Вы здесь

О(бес)смысленно. 294 месяца. Диалог с пустотой (отражения) (Владислав Тимкин)

Диалог с пустотой (отражения)

Самое сложное – начать. Так происходит всегда, неважно, начать ли делать что-то в реальности или начать задумываться о том, что и как надо сделать. Мысли путаются, наступают друг другу на пятки, дерутся, но какие-то всегда умудряются проскальзывать мимо общей свалки и оказываются на бумаге.

Для того, чтобы начать, необязательно даже знать, что хочешь получить в итоге. Но тогда не стоит расстраиваться, если получится совсем не то, чего ожидал. Да и чего можно ожидать, если не знаешь, куда выведет кривая мыслей?

Декабрь ’12

***


Конечные остановки любого транспорта – это романтика завершенности. Всегда после этого должна наступать новая жизнь, в которую мы вступаем не по своему желанию, а сообразно законам мира, согласно которым поезд должен иметь конечную станцию, а человек – цель. Из пункта А в пункт Б, иначе задача не имеет смысла и решения.

Декабрь ’14

***


Я перечитываю себя и не узнаю. Как я мог написать всё это? Да и я ли это писал? Мне не знакомы эти мысли, они сложны для меня, точность формулировок заставляет меня чувствовать себя неудобно.

Декабрь ’16

2014

Путь – это всегда выбор. Это не пространственное понятие, вернее, не только, не только временное и не только поведенческое. Путь – это всегда выбор лишь одной из множества альтернатив. Это всегда отказ от оставшегося множества вариантов. И именно поэтому путь так сложен, сложно даже само его обретение – стать субъектом воли, самому создавать и открывать путь, самому нести ответственность за свои решения, взвешенные и не очень. Но немногие осознают, что отказ от пути, от выбора – суть тоже путь, начало которого целиком лежит в воле индивида. Именно поэтому необходимо быть мужественным, умным, открытым для обретения своего пути и себя в нём.


***


Размениваем свою жизнь на мелочи. Разрываем нить времени жизни на яркие отрезки и унылое ничего; вместо того, чтобы жить, существуем, изредка просыпаясь. Сколько прекрасного можно было сделать вместо впустую потраченного времени, сколько пользы принести себе и окружающим… Нет, упорно тратим драгоценные часы жизни на бессмысленные занятия – будь то телевизор, бесполезные игрушки, ритуалы, не несущие в себе искры истинного занятия. Как ухитряемся совмещать в себе декларируемые ценности, жажду к жизни, если так нелепо тратим часы и дни? Не останется ведь ничего, ни следа, ни зацепки в памяти от того, во что не вкладываем душу. А вкладываем её, к сожалению, очень мало во что. И нет, поэтому, ничего удивительного в том, что люди, в большинстве своём, несчастны – они не умеют жить, они существуют, делают необходимые для поддержания этого существования вещи, не хотят пробивать потолок, искать взглядом небо, стремиться выше. Уютно ведь в болоте – тепло и все свои.


***


Светлая рефлексия всегда привлекательна своей сумеречной сущностью – неуловимой, истончающейся натурой, при приближении к ней осмысленного взгляда, распадающейся на глазах. Этим она напоминает летние сумерки, когда обыденные предметы и здания теряют свои привычные очертания, словно растворяясь в тёплой дымке. Растворяются они до включения первых фонарей, дарующих им иную, ночную сущность, чужую им, незнакомую. Поэтому незнакомый город, который мы впервые видим только ночью, утром оказывается совсем другим, может, и приятным, но лишённым ночного флёра, очаровавшего нас своей загадочностью и открывающего в каждом из нас мечтателя. Так, утром город становится функцией, объектом приложения интересов наполняющих его людей. А ночью он – Город, субъект сам в себе и сам по себе, и никто ему для этого не нужен. Вот этот переход от дня к ночи и дарует нам ощущение причастности к агрегатному переходу, осуществляющемуся без нашего участия, приглашающего к наблюдению и рефлексии. Так и рождаются воспоминания.

2015

Январь

Мы все боимся оказаться несостоятельными в том амплуа, в которое сами себя загоняем. Образование ли, увлечения, хобби, круг общения – все это втискивает нас в рамки, ставит на рельсы, вынуждает придерживаться выбранного когда-то курса. Но правильно ли это? Стоит ли доводить себя до морального истощения, следуя не своему призванию, но навязанным, не твоим истинным сценариям, пусть даже и сам их себе навязал? Не кажется ли нам, что, отказавшись от своей роли, мы разрушим себя, свою личность, свой мир? И этим все глубже заталкиваем себя в толщу обыденности, закрыв глаза и уши. Иногда стоит брать паузу. И оценивать себя, трезво и беспристрастно – если бы мы не были собой, хотели ли бы мы быть такими, какими мы стали?


***


Сегодняшние мысли – это мысли сегодняшние, вчера безвозвратно потеряно за водопадом ежедневности и селевыми потоками размышлений.

Февраль

Чем глубже погружаемся в пучину собственного безумия, тем человечнее становимся. Все беды в мире от несовершенства человека, но именно оно делает нас людьми. Осознание хрупкости сознания, сознательное же решение не приближаться к грани – вот что делает мудрых мудрыми. Перфекционизм в чистом виде противен человеческой натуре, она турбулентна и непоследовательна. И если кто-то пытается приблизиться к грани своей природы, он либо теряет себя, либо сознательно выбрасывается из общностей, зависимостей и ритуалов. Выход из человеческого – вот цена идеала. Его не примут, да и он не захочет остаться.


***


Все происходящее с нами – преходяще. Мы сами вольны интерпретировать каждое произошедшее с нами событие. Каждая оценка этого мира – наш выбор. От нас зависит, в каком настроении мы проснемся, с кем разделим трапезу, чем будем заниматься в жизни. Каждый шаг – выбор, каждый выбор – следствие оценки. Будем осторожны в суждениях и оптимистичны в планах. Только так можно превозмочь заложенные в нас природой конформизм, леность и подозрительность.


***


Каждый наш день – результат выбора, осознанного или не осознанного, важно это осознать и впредь подходить к выбору сознательно. Тогда жизнь будет твоей.


***


Важно поймать себя на моменте агрессии и осознать его, прожить от и до – понять, что явилось причиной такой реакции, на что такое наше состояние может повлиять, найти все за и против такого душевного непокоя и постараться расслабиться. Зачастую агрессия и стресс – суть следствия усталости, напуганности, неуверенности, голода, наконец. Слушать себя и делать то, что гармонирует с тобой.


***


Важно не поддаваться чужим эмоциям. Кто-то что-то может сказать вскользь, не придавая значения, забыв через секунду, а ты весь рассыпаешься – неловко оброненное слово вошло в резонанс с твоими сомнениями и страхами. Мы все боимся быть несостоятельными, и в нашем страхе лучший помощник – унижение. Гораздо легче высмеять, не принимая, чем принять, загрустив. Чуть больше терпимости и спокойствия – вот то, что нам необходимо для гармоничных отношений и чистой души. Чем бы они ни были.


***


Как много недопониманий происходит от нежелания или неумения слушать оппонента. Нам гораздо легче навесить на него ярлык и среагировать – обидеться, разозлиться или высмеять. Мне кажется, очень важно понять и принять, что мы – самое важное, что у нас есть, но при этом помнить, что мы – не самое важное, что есть у другого человека. Именно поэтому не стоит обижаться на человека из-за не устраивающей вас реакции – он любит вас, но вы в его списке любовей идете после себя, мамы, кота и колбасы.


***


Из грязи в князи, из смерти в смерть, смеясь, обстругиваем палочку, имевшую имя гоголевской повести, забывая наказы предков, потомков, любящих нас существ, склоняющих голову в тихом осознании своей беспомощности при первых признаках нашего гнева – мы дети, что способны лишь топать ногами, позабыв, как видеть призраков. Или ангелов.


