Вы здесь

О Божественной литургии. Божественная литургия Святого Иоанна Златоуста (Савва (Остапенко), 2001)

Божественная литургия Святого Иоанна Златоуста

К совершению Божественной литургии священнослужители готовятся с вечера, пребывая трезвенно телом и духом. Очно или заочно они примиряются со всеми враждующими и с теми, к кому имели какое-либо неудовольствие, испрашивают прощение у всех, кому сами вольно или невольно нанесли обиды и огорчения.

Перед началом литургии священнослужители (священник и диакон) приходят в храм, поклоняются перед царскими вратами и читают вполголоса входные молитвы, затем целуют образ Спасителя и образ Божией Матери, поклоняются ликам всех святых, потом поклоняются всем предстоящим людям, испрашивая себе прощение поклоном, и затем входят в алтарь.

Подражая им, каждый христианин должен таким же образом готовиться к присутствию на литургии с вечера, особенно, если он готовится к принятию Святых Тайн. Он должен омыться и при возможности надеть чистое белье. Придя в храм, должен поклониться Богу, Божией Матери, образам всех святых, а потом поклониться предстоящим богомольцам, испросив у них прощение. Надо и самому простить всем, чтобы не ложной, но дерзновенной была молитва: «Отче наш… остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

В алтаре священник и диакон перед престолом кладут три поклона и целуют лежащее на нем Евангелие, как бы Самого Господа, Сидящего на престоле, потом целуют престол, крест и затем приступают к облачению себя в священнические одежды, чтобы не напоминать себе и другим человека, занимающегося ежедневными житейскими делами.

Облачение священнослужителей

Диакон, получив благословение от священника, надевает на себя стихарь и возлагает себе на левое плечо орарь (узкое длинное лентие – принадлежность диаконского звания). Орарем диакон призывает народ к молению. В довершение облачения он надевает на руки поручи, т. е. нарукавники.

Облачение священника начинается так же, как и диакона. Поклонившись трижды к востоку и благословив подризник, священник надевает его, читая в это время соответствующую молитву. Затем надевает епитрахиль и поручи. Опоясывает себя поясом сверх подризника и епитрахили, чтобы одежда не мешала в богослужении.

Если священник имеет высшее иерейское звание, то он привешивает к бедру своему четырехугольный набедренник, который знаменует духовный меч и всепобеждающую силу Слова Божия, а также по чину палицу. Затем священник надевает фелонь, т. е. ризу, в знак верховной всепокрывающей правды Божией и вместе с диаконом омывает руки.

Облаченные в священнические одежды священник и диакон приступают к жертвеннику для совершения проскомидии. Диакон приготовляет сосуды и ставит дискос с левой стороны, а чашу с правой. Делая по три поклона перед жертвенником, каждый читает вполголоса положенные молитвы.

Священник, одетый в орудия Божии, предстоит уже иным человеком, и молящиеся смотрят на него как на служителя Божия и исполнителя Его святой воли, как на орудие Божие, которым руководит Дух Святый.

Проскомидия

Вещество для Таинства Евхаристии

Та часть литургии, во время которой священнослужители приготовляют все нужное к совершению ее, называется проскомидией.

Проскомидия – слово греческое, и в переводе на наш язык означает «принесение». Такое название проскомидия получила от обычая древних христиан приносить вещество, необходимое для совершения литургии.

В храме древней Церкви жертвенник находился у входа в храм, а на него христиане складывали приношения для братской трапезы, а также вино и хлеб для святой Евхаристии. Веществом для таинства Евхаристии служили и служат хлеб пшеничный, чистый, квасный и красное виноградное вино (Деян. 2, 42, 46; 1 Кор. 11, 23, 26). Иисус Христос и апостолы для таинства Евхаристии употребляли квасный хлеб, поэтому Церковь строго соблюдает этот порядок.

Вино употребляется красное потому, что красный цвет напоминает цвет крови (Мф. 26, 29). В вино добавляется вода в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода (Ин. 19, 34).

Из принесенных даров предстоятель, т. е. священник, отбирал наилучшие для совершения таинства Евхаристии, а все остальное предназначалось на содержание клира и на устройство общих трапез после богослужения. Священнослужитель молился за жертвовавших христиан и за их близких, живых и умерших.

