Дизайнер обложки Владимир Александрович Короленко
Иллюстратор Владимир Александрович Короленко
Фотограф Светлана Владимировна Короленко
Фотограф Владимир Александрович Короленко
Редактор Ярослав Александрович Неравнодушный
© Владимир Александрович Короленко, 2017
© Владимир Александрович Короленко, дизайн обложки, 2017
© Владимир Александрович Короленко, иллюстрации, 2017
© Светлана Владимировна Короленко, фотографии, 2017
© Владимир Александрович Короленко, фотографии, 2017
ISBN 978-5-4483-7212-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В дар дочери Светлане адресую
Ответственной и бескомпромиссной, целеустремленной и жизнерадостной.
Всегда спешащей и везде успевающей.
Посвятившей себя делу настоящего гражданина своей Родины – защите Отечества.
Отдавшей более двадцати пяти лучших лет своей девичьей жизни службе в Вооружённых Силах.
Успела добровольно внести свой посильный вклад по спасению трещащей по швам могучей мировой державы, побывав в её горящих точках, за что имеет государственные награды. А после с собственного любопытства позволила себе преодолеть сыпучие пески в знойных африканских пустынях и насладиться неоднозначной демократией и сервисом в цивилизованных Европейских государствах.
Умеет видеть новое и прекрасное.
Безоговорочно оценивает свой богатый жизненный опыт на еще коротком жизненном пути, и с желанием обогащается мудростью старших товарищей и своих родителей.
Понимающая сладость жизни и очарование прекрасным, но рано получившая обидные жизненные уроки.
Бесконечно любит свою сестру-близняшку и не представляет долгой разлуки с ней.
Родителей безмерно любит, сочувствует и боготворит.
Уйдя в отставку, предложила жить с ними, чтобы своей заботой уровнять все то, что они дали ей с рождения до выхода в самостоятельную жизнь после окончания МВТУ им. Баумана.
Прекрасно владеет автомобилем и не мыслит своего существования без компьютера и интернета.
Эпиграф
Черкнуть стишок, пожалуй, каждый сможет.
О девушке, о звездах, о луне.
Но мне другие мысли сердце гложут,
Другие думы давят череп мне.
Хочу, чтоб каждый был здесь настоящим гражданином.
Хочу, чтоб каждый был, как гордость, как пример.
Был настоящим, а не подлым сыном
В великих штатах СССР.
На суд свои мысли я Вам предлагаю, читатель,
Мой критик, соратник, товарищ, приятель.
Суть книги не в том, чтобы автору славы добиться,
А каждый, чтоб мог земляками повсюду гордиться.
От автора
Если говорить о моем литературном творчестве, а лучше сказать увлечении, не единственном из моих любимых занятий, то оно берет начало с 1955 года, когда я некоторое время прослужил рядовым солдатом в Советской армии далеко за пределами Родины – в Группе Советских войск в Германии.
Время было беспокойное, а в военном смысле напряженное.
Мы понимали сложную международную обстановку, и что пребывание огромного контингента наших войск за границей, после только что победоносно закончившейся Второй Мировой войны, были для СССР вынужденными, обязательными и тревожными. Направлены на сдерживание не скрываемых намерений союзников, исключительно легко, с минимальными, в сотни раз меньшими потерями в войне, присвоить себе право по делению сфер влияния в Европе.
В армии солдаты служили по три года, хотя некоторым, после окончания войны довелось пробыть рядовым исполнителем воинского долга до семи лет.
Я служил послушно, безропотно, честно с пониманием. В душе ощущал ответственность, за сохранение выполненного долга нашими отцами, старшими товарищами-победителями.
Воспоминания о родных краях, товарищах по учебе, заводских друзьях, с которыми жил в общежитии и зачитывался вместе с ними популярной на то время советской и зарубежной литературой, пробуждали желание писать не только подробные с размышлениями письма друзьям, но и рискованные попытки попробовать себя в коротеньких, возможно, не совсем зрелых сочиненных заметках. В основном это были статейки о далеком Урале, откуда я призывался в армию, о друзьях по работе в заводском цеху, непосредственной службе солдата вдали от Родины.
К моему удивлению и радости заметки печатались в центральной военной газете. Тогда мне удалось предложить их более десятка. К сожалению, за долгое время мои публикации были утеряны, а найти через интернет номера газет, в которых были напечатаны материалы, мне не удалось. Не сохранились и рукописи.