***


Если люди, которые тебе дороги, имеют отличную от твоей точку зрения на важные для тебя вопросы, избегай этих тем, и будет тебе счастье. Ничего, кроме ссор, обид и разочарований мы не можем вынести из диспутов, споров, упреков, касаемых того, как и куда мы живем, что чувствуем, что составляет наш воздух. Чужая душа – потемки, и мы никогда не сможем осветить это пространство свечечкой своего убеждения, которую, к тому же, все время пытаются задуть. Только личный пример. Только любовь и уважение. Ведь мы любим за что-то этих людей? Так давайте на этих достоинствах и концентрироваться.


***


Зло всегда сильнее добра. Потому что добро не может быть злом, но зло может быть добром. Но побеждает зло не всегда. Поэтому всегда есть шанс. Но существует ли одно без другого? И существуют ли они вообще?


***


Важно ощущать благостность и радость от каждого совершаемого действия – одни и те же процедуры при разных восприятиях могут дать совершенно разные степени удовлетворённости собой и миром. Важно знать, зачем ты делаешь то, что делаешь, и к чему это тебя приведёт. Только так мы можем с уверенностью сказать себе, что движемся в сторону своей мечты.


***


При всём нашем желании воспринимать, оценивать и реагировать на этот мир объективно, мы не властны над реакцией окружающих. И именно в этот момент приходится делать выбор между идеальным для нас миром и миром в семье.


***


Редкие вечера без мыслей – алкоголь наш друг и наш пастырь. Без него мы все окажемся в аду своей жизни, с ним мы все дальше отходим от рая. Божественная дихотомия в действии.


***


Цените, то, что имеете. Ваше (наше) нытье может показаться кому-то ерундой, потому что с их точки зрения наши проблемы – ничто в сравнении с их неустроенностью. Улучшать мир вокруг себя – вот цель каждого.


***


Мы живем в будущем. Раньше у человечества были мечты. Сейчас, кажется, они измельчали. Но это свидетельствует лишь о том, что глобальное достигнуто, дальше фантазия не работает, а все, что остается – докрутка и усовершенствование. Все можно измерить цифрами, все может быть подчинено логике – это ли не будущее, каким его представляли фантасты прошлых веков. И грех жаловаться на неструктурированность времени в этом изобилии информации. Имеющий уши да услышит. Имеющий цель да достигнет.


***


Как найти баланс между личным и общественным? Где граница между личным интересом и интересом государственным? Возможно ли найти компромисс между развитием и свободой выбора? Эффективностью и душевностью? Что творится в душе у великих политиков, принимающих жесткие, но эффективные решения?

Все так сложно, если не идти по пути упрощения и принимать на веру один из путей, нарекая его единственно верным. Больше любви в этот мир! Человечество как сумма индивидуумов не поспевает за развитием науки, техники и этики. При экспоненциальном росте последних люди недалеко ушли от своих прямых предков – тысяча лет – ничто в рамках существования человечества. А наука уже за последние 100 лет доставила нас в новый мир. И получается, что вчера мы отложили дубину, а сегодня уселись с планшетом. Но дубину не выкинули. И, похоже, нескоро выкинем.


***


Мы вечно откладываем жизнь на потом – спонтанные порывы нашего внутреннего ребенка задвигаем, оправдываясь тем, что это глупо или не вовремя. Мы не покупаем ту машину, что хотим, не работаем там, где кайфово, не делаем то, что доставляет нам удовольствие. И в чем смысл?


***


Чужая Смерть – хороший повод задуматься о своей жизни. Умерший человек должен быть не слишком далек от тебя – чтобы тебя это всерьез трогало, но и не слишком близок – чтобы горе от утраты не застилало твой разум. Конечно, не следует хотеть этого опыта, но если жизнь его предоставляет, не использовать его – скудоумие. Только через полярные состояния можно исследовать глубины своего душевного устройства, в комфортных условиях можно всю жизнь прожить овощем. Стресс – условие развития как отдельного человека, так и всего общества – о чем нам говорит Дарвин и вся мировая история. Находить волшебство в банальном – вот залог небанальной жизни. А что может быть банальнее смерти?

Март

Для достижения сверхрезультатов нужны сверхдействия – обычные действия дают обычные результаты. Поэтому простым увеличением усилий тут не справиться – нужен качественный переход.


***


Как прощать? Как не допустить эскалации ненависти в условиях односторонней истерии? Ведь если отвечать сообразно агрессии, неминуема кровь. И только здравый смысл и прощение способны перевести напряжение в формат диалога. Но как прощать? Если человеческого все меньше, а звериного все больше.


***


В минуты душевной пустоты помогают только близкие. Близкие по духу, по отношению к тебе. По-сути, они берут тебя за руку и приводят тебя обратно, к себе. Потому что в депрессии мы вне себя.


***


Никто не поверит, что ты начал новую жизнь – они знают тебя старого. Тебя-нового для них не существует – они будут ждать твоей ошибки, ждать будут с нетерпением и злорадством. Оступишься – с удовольствием смешают с говном. А победить не получится, – для всех правильность не есть выбор, а есть отсутствие соблазна. Новая жизнь – только внутри, только для себя. Тогда люди вокруг сменятся – либо старые изменятся, что крайне маловероятно, либо новые появятся, для которых ты-новый тождественен тебе, поскольку тебя-старого они не знают.

Выбирай себя каждый день. Осознанно. Самостоятельно.


***


Когда эмоции сильнее разума, особенно у любимого человека, все твои доводы разбиваются о стену нежелания слушать. Все делится на белое и черное, а твое отношение выводится из сиюминутности. Хотя любовь – это выбор. Ежедневный и осознанный. И зачем тогда обиды? Ведь можно поговорить.


***


Важно разговаривать! Важнее налаженной коммуникации для достижения гармонии ничего нет. Когда уходят игры и скрытые мотивы, когда ты раскрываешься перед собеседником и объясняешь ему свои мотивы с желанием, чтобы тебя поняли, когда ты слушаешь и слышишь его, тогда вы являете единение, пару. И если вы говорите на разных языках, выучите третий, общий, на котором, пусть худо-бедно, но вы начнёте понимать друг друга.


***


Алкоголь высвобождает эмоции. Радость от встречи близких друзей есть волшебство. Никто никому ничего не должен, но чувствуешь ты себя к их компании лучше, чем без них.


***


Главная ошибка человеческого восприятия – субъективность. Мы не способны избавиться от нее, вот простой пример: в разных возрастах мы удовлетворяемся каким-то объяснением того или иного явления, причем с течением времени это объяснение может меняться, подстраиваясь под нашу изменившуюся картину мира. Мы все время текучие, весь мир такой – то, что сегодня кажется незыблемым, завтра опровергается учеными или философами, и мы оказываемся в новом мире, ни капли не сомневаясь в этом. Навязанные мысли, принимаемые на веру, громкие слова, штампы, – все это составляет канву нашей жизни, рождает конфликты и войны. А ведь все это пшик, который испаряется при смене одного рупора на другой – все просто переодеваются и продолжают делать то, что делали. Большинству ведь, по-сути, наплевать, чем наполнены слова, которыми их пичкают и которыми они готовы бросить в первого встречного. А ничего страшнее слова нет, для настоящего человека так точно.


***


Многие из нас начинают отвечать, не дослушав вопрос. И отвечают рьяно, бурно, пытаясь что-то кому-то доказать. И за этим яростным доказательством теряют смысл – а на какой вопрос они отвечают. Я отношусь к таким людям. Сегодня мне на это указали, и я замолк на 20 секунд перед тем, как ответить – и вы знаете, вопрос, который был готов слететь с языка, должен быть очень серьезным и важным, чтобы его хотелось задавать через 20 секунд. Надо осознавать, что мы говорим, а главное, для чего.