С течением времени, когда упразднена была братская трапеза, эти приношения прекратились, и жертвенник перенесли в алтарь, однако, в Церкви сохранился обряд, напоминающий этот древний обычай. Теперь христиане передают в алтарь маленькие, но тоже квасные и пшеничные хлебы с изображением Христа, Святой Троицы, Богородицы, святых или креста Господня. Этот хлеб называется просфорою.

Просфоры желательно печь по возможности из муки высшего сорта. Все самое лучшее должно приноситься Господу. Мука должна быть сухая, не затхлая, чистая. Дрожжи должны быть также свежие. Укатывать тесто нужно так, чтобы не было пузырей.

Просфора (в переводе с греческого) – приношение. Она круглая и состоит из двух частей (верхней и нижней) в ознаменование того, что в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое. На верхней части просфоры с изображением креста имеется надпись ИС. ХР. – НИ. КА., т. е. Иисус Христос – Победитель (греха, проклятия и смерти).

На проскомидии священнослужитель вынимает частицы из просфор и молится по запискам, переданным в алтарь вместе с просфорами, за принесших их и за их сродников и близких, живых и умерших. Вынутые частицы кладутся на дискос, а просфоры возвращаются тем, кто их подал.

Наша Святая Православная Церковь для совершения таинства Евхаристии употребляет пять просфор в воспоминание чуда, которое сотворил Христос, насытив пятью хлебами пять тысяч человек. Сотворив это чудо, Христос учил народ о духовном насыщении и о нетленной духовной пище, подаваемой в таинстве причащения. Он говорил: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6, 27).

Поскольку проскомидия есть ни что иное, как приготовительная часть к самой литургии, то с нею Церковь соединила воспоминание о первоначальной жизни Христа. Как первоначальная жизнь Иисуса Христа от рождения до выхода Его на проповедь протекала в неизвестности, в полной сокровенности от народа, так и проскомидия совершается в алтаре при закрытых дверях и задернутой завесе, тайно – незримо от народа, а для молящихся во время совершения проскомидии читаются часы.

Чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, он должен правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т. п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо и ничего, кроме раздражения, не дают. Нужно отчетливо и проникновенно произносить каждое слово.

Часы – это собрание псалмов и молитв, которые читались первыми христианами в определенные часы дня:

1-й час читался в начале дня.

3-й час – когда было сошествие Духа Святаго на апостолов и когда совершался суд над Спасителем у Пилата.

6-й час – когда Спаситель мира пригвожден был к Кресту.

9-й час – когда Он испустил дух Свой, предав Его в руки Отца.

С течением времени этот порядок изменился. Теперь читают:

1-й час – после окончания всенощного бдения или утрени.

3-й и 6-й час – во время совершения проскомидии. 9-й час – перед началом вечерни.

На 1-м часе читаются псалмы 5, 89,100.

На 3-м – псалмы 16, 24, 50.

На 6-м – псалмы 53, 54, 90.

На 9-м – псалмы 83, 84, 85.

Приготовление святого Агнца

Приготовление святого Агнца – основное действие проскомидии.

Приступив к жертвеннику, священник берет одну из просфор и, знаменуя ее крестообразно копием вверху печати, троекратно произносит: В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего – Иисуса Христа, показывая этим, что просфора приносится в жертву Богу по заповеди Господней. Величина просфоры должна соответствовать числу причащающихся, потому что по словам апостола Павла:…мы множество одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).

Держа просфору в левой руке, священник вонзает копие в правую сторону просфоры со словами пророка Исаии: яко овча на заколение ведеся. Потом вонзает копие в левую сторону просфоры и продолжает произносить пророческие слова Исаии: и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Этими словами изображается образ Искупителя, преисполненный кротости и долготерпения. Вонзая копие в верхнюю часть просфоры, священник говорит: во смирении Его суд Его взятся, т. е. смирение Его будет причиною того, что к Нему даже не будет применен праведный суд. Вонзая копие в нижнюю часть просфоры, продолжает: Род же Его кто исповесть, т. е. так как Он умрет как обыкновенный смертный, как муж болезней или человек в язве сый (Ис. 53, 3), то кто из современников Его признает Его предвечное происхождение?

На каждое священнодействие, совершаемое священником, диакон, держа орарь в руке, произносит вполголоса: Господу помолимся! когда священник подрезывает внизу средину просфоры, диакон обращается к нему со словами: Возьми, Владыко!

