Вы здесь

О Большой Хоральной и Занеманской синагогах Гродно. I. О Хоральной большой синагоге (Маргарита Акулич)

I. О Хоральной большой синагоге

Фото из источника в списке литературы [3]

1.1 Основные данные о Хоральной большой синагоге Гродно и ее истории. О музее «Из истории гродненских евреев»

Основные данные о Хоральной большой синагоге Гродно


В настоящее время в Гродно действует Большая Хоральная синагога, история ее уходит своими корнями в отдаленные от нас средние века. Гродненская синагога является памятником архитектурного направления искусства 16-го столетия, великолепнейшим и уникальнейшим из сооружений как на территории Беларуси, так и Европы, претендентом на включение в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, одной из крупнейших по размерам в Европе.


Фото из источника в списке литературы [4]


Здание Гродненской синагоги, выполненное в стиле русского модерна, охраняет государство, так как это здание является культурной и исторической ценностью и одной из самых старых по возрасту европейских синагог. Синагога выполняет свои функции и в ней находится музей, который работает.

Хоральная Большая синагога располагается на улице Большая Троицкая (это центр современного Гродно). В прежние времена (в 19-м столетии) улица была Центром еврейства Гродно и именовалась улицей Жидовской (сегодня – улица Троицкая).


Фото из источника в списке литературы [5]


Первоначально она была выполнена из такого распространенного в стародавние времена материала как дерево. Как она в точности выглядела – сказать проблематично. Можно лишь ориентироваться на виды некоторых из деревянных синагог, рисунки или фото которых сохранились.


Средневековая синагога (здание не сохранилось). Фото из источника в списке литературы [1]


Фото деревянной синагоги Гродно, разрушенной в конце первой мировой.. Фото из источника в списке литературы [2]


Бима деревянной синагоги в Гродно.. Фото из источника в списке литературы [2]


Хоральная синагога (слева) на рисунке Наполеона Орды. Дата:1860—е гг. Фото из источника в списке литературы [6]


Некоторые виды деревянных синагог в 1860-х – 1870-х годах запечатлел художник Наполеон Орда, которому принадлежит создание альбома с видами Гродненской губернии.


Наполеон Орда. Фото из источника в списке литературы [7]


О музее «Из истории гродненских евреев»


Основание музея «Из истории гродненских евреев» произошло в 2012-м году. Как раз именно в данное время начала осуществляться реставрация Большой Хоральной Гродненской синагоги, в которой данный музей и располагается. Музей находится в двух небольших залах. Им выполняется функция центра, в котором собирается информация о евреях Гродненщины, среди которых: промышленники, предприниматели, общественные и государственные деятели, деятели культуры – художники, писатели, поэты.

На стендах этого музея – отражение истории жизни израильских президентов (третьего и первого), художника Леона Бакста, Лизы Чапник (герой Сопротивления в годы Второй мировой войны), Феликса Зандмана (известный ученый) и других.


Художник Леон Бакст. Фото из источника в списке литературы [8]


Если говорить о постоянной экспозиции, то в нее обеспечено включение темы Холокоста, еврейства европейского и гродненского в период войны. Важнейшим ее разделом является раздел, посвященный Праведникам народов мира, которые занимались спасением Гродненских еврейских детей от преследований нацистов.

Что касается собраний музея, то это истории об узниках Гродненского гетто и германских концентрационных лагерей, это книги воспоминаний, видео- и аудио- повествования свидетелей тех ужасных дней.

В музее хранятся воспоминания и разные предметы, имеющие непосредственное отношение к жизни Григория Хосида, умершего в 1913-м году. Это был человек, который оставался последним из узников Гродненского гетто. Его видеовоспоминания уникальны они будут сохраняться для потомков на протяжении длительного времени.

В музее организованы для детей уроки Холокоста.

Сотрудники музея отыскивают то, что требуется находить и нельзя забывать. Ведется работа (в том числе в архивах) по созданию материалов (их блока), касающихся религиозной жизни евреев в 19-м 20-м столетиях.

