Вы здесь

О любви, о браке, о детях. Священное Писание и церковный опыт. О любви к ближним (Т. Н. Терещенко, 2016)

О любви к ближним

* * *

Для чего умерщвляешь тело свое постом, томишь душу свою голодом и жаждою, если не приемлешь с любовию брата своего, против которого во внутренности своей имеешь гнев и ненависть? Ни молитва твоя, ни пост твой нимало не помогут тебе, пока не сделаешься совершенным в любви и уповании веры.

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.)

* * *

Каким же путем может человек искать Его и найти? Прежде всего должен соблюдать любовь к братьям, ибо сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Поэтому если кто приобрел любовь, то приобрел он Бога; если кто стяжал смиренномудрие, то подобен он Христу; а кто не смиренномудр, тот чужд Христу.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Что мед и соты в устах, то ответ ближнему, данный с любовью.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Если не возлюбишь ближнего, то не узнаешь, как любить самого себя.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Если кто любит брата своего, то возлюблен он Богу, а кто ненавидит брата своего, тот ненавистен Богу.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Надобно, чтобы любовь у всех и ко всем была равная и одинаковая, а почтение воздавалось каждому по достоинству. У людей же, так между собою сопряженных, телесное родство не будет иметь преимущества в отношении к любви. Брат ли кто кому по плоти, или сын, или дочь, единокровный не будет иметь к родственнику предпочтительно пред другими большего расположения, потому что последующий в этом природе обличает себя, что не совершенно отказался от естественных уз, но управляется еще плотию.

Святитель Василий Великий (IV в.)

* * *

Что свойственно любви к ближнему? – Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной.

Святитель Василий Великий

* * *

Любовь же друг к другу должна быть во всех так же равною и общею, как человек естественным образом имеет любовь к каждому из своих членов, в равной мере желая здравия всему телу, потому что страдание каждого члена причиняет равное беспокойство телу. Но как в нас самих хотя страдание каждого больного члена равно касается всего тела, однако же одни члены предпочтительнее других – ибо не одинаково занимаемся глазом и пальцем на ноге, хотя страдание их и равно, – так надобно, чтобы в каждом были сочувственное расположение и любезное отношение ко всем живущим в том же обществе, но почтение по справедливости будет он иметь в большей мере к тем, которые более полезны.

Святитель Василий Великий

* * *

– Какую любовь должно иметь друг к другу?

– Какую Господь показал и какой научил, сказав: любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 12–13). А если должно полагать душу, то тем более необходимо в отдельных случаях оказывать усердие к пользе каждого, не сообразуясь с людскими отношениями, но с целью благоугождения Богу.

Святитель Василий Великий

* * *

Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой-то причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему.

Святитель Василий Великий

* * *

Каким образом может человек приобрести любовь к ближнему? Во-первых, да страшится суда за преступающих заповедь Самого Господа, сказавшего: не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36); затем да вожделевает вечной жизни, ибо заповедь Его есть жизнь вечная (Ин. 12, 50); первая же наибольшая заповедь… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим;…вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37–39; Мк. 12, 30–31). Да желает также уподобиться Господу, сказавшему: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34). А еще помогут и следующие рассуждения: ежели брат благодетель наш, то мы и по-человечески обязаны ему любовью, какую соблюдают и язычники, как ясно говорит о сем Господь в Евангелии: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6, 32); если же он злодей нам, то и в сем случае мы обязаны любить его, не только по заповеди, но и за то, что оказывает благодеяние в важнейшем, если верим Господу, сказавшему: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5,11–12).

Святитель Василий Великий

* * *

– Из чего видно, кто любит брата по заповеди Господней, и чем обличается, кто любит его не так?

– У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его. Потому блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез сие подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который, как написано, приобретает сим несравненную выгоду. Да и Павел апостол свидетельствует, говоря: страдает ли один член, страдают с ним все члены, без сомнения, по закону любви о Христе; и славится ли один член, очевидно, в рассуждении цели благоугождения Богу, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 2 6). А кто не так расположен, тот явным образом не любит брата.

Святитель Василий Великий

* * *

Любить человека – значит воздавать честь Создателю, служить нищим – значит воздавать часть Обнищавшему ради нас.

Святитель Григорий Богослов (IV в.)

* * *

Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь.

Святитель Иоанн Златоуст (IV–V вв.)

* * *

Как Сам Господь взирал не на собственную высоту, но на полезное для людей и, уничижив Себя, соблаговолил принять образ раба, чтобы рабов ввести в сыноположение, так и каждому из нас повелел не на собственную выгоду взирать, но иметь в виду пользу ближних. А если кто думает, что, снисходя, потерпит вред, то пусть узнает, что сие снисхождение возведет его на высоту почести.

Исидор Пелусиот (IV–V вв.)

* * *

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается любовь к Богу.