Гонорар мне обязательно перечисляли на вкладную книжку советскими рублями. Получить я его мог только в России. Чем и пользовался, так как отпуском, за успехи в службе, меня рядового солдата, а затем сержанта, поощряли каждый год.
Но это были лишь временные увлечения, как и то, что в то время мне удалось научиться играть на баяне немецкого производства, купленного за сержантское жалование.
Однако, самым ранним моим, детским увлечением была фотография. На то время процесс получения снимка был достаточно сложным, занимал много времени, требовал наличия специального оборудования (бюветы для обработки пленки в трех операциях, отдельные три ванночки для обработки фотобумаги, фотоувеличитель), химикаты для обработки фотоматериалов, отдельной темной комнаты или места для работы только при красном свете.
Фотопленка обрабатывалась отдельно, снимок на фотобумаге – отдельно. Процесс проходил через несколько операций: «проявление» фотопленки в химическом растворе – проявителе, промывка, «закрепление» полученного результата на пленке в фиксаже, сушка фотопленки, а затем печать фотокарточек с помощью фотоувеличителя на фотобумагу, с повторением процесса проявления и «закрепления» строго по определенному времени каждого снимка.
Несмотря на все сложности, я занимался фотографией еще со школы, с шестого класса, так же как и музыкой. В школьном детском оркестре играл на балалайке.
Увлечение фотографированием продлилось на долго и фотоаппарат со мной был почти постоянно. Горжусь сохраненным снимком, сделанным на фоне поверженного рейхстага во время экскурсии в Берлин в пятидесятые годы. В семейной библиотеке собрано более десятка фотоальбомов.
Позже, благодаря современным технологиям, кроме отдельных фотографий перешел к созданию фото и видео фильмов, о чем скажу ниже.
В дальнейшем увлечения были вытеснены трудной учебой и напряженной службой. Ведь в армию я пришел с образованием семь классов. В послевоенные годы и этого было достаточно, чтобы меня поменяли для укомплектования сержантской школы на солдата с образованием ниже начального.
Оставшись на службе сверхсрочником я, прежде всего, пошел в вечернюю школу при Советском консульстве в городе Лейпциге. Получил среднее образование.
Благодаря длительной работе на военных средствах связи, проходя срочную и службу сверхсрочника, получив достаточный военный опыт, экстерном за год освоил программу полного трехгодичного военного училища связи им. Калинина в Киеве. Получил воинское звание лейтенант. И в дальнейшем полностью отдался службе, хотя увлечения оставались, а искорки кратких юмористических рифмованных строчек невольно произносились мной на узких застольях среди друзей, но записаны не были.
За мои адресные не двусмысленные рифмованные намеки в тостах коллега по службе А. И. Тюхин называл меня Омар Хайям. Благо это прозвище за пределы тесной компании не вышло.
Для служебного роста и продвижения по военной службе, полученных знаний в училище было недостаточно. Поэтому в 1973 году заочно закончил Львовский ордена Ленина политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика», с присвоением квалификации инженера-электрика.
Что касается литературного опыта я, считаю, набирался его и на командных должностях продолжительной военной службы, стараясь досконально точно с характерными чертами, наклонностями, личными особенностями характера и увлечениями писать подробные служебные характеристики на своих подчиненных. Особенно это было важно при продвижении офицера по службе, заслуживающего более высокой воинской должности и соответственно воинского звания.
Характеристику на подчиненного писал так, чтобы прочитав её можно было обязательно узнать знакомую личность. С интересом поддержал меня в этом начинании Рубен Рубенович Исраэлян, мой первый, но на долго запомнившийся своим стилем работы, политработник. Черновик характеристики я подавал начальнику без фамилии. И когда, ознакомившись с ней, он называл подчиненного, я с радостью дописывал фамилию. Нередко дорабатывал.
Чистое литературное творчество из-за занятости и недостатка свободного времени ушло на второй план. Больше поддерживалось, как полезное для службы в армии занятие спортом, охотой, рыбалкой, фигурным вождением автомобиля.
Охотничьи трофеи и награды за призовые места в соревнованиях остались в память не бесполезно прошедшими увлечениями за продолжительную, отбирающую много времени, но необходимую, ответственную и полезную военную службу.
После выхода в отставку появилось больше свободного времени. Наблюдая окружающих коллег по работе и являясь свидетелем многих трогающих сознание жизненных ситуаций и эпизодов, пробудилось желание рассказать о волнующих меня событиях, тем, кто рядом, но возможно, не замечает их так четко и интересно.