1.2 О первой деревянной Большой синагоге Гродно. Возведение на месте старой синагоги другого здания. Википедия О раввине Мордехае Яффе

О первой деревянной Большой синагоге Гродно

…яшчэ да Другой сусветнай вайны ў Беларусі існавалі драўляныя сінагогі – унікальныя архітэктурныя аб’екты, што былі распаўсюджаныя ва Усходняй Еўропе.

Драўляныя сінагогі будаваліся па ўсёй тэрыторыі Рэчы Паспалітай, а пасля далучэння да Расійскай імперыі – у раёнах мяжы яўрэйскай аселасці. У XIX стагоддзя яўрэі ўжо заходніх губерняў Расійскай імперыі выступалі за выкарыстанне на патрэбы будаўніцтва дрэва як больш таннага і даступнага ў параўнанні з цэглай матэрыялу. Варыятыўнасць архітэктуры сінагог была досыць вялікай: яны вылучаліся сярод іншых пабудоў формай дахаў, масіўнасцю, якая вынікала з вялікага аб’ёму галоўнай залі, складанасцю дахавай сістэмы. Многія з іх былі сапраўднымі творамі мастацтва.

(Ігар Іваноў, Чужыя «рускаму жыццю»)

Появление синагоги обязано раввину Мордехаю Яффе (который известен в качестве известнейшего кодификатора и учёного, уроженца Праги), благодаря инициативе которого имело место ее возведение в 1579-м году (согласно другим данным – в 1575-м – 1580-м годах).

Для возведения синагоги в Гродно был приглашен Санти Гуччи (он известен в качестве итальянского скульптора и архитектора, приехавшего в 1572-м году в Гродно). Его пригласил раввин Мордехай Яффе и он данную синагогу спроектировал. В это время как раз им выполнялась в Гродно перестройка в королевский дворец старого замка и он занимался возведением каменной Фары Витовта (заказ короля Стефана Батория).


Санти Гуччи. Фото из источника в списке литературы [9]


Здание данной синагоги было деревянным, поэтому когда в 1617-м году случился пожар, оно оказалось полностью уничтоженным.

Об этой синагоге Андрей Вашкевич и Андрей Чернякевич в статье «Гродненская синагога: пожары и реконструкции» написали [10]:

«В почти целиком деревянном Гродно синагога была явной архитектурной доминантой, возвышаясь над долиной Городничанки. Очень высокая, крытая черепицей крыша, декорированные фасады и две мощные башни спереди создавали неповторимое сочетание ренессансных пристрастий знаменитого итальянского архитектора и традиционных для иудаизма форм.

В течение следующих нескольких столетий главный дом молитвы еврейской общины города изменился мало. Варшавская писательница и журналистка А. Трипплин, которая посетила Гродно в начале 1880-х, характеризовала старую синагогу как «большой, сильно поросший мхом и обшарпанный дом молитвы».

Возведение на месте старой синагоги другого здания


Фото из источника в списке литературы [11]


На месте уничтоженной огнем синагоги была построена синагога новая, возведение которой было разрешено королем Сигизмундом Третьим. Этой синагоге суждено было простоять дольше, но и она сгорела в пожаре 1889-го года (или по другим сведениям – в 1885-м году).


Фото из источника в списке литературы [11]


Строение было разрушено беспощадным пожаром, но не произошло разрушения большого молитвенного зала, в нем пел хор мальчиков (вот поэтому синагога и именуется Хоральной).

Евреям Гродно приходилось не однажды страдать от огненной безжалостной стихии. Так, в 1885-м году (двадцать девятого мая) крупный пожар привел к тому, что сгорели десятки улиц, в том числе и еврейских.