Преподобный Нил Синайский (IV–V вв.)

* * *

Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви.

Преподобный Авва Дорофей (VI в.)

* * *

Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога. Будем долготерпеть друг другу, и Он подолготерпит грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим.

Оставление прегрешений наших обретем в прощении братиям; ибо милость Божия к нам сокрыта в милостивости нашей к ближним. Почему и сказал Господь: прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

После этого спасение наше уже в нашей воле.

Преподобный Максим Исповедник (VI–VII вв.)

* * *

Если хочешь избавиться от страстных помыслов, стяжи воздержание и любовь к ближнему.

Преподобный Максим Исповедник

* * *

Люди похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога, как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и не добродетельный; или по естеству, как родители любят детей, и наоборот; или по тщеславию, как хвалимый хвалящего; или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию, как работающий чреву и тому, что под чревом, устраивающего пиры.

Первая из них (пяти причин) похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны.

Преподобный Максим Исповедник

* * *

Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.)

* * *

Прекрасна и похвальна любовь к ближним, если только заботы ее не отвлекают нас от любви Божией.

Преподобный Исаак Сирин

* * *

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире.

Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное.

Преподобный Исаак Сирин

* * *

Истинную любовь стяжал тот, кто ни подозрений, ни слова не допускает против ближнего.

Блаженный Авва Фалассий (VII в.)

* * *

Друг другу будем помогать, друг друга будем утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих.

Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.)

* * *

В любовь к ближнему часто закрадывается любовь непорядочная, или лицемерная, или притворная, или любовь ради какой-либо прибыли.

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.)

* * *

Насколько мы должны любить ближнего? Так как никто не бывает себе врагом и никто не возненавидел свою плоть, но питает ее и греет ее (см. Еф. 5, 10), то всякий должен желать ближнему того же добра, как и себе, и так любить его, как любит себя.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Предложу слово о плодах любви к ближнему. Ибо и любовь к ближнему, как выше сказано, от любви Божией следует: не любит Бога тот, кто ближнего не любит. Плоды любви к ближнему перечисляет святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, говоря: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всех любит, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). Все эти плоды вкратце рассмотрим.

Первый. Любовь долготерпит. Тот, кто любит ближнего, тот не мстит за нанесенную обиду, но с кротостью и незлобием все претерпевает, и даже молится за творящих напасти. Итак, отмщение и воздаяние злом за зло есть плод не любви, но ненависти.

Второй. Любовь милосердствует. Истинно любящий, видя бедность ближнего своего, кто бы он ни был, не может не подвигнуться душою, не может сердцем не сострадать страждущему, а потому с плачущими плачет. Он видит нагого и одевает, видит алчущего и питает, видит странствующего и вводит в дом свой, больного и в темнице сидящего посещает, печального утешает, сомневающегося наставляет, заблудшего исправляет. Он не думает и не говорит, как иногда бывает: «Что мне до него нужды?! Ведь он не наш, найдется кто-нибудь и кроме меня ему послужить», – но сам с бедным бедствует, пополам делит счастье и несчастье, не щадит себя, чтобы бедствию ближнего помочь, и так бедность его своею бедностью считает. Итак, презрение бедного есть плод жестокосердечного и ненавистного сердца.

Третий. Любовь не завидует. Истинная христианская любовь о благополучии брата так радуется, как о собственном. Видя брата веселым, и сама веселится. Видя почитаемым, как бы сама себя почитаемой считает. О несчастии же его, как о своем, печалится. Итак, печаль о благополучии ближнего и радость о злополучии есть плод не любящего, а завистливого и злобного сердца. Ибо зависть – это печаль о добре ближнего. Радость же о зле есть самое дьявольское дело, так как дьявол о спасении человеческом печалится, а о погибели радуется.

Четвертый. Любовь не превозносится, не гордится. Любовь высшим повинуется, равных почитает, меньших не презирает, всем уступает, никого не осмеивает, не укоряет, не ругается, не бесчестит, не осуждает, но себя и свои пороки видит, всякое зло – себе, а что доброе, не себе, но Богу приписывает; всякое обличение и наказание с радостью принимает. Итак, гордость, высокоумие, осуждение и презрение – это плод не любящего сердца, но от духа злобы дьявола.

Пятый. Любовь не бесчинствует, ибо знает, где и что говорить или делать, рассуждает о месте и времени, бережется того, чтобы подать и принять соблазн, а потому все с рассуждением и говорит, и делает, везде себя чинно и благоговейно ведет. Итак, всякое бесчиние не есть плод любви.

