Вы здесь

О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 2. О склоках смоленских ...

О склоках смоленских

В Смоленске вскоре после пасхи среду народ весь, купцы и ремесленники, взбунтовались. Услышали о смерти Зигмунтовой, и, желая Андрея Саковича102, наместника Гаштолта, с поста воеводы выбросить, замок вооруженно штурмовали, но Андей Сакович с боярами смоленскими [274] и со двором своим, сев на коня, с копиями и встретились с народом перед костелом св. Бориса в замке, где большое число людей черных копиями поубивали и победили.

Боясь, дабы большая толпа не прибежала, в эту же ночь Андрей со всеми боярами смоленскими из замка выехал и была распря большая в Смоленске. Так что Смоляне, взяли в плен Петрика, маршала смоленского, и утопили в Днепре, и избрали себе воеводой смоленским князя Андрея Димитровича Дорогобуского. И бояре смоленские, не желая быть послушными князю Дорогобускому, ехали к князю великому Казимиру, жалуясь на люд простой, что они без воли их воевод, себе избрали.

Люд простой, услышав это и боясь Казимира, искал себе лучшую защиту. Избрал он себе хозяином князя Юрия Лингвеневича Мстиславского, который был в тюрьме у Зигмунта. Этот, приехав в Смоленск, бояр едва не всех приказал казнить, и других в тюрьму прибрал и имения у них отнял и отдал их своим боярам, выйдя из послушания Казимира и литовского.

А Kазимир, будучи очень скорбным, послал господ охотных литовких с войсками под Смоленск, которые под Смоленском стояли три недели, но замка не могли добыть. Монастыри и здания города смоленского пожгли и людей [274v] много в неволю взяли, а других по обычаю неприятельскому били и секли. А потом князь великий Казимир в эту же осень потянулся сам с войском литовским к Смоленску и замок с городом мощью взял. После чего князь Юрий Лингвеневич удрал в Новогрод Великий, а Казимир, дав воеводство смоленское Андрею Саковичу, сам вернулся назад на престол свой, в Вильно. Затем князь Юрий Лингвеневич, будучи в Новогроде, осмотрелся, что плохо поступил и Kазимира разгневал, забыв его услуги, что ему отчизну вернул, которую у него, Юрия Лингвеневича, Зигмунт отобрал. Послал к Яну Гаштолту, куму своему, прося его, дабы ему гнев у Казимира погасил. А Ян Гаштолт, наговорив все господ совета литовского просил Казимира за ним, который по просьбе Гаштолта, и на причину других господ совета князю Юрию Лингвеневичу гнев отпустил и вернул ему же отчизну его, Мстиславль.