Священник приподымает копием вырезанную часть просфоры и произносит: Яко вземлется от земли живот Его, указывая этим на насильственное прекращение земной жизни Спасителя.

Диакон, обращаясь к священнику, просит принести жертву: Пожри, Владыко! (т. е. принеси жертву).

Вырезанную часть просфоры священник кладет на дискос печатью вниз, а на верхней части копием делает знак креста, т. е. надрезает ее крестообразно, в ознаменование крестной смерти Иисуса Христа. Это священнодействие священник сопровождает словами: жрется (т. е. приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение, потом снова обращает Агнца печатию вверх.

В воспоминание того, что стоявший у Креста воин копием проводил у Спасителя ребро, диакон просит священника: Проводи, Владыко!

Священник водружает копие в правый бок Агнца и произносит слова: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (Ин. 19, 34).

Приготовленная часть хлеба называется Агнцем потому, что представляет собою Иисуса Христа, Который был прообразован пасхальным агнцем ветхозаветным, предызображен пророками как Агнец Божий, вземлющий грехи мира, и назван Агнцем от Иоанна Крестителя (Ин. 1, 29).

Диакон обращается к священнику: Благослови, Владыко, святое соединение.

Обычно для таинства используют вино «кагор». Перед употреблением его следует процедить через марлю, чтобы избавиться от осадка. Ни в коем случае нельзя ставить на жертвенник бутылку с вином, что очень часто наблюдается, а следует иметь небольшой графинчик, в который и помещают процеженное вино для таинства.

Получив благословение, диакон вливает в чашу вино и воду.

Таким образом, для совершения святого Таинства подготовлены хлеб и вино, которые потом, во время возвышенного священнодействия и троекратного призывания Святаго Духа, превратятся в Тело и Кровь Христа Спасителя.

Изъятие срединной части просфоры, т. е. изъятие хлеба от хлеба, знаменует изъятие плоти Христа от плоти Девы Марии, рождение Бесплотного во плоти – Рождество Христово.

Назначение прочих четырех просфор

Вторая просфора называется «Богородичная». Из нее вынимается частица в честь и прославление Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Вынимая частицы, священник произносит слова: В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник. Вынутую частицу он полагает на дискос по правую сторону Святого Агнца (против левой руки священника) в соответствии с произносимыми при этом пророческими словами: Предста Царица одесную Тебе в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна.

Из третьей просфоры вынимаются девять частиц и кладутся по левую сторону Агнца (против правой руки священника) в три ряда, по три частицы в каждом.

Первая частица вынимается во имя Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. При изъятии частицы священник произносит слова: Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Частица эта полагается по левую сторону Агнца в первом ряду.

Вторая частица вынимается во имя пророков и полагается ниже первой. При этом священник произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков.

Вынимая третью частицу во имя святых апостолов, священник произносит слова: Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, и прочих всех святых Апостолов. Вынутая частица полагается ниже вышеупомянутых в первом ряду.

Четвертая частица вынимается со словами: Иже во святых Отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая, архиепископа Мирликийскаго, Михаила Киевскаго, Петра и Алексия, и Ионы, и Филиппа Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей и полагается по левую сторону Агнца во второй ряд.

Пятая частица вынимается во имя святых мучеников и полагается во втором ряду. Вынимая частицу, священник произносит: Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы. Екатерины, и всех святых мучениц.

Шестую частицу священник вынимает со словами: Преподобных и богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго и всех преподобных отец, и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни, и всех святых преподобных матерей. Эта частица полагается во второй ряд по левую сторону Агнца.

Седьмая частица вынимается со словами: Святых и чудотворцев, безсребренник: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, и всех святых безсребренников. Полагается она по левую сторону Агнца в третий ряд.

Восьмая частица вынимается со словами: Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (имя рек), егоже есть храм и его же память совершаем, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже – и полагается в третий ряд по левую сторону Агнца.

Девятая частица вынимается во имя святителя Иоанна Златоустого или Василия Великого, смотря по тому, чья из них совершается литургия. При этом произносятся слова: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго ("или Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския). Этой частицей завершается третий ряд девяти чинов снизу. Частицы из третьей просфоры кладутся рядом сверху вниз, а не слева направо, так как в служебнике сказало, что частицы полагаются долу от Агнца.

