Глава 2
Прибавление в семействе —
Счастью нет предела!
Поёт и ликует душа —
Лучше нашего нет малыша!
Андрей мурлыкал любимую песню, листая научный журнал, трехлетняя Маришка вдруг спросила:
– Папа, что такое море?
Отец посмотрел на дочь удивлённым взглядом, развёл руками:
– Как тебе объяснить? Море – это огромное пространство, занятое водой.
– Больше Волги? – уточнила маленькая почемучка.
– Больше, – подтвердил отец. – Берегов не видно.
– Как не видно берегов? – удивилась малышка. – А где же там люди загорают?
– Они на одном берегу загорают, а другого не видно, – пояснил отец.
– А плавать там можно? – спросила Маришка.
– Конечно, – ответил отец. – В море плавать легче, чем в реке.
– Почему?
– А в море вода солёная.
– Солёная? – удивлённо подняла белесые бровки девочка. Она быстро вскочила и убежала на кухню.
Когда отец появился там, то увидел странную картину: дочка сидела на стуле и увлечённо помешивала воду в высоком стакане ложкой.
– Что ты делаешь? – спросил отец.
– Морскую воду, – пояснила Маришка. Она опустила палец в стакан, потом взяла его в рот.
– Солёная, – удовлетворённо произнесла маленькая экспериментаторша и предложила: – Попробуй, похоже на морскую?
Под пристальным взглядом дочери отец опустил палец в стакан, облизнул его и кивнул.
– Теперь у нас есть морская вода. Мама показывала на планшете карту Земли, там столько морей. Они все солёные?
– Обязательно, – подтвердил Андрей, улыбаясь и отмечая про себя любознательность дочурки и её лукавство. Ведь, не иначе, и у матери интересовалась этим вопросом, а теперь его донимает.
Девочка нахмурилась:
– А где взяли столько соли, чтобы посолить все моря?
Отец замер с раскрытым ртом, а девочка продолжала рассуждать, не дождавшись ответа:
– И как её рассыпали? С неба? Это инопланетяне сделали?
– Ах, ты, моя фантазёрка! – воскликнул отец, высоко поднимая девчушку. Она радостно заверещала и забыла о своём вопросе, а Андрей отметил про себя, что пора девочке рассказать историю возникновения нашей планеты.
Маришка с удовольствием выслушала рассказ, посмотрела детский познавательный фильм, а потом сделала вывод:
– Море – главное место на Земле. Мы когда туда поедем?
Родители пообещали подумать над этим вопросом, сделав для себя заметку, что не зря назвали дочку таким именем. Она полюбила море, поэтому нужно срочно копить деньги и везти Мариночку на юг.
У молодой семьи как раз денежные затруднения, так как поменяли квартиру, и ипотека съела все сбережения, а зарплаты не очень большие. Раньше родители подкидывали деньжат, а теперь вышли на пенсию, и помогать молодой семье уже не могут, тем более что и у Андрея, и у Татьяны есть младшие братья и сёстры.
Андрей решил ещё в один проект войти, а Татьяна – стать репетитором.
Времени теперь у родителей совсем мало, поэтому девочка проводила часть лета у родителей матери в деревне.
Папа называл девочку выдумщицей, а мама фантазёркой за то, что она любила оживлять окружающие предметы. Все растения казались ей живыми, животные – иными расами.
Особенно вольготно чувствовала себя девочка на даче, где семья бывала часто, благо, что это место находилось близко от города.
Одиночество никогда не тяготило девочку. Она могла разговаривать с соседским псом Августом или со своей кошкой Пушинкой.
Родители постоянно вспоминали такие эпизоды и посмеивались, но Маришка не обижалась, ей приятно, что её дружба с животными нравилась родителям.
Вот, например, папа любил такой эпизод, о котором рассказали соседи, и видел он…
Маришка пришла к соседскому домику, поздоровалась с хозяевами и прошла влево, где её ждал четвероногий друг.
Со стороны казалось, что разговаривают люди, потому что диалог шёл с взаимным пониманием.
– Ты зачем вчера Пушинку задирал? – спросила Маришка огромного лохматого пса, присев у его будки. – Она же пришла поздороваться.
Пёс виновато покрутил хвостом и посмотрел на девочку такими доверчивыми невинными глазами, что она прижала его большую голову к себе, погладила жёсткую шерсть.
– Понятно, ты хотел поиграть, – прошептала малышка. – Пушинка же взрослая уже, играть не любит.
Потом она пошла к своему дому, нашла спрятавшуюся любимицу и выговорила ей, смешно морща носик:
– Пуша, тебе сколько лет? – кошка подняла голову, посмотрела прямо в глаза девочки. Та дотронулась пальчиком до носа любимицы, Пушинка полизала пальчик розовым язычком. – Подлизываешься? Он тебе в сыновья годится, а ты?
Девочку совсем не удивляло, что такой огромный пёс опасался маленькой кошки, сначала лаял, а потом прятался в конуру и дрожал от страха при встрече. Маришка вспомнила, как Пушинка вцепилась в нос Августу, когда он только здесь обживался, а кошка пришла знакомиться и показать, кто в округе главный.
Август – тогда ещё щенок – решил, что он сильнее и начинал громко лаять и бросаться на Пушинку. Та подняла хвост трубой, прищурила глаза и бросилась в бой, вцепившись когтями в нос обидчику.