Начал писать о тружениках завода, чтобы поделиться о событии и рабочем человеке так, как вижу ситуацию, и в чем можно извлечь полезные уроки для моих коллег и окружающих.
Продолжая трудовую деятельность на Минском велозаводе стал внештатным корреспондентом заводской многотиражной газеты «МОТОВЕЛО», еженедельный тираж которой составлял 1500 экземпляров. Главный редактор И. А. Сухоруков, затем Галина Данилко с удовольствием размещали мои публикации, которых за время семнадцатилетней работы на предприятии было около сотни.
Газеты, на полях которых размещены мои статьи, стихи, поздравления, фельетоны, путевые заметки, очерки о рабочих, хранятся в моей домашней подшивке, как и отдельно ежегодно набранные особым шрифтом поздравления заводских женщин с праздником 8-е марта и сотрудников – в честь их юбилейных дат. Такие поздравления заводская типография печатала отдельно, до сотни экземпляров в праздники и единичные экземпляры для юбиляров, и я лично разносил их в качестве поздравления по цехам и отделам предприятия. Персональные – вручались на собраниях коллективов.
В поздравлениях заметил, что не повторяюсь. Что они увязаны с событиями не только в отделе, цехе, предприятии, но и в стране, отражают неспокойное время перестройки и реформ, сохранил их, и они могут составить отдельный сборник вместе с персональными трогательными поздравлениями рабочих, инженерно-технических работников друзей и знакомых с их юбилейными датами.
Удачные публикация под заголовком редакции «Я оглянулся окрест СНГ или Путешествие в город-герой Керчь», на весь разворот газеты от 30.04.1999 года вызвала достойный интерес у читателей и я стал узнаваем на заводе. В статьях: «Его величество рабочий» от 19.02.2002 года, «На вес золота», о рабочем ветеране-отставнике, занимающемся сбором и утилизацией металлов, содержащих драгоценные металлы от 16.02.2005 года, и других публикациях удалось правдиво и достоверно показать отношение простых тружеников завода к своим обязанностям, интересу к работе и ответственности за выполняемое дело.
В юмористических зарисовках, фельетонах, отражающих дух времени, «У меня денег куры не клюют», от 27.08.1999 года, «Джентльмены из ОМТС», «Эмансипация и демократизация», «Отпустите вы нас все же в рынок», как и в подобных других, показал плоды перестройки, с небывалой до сего времени в стране инфляцией, крамольную суть реформ, которые, как и все происходящее трогали сознание рабочих, и они не редко встречали меня на территории завода со словами одобрения и похвалы за мои печатные материалы.
Некоторые аналитические и итоговые статьи «Мнение не постороннего», «Аисты крылья не опустят, если мы не опустим руки», «Один в поле – не воин», «Мотовело – 50», «Кратко о продолжительном», «Львов – глазами минчанина» и другие, подписывал псевдонимом: Я. Неравнодушный.
К тому времени у меня уже накопилось достаточное количество произведений, и я попытался собрать их в сборник. Назвал его «До востребования». Для читателя он не дошел, но в личной библиотеке самодельная верстка макета книги сохранилась.
До некоторых пор свои творения я печатал на обыкновенной пишущей машинке, на что тоже должно быть умение – печатать быстро и грамотно.
С клавиатурой пишущего аппарата был знаком еще со времен учебы в военном училище, где (почему-то и не известно зачем) нас муштровали работать двумя руками и всеми пальцами на СТ – 35 (стартстопный телеграфный аппарат 35 модели) под диктовку на уровне первого класса не глядя на клавиатуру.
Как оказалось ничто в жизни, нажитое ранее, не остается ненужным. И в дальнейшем, когда мне самостоятельно пришлось осваивать компьютер навыки работы на клавиатуре идентичной телеграфному аппарату и пишущей машинки, как нельзя лучше пригодились.
А вот с персональным компьютером пришлось разбираться самостоятельно долго и упорно по купленной литературе. Считаю с успехом, хотя только в пределах общего понимания, а с программами – по их надобности к применению. По хорошему завидовал нашим детям, которые со школьной скамьи получают знания и умение работать на компьютере. Часто (не стесняясь) приходилось обращаться и к ним за помощью. К сожалению мое поколение слишком опередило время своим присутствием в жизни и не имело возможности знакомиться с новыми технологиями. Тем, кого это интересовало, осваивали компьютер самостоятельно. И все же это не так уж затруднительно для тех кто имеет инженерное образование, но к преклонному возрасту потеряли интерес к совершенствованию знаний и их применение в настоящей, полной невиданных достижений в компьютеризации повседневной жизни.
