позднее, спустя столетия, во II веке уже нашей эры, благодаря работам врача-анатома Клавдия Галена появились доказательства большого сходства строения тела человека и обезьян, которых исследователь называл „смешными копиями“ людей. Этого легендарного римского врача и философа сам император Марк Аврелий описывал как Primum sane medicorum esse, philosophorum autem solum, то есть „первый среди врачей и уникальный среди философов“. Маленькая бесхвостая обезьянка (Inuus ecaudatus) – единственный вид европейских обезьян – во времена Галена была широко распространена на юго-западе Европы, она и послужила ему основным объектом изучения мышечной системы, костей, суставов. Многие из наблюдений Галена, принятые за описание человеческого тела, в действительности сделаны на этом животном. Два столетия спустя греческий ученый Гораполо отметил, что у самок обезьян происходит периодическое истечение крови из половых органов, что характерно для женщин, но не для самок других животных5. Гай Плиний Старший впервые после Аристотеля написал обстоятельное сочинение об обезьянах, вошедшее в его знаменитую „Естественную историю“. В сочинение Плиний включил аристотелеву классификацию, некоторые собственные наблюдения и все, что до него было написано и рассказано о необыкновенных этих существах. Правда и вымысел об обезьянах переплелись в рассказах Плиния необыкновенно. „Все существующие обезьяны, – писал Плиний, – чрезвычайно близки к зверям и в то же время по многим признакам похожи на людей. Отличаются друг от друга они хвостами“. „Удивительно хитрые и ловкие, они, коль завидят охотника, идущего впереди, подражают ему во всем до последнего движения… А еще видели обезьян, в шахматы играющих и в кости…». Чего только не выдумывали об обезьянах во времена Плиния!6