Вы здесь

О Вере, Христе и науке. Мысли и слова свт. Луки Войно-Ясенецкого. Часть II. Радостная весть (Илья Кабанов, 2014)

Часть II

Радостная весть

Слово «Евангелие» означает «Радостная весть». Весть о возможности новой жизни, рождении в мир «нового человека», созданного по образу Божию, была принесена на землю Иисусом Христом. Он пришел в мир, чтобы разделить с людьми их жизнь, дать людям учение, которое, подобно огню, могло воспламенить человеческие души. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! – говорит Христос Своим ученикам. ЛК. 12:49


Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. БЫТ. 2:7 Итак, дух и душа человека имеют свое начало в Духе Божием и потому способны к общению с Ним. Это запомните.


Стремитесь к тому, чтобы вас животворил Дух Святой, тогда и без курортов, и в скудости, в какой проводите жизнь свою, можете прожить долгую жизнь, и не только долгую, но и блаженную и Богу угодную.


Богочеловечество есть цель жизни каждого. Цель жизни – совершенство в любви, в праведности, а для этого надо неустанно работать над очищением сердца своего.

Веруйте в свет, да будете сынами света. ИН. 12:36 В основе христианского мировоззрения лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству.


Вера в Христа Спасителя – это прежде всего вера в победу света над тьмой, добра над злом, жизни над смертью. В этом-то и проявляется великий гуманизм христианской религии.

Книжники и фарисеи укоряли Христа за то, что Он нарушал субботу. Они полагали, что можно служить Богу, забывая о человеке. Но Христос им сказал: Суббота для человека, а не человек для субботы. МК. 2:27 Эта идея пронизывает все Евангелие. Человечность – это есть основа христианской религии.


Истинная христианская религия есть религия чистых сердцем, стремящихся к высшей и совершенной правде; религия сердец, всецело посвященных Богу и жаждущих вечного общения с Ним, а не только религия страха, умствования и размышлений о Боге.


Источники света бывают разные – яркие, как солнце, луна и звезды; слабые, как коптящая свеча или лампа; малые искры, светящиеся слабым светом. Но все же это свет, все же это благословение от Бога. Всякий малый свет угоден Богу, и таким малым светом может светить каждый из вас в окружающей тьме. Своей добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием, святой любовью своей и благочестием вы можете и должны светить в этом мире, ибо вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Так высоко ценит вас святой апостол Петр. 1 ПЕТ. 2:9

Наша религия – не религия уныния, наоборот, она – религия бодрости, энергии, силы воли, силы характера. Религия наша плодом своим имеет не уныние, а нечто совершенно противоположное, то, о чем говорит апостол Павел: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. ГАЛ. 5:22–23


Вот подлинный дух, сущность нашей религии: вовсе не уныние, а праведность, мирная радость о Духе Святом. Разве обладающий этой радостью может быть унылым? Конечно, нет.

Люди часто ошибаются, оценивая внешность человека. Подлинный христианин не имеет такого вида, как люди, предающиеся радостям жизни. Он всегда мирен, часто бывает на вид глубоко задумчив, ходит опустив голову, предаваясь своим размышлениям. Разве значит это, что он уныл, упал духом? Это значит, что радости мирские, которые ценят другие люди, далеки от христианина, чужды ему, как чужды взрослому человеку детские игры и забавы.


Для бесчисленного множества уверовавших в воплотившегося Сына Божия и возлюбивших Его всем сердцем открылся путь в Царство Небесное. Для своего шествия по этому пути они получают благодатные силы и помощь в великих Таинствах Крещения и Причащения Тела и Крови Христовых, в изливающихся на нас дарах благодати Духа Святого.


Что такое жизнь вечная? Это – то же, что Царство Небесное. И вот Господь разъясняет, что такое Царство Небесное, что такое жизнь вечная. Он говорит, что жизнь вечная состоит в том, чтобы мы познали Бога Отца и посланного Им Иисуса Христа.


Жизнь вечная, Царство Божие, вечная радость о Духе Святом, вечный мир состоят в познании Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

В познании Бога, непрестанно, неизменно расширяющемся и углубляющемся, будет состоять наше вечное блаженство. Ибо нет высшего блаженства, чем то, которое получаем, познавая ум Христов, познавая любовь Божию. Вечное блаженство праведников будет состоять именно в постоянном общении с Богом.


Вечная и бесконечная жизнь праведных в Царстве Небесном состоит именно в ближайшем общении святых с Самим Богом, в безмолвных беседах с Ним, в умножении высшего познания и вечной правды, в поклонении святых Богу в духе и истине.


Просто, необыкновенно просто слово Христово и в то же время глубоко – бездонно глубоко. Просты все слова Спасителя нашего, просто и все Его учение, ибо оно было обращено не к гордым ученым, мнящим о себе, что они знают истину, а к тем смиренным, к тем ничего не знающим, которые чужды гордости, которые легко проникаются всякой подлинной, сияющей Божественным светом истиной.


Священное Писание, а прежде всего Новый Завет, – это величайшее сокровище наше, это самое драгоценное, что есть на земле для нас. Ибо только из слов Божиих, запечатленных в Священном Писании, которое написано Духом Святым, узнаем мы самое важное и самое нужное для нас – узнаем прежде всего о смысле и задачах нашей жизни.


Святое Евангелие приводит ко Христу всех читающих его с детской чистотой сердца.

Мы живем ради того, чтобы стать сынами Божиими, друзьями Божиими, чтобы приблизиться к Богу. Эта цель будет исполнена и достигнута, когда все труды, всё старание, всё внимание мы направим на то, чтобы возросло в нас святое семя Божьего слова.


Христианская мораль – мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. Она возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества.


В основе христианской морали лежит учение Христа о любви к человеку. В Своих беседах Христос говорит ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. ИН. 13:34–35


Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и никогда не перестает.

Именно любовь – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, – вечная жизнь – обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих.


Любовь Христова должна сохраниться до Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, любовь Христова должна сохраниться в сердцах малого Христова стада, и те ужасы жизни, ужасы неправды, попранной любви, которые видим ежедневно и ежечасно, должны нас побуждать к тому, чтобы возгревать в сердцах наших святую Христову любовь.


Любовь есть сущность естества Божия. Познать Бога – это значит познать всесовершенную, абсолютную любовь.

В общении с любовью Божией будет состоять наше познание Бога. Мы будем все больше познавать любовь как сущность Божества и будем становиться причастниками ее.


Весь закон сводится к одной заповеди о любви, ибо если кто достиг любви, то, разумеется, он не может быть нарушителем закона, вором, убийцей, прелюбодеем, блудником; он не станет завидовать ближнему своему, не может творить себе кумира и всякого подобия вместо Бога. Все это становится невозможным, ибо достиг он высшего в законе, достиг любви, а любовь есть исполнение всего закона.


Для того чтобы веровать, что в нас пребывает Бог и мы в Боге, мы должны стяжать любовь. Нужна любовь, совершенно обязательна любовь, и, если нет любви, нет в нас Бога, чужие мы Богу.

Конец ознакомительного фрагмента.