Имея первоначальные поверхностно самостоятельно приобретённые знания по работе на ПК, я все же посчитал необходимым расширить их на компьютерных курсах в Государственном учреждении «Территориальный центр обслуживания населения Ленинского района города Минска». Думаю, своевременно закрепил свои практические навыки, чтобы печатать и форматировать сочинения в удобном стиле на компьютере. Другие компьютерные программы пришлось осваивать позже по необходимости.
Набираясь знаниями на курсах, заметил, что проще было тем, кто уже имеет некоторые понятия в обращении с ПК. Труднее тем, кто начинал с нуля.
Создавая литературные произведения, автор всегда задумывается о том, для кого они предназначены. Если я раньше, находился в гуще тружеников завода, то и писал о них. Поскольку меня больше интересовала тема, которая затрагивала рабочие коллективы, отдельного простого рабочего, их проблемы. Однако уйдя на заслуженный отдых, меня заинтересовало другое.
Обновленные новые начинания продолжились там, где я работал, чем занимался, что меня беспокоило, где нужно было применить опыт работы с людьми. Будь-то в школе с учащимися или в массах не равнодушных пенсионеров.
А это ветеранская организация Ленинского района города Минска, где я, как и все ее активисты, работаю по зову души и сердца.
Начал с ветеранской организации велозавода, где в то время работал председатель ветеранской организации Ленинского района Василий Иванович Качалов. Участник Великой Отечественной войны, добродушный, общительный, не многословный, притягивающий к себе своим обаянием, искренне интересующийся характером, наклонностями, увлечениями и желанием отдельного человека участвовать в общественных делах коллектива. Будь это молодые труженики завода, где он возглавлял ДОСААФ, или достигшие пенсионного возраста трудящиеся предприятия.
На заводе втянулся в ветеранское движение. Постепенно, благодаря влиянию Василия Ивановича, перешел в ветеранскую организацию Ленинского района, где стал заместителем председателя, а затем, с декабря 2006 года, постоянным председателем ревизионной комиссии.
Особой заботой нашего внимания были не только пенсионеры, требующие опеки, социальной защиты, но и молодёжь разных возрастных групп, крайне нуждающихся во влиянии старшего поколения, а также не в лишней помощи воспитательного процесса педагогам в школах. Поэтому много усилий ветеранские организации прилагали в своей работе учреждениям образования.
В то время в общественной организации ветеранов, по просьбе любителей литературного поэтического творчества, был создан поэтический кружок, который мне пришлось возглавить.
Темой наших забот стала литературная деятельность ветеранов, где мы обменивались своими трудами и опытом поэтического творчества. Радостным и довольно красивым плодом нашего общего литературного сотрудничества стала книга «Поэзия ветеранов», в которую попали довольно зрелые стихи многих само рождённых поэтов, находящихся давно, давно на заслуженной пенсии, проживающих в Ленинском районе города Минска.
Книга версталась строго под моим контролем с подбором для соответствующих тем стихотворений – фотографий из моего личного альбома. Начинание ветеранов и книгу признали полезной. Издание книги оплатила администрация Ленинского района и распространила во все общественные организации и учебные учреждения района.
Мне много раз и подолгу приходилось встречаться в школах с учащимися на уроках и других мероприятиях. Так, например, около пяти месяцев я принимал непосредственное участие в подготовке школьников СШ №164 к «Вахте памяти» у вечного огня на площади Победы. Занятия и близость к молодежи явились мотивацией для создания личной книги «Честь имею…». Это сборник произведений, но важным и главным в нем была автобиографическая повесть «Офицерами не рождаются».
Издание направлено на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, расширение и обогащение общих знаний, а главное показать, что учеба для молодого человека не дается легко просто. Для этого необходимо много много школьнику трудиться. Только от этого зависит успех молодого человека в будущем.
Другим важным, на мой взгляд, общим проектом явилось издание книги «Связь поколений». Это совместный труд ветеранской организации Ленинского района и пресс-центра детских и молодежных общественных объединений учреждений образования Ленинского района города Минска. Моя идея заключалась в том, чтобы как можно ближе привлечь внимание школьников к чтению автобиографических воспоминаний людей старшего поколения.
