Вы здесь

О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 2. О распрях коронации (Мацей...

О распрях коронации

День коронации был назначен на св. Якуба. Пришли сразу же Спытко из Мельштына и Дерслаус Рытванский, и Абрам Збонский, и Ян Страш, и стали учинять великие склоки, говоря, что не годится столь молодого и еще ребенка как наследника короновать, который не может еще солидно присягнуть на правах и законах общих. Но им это сразу же Збигнев краковский с другими сенаторами объяснил, когда показали книги старые писанные хроники польской с костела краковского, на которых были нарисовано лицо молодое и незаросшее Казимира Великого, который в те годы был коронован, и дела благородные его выписаны были.

Так прекратили оные господа более баламутить, и здесь может каждый увидеть из домашнего примера, как одно наименьшее дело истории старой более значит в серьезных, трудных и великих делах, чем тысячи [263] вопросов философов.

Затем, при коронации, в воскресенье, в день св. Якуба, когда уже нужно было на Владислава корону класть, новые склоки начались, когда господа некоторые и послы земские подстрекательски закричали, что этого не позволяют, поскольку без их воли короля коронуют.

Это сразу же утихомирил Ян Олесницкий, Гловач, маршал великий, который противникам сената сказал, что кто бы позволял на Владислава Ягелловича, дабы выступил на правую сторону, и кто бы иначе, на левую. Когда это услышали, то случилось, что все единогласно по этой хитрости дали согласие и из-за того, что долго ссорились, месса лишь после полудня была, а коронация Войцехом Ястшембцем, архиепископом гнезненским, едва до вечера была завершена.

Так Владислав Яглович был коронован

И королем, маршаллом польским, назван;

Зигмунт ему через своих послов присягнул хранить веру

Литву с Польшей соединил по договорам старым.

Еще Стефан волошский, из Мазовша князья

Подчиняться ему присягнули, и польские господа.

Еще русские и подольские земли польские законы

Приняли, когда литовский надоел им закон.

Ибо до этого подоляне, и волынцы издавна эти повинности исполняли, должны были, как Длугош и Кромер пишут, что если где-либо или когда-либо король, либо великий князь литовский говорил им на войну ехать, тогда должны были без никаких средств [идти]. Тоже замки земские строить и содержать были должны, и с каждого стая засеянного на каждый год королю либо великому [263v] князю должны давать два корца овса и два ржи и по четыре гроша. Потому в то время королевские деньги имели.