Дошкольное детство (от трех до семи лет)
В этот период моторика уступает место зрительному восприятию, которое становится ведущим и идет в паре с речью. Большое достижение дошкольного детства – способность к абстракции. Ребенок переходит от ситуативного восприятия к обобщенному. Если раньше знакомый предмет был «знаком» только в привычных условиях, то теперь он узнается даже тогда, когда антураж изменяется. Также дети различают форму предмета и конкретное содержание – например, могут увидеть в очертаниях окна или двери прямоугольник. Глазомер развит еще недостаточно, и ребенку трудно оценить «на глаз» расстояние или узнать величину удаленных предметов.
Кроме контура предмета, ребенок начинает воспринимать его структуру, положение в пространстве, соотношение частей. Но при этом все еще может «видеть» объект по одному несущественному признаку. Определить и перечислить ключевые признаки нового, незнакомого предмета малышу еще не под силу. Обычно он называет его на основании прошлого опыта и относит к похожим объектам – категоризирует.
К концу дошкольного детства восприятие становится «внутренним», то есть уже не требует сопровождения предметными действиями. Ребенок может мысленно сравнить предметы по цвету, форме и величине. Также он сопровождает восприятие словами – рассказывает о предмете. Связь с речью помогает сделать восприятие более осмысленным. Теперь ребенок способен сформулировать цель наблюдения, спланировать процесс, передать то, что видит. Развивается рассматривание, восприятие становится целенаправленным и управляемым, произвольным.