В изданном сборнике выступили участники войны, труженики тыла, блокадники Ленинграда, малолетние узники фашистских лагерей. Трудность была не только в редактировании рукописных заметок, но главное в том, чтобы привлечь к чтению книги как можно большее количество учащихся. Поэтому в нашей задумке было предложено на каждую статью ветерана, написать отзыв школьника в любой для него удобной форме. Этим мы более тесно приблизили детей к чтению материалов о судьбах и суровых годах, выпавшим на долю старшего поколения ветеранов в годы Великой Отечественной войны и послевоенное лихолетье.
Полезной школой в литературно-творческом плане для меня было и то, что редактировал книгу профессиональный журналист, руководитель пресс-цента детских и молодежных общественных объединений В. В. Бабич. Проект удался. Всем ветеранам, участвовавшим в проекте, и детям, авторам отзывов на статью ветерана (соавторам книги), были вручены экземпляры книг. Презентация книги прошла с участием ветеранов, учащихся, авторов и главы администрации Ленинского района в библиотеке №7.
К любому своему литературному произведению отношусь требовательно в смысле выбора сюжета, и не повторяемости темы. Цикл зарисовок «Символы восточного календаря» подсказали мне идею совместить добрые поздравления с Новым годом и благие пожелания с критическими замечаниями недостатков существующих в современном обществе.
Что касается поэтических, пусть даже небольших произведениях, то здесь стараюсь «вложить» всю суть задуманного как можно в меньшее количество строчек, стихов. Особенно, как мне кажется, мне удается это сделать в эпиграфах к моим фильмам, статьям, книгам, в сатирических куплетах, рифмованных СМС, кратких эпиграммах. Думается, что к создаваемым маленьким хроникально-документальным фильмам больше подходят эпиграфы в поэтическом стиле, которые в краткой рифмованной форме обобщают материал созданного произведения, пробуждают мысль о сюжете и интересе, к просмотру предложенного фильма.
Заниматься одним и тем же делом долго не могу. Не потому, что оно мне надоедает, я просто боюсь упустить нечто, что еще могу попробовать сделать для меня новое. Но прежде чем приступить к новому увлечению, должен хорошо обдумать каким путем и как проще его исполнить. А если это техническая задумка, то начинаю с элементарного проекта, чертежа. Будь это дачный домик, или домик для пчел своей пасеки с собственными конструктивными задумками. Должен предусмотреть и стандартные внутренние размеры, и как не упустить внедрить свое задуманное новшество. Такая позиция и к литературному творчеству, к созданию хроникально-документальных фильмов.
Видеофильмы – это еще одно мое увлечение, не менее интересное, чем предыдущие. Многие сейчас имеют фотоаппараты просто набитые не систематизированными фотоснимками. Как известно фото можно сделать не только фотоаппаратом, но и мобильным телефоном. Немедленно передать снимок товарищу на огромное расстояние. Однако, на хранение множества снимков нет ни времени, ни целесообразности, ни места в устройстве памяти, или накапливать фото в домашних семейных альбомах.
А почему бы не сделав несколько снимков, на каком-то важном событии, не смонтировать их в отдельный ролик, обозначив его задуманным сюжетом, придав последовательность и идею краткого события? Для этого существует множество компьютерных программ. Раньше я пользовался программой Movie Maker. Но, как мне показалось, она до тонкостей не русифицирована, не принимала фотоматериал разных форматов, не конвертировала видео, «зависала».
Со временем пришла безотказная программа «Киностудия», с помощью которой можно смонтировать фильм с фотоснимков и видеороликов, позволяет применять видео переходы, анимацию, накладывать музыку, закадровый текст и др. Сбоев в работе на этой программе у меня никогда не было. Единственное, что она, как и другие, затратная по времени, особенно когда работаешь с видео. Существуют и другие более продвинутые программы для монтажа рекламных, постановочных фильмов, но меня (для создания хроникально-документального фильма) устраивает «Киностудия». Считаю, что здесь важно показать событие, людей не прибегая к сложным загадочным переходам и анимации. Все должно быть как можно правдиво, обобщенно и не надоедливо по времени.
Присутствуя, на каком либо мероприятии, частями его снимаю на фото и видео. Впоследствии монтирую хроникально-документальный материал, придав ему идейную направленность, оформляю текстовый материал, накладываю музыку или закадровый текст. Коротенький не надоедающий фильм по времени (смотря какую цель вы преследуете) можно показывать своим друзьям. Если это ценный пропагандистский или документальный материал его можно показывать в воспитательных целях и хранить бесконечно долго на соответствующих носителях.