***


Насколько важно нам всем иметь цель – без нее вообще труба, ничего не хочется, и появляется самый разрушительный вопрос вселенной – «зачем?». Это вопрос дьявола, вечно сомневающегося и оттого несчастного и озлобленного, ведь на него нет ответа – он всегда идёт бок о бок со сравнением, а человек – слишком многогранная личность, чтобы сравнивать себя с кем-то. Всегда найдется кто-то, у кого какая-то грань жизни будет выражена ярче, чем у тебя. Но мы сразу же возводим её (грань) в абсолют и измеряем себя, исходя из этой оценки. И выходит, что мы не так уж и прекрасны, раз даже такой мелочи, как у него, у нас нет. Тут логическая ошибка: если это мелочь, то зачем мерить, используя её в качестве лекала? И вот за этим недовольством собой тут же последует вопрос «зачем?». И тогда всё, пиши пропало, потому что ответа на него нет и быть не может. Не может быть нигде, кроме «души» – потаённого места внутри каждого, где прячутся все ответы, где наш маленький ребёнок создаёт волшебные миры и является их властелином. Мы хотим туда. Но как только, вознесясь в мечтаниях под потолок, мы выведем созданный мир за орбиту собственных мечтаний, найдется тот, кто этому позавидует и задаст тот самый вопрос. И очень мало кто способен нести свою мечту сквозь жизнь, открыто и прямо, как факел сквозь пелену ливня, не боясь, что тот потухнет – ибо он пропитан бензином уверенности и веры. И дьявол тогда нипочем.


***


План не есть отказ от импровизации, план – это постулирование своей воли в будущем из настоящего. План может тебя поддержать, когда тебе сложно, замотивировать, когда тебе лень. План меняет твою жизнь каждый день, с каждым выполненным пунктом. Шаг за шагом ты становишься лучше. Ведь ты не тот, что был вчера.


***


Меланхолия – чудесное чувство, особенно, если её немного в твоей жизни. Это – повод остановиться, подумать, посмотреть на себя и свою жизнь со стороны и дать происходящему оценку. Перестать выбирать то, что неправильно, но легче, перестать корить себя за упущенные возможности, перестать ожидать чего-то от близких. Переоценка себя – вот то единственное, что может что-то изменить. Мы не изменимся, пока не решим поменяться, под гнетом ли обстоятельств или в результате самоанализа.

Апрель

Хороший разговор – важная штука, когда людям не нужно друг от друга ничего, кроме благодарного уха и ума собеседника, все получается как нельзя лучше.


***


Мне нравятся человеческие души, красивые души с хрупкими стеблями, но стальной нитью внутри. Ими любуешься, изумляешься им, аплодируешь, примеряешь их на себя, и, в конечном итоге, становишься на пару бит информации лучше – одни последовательности цифр заменяют другие.


***


Болеть надо одному, чтобы никто не мешал.


***


Как много нам открывают разум и труд, и сколь многое лень и праздность от нас скрывают. Но во всем нужен баланс, смещенный к развитию.


***


Похмелье – удивительно творческое состояние, во время оного на многие вещи смотришь по-другому. Интересно.


***


Неустроенность окружающего пространства в России как следствие подсознательной веры в невозможность устройства таких просторов.


***


Запреты, в случае их разумности, – благое дело, так как они отграничивают людей от ответственности, которая им не под силам. (Но, как всегда, вопрос о судьях).


***


В унынии нет никакого смысла, и добра в нем нет. Иначе не стало бы оно одним из главных грехов. Причина уныния кроется в отсутствии ультраструктуры, причем оно может быть и объективным, и субъективным, и биологическим (когда телу недостает агрессии как бюджета экспансии в мир). Путем исправления антропоструктуры автоматически может сформироваться и ультраструктура.

Вася сегодня рассказал о теории арендованного у природы тела. Организм как машина, скафандр, бионический механизм, требует своевременного и постоянного ухода. Потому что мы – не про тело. И если мы хотим быть собой, то тело надо содержать в максимально приличном состоянии. И это перекликается с тройственностью тело-душа-дух, что позволяет выстраивать приоритетные вещи, при условии, конечно, желания быть собой. Что бы это ни значило.


***


Как создавать не отрывки, но целое, полное полотно, полотняный ковёр, закрывающий целую стену, но не лоскутки, прикрывающие дыры тут и там? Подобные эпизоды сродни обрывам мыслей, что посещают тебя во время сигареты – тело ещё помнит тёплый вкусный запах любимого кофе, а руки ощущают холодный весенний вечер, что медленно, плавно, но непостижимо быстро скрепляет углы, придаёт всему дымку, прячет солнце. Вот – собака побежала. Вот пошёл старик. А вот – мама с коляской. Связь поколений или безжалостный ход времени? Весь мир виден через плотный сигаретный дым, весь мир умещается в него, и распадается так же легко, как был порождён – лёгким напряжением лицевых мускулов и задумчивым ядовитым вдохом-грустью. Молодые воспринимаются как молодёжь, но не как сверстники, ты уже никогда не будешь прежним, ты постарел на одну сигарету, на один весенний вечер.

Май

Нет злых людей – есть несчастные. Отпуск делает нас лучше.


***


Сбивается ритм – страдает вся жизнь. Важно говорить нет неприоритетным вещам. Сон – приоритетная.


***


Неверие сопровождается страхом. Страх сопровождается сарказмом. Человек, который едко высмеивает все на свете, возможно, пытается таким образом скрыть прореху в собственном мировоззрении. Ему не хватает доверия, чтобы поверить в существующие идеи, но не хватает и сил, чтобы придумать себе собственную веру, парадигму. Вот и осмеивает он каждый кирпичик цивилизации в надежде, что тот потрескаться и усохнет после подобного разоблачения. А мало ли ветров было у последнего за жизнь? Ему это ничто, если это действительно базис культуры, и с каждой неудачей человек все больше распаляется, боится вневременья и внеконтекстуальности, в которых будут видны его пустота и страх. Не бойтесь таких людей – им страшнее, чем вам. Вы умоетесь после оскорбления и пойдете прочь, а они останутся с собой. И своим страхом.


***


Наше внешнее поведение для окружающих важнее наших мотивов – ты можешь быть гадом в душе, но делать хорошие вещи «для галочки», и общество будет считать тебя хорошим. А можешь наоборот, и будет наоборот. О дереве судят по его плодам, а не по его корням, как сказано в Коране.

Сегодня прочитал отрывок из дневников Толстого, в котором он пишет, что если мы делаем что-либо на автомате, то не живем в этот момент. И не жизнь получается, а безвременье. В эту же степь мысли о том, что человек – существо реактивное и должен стараться это преодолеть и быть источником своей мотивации в жизни.


***


Реальность = энтропия, мы всегда созидаем себя и мир вокруг нас, а этот самый мир все время пытается развалиться.


***


Каким долгим кажется отъезд – новые места, новые люди и новые виды деятельности расширяют наше субъективное восприятие времени до невозможности – за выходные можно прожить целую жизнь. И очень соскучиться по родным и любимым. Подобные выныривания из рутины делают нас богаче. Всем бы так. Было бы легче дышать.


***


Читая и обсуждая великие книги, мы все меньше похожи на людей в общем смысле этого слова.


***


Праздник – общение, когда тугой струей шампанского бьет в потолок смех, когда часы ускоряются, когда говорить хочется больше, чем спать.


***


Я понял проблему многих споров – за фактами не стоит цель, большая часть информации произносится ради произнесения.

Июнь

Если самостоятельное думание напоминает подъем в гору – тяжело, постепенно, то чтение великих книг – фуникулёр, который за считанные минуты возносит тебя над проблемой, и ты начинаешь мыслить по-другому.


***


Завидовать – бессмысленно.


***


Все не так легко, как ты хотел бы. Все не так страшно, как ты себе представлял. Жизнь дает нам выбор. Всегда. Проблема – увидеть его.


***


Чтобы быть кем-либо, нужно не быть другим. Пробовать значит познавать мир.


***


Подростковый возраст – наиболее спрессованное время/состояние человека, когда в один момент времени в кванте подростка заложены все возможные личности, которыми он может стать.


***


С родными хорошо. И хорошо, когда у родных все хорошо.


***


Начни давать советы – увидишь пути решения собственных проблем. Твои советы нужны тебе самому.


***


Быть счастливым – это счастье.


***


Нельзя жить в несколько сторон – ни в одну не получится толком. Все поговорки про два стула верны, не сидится. Как все успеть?


***


Разные уровни стратегии для разного уровня жизни.