Шестой. Любовь не ищет своего. Радость и веселье истинной любви в том, чтобы ближнему добро сделать даром, без всякого ожидаемого прибытка. Она в том подражает Создателю своему, Который всем благодеяние творит даром, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Она не щадит и себя для пользы ближнего, трудится, потеет, бдит, чтобы ближний созидаем был. Для нее нет ничего неудобного, она из невозможного возможное с помощью Божией делает. Во всем же она ищет не своего, но пользы ближнего, по наставлению апостола. Итак, кто ближнему добро делает ради своего прибытка, нет в том любви к ближнему, но самолюбие.

Седьмой. Любовь не раздражается. Она великому гневу возгореться не попускает, не открывает уста свои на клятву, злословие, укорение ближнего. Итак, клятва и всякое злословие не есть плод любви.

Восьмой. Любовь не мыслит зла. Она не только не делает ближнему никакого зла, но и не мыслит. Любовью горящее сердце всегда в том и поучается, чтобы добро было любимому. Итак, злопомнение не есть плод любви, но плод злобы.

Девятый. Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Истинная любовь, видя, что ближний его, неправду делая, наносит обиду другому, а тем оскорбляет величество Божие и праведному Его подпадает гневу, печалится по трем причинам. Во-первых, потому, что неправдой заповедь Божия нарушается. Во-вторых, потому, что ближний его, будучи обижаем, в неблагополучии находится. В-третьих, потому, что делающий неправду подлежит гневу Божию. И напротив того, веселится, когда видит кого-то в истине пребывающим. Итак, радость о неправде не есть плод любви.

Десятый. Любовь всех любит[1], то есть злых и добрых, чтобы союз мира был неразрушим, и общее благополучие процветало.

Одиннадцатый. Любовь всему верит. Поскольку сама простосердечно со всеми обходится, и обмануть и обольстить никого не хочет, так и о лукавстве других не помышляет. Из-за этого от хитрых и лукавых людей козни терпит.

Двенадцатый. Любовь всего надеется, все переносит, уповая и ожидая, чтобы ближнему какая польза и выгода сделалась.

Тринадцатый. Любовь никогда не перестает. Ибо крепка, как смерть, любовьБольшие воды не могут потушить любви (Песн. 8, 6–7), – учит Божие Слово. Вера и надежда здесь только в верных пребывает, а любовь и вовеки пребудет в избранных Божиих. Она здесь начинается, а в оном веке совершится.

Таковы, слушатели, плоды христианской любви к ближнему, святым апостолом описанные.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783 гг.)

* * *

Если, человек, любишь ты Христа, пострадавшего за тебя, то покажи эту любовь на ближнем твоем, за которого Христос пострадал так же, как и за тебя. Любезное Богу создание – человек. Если Бога любишь, то люби и любезное Ему создание.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Любовь должна быть в сердце, а не на языке, и делом должно показывать ее, а не словом только: иначе лицемерная любовь будет. Кто в сердце имеет любовь, тот, видя нужду брата, помогает ему.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Как не хочешь, чтобы кто тебя обидел, отнял что у тебя, оклеветал, оболгал, прельстил, обманул, опорочил, похитил что, осудил тебя, укорил и прочее зло сделал, так не желай и не делай того и ближнему. Как не хочешь, чтобы кто тебя в нужде оставил, так не оставляй и ближнего своего. Как хочешь, чтобы кто тебе в бедности помог, так желай и помогай сам бедствующему. Как хочешь, чтобы кто тебя, голодного, напитал, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом ввел и упокоил, сидящего в темнице и болящего посетил, печального утешил, сомневающегося вразумил, незнающего научил, заключенного освободил, пленного выкупил, немощному послужил и прочие дела любви сотворил, так желай и твори сам ближнему.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Видя брата нашего алчущего, напитаем его; видя жаждущего, напоим; видя нагого, оденем; видя странствующего и не имеющего крова, в дом введем и угостим его; видя болящего, посетим, утешим и послужим ему; окажем любовь и в темнице сидящему и чем сможем послужим ему.

Одним словом, возлюбим братию нашу так, как самих себя.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Таков нрав любви. Она не смотрит на лица, не разбирает чина и родства, близости и дальности, приязни и неприязни; не спрашивает, кто он, нуждающийся в плоде любви: брат или не брат, сродник или несродник, единоплеменник или иноземец, приятель или неприятель, добрый или злой; тому являет действие теплоты своей, кто хочет того и нуждается в том. Тот ей и сродник, кто беден. Там она близко приступает, где нужда. Бедствие и нужда человеческая – для нее как родство, и ее к себе привлекает.

Святитель Тихон Задонский

* * *

За себя самого молиться нужда и беда убеждают, но за ближнего молиться убеждает любовь.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним; оскорбляем Бога, их милующего; оскверняем наш ум нечистыми представлениями; подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых; смрадом нечистых воспоминаний растлеваем благоухание молитвы; немирною совестию воспящаем сердце наше от восхождения горе; и, конечно, не достигнем оправдания от Того, Который рек: не судите, да не судимы будете.

Конец ознакомительного фрагмента.