Главную синагогу города нужно было восстанавливать непременно, поскольку устоять удалось лишь ее толстым стенам. Крыша сгорела, также уничтожено было внутреннее богатое убранство и все изготовленные из дерева компоненты. Ремонт длился не короткое время и новую синагогу необходимо было создавать с приданием ей образа, более соответствовавшего эстетической направленности нового времени.


Фото из источника в списке литературы [11]


Больше всего при этом пострадавшими стали жилые дома (сотни), синагоги (полдюжины) и приют для еврейских детей-сирот. В июле 1900-го года огненная беда явилась вновь, уничтожив сотни жилых домов и дюжину синагог.


Фото из источника в списке литературы [11]


На восстановление Главной синагоги евреи жертвовали свои личные средства и тратили собственные силы. Существенным изменениям подвергся лишь лицевой фасад здания. С того времени, когда синагога открылась, и до прихода к власти «советов» синагога беспрерывно выполняла свои функции.


Фото из источника в списке литературы [11]


В конце 19-го столетия синагог в Гродно было тридцать, а еврейского его населения в 1906-м году насчитывалось свыше двадцати пяти тысяч человек, что количественно превышало половину общей численности населения города.


Фото из источника в списке литературы [11]


Информация из Википедии о раввине Мордехае Яффе, благодаря которому появилась Главная синагога Гродно




Информация о раввине Мордехае Яффе приведена в Википедии [12]:

Яффе, Мордехай бен-Авраам бен-Иосиф бен-Элиезер бен-Авраам (род. в Праге в 1533 г., умер в Познани в 1612 г.) из Богемии – известнейший кодификатор и учёный. Его отец, раввин Авраам из Праги (а не р. Авраам из Богемии), умер в 1564 г., дал сыну разностороннее образование. Дальнейшее талмудическое образование Яффе получил под руководством раввинов Моисея Иссерлиса и Соломона Лурии, a по каббале – под руководством Маттитии б.-Соломон Делакрута. По возвращении на родину Яффе стал главой Пражской Савв. школы, и занимал этот пост до 1561 г., когда ввиду изгнания евреев из Праги, отправился в Венецию, где занялся изучением астрономии (1561 1571). В 1572 стал раввином в Гродне, в 1588 г. – в Люблине, где становится одним из главных руководителей ваада четырёх стран; был затем раввином в Кременце, a в 1592 г. стал главным раввином и ректором школы в Праге. С 1599 г. до смерти состоял главным раввином в Познани. Яффе – выдающийся представитель XVI в. – эпохи расцвета талмудической науки и пилпула, когда элементы каббалы и мистицизма все более и более стали овладевать еврейскими умами. Почти все современники Яффе увлекались каббалой, но ни один из них не решился до него внести её элементы в кодификацию галах. Яффе часто мотивирует то или иное постановление каббалистическими тайнами, вера в которые y него доходит до того, что он признает молитву к десяти сфирот, которую не только талмудисты вообще, но даже впоследствии хасидские вожди считали противоречащей монотеизму и иудаизму, не признающему посредника между Богом и человеком. Местами Яффе обнаруживает суеверие, которое он вводит в свой кодекс. Хотя уважение его к Маймониду безгранично, но он не принимает во внимание нападок Маймонида на мистицизм так как «Маймонид впоследствии сам признал каббалу». Яффе следует, главным образом, испанской каббале, в особенности р. Иосифу Гикатиле и р. Менахему Реканати; на каббалистическое сочинение «Rekanati» Яффе написал комментарий «Lebusch Or Jekarot». Яффе признает переселение душ, но отвергает утверждение Ари и р. Хаиима Виталя, что душа человека иногда перевоплощается в растения и минералы. Яффе увлекается и метафизикой, и точными науками, которые, по его мнению, стоят, однако, гораздо ниже Торы и каббалы, поэтому человеку разрешается заниматься науками лишь после того, как он основательно изучил Талмуд и кодексы. Большое уважение Яффе питал к комментариям Раши, каждое слово которых заключает эзотерическое и экзотерическое значение.