***


Нельзя лезть в душу людям, которые слушают тебя больше, чем себя. Это безответственно и аморально. Или нет? Детей же мы именно так воспитываем.


***

Ловить эмоции в теле

Август

Каждая не записанная мысль упархивает, лишая нас возможности препарировать ее, классифицировать и зафиксировать. Уйдя, она становиться лишь тенью самой себя, и вычленить ее из потока сознания постфактум невозможно.


***


Слово с акцентом в хокку – ярлычок. В своем совершенстве эта форма напоминает бутон, который раскрывается в целую вселенную, если мы потянем за этот ярлык. Юла фантазии и жизни закрутится, даруя нам все переживания, на какие мы способны. Застывшее мгновение, или хокку, – случайная комбинация стеклышек в калейдоскопе, сложившаяся в недвижимом совершенстве: все на своем месте. Кроме тебя. Тебя уносит.


***


Чувство меры в тексте есть чувство реальности автора. Соответственно, разные уровни восприятия мира у разных авторов дают несравнимые чувства меры. Отсюда и вариативность текстов.

Опора на реальность собственного мира является мерой достоверности мира созданного. Чем ты безумнее, тем ты свободнее. Ты прав и ты честен.


***


Бывают такие вечера, когда ты – не ты, и рад быть не собой. Раствориться в огнях сумасшедшего города и впитывать всё глазами. Столица. И ты столичный.


***

Когда разговариваешь на осмысленные темы, и времяпрепровождение становится осмысленным

Сентябрь

Иногда бывают те состояния, когда нас все ранит, все грубо, все противопоставляет себя нашей нежности и ранимости. А если эта волна грусти накатывает на значимый повод, то возникает резонанс – резонанс несчастья. И ничто, никакие доводы разума и добрые слова, не способны нас утешить. Только время.


***


Управление эмоциями и погашение их с помощью рациональности – не внутренне присущее каждому качество. То, чем мы обладаем, кажется нам естественным и нормальным. Но люди разные, и надо принимать их, если они не обладают чем-то, что тебе присуще, как кожа. Можно ли это передать?


***


Легче относиться к потерям, которые ты осознаешь как неизбежные или жертвенные. Каждый день мы выбираем, какими мы будем. И не надо себя ругать, если сегодня ты выбрал быть тем, кем быть не хочешь. Главное – не сделай эту ошибку завтра.


***


Разговаривать о книгах с теми, кому это интересно, кто пытается познать, есть ли жизнь за пределами разума, кто не довольствуется физическим воплощением человека в этой матрице, называемой жизнью. Это ли не жизнь?


***


Никто так не режет крылья, как те, к кому мы прислушиваемся. Следуй своим путем.


***


Когда находишься в потоке, тебе некогда хандрить – мир играет удивительными красками, успевай только ловить. Главной проблемой становится нехватка времени – вокруг столько всего интересного, но телу нужны передышки.


***


Вечный вопрос – было ли мне так хорошо вчера, как плохо сегодня?


***


Надо наслаждаться, когда у нас все хорошо. К сожалению, чаще всего мы понимаем это, когда нам плохо. Такова суть вещей?


***


Больше всего напрягает бессмысленность всего этого.


***


Патриотизм – это пустое понятие, которое каждый наполняет своим смыслом.


***


Почему между первой и второй перерывчик небольшой? Потому что при приеме алкоголя меняется сознание, и после первой порции первый ты уже выпил, а второй еще нет, и тоже хочет.

Октябрь

Дарить друг другу радости не сложно, особенно если это в радость.


***


Преодолевать себя. Получать удовольствие. Чувствовать свою значимость.


***


«Быть или не быть» можно прочитать как вызов самому себе – быть кем-то или не быть вовсе. Быть ничем.


***


Как все это маняще, здорово, радостно – открывать грани чужого разума, одновременно расширяя свои.


***


Контакт с человеком из прошлого возвращает частично нас к прошлому себе. И видны различия. Но старые темы могут не отпускать. Или рождаться вновь. А главное – мы общаемся не с этим человеком, а со своим воспоминанием о нем.


***


Общественная мораль – мораль сильнейшего, того, у кого власть.


***


Разговоры про Бога и манипуляции. Человек приближается к богу через познание. Человек становится творцом при создании человека создающего.

Ноябрь

Все, что мы производим – суть мусор, мусором живем и мусором любим. И кто скажет, что это плохо? Мусор – это не выкинутое, это переработанное. Назови это опытом или выводами, суть не изменится. Удобрение жизни.


***


Делать то, что считаешь важным ты сам – вот истинная свобода взрослого человека. Принимать свой путь со смелостью и ответственностью позволяет нам быть в ладу с собой и окружающими.


***


А что, если люди, которые счастливы, которые живут так, как им хочется, наплевав на условности окружающего их общества, – это просто смелые люди? Бросившие вызов не окружающему миру с его суетой и глупостью, а себе, своим демонам и страхам? Или даже вызова никакого не бросали, а просто выбрали жить так, как другие жить боятся, потому что их не научили? Или даже не выбирали ничего, а просто существуют в своём существовании, никак не отождествляя себя с окружающими? Хотя при таком кредо в наличие должно иметься, кроме спокойствия, развитое чувство собственного достоинства. И ум. А тогда и выбор был. Выбор, который они каждый день совершают, не страшась проиграть, потому что выбирают они себя.

А другие, вечно сомневающиеся, неуверенные, вечно тянут их вниз, цепляются за одежды, пытаются доказать им, а в действительности себе, что герои неправы, что они не существуют, не могут существовать. Боятся, ибо не могут не бояться. Порочны, ибо порочны все люди. Плохи, потому что хорошие люди не стремятся выделяться и решать свою жизнь самостоятельно. А толку – чуть. Потому что выбор сделан. И сделан он не нами, но миром. Который дал им эту мысль. И эти силы.


***


Можно ли писать о счастье, будучи несчастным? Можно ли описать несчастье, будучи счастливым? Возможно ли перестать складывать в голове строки, слагать предложения, отрывать абзацы от потока мыслей?

Сегодня я познал, почему одним из грехов человеческих является праздность. Древний человек в моём городе был сегодня со мной. И, на контрасте с предыдущими днями, я был празден. Праздность не имеет ничего общего ни с бездельем, ни уж тем более с dolce far niente. Праздность – это отсутствие воли к выполнению того, что делать не хочешь, блокирующее любое желание делать то, что хочешь. Праздность не может перетечь в безделье, потому что не отринут стыд. Безделье не может перетечь в праздность, если его не прерывать глупыми заданиями. Словно болезнь, праздность сковывает тебя, замедляет, унижает. Ты физически становишься неспособным к чему-либо, потому что мозг отказывается воспринимать праздность как лень, особенно если дело пустяковое, и воспринимает её как недуг, хворь, охватывающую самую твою суть, нутрянность. Оторванность человека от предмета его труда порождает человека праздного, и перезагрузиться, вернуться к жизни с помощью воли крайне сложно, подчас невозможно. Можно сдать себя в аренду чему-то, если ты видишь стоящую за этим цель, но нельзя сдать себя в аренду пустоте, гнетущему ничто.


***


Где она, новая жизнь? Кто создаст её кроме тебя? Заканчивая один период жизни, закрывая за собой дверь, необходимо тут же открывать новую, или хотя бы понимать, где она, спрятанная в этой вязкой темноте вневременья. Или не так? Или эта самая тьма, этот тамбур, в котором находясь, ты неназываем, не каталогизируем, и является самой жизнью, которую мы создаём, по которой мы вздыхаем в те редкие минуты, не занятые очень важными занятиями, которые мы не можем в точности вспомнить уже на следующее утро, особенно если вечером глушили свою душу динамитом алкоголя? Может, в этой темноте, в этой неназванности мы и есть то, что мы есть? Сплетённые из очертаний, полупорывов, недоощущений, вечно в поиске находящиеся. В поиске себя. Не находим ли ища? Не находим даже, но обретаем. И, обретая, недовольны. Не мы это. Не можем быть без имён, без званий. Не можем сами себя идентифицировать, а, значит, и назвать себя мы не в состоянии. А что не названо, того, как известно, не существует. Мы не можем справиться с существованием отсутствия нашего существования, вот и бежим, вот и прыгаем под чужие команды, вот и оттягиваем с закрытием дверей, в итоге, оказываясь всю жизнь проведшими на пороге не прихода даже, но ухода. Уходя, уходи.


