Вы здесь

О воспитании детей. Поучение о том, как воспитывать детей, чтобы они были послушны (Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней , 2009)

Поучение о том, как воспитывать детей, чтобы они были послушны

Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери

(Притч. 29, 15)

Не много в Евангелии повествуется о детстве и отрочестве Господа нашего Иисуса Христа; но это немногое весьма важно многоучительно. О двенадцатилетнем Иисусе Евангелист Лука записал следующее: Иисус пошел и пришел с Иосифом и Марией Матерью Своей в Назарет; и был в повиновении у них (ср.: Л к. 2, 51). То самое, что Евангелист поставляет в похвалу отроку Иисусу то есть послушание лицам, которые на земле занимали Ему место родителей, – то самое апостол Павел прославляет в Иисусе, достигшем мужеского возраста, – прославляет послушание Его Небесному Отцу: Он послушным был, – свидетельствует апостол, – даже до смерти, и смерти крестной (ср.: Флп. 2, 8). Апостол идет еще дальше и от этого послушания выводит спасение мира: как от непослушания одного Адама пришел грех, так от послушания одного Христа пришло оправдание (ср.: Рим. 5, 17).

Нет нужды говорить о величайшей важности послушания вообще в жизни людей; как оно безмерно важно в воспитании детей – знают родители. Можно даже сказать: кому удалось воспитать своих детей послушными, тот исполнил свою обязанность, разрешил свою воспитательную задачу.

Не буду я говорить ныне о важности послушания, а предложу только родителям краткий путь, идя по которому они могут достигнуть того, что дети их будут послушными детьми. Предмет речи, думаю, далеко не безразличен для отцов и матерей.

Прежде всего, мы должны здесь сказать, что послушание есть такое «растение», которое может расти и созревать не в каждом доме; это «растение» созревает только там, где почва для него благоприятна. Но, к общему прискорбию, есть такие семейства, в которых нет ничего благоприятствующего воспитанию детей в послушании. Это все те семейства, в которых господствует дух вольномыслия, неуважения к законам Божиим и человеческим, – тот дух, который не хочет знать никаких авторитетов. Обыкновенно большей частью тогда только прибегают к защите Божеского или человеческого закона, когда это находят удобным для себя и полезным. Где родители заражены этим духом, там невозможно воспитать детей в послушании. Кто хочет иметь послушных детей, тот сам должен уважать всякий признанный авторитет, всякую власть и закон. Такие авторитеты: Бог, Церковь, установленная власть; такие законы: заповеди Божий и церковные и законы правительства. Но достаточно ли ныне сохраняется уважение к этим авторитетам?!

В иных семействах Бог самое последнее лицо, на которое обращают внимание; о Нем не принято говорить, разве только при разговорах после прочтения чего-либо в книге, где между строк выражается неверие в Бога и отрицание той или иной истины откровения. Вера в живого, личного Бога обращается в тех книгах конечно, прикровенно в сказку, которой могут верить только старые женщины. Что есть обязанности к Богу, об этом многие совершенно не думают, и кто надлежащим образом исполняет их, такой, по меньшей мере, возбуждает в обществе удивление. Все это ребенок видит и слышит. Какое же выведет он отсюда заключение? Очень простое: если отец мой не почитает Бога, не слушается Бога, то и я могу не почитать, не слушаться отца; если Бог и заповеди Его – вымысел, то и пятая заповедь[4] – также; следовательно, родители для меня не имеют никакого значения. И, согласитесь, при таком рассуждении логика ведь будет на стороне детей!..