Другие две просфоры предназначены для изъятия из них частиц в воспоминание членов торжествующей и воинствующей Церкви, т. е. всех людей живых и умерших. Этот обряд идет от первых христиан, которые при воспоминании о Христе всегда вспоминали и всех тех, которые были ближе к сердцу Христа исполнением Его заповедей и святостью жизни своей. Вынутые частицы священник полагает на дискос возле Агнца, изображающего Христа, так как ученики Его горели пламенной любовью к Нему и всегда желали быть везде и всюду рядом со своим Господом.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы в поминовение всех живых, повсюду живущих православных христиан. Вынимая частицы, священник молится, чтобы Господь помянул Святейшаго Пимена[15], Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина нашего высокопреосвященнейшаго (имярек правящаго архиерея), всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический и монашеский чин и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.

Вынимая частицы за каждого человека отдельно, священник произносит: Помяни, Господи, (называет имя). Вынутые частицы из четвертой просфоры полагаются на дискос ниже святого Агнца в ряд слева направо. Этот ряд называется «о живых».

Из пятой просфоры вынимаются частицы в поминовение всех умерших православных христиан. Священник испрашивает у Господа Бога отпущение грехов их, молясь о памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, блаженных создателей святаго храма сего… и дальше перечисляет имена всех близких своих (в первую очередь архиерея, рукоположившего его, если он в числе усопших) и всех, кого сам желает помянуть или кого просили помянуть. За каждую душу он вынимает отдельную частицу со словами: Помяни, Господи, (произносит имя), а также поминает всех православных христиан. Вынутые частицы из пятой просфоры полагаются на дискос ниже святого Агнца и в отдельный ряд «об усопших», слева направо.

Частицы, расположенные в определенном порядке (как указано выше) около Агнца, изображают Церковь, торжествующую и воинствующую, которая имеет одну главу – Христа.

Бережно собрав губкой оставшиеся крупицы святого хлеба на дискос, священник поклонами и каждением фимиама приветствует воплощение Христово, появление на земле Небесного Хлеба – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Покадив звездицу, священник ставит ее на дискос вверху частиц, а дискос и потир покрывает малыми покровцами каждый в отдельности, затем их вместе покрывает одним большим покровом, который называется «воздухом», произнося положенные молитвы. Таким образом, подготовлено Святое Предложение.

Так как в проскомидии воспоминаются рождение и смерть Иисуса Христа, то жертвенник, на котором совершается проскомидия, напоминает нам одновременно и Вифлеемскую пещеру и лобное место; дискос изображает и ясли в вертепе, и Крест на Голгофе, звездица напоминает звезду Вифлеемскую, покровцы и воздух изображают пелены, которыми обвит был Господь Иисус Христос при рождении, и одновременно напоминают ту плащаницу, которою покрыто было Его тело во гробе Иосифа Аримафейского.

Значение приношения частиц о живых и умерших

Все частицы, приносимые за святых и за всех живых и умерших, не имеют того освящающего и очищающего действия, какое присуще исключительно жертве Христовой. Поэтому они не освящаются в Тело Христово и не могут быть преподаваемы верующим для причащения. Но они имеют великое значение для тех, за кого они приносятся.

С одной стороны, они служат условием молитвенного ходатайства Церкви о них, с другой – возлежа около Тела Христова и напояясь Кровию Христовою, они делают тех, за кого принесены, участниками в благодатных дарованиях.

* * *

Хочется, матушка Д., напомнить тебе случай, который свидетельствует о том, как велико значение приношения частиц (поминовение на проскомидии) о живых и усопших.

Во времена святого Василия Великого жил один благочестивый иерей. По разным обстоятельствам своей жизни он вошел в большие долги. По истечении некоторого времени кредиторы начали требовать возврата денег, но денег у него не было. Это заставило его обратиться к близко знакомому купцу… Тот дал ему пятьсот золотых, которыми иерей уплатил все долги, но с условием: иерей должен был поминать его со сродниками (живыми и усопшими) на проскомидии, вынимая частицы за каждой литургией, в течение всей своей жизни. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем, как условились. Но тот успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля со сродниками его, и затем, после продолжительной болезни, скончался.

