О внимании себе
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Часто мы читаем у святых отцов, как они наставляли своих учеников, чтобы те внимали себе. В мирской жизни мы привыкли смотреть по разному поводу и без повода замечать недостатки ближних. А отцы подвижники учат внимать себе, то есть смотреть, что происходит у нас в нашей душе. Преподобный Серафим учил: спасать надо себя, тогда вокруг нас тысячи спасутся. И преподобный доказал это на деле. Даже после его смерти тысячи и тысячи людей едут в Дивеево, чтобы помолиться у его святых мощей и испросить поддержки у великого святого в своей жизни.
«Тебя беспокоят помыслы, понуждая смущать других и самому смущаться от других, – спрашивает преподобный Варсонофий Великий и отвечает, – знай, брат мой, что если кто оскорбляет Другого или делом, или словом, то после если бывает оскорбляем стократ более. Будь же долготерпелив ко всем и остерегайся примешивать к чему-либо волю свою. Внимательно испытывай помыслы свои, как бы они не заразили сердца твоего смертоносным ядом (серчанием), и не прельстит тебя принимать комара за верблюда и камешек за утес, так что тогда ты бываешь подобен человеку, который, имея сам у себя бревно, смотрит на чужой сучок».
Мы иногда любим себя называть самыми грешными, но если нас называют люди грешниками, нам это не нравится, а значит, что на самом деле мы себя грешниками не считаем. Когда человек признает себя грешником, он согласен с тем, кто его так называют, а если у него внутри вспыхивает какая-то досада, значит задели наше самолюбие. Значит, мы любим, чтобы нас называли святыми. Но это же обман, мы ведь таковыми не являемся.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Признающий себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не сорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя. Если ты грешен, то зачем укоряешь ближнего своего и обвиняешь его, будто через него приходит к тебе скорбь?»
Такое наше состояние свидетельствует о том, что мы считаем себя грешными только своими устами, внутри мы так себя не считаем. И вот эта наша мнимая праведность не оставляет нам возможности себя совершенствовать, мы не знаем, что в себе совершенствовать, ибо не знаем себя по настоящему. Не внимаем себе. Нам в себе быть не хочется, мы всё время пытаемся быть вовне, как бы выходим из себя.
Хотя как показывает опыт, застой плох везде, и в материальной жизни и в духовной. Иногда Господь посылает нам людей, которые, как нам кажется, искушают нас и мешают нам. На самом деле через них как раз мы и имеем успех. Мы не должны никого осуждать, тем более тех, кто нам послан для нашего испытания.
Праведник всегда благодушно переносит испытания и скорби, а грешник должен все переносить, как достойный этого наказания. А если посмотреть поглубже, то достоин еще большего. Но Господь по Своему милосердию не так бывает справедлив, как мы. Господь многое покрывает, Господь многое терпит. Он ждет, может быть мы хоть поймем Его любовь к нам, и начнем, жить как положено христианину, соизмеряя свою жизнь и мотивируя её Евангельскими заповедями.
Как проворны мы бываем в приобретении земных благ, так должны поспешить и в приобретении христианских добродетелей.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Никто желая достигнуть города, не лежит; никто, желая работать и видя восходящее солнце, не предается лености; никто желая удобрить ниву свою, не нерадит о ней. Но хотящий достигнуть города спешит дойти туда, прежде чем смеркнется; хотящий кончить работу свою, видя восходящее солнце, с бодростью спешит на труд, опасаясь быть задержанным чем-либо; и хотящий удобрить поле свое старается сделать это прежде, чем оно сделается никуда не гожим».
Как сказано в Писании: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 13, 9). Если мы будем внимать себе, то увидим, что едим мы больше, чем нам требуется, спим больше, чем необходимо организму, одежды имеем больше, чем нам нужно, разговариваем очень много, даже когда нас ни о чем не спрашивают, сами стараемся поддержать пустой разговор. Одним словом, нужно во всем иметь меру воздержания.
В пище святые отцы советуют, постепенно убавляя свой рацион – найти то, что нам необходимо. Мы увидим, что не так уж нам много и надо, просто мы привыкли переедать и наживать себе болезни. Чревоугодием страдают в нашем веке почти все. Чтобы узнать страдаем ли мы чревоугодием, можно проверить так, «если пища обладает помыслом твоим, – говорит преподобный Варсонофий Великий, – так что ты не можешь противиться ему, то ты чревоугодник». Кто из нас сокрушает этот помысел, тот значит от этой страсти избавлен.
От неумеренного приятия пищи, от пьянства наживаем мы много болезней. Но мы должны знать, что болезнь – это сигнал из вечности, это есть ни что иное, как вразумление нам от Бога. Иногда мы даже говорим, что Бог посетил нас болезнью. В болезни мы начинаем как никогда внимать себе, и думать, за что нам эти страдания, почему. И если найдем причину, то болезнь поможет нам кое от каких своих греховных привычек отстать. Но за это надо благодарить Бога, а не роптать на Него, как страдающие не заслуженно. Часто на больных является слава Божия. И вот если мы потерпим свою болезнь, то и сами «увидим славу Божию» (Ин.11, 40).
Некоторые верующие спрашивают, как при болезни поститься, когда врачи не советуют. Не только врачи, но и Церковь не налагает на больных пост.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: «А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей. А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста и ценится даже более его. Кто переносит её с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того чтобы ослаблять силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».
Приходить в себя, внимать себе мешает нам наша рассеянность. Это проблема у многих. Особенно многие жалуются на рассеянную молитву. Это тоже одним человеческим усилием не исправить, и поэтому мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он помог нам собрать наш рассеянный ум. Враг часто берет наш ум и ведет его по всем своим помойкам. Даже придя в храм, мы стоим здесь телом, а у многих ума в храме нет: либо он дома, либо на работе, либо в магазине. Мы не можем никак сосредоточиться на том, что поется и читается на службе. Постоянно нас призывает отец диакон возгласом «вонмем» – быть внимательными, сейчас совершается главное действие службы, читается Священное Писание. Мы должны внимать словам Господа. Но нам трудно это делать, ибо не привыкли владеть своим умом, своим сердцем. Они у нас как пленники у лукавого.
Вот почему, дорогие братья и сестры, нам мало дела до других, когда мы сами еще находимся в плену. Надо самим сначала освободить себя от пут греховных навыков, а уж потом указывать другим путь, чтобы они не попались, как мы, на приманку лукавого, и не променяли Царство Небесное на вечный плен у лукавых духов.
Будем трезвиться, будем на страже дома своей души, и не будем позволять никому хозяйничать в ней, кроме благодати Святого Духа. Будем понуждать себя на всякое добро, и тогда у нас не останется времени на различные увлечения и забвения о своем спасении. Аминь.