Вы здесь

О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 2. Казимир Ягеллович, великий...

Казимир Ягеллович, великий князь литовский, жмудский, русский, волынский и подляшский в году Христовом 1440

После того, как Зыгмунт был убит в Троках из-за тиранства,

Собрались князья литовского государства.

В Вильне его при Витолте, с почестями, похоронили,

И как князю великому почести оказали,

Князь Михайло, сын его, троцкий замок малый

Держал долго, укрепив стены, башни, валы,

Надеясь княжеством Великим овладеть

И за отцовскую господам смерть отплатить, [272]

Но Радзивил, маршал, вдруг земских господ

Собрал на сейм в Брест и всех князей.

Видя, что плохо стало из-за него, послов отправил,

В Польшу, двух Кежгалов, которым это поручил,

Дабы Казимира призвали на престол литовскиий

Ибо его на это позвала через фатум судьба божья,

Действуя согласно договорам с Польшей и перемириям.

И в то время был Казимир на сейм в Сендомире;

Там ему княжество литовское Кежгал преподносил

И, как королевича, от господ одаривал

Отговорили поляки, Литве его не желая

И тем, что Владислав в Венгрии был король, гордясь

Но насколько его замысел знал к охоте готовый

Кежгал ему начал в Литве странно хвалить охоту,

И тайно Казимир с замка спустился ночью

Когда ему жажда литовских охот тоску толочит.

Пришел к литовским послам, они его схватили

И той же ночью в Брест быстро с ним ехали.

В то время шестнадцать лет имел, но удалое благородство

В нем почти мужским было и к войне охота.

Не тринадцать, как летописец свидетельствует без довода, ибо его чехи 1437 хотели на государство в тринадцать лет, а на княжество Длугош и Кромер lib. 22, Ваповский fоl. 275. Летописец литовский говорит, что тайно с замка сендомирского спустился к господам литовским неожиданно для господ польских, и о том, как его в Бресте господа совета литовского на Великое княжество Литовское возвели. Из них были на [272v] этом съезде: Радзивил Остыкович, маршал великий земский, Кежгал, господин виленский, староста жмудский Ян Гаштолт98, также князь Юрий Гольшанский и Николай Немерович. А потом пишет: в то время приехали из Волыни к нему князья Сангушовские, Збаражские, Вишневецкие, Чарторыйские, Ковельские, Козерские, и проч. и другие князья с боярами волынскими. Присягнули Казимиру и княжеству Великому Литовскому служить верно.

А князь великий Казимир, приняв волынцев и со всеми князьями и с господами советными (панами радными) литовскими ехал в Вильно на на престол отца своего, Ягелла, и дяди своего, Витолта. Как только сын Зыгмунтов Михайло точно узнал о том, что Литва взяла из Польши Казимира за господина и возвела его на Великое княжество Литовское в Бресте, то в это же время из троцкого замка удрал и бежал в Мазовше, к тетке своей, княгине мазовецкой Болеславовой99. И когда ехал через бор Рудницкий, тихо встретился с великим князем Казимиром. И там, упав с коня, просил о ласке, как его Казимир в ласку принял и обещал ему отчизну его вернуть. А когда Казимир приехал в Вильно и овладел Великим княжеством Литовским, Русским, Жмудским, Волынским и Подляшским, то в то время был еще старостой от Зыгмунта дрогицким и мельницким Юрий Насут либо Насута. Тот, как только услышал, что Казимир возведен на Великое княжество Литовское, а Михайло, сын Зигмунтов, удрал в Мазовше, то сразу же с замками Дрогичином и Мельником [273] Подляшье, к Михайлу, Зигмунтовому сыну, в Мазовше100 [подался]. Также и господ туда литовских немало наговорил с собой. Когда Казимир с господами советными (панами радными) литовскими услыхал об этом, то в это же время отправил с войском Яна Гаштолта, которому при возведении на княжество Казимира поручили, дабы у него был регентом-ключником, так как тот еще был молод в то время. Так Гаштолт, притянувшись под замки вышеупомянутые подляшские и все их добыв, в княжество Литовское, как и прежде, вернул. Юрий Насут удрал в Мазовше, так как был родом мазовшанин. И приехал Гаштолт с большим триумфом великого князя Казимира и после приезда его Довгерд, воевода виленский, делал доклад Казимиру об убийстве Зигмунта, якобыне должен был быть в этом деле заодно с Лелюсом, воеводой троцким. И подстрекал Довгерд против Лелюса, что недостоен тот в совете сидеть, так как на замке троцком, в воеводстве его, и, легко по наговору его был князь Зыгмунт убит, и этот Довгерд был силен в дружбе человеческой и немало имел обязанных своих в совете, с помощью которых Казимир у Лелюса воеводство троцкое отнял, и Яну Гаштолту дал. Так этолетописец свидетельствует.

Но Длугош, Кромер, lib. 21, и Меховиус, lib. 4, fоl. 303, иначе пишут: И Казимир, брат королевский, услышав об убийстве Зыгмунта, сразу же со множеством господ Малой Польши и с князьями мазовецкими, Kазимиром и Болеславом101, взяв из казны королевской деньги, с красивой свитой в числе двух тысяч конных с копьями (как Меховский.. пишет) на губернаторство в Литву ехал. Но как только в Вильно [273v] приехал, сразу же господа и все сословия Великого княжества Литовского великим князем, и не губернатором (как известно, брезгали издавна бернатами) обозвали и в костеле св. Станислава на замке виленском согласно обычаю на престол шапкой княжеской короновали, с мечом возводя. Tе dеum Lаudаmus пели, и, чтобы языку выучился, литовских переводчиков ему дали. Но напрасно поляки защищали, приводя о нарушении соглашения с Польшей, вопреки воле короля Владислава, который, отъезжая в Венгрию, лишь в губернацию княжество Литовское поручил брату Казимиру. Но более у господ литовских весомой была тревога и боязнь, в то время после убитого Зыгмунта существующая, ибо опасались, что если бы Казимир только должен был быть наместником Великого княжества Литовского, то сразу же бы князь Михайло, Зигмунтов сын, при поддержке Жмуди, которая при нем мощно стояла, и при доброжелательности других сторон престол княжества взял и овладел им, и за смерть отцовскую им отомстил. Так как уже и на Руси новые склоки и распри появлялись.