***


Курение – это один из немногих доступных нам способов быть «против системы» – этакий бунт против правил, против логики, против общества. Естественно, если курение осознанно.


***


Весь мир вокруг является условно объективным потому, что мы наделяем его объективностью: без него мы не в состоянии делать выбор, осознавать свой путь и самих себя. Без реакции мы не способны понять, действуем мы верно или неправильно. Как ребёнок, ищущий интерпретации своих действий в реакции родителей. Мы вслепую тычемся в жизнь, считывая оценку этого в отношении к нам окружающих. Это необходимо. Но не менее важно обрести то окружение, чьи оценки нас являются объективными не только по образу, но и по существу.

Или растить в себе наблюдателя и перестать постоянно оглядываться на окружающих.


***


Все вопросы, что мы задаём друг другу и сами себе, – мелкие, поверхностные, временные. Главные вопрос, что мы должны задавать – «Хорошо? Тебе хорошо? Мне хорошо? Нам хорошо?» Ощущая тепло и радость от самого вопроса, от факта его задавания, проговаривания. Катать его во рту, словно маленькое солнце, чувствовать его в гортани, смазанной им словно мёдом, чувствовать в груди, плещущейся искрящейся радостью от того, что хорошо. Шипит, волнуется, пузырится – хорошо. Как холодное ситро летним днём – лезет из носа, леденит нёбо и мозги, – хорошо! И икаешь ты с удовольствием, думая, что от величины глотков икаешь, и зная, что от счастья, от того, что вспоминают тебя. Есть кому вспоминать, есть кому икать тобою. И хорошо тебе, оттого, что кому-то ещё хорошо, оттого, что в ком-то ещё живёт лето, светит живое солнце, шелестит зелёная листва. Ведь это так просто – сохранять в себе солнце на весь год, каждое лето его обновляя. Надо всего лишь отвлечься от несущественного, остановиться и увидеть. Увидеть эти дороги, искрящиеся радугами от поливальных машин, увидеть эти сосны, что, будучи несрубленными, являются мачтами тех кораблей, что наполняют свои паруса облаками, увидеть эту землю, изрытую корнями, что никогда не устанешь гладить босыми пятками, и усыпанную иголками наших уже сбывшихся и сбудущихся завтра мечтаний и надежд. Солнце ведь внутри!


***


В кафе. В большом кафе. В большом шумном кафе. Почему именно здесь так хорошо читается? Не потому ли, что весь этот шум – искусственный, несущественный, не касающийся тебя? Ведь если замереть и вслушаться, осознать, как обильно и часто, густо в твои уши стучатся громкие посторонние звуки, то поймёшь, что громко, вокруг – громко. Но ведь не мешает. И даже помогает. Этакий белый шум, который лишь оттеняет непрерывный разговор, с собой ли или с книгой. Убаюкивает, укачивает лодку мыслей, отграничивает собственно себя от других.

Или можно окунуться, разбежавшись, в толпу, раствориться в ней, открыв глаза, слушать, внимать чужим излияниям, узнавать чужие судьбы, выраженные в собственных словах. Все такие разные… Все такие одинаковые… Мы все – одно, и каждый из нас – одно. Единица, двигающая свои границы туда и сюда, по настроению. Множество, дышащее словно море, накатывая и отступая, словно туча, что то скрывает от солнца землю, то позволяет ему слепить её. Ослеплённые, это ведь тоже про нас. Видим что видеть не стоит, и готовы за это страдать, не спать ночей, гробить здоровье. А есть вещи, что никто не видит, хоть и лежат они у всех на виду. Вот только не верим мы в лёгкие решения, так не бывает, чтобы правильный ответ и у всех на виду. Вот и ходим слепые.

С одной стороны, миру наплевать на наше отношение, с другое – наше отношение и есть мир. Что делать?

Декабрь

В сознании большинства людей взрослость являет собой серьёзность, если не суровость, отказ от праздных развлечений и глупых вопросов. Но в каждом из нас жив Ребёнок, который требует времени и для себя, причём, зачастую, больше времени, чем другие стороны личности. Мы, по понятным причинам, не можем не уступить ему в этом. Вот и получается, что большинство взрослых начинают играть несколько ролей несколькими сторонами себя, этакие внутренние игры. У нас в голове часто не укладывается, как взрослый и сознательный человек может расслабляться и веселиться без отключения своего Взрослого, ведь, на их Родительский взгляд, Детские шалости их самих табуированы, неважно, ими самими или их родителями. Они ловят себя в ловушку шизофрении, когда правая рука делает вид, что не знает, чем занимается левая, в то время, как левая страстно желает быть пойманной. Вот и идут взрослые люди вразнос, отдаваясь на волю порывов своего Дитя, которое тем разрушительнее, чем более суров отворачивающийся Родитель. А Взрослому потом расхлёбывать… Что никому не нравится, что, в свою очередь, ведёт к постепенному отказу от него. Всё в нас самих. И изменить сначала надо себя, правы Древние.


***


Мы же всю жизнь проводим, оглядываясь, – на мораль, партнёра, себя, миллион других мерок, которым мы стараемся по тем или иным причинам соответствовать. Наше Дитя свободно в своей деструктивности, созидательности, во всём, если его не давит Родитель. И вот эту непосредственность, лёгкость мы теряем, становясь взрослее, обрастая общественными договорами и нормами морали. Изгнание из рая – вот лейтмотив жизни для очень многих. Жизнь, проведённая в попытках избавиться от необходимости соответствовать, ведёт в никуда, покуда мы не сможем принимать себя. Нормы нельзя переломить, потому что они – основа реальности других людей, других миров. Нормы можно лишь пересоздать под себя, таким образом, чтобы вписываться в заданные рамки без проблем, являя собой эти рамки. И знакомство с миром других необходимо нам для облегчения этой задачи – отринуть то, что неприемлемо для нас и взять то, что устраивает, что работает. Тогда ты будешь одним из них, но собой. Это ли не свобода?


***


Иногда ты открываешь блокнот, чувствуя, что хочешь что-то написать, и в этот самый момент открытия понимаешь, что лучшее, что ты можешь сделать – ничего не писать. И, с одной стороны, ты думаешь, что лучше поступить именно так, но с другой – ты создашь зарубку. Пусть твоя заметка будет подобна плохой фотографии, сделанной полароидом, но ведь и её может с интересом и удовольствием разглядывать какой-нибудь искатель чужих отражённых эмоций. Но всё же это лишнее. Я чувствую, что могу написать много, но всё, что я напишу сейчас, будет обречено на неудачу. Сейчас я один, поэтому не буду писать.


***


А, может, это всё надуманное? Всё безумное, пляшущее, эфемерное? Все эти страдания, глупости, радости, бытовуха вся эта, созданы лишь для заполнения времени между подъёмом и временем отхода ко сну? А реальны лишь холод за окном, горячий дым, от которого першит в горле и хочется плеваться, стакан с джином, который, если вдуматься, отвратителен в своей притягательности? Мы жаждем ответов, беспрестанно задавая вопросы, на которые боимся себе отвечать. И готовы уничтожить любого, кто знает этот ответ, в первую очередь себя. О каком Боге вы говорите, если вам завтра вставать на работу, о которой вы не можете думать без мата? О какой душе вздыхаете, если телефон ваш – хозяин ваш? О каком вдохновении идёт речь, если вы пялитесь в свои телеящики, напитываясь скверной, что создана за тем же, что и ваши глупости? Кто вы? Мы кто? Мы не приемлем рамки, что могут привести нас к лучшей жизни, но всё наше житейское умещается в рамки гораздо более узкие. Мы рассуждаем о важности работы, когда нас держит на ней лишь рабская подачка. Мы не способны создавать блага, хотя требуем к себе добра и снисхождения. Мы кусаем руку дающую и ластимся к руке разрушающей. Это даже не цинизм, это глупость, глупость самого низкого пошиба, та, что не выдерживает и пары наводящих вопросов, та, что не глупость даже, но ложь. Лжём себе, что знаем… Ни хрена мы не знаем… А признаться себе в этом боимся.


