Вы здесь

О Йоге и Медитации. 2. Из лекции А. Безант «Введение в Йогу» (Т. Н. Микушина, 2015)

2. Из лекции А. Безант «Введение в Йогу»

Обратимся к лекции, которую прочитала Анни Безант (1847 – 1933) в 1912 году. Анни Безант, напомню вам, возглавляла Теософское общество Англии после Елены Петровны Блаватской. Она читала в Лондоне лекцию, которая называется «Введение в Йогу»[3]. Лекция достаточно объёмная, в ней не одна, а четыре лекции.

В этой лекции Анни Безант говорит о том, в частности, что есть два Пути. Есть Путь Правритти Марга и Путь Нивритти.

Правритти Марга – это Путь Выступления, на котором находится огромное большинство человечества. На этом Пути «желания не только полезны, но и необходимы. И чем больше желаний у человека на этом пути, тем это полезнее для его эволюции. Они представляют собой те мотивы, которые толкают человека к деятельности. Где они отсутствуют, там возникает застой. Человек становится инертным».

Путь Нивритти – это Путь Возврата. «На Пути Возврата желание прекращается; вместо него возникает самоопределяющаяся воля. Последнее желание человека, вступившего на Путь Возврата, – это работать в согласии с Волей Всевышнего. Он приводит свою волю в гармонию с Верховной Волей, отказывается от всех личных, отдельных желаний… Желание на Пути Выступления становится Волей на Пути Возврата; душа в гармонии с Божественным действует согласно с Законом».

В Диктовках, которые дают Владыки[4], тоже говорится о двух огромных циклах в этой Вселенной. Один цикл – это «Выдох Брамы», и второй цикл – это «Вдох Брамы». Эти циклы Вселенной имеют также отношение к каждому индивидууму. То есть каждый человек в своём развитии проходит два больших этапа. Первый этап – это Правритти Марга, и второй этап – Нивритти. Сначала человек развивается, он идёт вовне, он должен всё попробовать, всё испытать, получить опыт во всех возможных видах деятельности, которые есть, существуют, доступны. Он должен всё попробовать, абсолютно всё. И вот наступает этап, когда человек уже насытился всем, что есть в физическом мире, и его душа желает вернуться Домой.

Не забудем, что одно из основных Учений, которое дают Владыки, это Учение о перевоплощении, или реинкарнации. Поэтому речь здесь идёт не об одной жизни человека, а о совокупности всех жизней. Вначале, на протяжении многих и многих воплощений, человек следует Пути Выступления. И когда-то для каждого индивидуума наступает момент, когда он начинает Путь Возврата.

Вспомним самую первую Диктовку Владык Мудрости, которую дал Господь Санат Кумара 4 марта 2005 года.


«Повышается уровень вибраций планеты. Новые энергии приходят на Землю. И большинство человечества ощущает эти энергии в виде невозможности и бессмысленности следовать дальше теми тропами блуждания во тьме, которыми оно следовало долгие и долгие тысячелетия.

Это проявляется как чувство неудовлетворённости, сердечной тоски и ожидания чего-то, что вот-вот должно произойти. Наиболее чуткие люди утратили интерес к своим обычным занятиям. Кажется, что ничего из того, что прежде казалось значимым и составляло смысл жизни, сегодня не имеет ни малейшего значения. Все прежние занятия: пустое времяпрепровождение с друзьями, просмотр бесконечных сериалов, погоня за новыми безделушками, кажется, утратили всякий смысл. Всё это напоминает праздничную мишуру, которая осталась на месте проведения вчерашнего праздника. Сегодня всё это уже лишено смысла»[5].


Владыки дают Послания для тех людей, которые закончили Путь вовне и находятся на рубеже Пути вовнутрь, Пути Возврата. Именно для этих людей дают Владыки свои Послания.

