Вы здесь

О детском рисовании. Каракули (Марина Озерова, 2013)



Каракули




Обычно ребенок пробует рисовать еще до первого дня рождения. Это, конечно, не рисование в нашем понимании и не изображение конкретных предметов. Начальная стадия развития детского рисунка носит название доизобразительной, и в ходе нее ребенок преодолевает три этапа: период марания (посвященный пробам материалов), ритмических каракуль (автор повторяет движения и наносит схожие штрихи) и ассоциативный период (для него характерны попытки увидеть в каракулях образ).

К моменту начала рисования дети уже способны координировать свои движения и следить, как материал оставляет след на поверхности. Рисование учит их владеть телом и выполнять задуманные действия. Кроме того, это наглядный способ запечатлеть свое присутствие в мире.


Ребенку чуть меньше года – самое время рисовать на себе и на стенах


Первое время материалы для рисования интересуют ребенка только своими свойствами. Малышу требуется опробовать новую субстанцию и проанализировать данные многих рецепторов. Самыми важными являются тактильные ощущения, поэтому родителям не стоит удивляться и сердиться, когда ребенок начнет испытывать художественные средства всем телом.

Первые штрихи – это проявление общей исследовательской активности ребенка, результат взаимодействия с предметами и общения с людьми. Каракули служат «мостиком», который преодолевает разрыв между действиями и представлениями, и относятся к периоду «марания».

Рисунок девочки 1 года 3 месяцев. Каракули направлены в разные стороны. Пастель, шариковая ручка


Затем ребенок чувствует в движении определенный ритм, закономерность. Появляются так называемые «ритмические каракули», со штрихами, нанесенными примерно в одном направлении.


Рисунок девочки полутора лет. Большинство штрихов направлены одинаково. Пастель, шариковая ручка, карандаш


Рисунок девочки 2 лет. Пастель


Детские каракули – образ и двигательный, и зрительный одновременно. Рисуя, дети учатся воспроизводить свои движения, создают их видимое воплощение. Им нравится многократно повторять заученный жест (эту же особенность можно наблюдать в играх-потешках), водить рукой по листу бумаги туда и обратно.


Рисунок мальчика 2 лет. Штрихи очень интенсивны и ритмичны. Простой карандаш


Начав с однообразных вертикальных или горизонтальных штрихов, постепенно ребенок научится делать отрезки разной длины и, стуча по бумаге, ставить точки.


Рисунок девочки 1 года 3 месяцев. Простой карандаш


Поначалу ребенок «не замечает» листа. Убрав за художником бумагу, вы увидите на столе или полу хвостики линий. Малышу потребуется время, чтобы понять, что у поверхности есть границы, и научиться оставаться в их пределах.


Рисунок девочки полутора лет. Видно, что ребенок рисовал не только на листе: рисунок «продолжается» вниз, границы не соблюдены. Гуашь


Рисунок девочки 1 года 5 месяцев. Внизу, вверху и справа рисунок не помещается на листе


Со временем появляются округлые линии и зигзаги. А после одиночных черточек ребенок пробует штриховку.


Рисунок девочки 2 лет 5 месяцев. Гуашь

Конец ознакомительного фрагмента.