Вы здесь

О Марусе Климовой и другие истории из мира интриг и интриганов. Глава 5. О добром Зосиме замолвите слово (В. Н. Еремин, 2017)

Глава 5. О добром Зосиме замолвите слово

Иоанн III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов. Художник Н.С. Шустов


Со времени могущественного митрополита Алексия Бяконта и его младшего сподвижника игумена Сергия Радонежского, с одной стороны, и великого князя Московского Димитрия Донского, с другой стороны, на Руси началось противостояние церковной и светской властей. Православные иерархи были не прочь сделать Московское княжество теократическим государством наподобие Папской области в Италии, но великие князья оказывали им успешное противление и в свою очередь намеревались подчинить православных иерархов светской власти. Противостояние это перешло и в Российское царство, что ярко проявилось в отношениях царя Ивана IV Грозного с русскими митрополитами или в трагическом неприятии патриарха Никона царём Алексеем Михайловичем. А завершилось оно при Петре I, который без особых церемоний в феврале 1721 г. заменил патриаршество бюрократическим учреждением – Священным Правительствующим Синодом.

За триста пятьдесят лет противостояния (то затихавшего, то вспыхивавшего вновь – всё зависело от силы личности, оказывавшейся в центре событий) набралось достаточное число высокопоставленных жертв его. Среди них особо выделяется митрополит Зосима Брадатый, человек мягкий душой, добрый, никогда ни на что особо не претендовавший, но волею своих монашествующих врагов объявленный чуть ли не вождём второй[14] и самой неизвестной ереси в истории средневековой Руси – ереси жидовствующих. А ведь он и есть тот духовный писатель, благодаря трудам которого начала формироваться основополагающая идея русской цивилизации «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать».


О жизни Зосимы до его возведения в сан архимандрита Симонова монастыря сведений нет. Мы можем лишь кое-что додумывать по отрывочным записям в летописях. Так, высказывается предположение, что Зосима был младшим родственником дьяка[15] Стефана Брадатого. Поскольку Стефан служил великому князю Московскому Василию II Тёмному, был в добрых отношениях с великой княгиней Марией Ярославной и её любимым сыном будущим великим князем Иваном III, становится понятным доверие, с которым последний относился к своему ровеснику Зосиме. Более того, вполне возможно, что до монастырского пострижения Зосима сам служил дьяком Ивана III[16].

В сентябре 1485 г. Зосима сделал небывалый карьерный прыжок – был поставлен архимандритом ставропигиального[17] Симонова Нового московского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был один из самых высоких постов в русской церковной иерархии. К тому же Симонов монастырь был единственным в княжестве, монахи которого подлежали суду только великого князя, и церковные власти могли дотянуться до них, лишь пожаловавшись Ивану III.

Подобное назначение стало возможным и по причине высокого доверия, которое великий князь оказывал своему подручному, и по причине чрезвычайно конфликтной обстановки при великокняжеском дворе после славного стояния на Угре в 1480 г. и обретения политической независимости Московского княжества от Орды.


Конфликт первый.

Ещё весной 1467 г. скончалась первая жена Ивана III великая княгиня Мария Борисовна Тверская. Она оставила супругу единственного сына и наследника Ивана Ивановича Молодого. Погоревав по Марии, умершей в неполные двадцать пять лет[18], поздней осенью 1472 г. великий князь венчался с новой женой – греческой царевной Софьей Палеолог. По условиям предварительного договора дети от этого брака не могли претендовать на московский престол.

Всего Софья родила пятерых сыновей и четырёх дочерей. Но более всего душа её болела за судьбу старшего сына Василия (родился в марте 1479 г.) и мириться с условиями договора великая княгиня не собиралась. Надежды её стали быстро таять, когда Иван Молодой женился в январе 1483 г. на Елене Волошанке, дочери молдавского господаря Стефана III Великого[19]. Осенью того же года у молодой четы родился сын Дмитрий Внук. Сдаваться Софья Палеолог не собиралась – она повела при дворе тайную борьбу за устранение препятствий её сыну на пути к московскому престолу. Видимо, в этом ей активно помогали некоторые церковные иерархи. А противостояло ближнее окружение великого князя – сторонники Ивана Молодого.


Конфликт второй.

Весной 1473 г. митрополитом Московским и всея Руси собор русских архиереев при участии великого князя и его братьев – удельных князей Андрея Углицкого и Бориса Волоцкого избрал коломенского епископа Геронтия.