Маришке, свидетельнице этой драки, пришлось звать на помощь отца, чтобы унять не в меру агрессивную любимицу. С тех пор Август побаивался Пушинку, хотя она больше не проявляла по отношению к нему агрессии.
Через год Август повзрослел и перестал поджимать хвост при виде Пушинки. Он даже пытался заигрывать с ней, а кошка недовольно фыркала и убегала. Девочке хочется, чтобы кошка и пёс подружились, ведь она любила обоих.
Такие воспитательные беседы Маришка проводила всё лето и, удивительно, но животные перестали видеть друг в друге соперников и недругов. Пушинка запросто входила в конуру Августа, а пёс позволял ей прыгать себе на спину.
А маму умилял эпизод с воробьём.
Маленький воробьишка выпал из гнезда. Он уже оперился, имел крохотные крылышки, но они ещё не держали его в воздухе.
Маришка схватила пернатое чудо, принесла домой. Сколько родители не уговаривали отнести птенца обратно, она не слушала, заявив:
– Сами сказали, что воробьиха не примет его, если почует запах человека.
Воробей стал членом семьи. Он ел из рук девочки, весело щебетал с её родителями, но опасался Пушинки.
Когда Чирика подрос, Маришка вынесла его на улицу, но он не хотел улетать, а сидел на её плечо, скосив глаз и нахохлившись.
– Будешь моим личным телохранителем, —обрадовалась девочка.
Слыша такие слова, родители недоумевали: кого опасаться дочери, если все люди и животные в округе обожали девочку. Но, оказалось, что воробей и правда защищал малышку: не подпускал к ней насекомых, которых она не выносила.
Всё лето Чирика жил в доме, а осенью, когда семья стала редко появлялась на даче, улетел в ближайший лес.
Маришка как-то незаметно выросла. Не успели родители оглянуться, как девочке исполнилось десять лет. Дочка не только вытянулась, стала серьёзнее, хотя искорки веселья часто светились в её серых глазах.
В первый раз девочка увидела море в пять лет и начала любить его сильнее всего на свете. Сначала семья отдыхала в гостевом доме, где девочка играла со сверстниками по вечерам, а целый день проводила с родителями на общественном пляже.
Отец быстро обучил её плавать, и родители брали дочку с собой, заплывая за буйки. Конечно, для страховки всегда имелся спасательный жилет и надувной матрас.
Раннее утро. Море чистое-чистое, прозрачное. Видны мелкие рыбёшки, щекочущие ноги, и камешки у берега.
Семья заплыла к буйкам. Впереди бескрайние просторы водной глади, уходящей за горизонт. Слева – скала, справа – скала. Та, что справа называется Ежик, а другую не назвали пока. За Ёжиком – Голубая лагуна. Это закрытая территория, говорили, место для президентской администрации. Вот где отдыхала молодая семья…
А море тихо плескалось. Ему всё равно, кто перед ним – простые люди или высокопоставленные чиновники. Море для всех одинаковое. Почему его назвали Чёрным? Становилось таким во время шторма? Возможно, а сейчас оно ласковое и голубое-голубое, совсем как в песне:
«Самое синее в мире Чёрное море моё».
Как-то вечером дочка поделилась впечатлениями с родителями:
– Отстала я от вас, хотела закричать, а потом поняла, что море ласковое. Я плыву, и кажется, что я одна в целом мире. Только море и я, я и море. О чём оно шепчет? Какие тайны может поведать, если понять его?
На следующий год семья отдыхала в другом месте. Гостевой дом находился на берегу моря. Пляж здесь не песчаный, а галечный, усеянный мелкими отшлифованными водой камушками. Эти камушки, скорее всего, были когда-то частью огромных валунов, выступающих из воды. Рукотворные молы вдавались далеко в море. На них рыбаки удили рыбу.
Ранним утром и отец с дочерью направились на рыбалку. Маришка ловила на тесто, ведь ей жалко червячков. Клевало хорошо, но девочка – непоседа. Она устала от однообразных действий, но молчала, не желая огорчать отца.
Тут вдруг появились горбатые силуэты вдали. Маришка замерла, ожидая чуда, и оно произошло: незнакомцы подплыли ближе, а один, самый маленький решился приблизиться к молу почти вплотную.
– Дельфинчик, – прошептала девочка, от радости не смея пошевелиться. Так впервые увидела малышка этих морских обитателей.
После этого эпизода девочка постоянно приходила на мыс, но дельфины больше не появлялись, что очень огорчало Маришку. Она так хотела подружиться с ними.
Напрасно родители напоминали, что дельфины – не домашние животные, и приручить их может только опытный дрессировщик. Девочка прочла много книг, посмотрела познавательные фильмы, побывала на представлениях и уверена, что дельфины разумны.
Дочь уговорила родителей посетить местный дельфинарий. Но это посещение оказало гнетущее впечатление, потому что девочка увидела вялых животных, с тоской глядящих на нарисованный пейзаж. Она потребовала отпустить дельфинов и других животных, чем вызвала скандал, который с трудом уладил отец.
Во время поездки на теплоходе Маришка вновь увидела удивительных морских созданий, резвящихся за бортом. Она готова прыгнуть к ним, но дельфины уплыли по своим делам.
Время у моря пролетело очень быстро. Каждый раз перед отъездом девочка прощалась с морем:
– Море, я буду вспоминать тебя целый год! До встречи!
С моря девочка приезжала всегда загорелая, счастливая и целый год не болела простудными заболеваниями.