Слово второе
О борьбе нашей против страстей и как они побеждаются памятствованием о Боге и блюдением сердца, то есть молитвою и безмолвием, и как поступать при этом. Здесь же и о духовных дарованиях
Для мысленной борьбы против вышеуказанных помыслов и страстей святые отцы считают необходимым желающему бороться обладать силой, равной тому, против чего он намерен бороться, имея в виду, что он или одержит победу, или потерпит поражение в уме своем. Проще сказать: необходимо сопротивляться лукавым помыслам, насколько дозволяют нам силы. Следствием этого противоборства будут или венцы, или наказания. Победные венцы дадутся тем, кто одолел врага, наказанию же будут подлежать согрешившие и нераскаявшиеся в этой жизни. «Согрешающие, которые подвергнутся мукам, – суть те, кто от дурных помыслов переходит к дурным делам, – говорит Петр Дамаскин. – Твердо же стоящим борцам и не изнемогающим в великой борьбе со врагом, сплетаются светлейшие венцы победные».
Разумная же и искусная борьба состоит в том, говорят святые отцы, чтобы отсекать и отгонять от себя дурной помысл, то есть прилог, в самом начале и непрестанно молиться, ибо кто сумеет противиться первому прилогу помысла, тот, так сказать, одним ударом пересечет все последующие его действия. Потому что, кто борется разумно, тот отвергается корня зла, то есть лукавого прилога мыслей. Особенно нужно стараться сделать свой ум глухим и немым (к предметам посторонним, суетным) во время молитвы, как сказал Нил Синайский, и иметь сердце безмолвным ко всякому помыслу, даже по-видимому доброму, говорит Исихий Иерусалимский, ибо за бесстрастными помыслами следуют уже страстные, как известно из опыта, и вход в сердце первых бывает причиной входа последних.
Поелику, как сказано, что за добрыми помыслами следуют и дурные, то и нужно принудить себя не допускать и таких помыслов, о которых мы думаем, что они хороши, а постоянно созерцать глубину своего сердца и говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Нужно произносить эту молитву всю, а иногда половину ее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» или же: «Сыне Божий, помилуй мя!», как это будет удобнее для новоначальных монахов. Об этом говорит Григорий Синаит. Не нужно, впрочем, изменять речения часто.
Ныне отцы прибавляют к молитве после слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – слово «грешного». И это приятно Богу, и особенно прилично нам, грешным.
Повторяй так всегда с усердием, когда стоишь, или сидишь, или лежишь, умом и сердцем, сокращая, сколько можешь, дыхание, чтобы не так часто дышать, как говорит Симеон Новый Богослов.
Григорий же Синаит сказал: «Призывай Господа Иисуса со всем желанием, но терпеливо, с ожиданием, избегая всех злых помыслов». Опыт скоро научит тому, что святые отцы советуют сдерживать самое дыхание, чтобы дышать не часто. Это весьма полезно для сосредоточения ума в молитве.
Конец ознакомительного фрагмента.