В 1479 г. венецианский архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство в московском кремле Успенского собора. В августе того же года митрополит Геронтий совершил чин торжественного освящения собора. В тот день и случился маленький скандал с большими последствиями.


Святитель Геронтий, митрополит Московский. Икона XVII в.


Ритуал освящения сопровождался крёстным ходом. Прямо по средине процессии недруги митрополита – духовник великого князя архиепископ Вассиан Рыло и архимандрит московского Чудова монастыря Геннадий Гонзов указали Ивану на то, что Геронтий ведёт крёстный ход вокруг собора противусолонь (против хода солнца, для современного человека – против хода часовой стрелки, т. е. лицом на встречу солнцу), а следовало вести его посолонь (по ходу солнца, для современного человека – по ходу часовой стрелки, т. е. идти вместе с солнцем). Иван остановил ход и приказал Геронтию вести народ в обратную сторону. Митрополит отказался, ссылаясь на русскую и византийскую традицию, которую подтвердили присутствовавшие при споре паломники, только вернувшиеся с Афона. На доказательства верующих Иван III мог ответить только великокняжеской волей, но осерчал он при этом крепко. Заявив Геронтию, что из-за таких ошибок архиереев гнев Божий приходит на Русскую землю, Иван запретил митрополиту впредь освящать вновь построенные храмы Москвы.

Ссору временно прервало стояние на Угре. Но едва монголо-татарская опасность миновала, как раздор вспыхнул с новой силой. Ведь в городе велось большое строительство, а митрополиту запрещалось освящать новые храмы. Не помог даже состоявшийся в 1481 г. архиерейский собор, который поддержал Геронтия. Фактически архиереи в очередной раз подняли вопрос: кто главнее на Руси – великий князь или митрополит? И решили его в пользу митрополита. Конечно же Иван даже слышать не желал о постановлениях церковников.

Тогда Геронтий неожиданно удалился за город в Симонов монастырь и предупредил Ивана III, что оставит кафедру, если великий князь не «побьёт ему челом» и не перестанет принуждать его к хождению посолонь. Поскольку и в этот раз на сторону митрополита встали почти все архиереи, пришлось великому князю смириться и отступить – он послал к Геронтию на переговоры Ивана Молодого. Однако митрополит отказался вернуться, пока к нему не явится на поклон сам великий князь. Скрепя сердце Иван III пошёл на унижение ради мира в княжестве – он прибыл в Симонов монастырь, извинился и уговорил Геронтия вернуться, обещая впредь «по сыновнему» слушаться его[20].

Возвратившись в Москву митрополит задумал месть своим противникам. Первым ему подвернулся архимандрит Геннадий. В крещенский сочельник 1483 г. он разрешил монахам Чудова монастыря пить воду. Геронтий обвинил архимандрита в осквернении священной воды и добился от Ивана III выдачи преступника. Геннадия заковали в кандалы и бросили в ледник. Великий князь с трудом добился его освобождения, но сам затаил обиду.

1 ноября 1483 г. захворавший Геронтий уехал на излечение в любезный его сердцу Симонов монастырь. С собою он прихватил символ власти – митрополичий посох и ризницу – митрополичьи одеяния, церковную утварь и драгоценные каменья. Без всех этих ритуальных предметов более никто не мог занять московскую митрополичью кафедру. Видимо, Геронтий рассчитывал таким образом принудить Ивана III вновь явиться к нему на поклон.

Случилось же нечто иное. Никто к митрополиту не приехал, а когда выздоровевший Геронтий вознамерился вернуться в столицу, по пути был схвачен ратниками великого князя и возвращён в монастырскую келью. Митрополит ещё «многажды убегал из монастыря и имаша его и тужи много по митрополии»[21], но всякий раз был пойман и отвезён в Симонов монастырь. Иван III, ссылаясь на тяжкий недуг митрополита, намеревался возвести на митрополичью кафедру настоятеля Троице-Сергиева монастыря Паисия[22]. Старец Паисий и вёл переговоры между великим князем и митрополитом. Длились эти переговоры год и закончились ничем. Паисий же не захотел становиться митрополитом при живом архиерее. 1 ноября 1484 г. Иван III сдался и впустил Геронтия в Москву. Единственным условием этого возвращения стало возведение ненавистного митрополиту архимандрита Геннадия в сан архиепископа и назначение его на кафедру в Великий Новгород и Псков. Возведение это состоялось 12 декабря 1484 г. Даже в летописи попало предположение, будто Геннадий был так возвеличен за мзду – якобы за назначение он дал великому князю 2 тыс. рублей[23].