Далее, если взять во внимание, что для многих родителей власть Церкви и авторитет духовенства не имеют ни малейшего значения, то понятно, что в таких семействах не может быть и речи о воспитании детей в послушании. «Что мне священник? Что мне его выдумки?.. Разве можно верить тому, что он говорит?» – такие речи нередко ныне приходиться слышать и детям! И между тем, слушая дома такие речи, ребенок в школе и в церкви слышит от священника, что дети должны быть послушными своим родителям и всем, кто занимает их место. Дома подкапывается авторитет священника, часто грубой насмешкой, а он должен твердить детям: почитай отца твоего и мать твою. Ребенок отсюда выведет прямое заключение: если отец мой не признает никаких заповедей, о каких говорит священник, то и мне его нечего слушать, быть внимательным к словам его, когда он учит, объясняя пятую заповедь. И логика опять на стороне ребенка!

То же самое бывает и относительно авторитета начальственного. «Что мне начальство? Я сам себе господин: что хочу, то и делаю!» – говорит иной, говорит нередко и хуже… и не смотрит на то, кто его слушает. Конечно, эти речи против власти не для неё опасны, потому что начальство может принудить к послушанию имеющейся в её распоряжении силою, чего не делают ни Бог, ни Церковь; тем не менее здесь почва для развития в детях вообще непослушания к родителям. Везде, где только не признается и не уважается Божеская и установленная Богом власть, где законы исполняются только страха ради, там воспитание послушания не имеет почвы. Кто презирает авторитет Божий, авторитет Церкви, авторитет всякого начальства, тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали его родительский авторитет; и кто добровольно и по чувству долга не следует названным авторитетам, тот никогда не сможет воспитать своих детей послушными. Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы дети ваши были послушны, то уважайте законные авторитеты, сами следуйте их законам и, прежде всего, учите этому своих детей. Это основа послушания.

Но предположим, что почва для развития послушания в детях имеется благоприятная, и оно может на ней хорошо расти. Что же делать, чтобы вырастить его? Послушание в своей сущности есть подчинение воли нашей воле чужой. Но чтобы подчинить свою волю воле другого, надобно иметь расположение и уважение к тому, перед кем должна склоняться моя воля, надобно любить его, чтобы следовать ему.

Между всеми душевными силами самая сильная есть воля; она господствует над другими; чего мы хотим, о чем только думаем, говорим, – то только делаем. Бог дал нам эту душевную силу, чтоб мы хотели и делали добро, ненавидели и отвращались от зла. Но наша воля ослаблена грехом и склонна ко злу; если мы и познаем доброе, то мы слишком слабы, чтобы серьезно хотеть и исполнить его. Лучшее вижу и одобряю, однако следую злому (см.: Рим. 7, 19). Эта слабость пришла к нам с первородным грехом, привнесшим к тому своенравие и упорство, которое с детства должно быть обуздываемо и искореняемо. Виноградная лоза приносит благородные и сладкие плоды, но не тогда, когда дают ей расти, как она хочет, но когда ее обрезают и привязывают к ней жерди. Что в виноградной лозе обрезание и привязывание, то производит дисциплина и обуздывание своенравия и упорства в ребенке, чтобы он приносил благородные «сладкие» плоды послушания. А чтобы вам «собрать» на ваших детях эти плоды, заметьте правила, которым вы должны следовать. Не допускайте в ребенке с малых лет упорства и своенравия, если хотите, чтобы он был послушен. Это не то значит, чтобы вы ни в чем не давали ребенку воли: дитя может хотеть того, на что имеет право, и тогда охотно, где возможно, исполняйте его волю. Если дитя в надлежащее время просит пищи, так как чувствует голод, то это его хотение должно исполнить, потому что отказать в этом было бы жестоко и безжалостно. Просит дитя вещь, необходимую ему в школе, – нужно исполнить его волю, иначе мы подвергаем его опасности, что оно приобретет эту вещь бесчестным путем. Совершенно иное дело, когда ребенок хочет чего-нибудь непозволительного: в этом должно ему отказать, не обращая внимания на слезы. Никогда не следует обращать внимания на капризы детей; кто раз показал слабость, будет и впредь рабом ребенка, и его своенравие будет господствовать над родителями.

Конец ознакомительного фрагмента.