***


Несогласие – акт воли, веры, слепой уверенности в собственной непогрешимости. Средства без цели – способ состариться, чуть более оправданный человеческой моралью. Даже не «чуть», а вполне себе респектабельный способ. Цель – обретение цели, ведь нам не по пути с этой продажной девкой – общественной моралью?


***


Мы ни о чём не думаем. То есть, конечно, о чём-то мы всегда думаем, но ни о чём конкретно. Мысль подобна пёрышку, подхватываемому порывами ветра, влекущими его совсем не туда, куда бы ему хотелось. Но ведь ему никуда и не хочется, не так ли? Семиотически знание весит больше, чем незнание, поэтому мы так боимся прослыть болванами или невеждами. Поговорки с детства программируют нас на маскировку незнания – «молчание – золото», «умный промолчит» и т. п. Промолчав, оказываешься умным. Причём не только в чужих глазах, но и самому себе кажешься умнее, значительнее, тоньше. Маскировка пустоты превращает пустоту в нечто, заслуживающее маскировки, а, значит, уже и не пустота, нечто, а не ничто. И мысли наши такие же – ни к чему не приложимые, плывущие из ниоткуда в никуда, изредка притормаживающие в сознании, конечно, если сознание в этот момент влючено.


***


Разговоры ни о чём, мысли ни о чём, друзья ни о чём, – вот то, что составляет круг прогрессивного человека, добавь сюда работу ни о чём и покупки ни о чём, совершённые таким же образом и с такой же целью, и получишь уже успешного прогрессивного человека. А облака плывут… А сознание всё реже включается, опасаясь своей пустоты, боясь её, не умея превращать ничто в нечто.

2016

Январь

Новый год, новая жизнь? Мы настолько увязли, настолько завязаны на своё окружение, что любое действие, совершаемое, или даже просто задуманное, идущее вразрез с удобным представлением о нас самих для других, возвращается в виде десятикратного противодействия, водружая и придавливая нас в наши рамки. Невольно задаёшь себе вопрос: «А надо ли оно мне?» А после этого вопроса отступиться вовсе даже и не позорно. Да ведь? И какая нам, по сути, разница, как мы проживём эту жизнь – для себя или для других. Главное – это же чтобы тобой были довольны близкие и родные. Да ведь? А твои интересы временны, это пройдёт, конфликт отцов и детей длится с основания времён. Не ты первый, не ты и последний. Перетерпится. Да ведь? Новый выпуск старого шоу гораздо интереснее и безопаснее неизведанного, ведь ты знаешь, что там будет. Так ведь? А жизнь для себя – это жизнь эгоиста и единоличника, а что может быть оскорбительнее этого?

Я скажу, что может быть оскорбительнее.

Ты можешь быть оскорбителен, ты сам, ты-собственный. Твои мысли, твои поступки, твоя ложь, твоя жизнь. Ты можешь воплощать своим успехом все неудачи окружающих. И тебя будут ненавидеть. Ты будешь проклят. Тобой будут пугать детей. Много будешь знать – скоро состаришься? Прошлый век! Много будешь знать – будешь, как он.

Вот всем страшилкам страшилка.


***


Пережитые потрясения – войны, катастрофы, смерти, – открывают в нас чакры размышления. Если ты не способен, не научен воспринимать голос разума, если шизофренические pros и contras в твоей голове разрывают тебя на части, если тебе обязательно нужно принять какую-то сторону, то ты сломаешься. Потому что разум просыпается у всех. Просто одни понимают, что это – их разум, их голос, их Бог, а другие слышат своих демонов, не понимая, откуда в их голове посторонние мысли и посторонние голоса.

Но если ты способен слышать, твой разум открыт, а сердце знает (помнит), что помимо зла в этом жестоком мире есть ещё и любовь, и сострадание, и правда, живая, пульсирующая родником в траве, правда, то горе преображает тебя, выдёргивает из потока времени, тем самым делая тебя бессмертным. Теперь ты не умрёшь, потому что жив, потому что ты в моменте. Ты счастлив, но не тем счастьем ты болен, что другие ищут во все времена, нет, ты счас-тлив, сейчас-тлив, ты есть сейчас, есть только сейчас, а завтра тебя не будет, и вчера тебя не было, ты всегда есть сейчас, а сейчас было, есть и будет всегда, а, значит, и ты будешь всегда. Всегда. Сейчас.


***


Наверное, идеальная жизнь – это заниматься любимым делом, зная, что есть любимые тебе люди. Те, кто принимают тебя, те, кто рады тебе. Повсюду двойственность, обязательность противостояния. Без разницы потенциалов нет тока, без разницы давлений нет ветра. Движение само по себе всегда подразумевает ту или иную недостачу. Это знали древние, это верно и сейчас. Чем мы сознательнее, чем чутче, тем меньше достаточная нам для движения недостача. Мы различаем оттенки, полутона, научаясь находить импульс для движения, исходя из внутренних сил, установок, мотивировок. Нас не надо мотивировать, мы есть стремление к цели. А если требуется мотивация, то не на свою гору ты лезешь, не за своими идолами следуешь, не своё счастье ищешь. Универсальные цели делают и нас универсальными, мажут одним миром, загоняют в единые стада, колонны, марши. Свобода – это внутреннее право послать того, с кем не хочешь быть, то есть свобода выбора, свобода совести.

Февраль

Идея об отказе от всех возможных путей своего развития, кроме одного, приводящий к убогости я.


***


Зима никогда не закончится. Снова и снова зима.


***


Западное восприятие культуры – как хвост кометы – сделав шедевр один раз, ты получаешь звание творца, тебя всегда будут воспринимать через призму твоего прошлого, прошлых творений. В восточной же традиции ты каждый раз должен создавать себя, тебя нет вне творения, причём нет тебя не только в своём понимании себя, но нет и в общественном пространстве.


***


Искусство субъективно, то есть зритель решает, искусство это или нет. Соответственно, искусство может выступать в качестве индикатора социума в данный момент времени.


***


Интервенция чужого как способ сплотить местное сообщество. Нужен враг для коллаборации.


***


Мы чувствуем себя способными делать, но делаем всё, чтобы не делать. И это не парадокс, это страх. Страх собственного пути, страх ответственности за свою жизнь и свои выборы. Каждый выбор рождает легионы теней несбывшихся узловых решений. Но так и должно быть, таковы правила. Единственное, на что мы можем влиять, – это количество психической энергии, вырабатываемое нами. Не единственное, но важнейшее, потому что на эту энергию всё завязано, все наши успехи и неудачи.

Есть ещё использование энергии в категорийном плане, использование энергии во времени. Мы не можем влиять на время, хотя и это неочевидно, но мы можем влиять на собственное его использование, на качество проживаемых мгновений. Раскручивай, раскручивай колесо времени, пусть искрит, пусть беснуется. И тогда вдруг, кто знает, оно изменится, станет качественно другим, станет не врагом, но союзником, возвышающим тебя с каждым оборотом всё выше и выше. И перестанешь бояться, и примешь себя во всей полноте парадоксальности. Нельзя научиться плавать, не пытаясь. Так пытайся, ты способный ученик, я верю в тебя. Кто ещё тебе нужен? Кто? Если никого больше нет.


***


Деньги очень подобны нам. Они могут быть великими, вдохновляющими, творящими благие дела. Могут быть отвратительными и порочными, вести к извращениям и саморазрушению. Но чаще всего они мелкие, пошлые, ничтожные. На них человек обменивает своё время по крайне невыгодному курсу, забывая о своей личности, забывая о сути самих денег. О том, что они лишь всеобщий эквивалент. И вместо жизни, вместо любви, вместо радости он начинает стремиться за их эквивалентом, упуская всё то, ради чего вся гонка и затевалась. Производная жизни начинает обмениваться на производную денег. В итоге жизнь в загоне, мы несчастны, наши дети берут с нас пример. Экономика несчастья порождает апатию, трусость, отказ от собственной жизни. Мы верим, что что-то изменится, а сами продолжаем сидеть на диване, приходя в себя после очередного бессмысленного дня. Опять и опять. Не думай. Завтра на работу. Потом подумаешь.