Конфликт третий.

На годы княжения Ивана III пришлось формирование двух религиозных течений в монашеской среде. Поначалу они разделились по представлениям о святости. В дальнейшем расхождения становились всё глубже и принципиальнее. В итоге это разделение оказало значительное влияние на судьбы русского народа. Именно оно во многом определило наше современное понимание национального характера русского народа в целом и каждого русского человека в отдельности.

Сторонники первого течения были уверены, что святость носит исключительно духовный характер. В миру они получили прозвание «нестяжатели» и призывали к отшельнической жизни, удалению от светских соблазнов и мирского общения. Монашеская жизнь, утверждали нестяжатели, «должна проходить в уединении, духовном самоуглублении и молчаливом созерцании. Церковь должна быть свободной от земельных владений, материальных и имущественных ценностей, а также от взаимодействия со светской властью, государством, мирской жизнью». От нестяжателей на Руси пошло такое выдающееся явление, как старчество, которое воспели в своих творениях Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др. русские писатели. Вождём нестяжателей при Иване III стал игумен Нил Сорский[24].

Сторонники второго течения настаивали на том, что «Церковь должна быть в тесной связи с действующей властью и всячески поддерживать её – морально, идеологически, политически, духовно. В свою очередь государство призвано укреплять положение церкви в обществе, её духовный, экономический, социальный статус, в том числе вкладами в монастыри и наделением земельными угодьями. Святость понималась не как личное самоусовершенствование и возвышение индивидуального религиозного духа, а как обрядовое благочестие, внешняя суровость и аскетизм». Вождём второго течения во времена Ивана III стал игумен Волоцкого монастыря Иосиф[25]. От имени Иосифа Волоцкого приверженцы второго течения получили название «иосифляне».

Философии нестяжателей и иосифлян положили начало разделению русского общества на его народное большинство и на противостоящую ему малую элитарно-властную группу. Разделение это, равно как и философии нестяжателей и иосифлян не изжиты по сей день. На рубеже XV–XVI вв. оба направления противостояли друг другу, причём противостояние это принимало всё более и более воинственный характер со стороны иосифлян. В отличие от нестяжателей, иосифляне фанатично тяготели к методам католической инквизиции и требовали выявления еретиков и сожжения их на костре по примеру испанской инквизиции. Нестяжатели, наоборот, призывали к умиротворению и прощению заблудших, за что многие из них и поплатились: иосифляне огульно объявили ряд нестяжателей тайными еретиками.

Великий князь первоначально поддержал нестяжателей, деятельность которых вела к передаче церковных богатств государственной казне, но со временем, осознав опасность их идей для всей верхушки московской власти, предпочёл перейти на сторону иосифлян.

* * *

Вот в таких условиях и поставил Иван III во главе Симонова монастыря – важнейшего оплота митрополита Геронтия своего человека – дьяка Зосиму. К тому времени дьяк уже показал себя приверженцем, даже теоретиком сильной великокняжеской власти, лично преданным Ивану III. Скорее всего, он либо входил в ближний круг великого князя, либо поддерживал с ним добрые отношения. Как бы там ни было, но поставление Зосимы игуменом Симонова монастыря лишило Геронтия возможности в очередной раз сбежать из столицы с митрополичьими регалиями.

* * *

Тем временем в начале 1485 г., сразу после Рождества, в Великий Новгород приехал архиепископ Геннадий. Горожане встретили его враждебно. За четыре года до того был арестован и вывезен в Москву последний местный архиепископ Новгородский Феофил. Через три года его силой заставили отречься от сана, а затем старец умер по неведомым причинам. Геннадий оказался вторым по счёту ставленником Москвы в Новгородской и Псковской епархии. Предшественника его архиепископа Сергия новгородцы за полгода так затравили и засмеяли, что бедняга, прикинувшись сумасшедшим, сбежал в Троице-Сергиев монастырь, где потом жил в покое и здравии ещё двадцать лет. Отдадим должное Геннадию – архиепископ не раскис, быстро и крепко взял духовное стадо в кулак и с усердием окормлял его следующие девятнадцать лет. Но чего это ему стоило!

Конец ознакомительного фрагмента.