О чревоугодии и пьянстве
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Иногда посмотришь на нас, людей, то можно подумать, что мы родились только для того чтобы пить и есть. Повсюду реклама, призывающая к чревоугодию. Если человек не знает пользы поста, он обречен на постоянную жвачку и уподобление скотом несмысленным. Но мы состоим из плоти и духа, у нас есть разум, которым человек должен руководствовать и, наконец, быть воздержанными людьми нас учит Матерь-Церковь.
Древние люди знали, что пост или воздержание благоприятно отражаются на всем организме человека. Сегодня индустрия потребления так развита, что если человек будет вкушать беспорядочно всё подряд – то быстро отправится на тот свет.
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Пресыщение приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, наполняет тело влагами, скопляет гной, причиняет множество болезней и производит большую тяжесть и непомерную тупость».
Многие из нас наверно замечали, что если постоянно переедать, то это будет откладываться в жир. Тело наше становится дебелым, мы становимся рыхлыми, нападет на нас лень и сонливость. Возьмем читать книгу и сразу в сон, не говоря уже о другой работе, а о молитве нечего и говорить.
По словам преподобного Симеона Нового Богослова «Невозможно и плоть наполнять досыта брашнами и духовно наслаждаться умными и божественными благами. Ибо, в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет наслаждаться пищею и утешением духовным».
Опасность многоедения и сладкоедения заключается в том, что наша плоть влияет на нашу душу, и делает наше сердце заземленным, т.е. лишает чистых и богоугодных помышлений.
Отец Иоанн Кронштадский говорит: «О, как страшно для забавы употреблять пищу и питие, пресыщаться и упиваться! Сытая утроба теряет веру, страх Божий и делается бесчувственною для молитвы, для благодарения и славословия Божия».
Совершенные люди и в наше время имеют беспристрастие к телу своему, стараются угождать не плоти, а Богу. Одни, придя в храм и чувствуя малейшую ломоту в ногах, пояснице, ищут, обо что бы опереться, другие не могут побороть в себе сон. Приходилось видеть на Афоне, как иноки борются со сном, понуждают себя со вниманием отстаивать всенощное бдение. И нам нужно меньше всего обращать внимание на свою плоть, ибо, по словам отца Иоанна Кронштадского– «плоть лжива».
Святые отцы замечают, как только человек предается чувственности, так он весь становится плотью, ибо дух Святой покидает душу такого человека, ибо не может свет общаться с тьмою. Мы, верующие люди, имеем пусть небольшой, но свой опыт молитвенного общения с Богом, знаем, что есть духовные и небесные наслаждения, если уж искать наслаждений, то только этих, а не увлекаться, уподобляясь неверующим и язычникам чувственными удовольствиями.
Святой праведный Иоанн Кронштадский, взирая на своих современников, говорил: «Вот наше современное в христианстве идолопоклонство: самолюбие, чистолюбие, наслаждение земное, чревоугодие и любостяжание, любодеяние: оно– то совсем отвратило очи наши и сердца от Бога и небесного отечества и пригвоздило к земле; оно– то искоренило любовь к ближнему и вооружило друг против друга. Горе, горе нам!».
Поистине великое горе и беда многих нынешних людей – это увлечение пьянством. От мала до велика сегодня употребляют спиртное, и не только мужчины, но и женщины. И не только женщины, но и девушки и парни, будущие родители, и совсем дети. Что же будет из таких семейных пар?
Как-то раз Святейший Патриарх Алексий II был в детской больнице в Москве, где лечат у малолетних детей пороки сердца. Святейший спросил у главного врача, откуда у грудных детей такие заболевания? Врач ответил – от греха родителей. Сколько больных детей производят на свет пьющие родители? Все видят, что очень много. Но водка и прочие спиртные напитки – это основной ходовой товар продуктовых магазинов, если хотите, чуть ли не основной источник пополнения бюджета многих сел и деревень.
В пьянстве человек теряет разум и ему уже нечем познавать Бога, совесть сжигается, и сердце становится бесчувственным к чужому горю, даже не замечает, что от его поведения в первую очередь страдают самые близкие и дорогие люди.
Священное Писание и святые отцы бичуют пьянство. Святитель Василий Великий говорит: «Скоты – и то не пьют больше нужды, – не бывают не в состоянии ходить, – не падают на землю, – не бьются о деревья, – не теряют дороги, после того, как напьются, а всё это случается с пьяницами. Кто не будет гнушаться сего порока, который унижает порабощенного ему человек ниже скотов?»
Возле церкви собираются с утра пораньше все те, кто подружился с вином, чтобы собрать милостыню и пойти опять купить спиртное, чтобы опохмелиться. Когда-то это тоже были солидные люди, имевшие семьи, деньги, квартиру, работу, – сейчас у них ничего этого нет. На что они надеются? Если их в дом порядочный не пускают, то неужели пустят в Царство Небесное? А все начиналось с дружеских вечеринок, пиршеств, попоек, выездов на природу, где все предавались обжорству и пьянству, затем пошли ссоры в семьях, увольнения с работы, жизнь в долг. В конце концов, продали жилье и оказались на улице.
Мы уже здесь не говорим о духовных дарованиях– всё это оказалось в прошлом. Многие таланты загублены в стакане с вином. У многих были хорошие голоса, но, как говорится, где голосок, там и бесок. Свадьбы, проводы, поминки, именины, новоселья – ничего не обходится без винопития. Христианин не должен презирать вообще вино, он должен презирать пьянство. Как боимся мы огня, так нужно бояться и пристрастия к винопитию, незаметно пристрастишься, особенно в молодом возрасте – все, станешь конченым алкоголиком.
Святитель Тихон Задонский говорит: «Никто так не бывает любезен диаволу, как в пьянстве пребывающий, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница».
Пьянство не бывает само по себе, хотя с этим пороком уже лишаются Царства Небесного. В этом пороке заключаются все постыдные дела. Вряд ли в пьянстве можно сохранить целомудрие и чистоту сердца. Многие преступления совершаются в пьяном виде. Пьяные водители – это потенциальные убийцы, им ничего не стоит задавить человека, ибо в таком состоянии управлять автомобилем очень рискованно. И наоборот, пьяные пешеходы часто попадают под колеса автомобиля, ибо не в состоянии перейти дорогу. Драки и убийства без пьянства тоже не обходятся. Человеку хочется выпить, а денег нет, идет на воровство, грабежи и другие преступления, и бывает, за бутылку убивает человека. Вот почему опасны эти пороки – чревоугодие и пьянство. Да не будет в нашей Церкви страдающих этим злом.
Пусть Господь сохранит всех нас в трезвости, воздержании и целомудрии и поможет нам преодолеть все искушения, связанные с этим грехом, чтобы нам быть не плотскими, а духовными людьми. Аминь.