***


Мы живём в мире духов, в мире нереализованных сущностей и реализованных отклонений. Сонмы идей и эмоций окружают нас, подпитывают, направляют, так, что мы списываем их влияние на рок, судьбу или собственную прихоть. Есть места, в которых этот бульон гуще, а пелена, разделяющая миры, тоньше. Музеи, кладбища, храмы, тюрьмы. Везде, где эмоции выбрасывались в пустоту атмосферы, или сконцентрированы в произведениях искусства, воплощающие собой предел, экзальтированную попытку прорвать паутину безвременья, перейти в вечность, в смерть, не умирая. Туда, где нет движения относительно, туда, где всё абсолютно, а, значит, закончено.

Получается, что высочайшая цель тех истинноверующих в себя, которых так мало рождается, тех, кто не понимает, но чувствует, что с ними что-то происходит, – омертвление жизни, качественный, агрегатный переход от полноты, от жизненности, от непосредственности и спонтанности к кристаллизированию этого всего, выделению эссенции жизни, нахождению формул, объяснивших бы всё происходящее вокруг. Творцу необходимо абстрагироваться от того, что делает его творцом, для того, чтобы понять происходящее с ним. Но это невозможно, так как он не способен отречься от себя, от своего творчества, обменять жизнь на горстку объяснений, с которыми он потом не знает, что делать, настолько они получаются безжизненными.


***


По словам Иличевского, Пруст знал, что если не выразить свою жизнь, то, считай, не прожил её. Это отличная в глубине своей мысль. Что не названо, того нет. Выражая собственное бытие, мы остраняемся от него, оцениваем, понимаем. Для того, чтобы выразить что-либо, необходимо прочувствовать это, услышать. Сколь многие из нас не только не выражают себя, но даже не знают, что это необходимо. Подспудное чувство потерянного смысла гложет практически каждого, но далеко не все способны самостоятельно осознать способ преодоления бессмысленности потока жизни, причём бессмысленность эта не негативна, не приговор, но констатация непреложности, – смысла не будет до тех пор, пока ты его не обретёшь, не создашь.

Это не бессмыслица, это – обтекаемая формула. Обретать есть создавать, в любом из смыслов этого понятия. Нельзя обрести то, к чему не готов, чего не способен увидеть, а, следовательно, и понять. Обретение же есть формальная граница изменения, не переход, потому что ты уже изменился, уже был готов, вспахал и подготовил почву своего существа для успешного всхода зёрен нового смысла.

Без выражения нет оценки, без оценки нет смысла. Хочешь смысла – оцени себя, прими на себя ответственность за собственное мышление. Нет иных оценок, кроме тех, до которых ты способен додуматься. Нет других жизней, кроме твоей. Не упускай себя в Лете, вспять она не потечёт.


***


Мы сделали счастье условной величиной, коей оно ни в коем случае не является. Мы привязали счастье к материальности, и эта связь между высоким и низким отобрала у нас счастье, сделав его зависимым. От чего? Да от всего: от уровня наших доходов, от мнения окружающих, от действий политиков, от важных и больших вещей, от мелочей и чепухи. Нас всех учат, как решать аналитические и практические задачи, как определять то или иное явление, как вести себя в обществе и какое мнение нам стоит иметь.

Но никто не учит, как, а главное, зачем быть счастливым. Вопрос «зачем?» не является глупым или поверхностным. Вдумайтесь, можете ли вы ответить на него? Зачем вам счастье? Что вы с ним будете делать? Ведь счастливые люди не жалуются, не ноют, не врут, не крадут, не ругают себя. А вы? А мы? «Как?» проще, чем «зачем?», потому что ответы на этот вопрос вытекают из вопроса «зачем?» Для каждого ответ свой, но главное, что необходимо для счастья – разум. Надо остановиться и подумать, способны ли мы разрешить быть счастливыми. Без оправданий.

Март

Коммунизм напоминает религию потому ещё, что отвергает частную собственность. Легче пройти верблюду и т. п.


***


Если то, что вы делаете, нравится хотя бы одному человеку, это уже искусство. То что делаю я, нравится мне.


***


Белая церковь посреди воды.


***


Отражение глубины внутреннего мира через твою ленту FB.


***


Мальчик живёт с бабушкой в доме престарелых, откуда один выход – смерть. Для всех, кроме него. Но он выходит переродившимся.


***


Экономика существует ради самой себя.


***


Понимать важнее, чем разбираться.


***


Переставая быть собой, мы становимся собой в большей степени, нежели обычно.


***


Накенла – древнерусское Слово, из которого вышли конец и начало, которые буквально являются одним и тем же.


***


Мы ценим мертвых больше, чем живых.


***


Читая «Инстинкты человека», наткнулся на иерархический инстинкт, который побуждает человека с благоговением относиться к вождю, начальнику. А инстинкты фило- и онтогенетически подавляются. Не потому ли умер Отец? Отец – ненужная больше адаптация человека к внешнему миру.


***


Читая великие книги, мы понижаем нашу примативность.


***


Я – высказывание


***


Если представить годы жизни человека как шаги, то в начале жизни мы бездумно играем в классики, но чем больше шагов делаем, тем меньше остаётся. И некоторые начинают задавать себе вопрос, а куда они идут, зачем шагают и кто их попутчики.


***


Нам всем необходимо во что-то верить. Но не у всех есть громкий внутренний голос, велящий, что делать, и оправдывающий нас в любых ситуациях. Подобный конструкт есть у истинноверующих, фанатиков всех мастей и тех, кто во всём следует предписаниям своего внутреннего родителя, не обращая внимания на окружающий мир. У большинства же подобных «программ» в голове нет, что заставляет их искать подтверждение правильности собственных поступков и мыслей в окружающем. Так образуются группы единомышленников и разделение по принципу «свой-чужой». Группа являет собой вынесенный из психики человека конструкт, к которому он обращается в минуты сомнений. У кого-то для этого есть Библия, у кого-то Коран, у кого-то Внутренний Отец, а у кого-то Братство.

Нормальный человек в обществе сумасшедших объективно является ненормальным, и без жёсткого внутреннего императива или заповедей ему невозможно не стать таким же, как все вокруг. Но во всех случаях травли и преследования они являют собой неуверенность в собственной позиции, сомнение в спускаемых сверху директивах. Уверенный же человек не колеблется, он имеет свой путь и делает и мыслит только то, что приближает его к своей, собственной цели. Без осуждения, но иногда с лёгкой внутренней грустью от осознания невозможности помочь другим. Спасать их он не станет, потому что спасти себя могут только они сами.

Апрель

Идея для книги


Перемежать повествование обыденной жизни, состоящей из быта и мелочей с философскими размышлениями об упадке и бессмысленности всего сущего. Получится неплохая сатира.


***


Чушь, чушь, чушь. Все думают и обсуждают чушь. Без остановки.


***


Прогулка по вечерней весенней Москве – меланхолия от ощущения собственной незначимости. А, нет.


***


Как расплываются лица грымз, когда они видят маленького ребёнка или животное у вас на руках. Плотоядность?


***


Называя что-то, вешая ярлык, мы блокируем развитие нейронов, которые мы бы растили, думая над этим. Назвали – не думаем. Прижигаем собственное воображение и воображение наших детей. Определение есть смерть воображения. Если мы поняли, мы перестаём понимать.


***


Что ты сегодня нового узнал?


***


Сейчас пронзила поразительная мысль. Про границы, законы и все прочее, что определяет нашу жизнь и наше мышление. Это ведь тоже все виртуальное, оно таково, потому что так решили. И мир завибрировал, подался слегка, уступая границы непознанного, одобрительно ухмыльнулся.