Работа по созданию фильмов, при наличии современных фотоаппаратов, требует определенных навыков и знаний. В библиотеке №7 Ленинского района города Минска существовал кружок по ознакомлению с начальными навыками и умению правильно фотографировать. Для меня он оказался в последующем очень полезным, в плане выбора места, сюжета, панорамы, применение всех функций современного цифрового фотоаппарата. Особенно при видеосъемке. В этом случае и для дальнейшего использования клипа в задуманном фильме. Длинные по времени ролики используются редко. Их долго обрабатывать, чтобы удалить погрешности в съемке, и особенно, в не подготовленной речи выступающих или тех кто ведет диалог.
Когда я более-менее освоил технику фотографирования, самым простым из серии, аппаратом NIKON мне просто приходилось на каком-либо мероприятии заранее выбирать место откуда был хороший обзор и я проводил съемку. Выходить на обозримое место для съемки считал для себя неудобным. Замечу, что снимать событие мне можно было только один раз. Никаких дублей (как это происходит у профессионалов при огромном наличии технических средств поддержки и повторения эпизода) мне, при сбое, делать не придется. Необходимо заснять событие только один раз. И только с этого смонтировать интересный, увязанный в сюжете материал.
Поэтому в дальнейшем как раз и наступала самая ответственная и кропотливая работа над фильмом. Необходимо составить некий режиссерский план. Расставить снятое в нужном порядке. Порезать видеоролик на части. Убрать погрешности в съемке и записанной речи главных героев, наложить музыку или дополнительный текст, который бы совпал с «картинками». применить переходы и анимацию.
Однако, главным считал сделать документальный фильм запоминающимся, поучительным, пропагандистским материалом, который можно было смотреть и делать положительные выводы. Выполнять такую работу в кустарных условиях довольно трудно, тем более применяя только фотоаппарат и персональный компьютер. Но смотреть такие озвученные мини фильмы нравится знакомым и моим коллегам, а мне – совершенствование в этом интересном и полезном деле.
Если раньше мои товарищи просили сделать фото, где они присутствовали на мероприятии, предлагая заплатить какую-то сумму. И то и другое я выполнять отказывался. Но позже стал дарить им законченные мини фильмы, которые предлагал «скачать» с моей странички бесплатно. Тем более, что каждый участник события теперь мог посмотреть на себя со стороны «в живую», не на фото и совершенно бесплатно. Это полезно и тем, что мы документально можем обратить внимание на себя, свои поступки, внешность, произнесенную речь и многое другое.
Этот раздел творчества мне по душе, и я создал сейчас более пятидесяти разного рода фильмов, которые представляют отредактированный с идейной направленностью хроникально-документальный материал. Использовать его можно сейчас и через много, много лет. Часть из них размещена на моей страничке в интернете (ВКонтакте Владимир Короленко). Думаю, что такого рода зрительная информация может эффективно использоваться в разных познавательных, информационных и поучительных целях, а историческая хроника может пригодиться через много лет.
Придавая этому творчеству особое значение, я решил в этой книге создать раздел о моем очередном увлечении. А после публикации книги доукомплектовать каждый её экземпляр диском с фильмами, которым уделено внимание в данном издании или предложить просмотр фильмов в интернете. Этим подчеркиваю многообразие моих увлечений и само название книги.
Созданные видеофильмы одобрены в ветеранской организации города Минска. При чествовании автора с юбилеем, председатель Минской городской ветеранской организации А. А. Адоньев, вручил автору нагрудный знак «За развитие ветеранского движения», особо отметив значимость создаваемых мною хроникально-документальных мини фильмов.
В книге опубликованы несколько моих патриотических стихотворений, определяющих мою гражданскую позицию.
По своему характеру принадлежу к личности с обостренным чувством справедливости, честности, как в бытовом плане, так и серьезным политическим событиям. Поэтому квалифицирую часть своих рассуждений, пожалуй, ближе к политической сатире.
Не все в книге удачное и профессиональное. Действительно играть не первую скрипку и надеяться, что к вам прислушиваются – безнадежное дело.
Понимаю и то, что сатира и юмор жанр колючий и реакция возможна неоднозначная. Согласен и с тем, что не убедившись в прогнозе торопиться выплеснуть содержимое можно и против ветра… И все же…
О соответствии, ценности, интересе, слогу для чтения, принадлежности к конкретным классическим формам литературного жанра кратких произведений, предстоит высказаться читателю.
Мое желание услышать все замечания.
Приятного Вам чтения, мой добрый читатель!
В. А. Короленко. Фото из личного альбома.