Каждый может приложить к себе, подходит ему этот Путь или нет. Анни Безант говорит о том, что на Пути Выступления, на котором находится большинство человечества, людьми движут желания, мысль и деятельность. Так вот, когда человек переходит от внешнего Пути к внутреннему Пути, то желание должно преобразоваться в волю. Мысль должна преобразоваться в Разум. То есть человек в своей мыслительной деятельности на уровне плотского ума должен перейти на уровень своего Я Христа, Высшего Разума. И его деятельность на физическом плане превращается в самопожертвование. Таким образом, для человека, который возвращается обратно, идёт по Пути Возвращения, любой вид деятельности превращается в самопожертвование. Если он что-то делает, то он это делает для других. И тогда человек вступает на Путь Возврата.

Анни Безант в своей лекции приводит пять ступеней развития ума. Эти ступени характерны для этапов развития человека, хотя сравниваются они с возрастом человека. В зависимости от успешности своей эволюции, на протяжении миллионов лет человек занимает ту или иную ступень сознания.




Первая ступень называется кшипта. Что такое кшипта? «Ум человека бросается во все стороны. Это состояние бабочки, первоступень человечества, а в отдельном человеке – состояние детства, когда мысль перебегает с предмета на предмет». Это соответствует физическому плану, деятельности на физическом плане. Если вы будете наблюдать за людьми, которые вас окружают, вы увидите таких людей. Это люди, которые живут тем, что они видят, их сознание находится на физическом плане.

Следующая ступень – это мудха. Она соответствует астральному плану. Это юношеский возраст, состояние смятения, влюблённости, потрясение эмоциями, человек начинает жить чувствами, может всех любить, или всех ненавидеть, или ещё что-то – такое состояние.

Следующая ступень – это викшипта. Викшипта соответствует плотскому уму, это ступень низшего ментального плана. В этом состоянии человек может быть захвачен какой-то идеей. Он может, например, быть захвачен идеей коммунизма («Это же хорошо – коммунизм!»), или, наоборот, фашизма, или Учением Владык («О, Учение Владык – гениально!»). То есть, он может схватиться за какую-то идею, но потом может и охладеть к ней.

И это объясняет, почему многие люди уходят из Учения. Потому что, во-первых, они ещё не прошли весь Путь внешний, чтобы вернуться к внутреннему. Во-вторых, по своему уровню сознания они находятся на первых трёх ступенях: кшипта, мудха, викшипта. Ими сначала одна идея завладела, потом другая идея завладела, потом следующая… На этой ступени человек учится распознаванию, различению, отличению добра от зла, иллюзии от реальности. Это очень важная ступень низшего ментального плана.

И когда человек уже овладевает различением, он переходит на следующую ступень, которая называется экаграта. Экаграта – это высший ментальный план. В терминологии Учения Вознесённых Владык – это ступень Я Христа. В этом случае уже «идея подчиняется власти человека, вместо того чтобы владеть им, тогда человек достигает того сосредоточенного состояния ума, называемого по-санскритски "экаграта", которое является четвёртой ступенью. Только тогда он вполне созрел и готов для истинной жизни; он освободился от тирании мира, его не прельщают его соблазны, он приближается к йоге, его движение вперёд ускоряется. Эта четвёртая ступень соответствует деятельности на высшем ментальном плане». И вот для таких людей Владыки дают своё Учение. Для людей, которые стоят на четвёртой ступени развития своего сознания, Владыки дают Послания. В этом случае человек уже становится носителем идеи, например, носителем Учения. То есть, не идея им владеет, а он владеет идеей. «На этой ступени он избирает одну определённую идею – внутреннюю жизнь… Он поднимается над желанием обладать предметами наслаждения как этого, так и потустороннего мира».

И затем человек приближается к пятой ступени, она называется нирудха. Это ступень самоконтроля. Она соответствует буддхическому плану. В терминологии Владык Мудрости это уровень каузального тела. На этой ступени человек воссоединяет своё сознание с Богом, он поднимается над всеми идеями и сам может избирать идею. Он объединяет своё сознание с Высшим Разумом. На этой ступени он может с успехом осуществлять Йогу.