***


Необходимость – не-обходимость. Нельзя обойти. Несвобода. Потому что Свобода тяжелее.


***


Боится ли человек в парандже человека в парандже?


***


Мы относимся к жизни, как к компьютерной игре – нам хочется узнать все возможности, предоставляемые нам разработчиками. Но мы думаем, что в жизни, в отличие от игр, этот набор бесконечен. Или индивидуален. Мы не можем смириться с тем, что то, чем мы обладаем, и являет собой нашу жизнь. Хочется волшебства, обычность пугает, потому что обычность мира делает и нас обычными. А в этом ведь ничего страшного, только приняв набор своих возможностей, мы сможем осознанно творить свою судьбу, которая, если нам хватит воли, может стать совершенно необычной. Бояться жизни – обычно. Не хочешь быть обычным – не бойся.


***


Почему мы боимся смерти и бесконечности, но не боимся тысячелетий прошлого? Будущее пугает, а прошлое нет. Почему?


***


А что, если рая и ада нет, а есть продолжение существования нашего разума. Какой разум, такое и существование. И оценки этого относительны. У нас будет вечность наедине с собой. И мирами, что мы себе напридумываем.


***


Мы стоим на горе наслоений эпох и культурных пластов, лишённые воспитания, образования и инструментов для того, чтобы систематизировать, осознать и использовать весь накопленный до нас опыт. Буквально роемся в мусоре осколков империй и консервных банок цивилизаций, находим что-то, радуемся, хвалимся причастностью к мудрости и истокам, хотя, может, откопали нечто, что было и ребёнку понятно в те времена, когда это выкинули на свалку истории.

Мусора слишком много. Мы не сможем его осознать, охватить систематизировать, рассортировать. И мы – культурные киборги: мораль – из одной эпохи, честь из другой, мечты из третьей, а воспитание из седьмой. И каждая часть нашей негармоничной личности тянет в свою сторону, что не позволяет свободно двигаться, не задавая вопросов, парализующих волю. Мы пытаемся прожить несколько жизней одновременно, не проживая в итоге ни одну по-настоящему. Нас размазывает, размазывает по полотну жизни, так тонко, что видно насквозь, что хочется плакать. И мы плачем. Или черствеем. Но все кричат себе: «заткнись», «соберись», не разрешая думать, действуя автоматически, хоть как-то, лишь бы двигаться, лишь бы не сортировать гору мусора.

Май

По сути, человек, не умеющий читать, болтается в пространстве между прошлым и будущим, повинуясь случайным потокам и течениям, которые подхватывают его и несут, куда хотят они, а не он. Читая же великие книги, мы строим лестницу из прошлого в будущее, находим основы, реконструируем окружающую действительность, начинаем воспринимать мир не как хаотическое нагромождение фактов, но как структуру, принявшую такую, а не иную форму в результате целой цепочки тенденций, длящейся сотни и тысячи лет. И воспринимая мир таким образом, мы начинаем гораздо больше его любить и ценить. Понимая, обретаем.

Болтаться не очень комфортно, но не все знают, что можно не болтаться.


***


Читаю Зиновьева, он говорит об интересной штуковине. «Значимость события в истории не может превышать его значимости для современников…» То есть вся история – это конструкт, сооружённый потомками, и, как любой конструкт, он несёт определённую цель. Смыслы, которые выделяют в прошлом историки и политики настоящего (это настоящее может быть и прошлым, и настоящим, и будущим, важно лишь чтобы оно было после «первопрошлого») – суть отражение настоящего этих историков и политиков, отражение их идей, настроений и смыслов обществ, им современных. История в разных периодах абсолютно разная. То есть нет объективной истории. Ни во времени, ни в пространстве.


***


Метафора про то, что все наше зарабатывание денег и их трата – это простой перенос денег с места на место.

А все мы движемся в могилы, конец ясен.

Автомобиль всегда едет из земли в землю. (Как металл)


***


Великую историю создаёт не невероятный сюжет, а качество изложения. Опиши как ты ешь борщ. Чем не сюжет?


***


Твоя неделя оценивается худшим днём в неделе.


***


Сухая, состарившаяся на жаре земля, взвивалась клубами под его ступнями.


***


Образ воды как явление процесса находит своё отражение не только в процессе роста всего сущего (тела человека, дерева), но и в течении мысли. Она так же бесцельно и неодолимо точит камень окружающей действительности, которая, ломаясь, откалываясь, дарит нам озарения. Это явление – не «пристраивание» новой комнаты, но пробитие стены между уже существующей и замурованной комнатами. Нельзя попасть в ту область, о существовании которой не подозреваешь. Или можно попасть, но невозможно интерпретировать окружающее, если речь идёт о метафизическом опыте. В общем, если мы будем наблюдательны, окружающая реальность обязательно станет удобной и одарит нас подходящим моментом для перехода в другое бытие. Следи за наклоном рельефа, и никогда не остановишься, но будешь катиться всё мощнее.


***


Что может быть обворожительнее, более томным и загадочным, чем последние майские ночи? Состояние потока, радости, счастья, безвременья. В этом и радость, в этом и грусть этих ночей. Они всегда заканчиваются, лёд сковывает реку, утро отзывается рутиной и обязательствами. Вечная молодость майской ночи краткосрочна, не ухватить. И гениальные мысли приходят, и вдохновение распирает, и работоспособность. Да пусть не закончатся они, пусть я всегда буду молод и свеж, как потёмки проклёвывающегося восхода июня, пусть я так же пахну, так же чарую, так же внушаю надежду и радость в молодые головы полуночников. Ибо не может существовать рациональность и глупость в моменты создания лета, в моменты смерти истории и рождения краткой веры в жизнь.

Солнце, приди!

Июль

А за городом вставали облака…

Размашистые, кучевые, громадной волной вздымающиеся над землёй, отрицающие притяжение, невозможные в своей громадности и невесомости.

Промежутки заполнялись взбесившимися красками чужеземного неба – охра, лимон, черника, перетекающие друг в друга с недоступной человеческой кисти внезапной плавностью.

Наклон строчек деревьев вторил строке горизонта, наклонённой вправо, немного, словно пёс, глядящий с сомнением в твоей способности его заинтересовать.

Ветер ушёл выше, интереснее с ватой, чем с листвой, весь вложил себя в завихрения и сполохи приоткрывающегося неба. Двигает горы, создавая разрывы небесного.

Немота неподвижности, любой наш бег – стояние на месте, что качается под вялотекущими громадами, метаморфозы которых дарят нам месяц, несмелый и влажный от недавнего рождения.

Вечер.


***


Умение складывать буквы в слова и пройденный курс школьной литературы имеют столь же малое отношение к искусству чтения, как умение складывать и вычитать к высшей математике.


***


Я начинаю говорить все более неразборчиво, в итоге меня совсем не понимают.


***


Лето выросло, переросло даже, как метастазы, в город. Самое яркое солнце, закутываясь в песчаные облака, погружает улицы в жёлтую светотьму. Жарко непрямой, удушающей затхлостью. Пыль, смерчиками поднимаясь над печью асфальта, джиннами призывает искать оазисы со льдом и соломинками. Жарко.

Ветер несёт благую весть, не задумываясь о таких мелочах, как чья-то причёска или нервно спохватываемая юбка. Ветер устремляется в воздушный отлив, образовавшийся от приближения армады туч. Тьма крейсеров отливает синевой иного рода, нежели стыдливо сбежавшее за спины кораблей июльское небо, осознавшее свой вклад в эту обжигающую круговерть понедельника. Внутренний конфликт кажется нам в этом параде электрических гигантов, заполонивших верхний ярус нашей жизни, где обычно рисуют святых. Прочищает горло артиллерия, тесты орудий глухим рокотом отзываются внутри рёберной клетки. Так начинался потоп.

Белые невесомости улетают в испуге, пытаются оторваться от туч, борясь с течением, порождённым ими самими, их малодушным отказом противиться солнцу с его диктатом желтизны и пыли. Вода идёт.

Конец ознакомительного фрагмента.