Узнав о кончине иерея, купец сильно опечалился и заскорбел о пропаже денег. Он стал требовать от матушки покойного иерея возврата денег, но она ответила ему, что денег у нее совсем нет, так как то, что было, израсходовано во время болезни иерея и на его похороны. Купец настойчиво продолжал требовать денег и грозил ей судом. Тогда она обратилась к святому Василию Beликому и рассказала ему все о случившемся. Выслушав ее, святитель сказал:

Завтра я буду служить литургию. Приидите ко мне оба и принесите весы. Взвесим частицу, вынутую из просфоры о его здравии и спасении со сродниками, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую половину весов.

Сообщила она об этом купцу. Обрадовался купец. Думает: ну, наконец-то!

Утром пошли в церковь. Святой Василий Великий на проскомидии вынул частицу о здравии и спасении рабов Божиих (купца и сродников его) и положил на весы, а купцу велел на другую половину весов положить золото. Много золота положил купец на весы, но одна частица, вынутая из просфоры, все перевешивала. И… о, чудо!.. Чем больше клал он золота на весы, тем ниже опускалась половина, на которой лежала частица.

Купец, видя такое великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление. Он смиренно попросил прощения у святителя и у матушки в Бозе почившего иерея, и уже больше никогда не требовал долга.

Заключительные действия проскомидии

Подготовив Святое Предложение, священник и диакон трижды поклоняются и поочередно кадят их. Хотя Дары эти только приготовлены к самому приношению, но они уже ни на что другое не могут быть употреблены, поэтому священник возносит так называемую молитву предложения: Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, пославый, Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща и освящающа нас. Сам благослови Предложение сие и приими е в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших, и ихже ради принесоша: и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин. Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы священник творит отпуст проскомидии, на котором вспоминает святителя, чья литургия совершается.

Итак, проскомидия окончена. Диакон принимает из рук священника кадило, отдергивает церковную завесу и начинает кадить Предложение, а затем крестообразно алтарь. Во время каждения диакон читает псалом 50-й: Помилуй мя, Боже… Во время каждения диакон поклоняется святым, изображенным на иконах. Он кадит и богомольцев. Святые и предстоящие люди являются членами одной Церкви, ибо во Христе все живы и неразлучны.

Кадя и кланяясь всем богомольцам, диакон приветствует всех как наилюбезнейших гостей Небесного Хозяина. Он кадит и поклоняется каждому со смирением и любовию; кадит и поклоняется он и образам святых, так как и они любезные гости, ибо во Христе все живы и неразлучны.

Наполнив храм благоуханием, диакон вновь кадит алтарь, затем вместе со священником делает поклон перед святым престолом. Готовясь начать Божественную Литургию, священнослужители призывают Духа Святаго. Дух подкрепляет нас в немощех наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Они молятся Святому Духу, чтобы Он вселился в них и очистил их для служения Богу. Потом произносят песнь, которою святые Ангелы приветствовали Рождество Христово: Слава в вышних Богу и на земли мир… дважды, и один раз: Господи, устне мои отверзеши… Затем священник целует Евангелие и святой престол, а диакон только престол.

* * *

Сделаю маленькое отступление, благоговейнейшая матушка Д., от последовательного изложения священнодействий на Божественной Литургии для того, чтобы показать тебе, сколь высоко звание священническое и какая великая благодать на них почиет. Выпишу для тебя всего две выдержки из записок инока; «В объятиях Отчих». Вот первая из них:

«Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду Аароню, на ометы одежды его!.. Вот почему священны и чудодейственны даже и ометы[16] одежд Святых! Священен воздух, коим они дышали, вода, от которой пили, земля, на которую ступали, и все, приходящее с ними в такое или иное соприкосновение».

И вот вторая выдержка: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси!.. (молитва Евхаристии). Еще служит и не уверяется со всею очевидностью служитель Божий в том, что совершаемая им служба примется Господом, а ему уже дается благодарить Господа за приятие ее Божиим изволением и благоволением. Вот как должен быть, несмотря на все свое недостоинство, уверен он в силе, власти и благонадежности своего высокого звания и служения, установленного Самим Господом в вечное воспоминание и прославление Его и в знак непременного присутствия и благодатного пребывания Его в Своей Церкви, Духом и Телом… Не для священнослужителя лично литургия, а для множества верующих, и может ли быть, чтобы Господь из-за одного человека отнял то, чем живут, наслаждаются и благодетельствуются многие?..»

Литургия оглашенных

Вступительная часть

Вторая часть Божественной Литургии называется Литургией оглашенных, потому что в древнее время на ней, кроме верующих, могли присутствовать и оглашенные, т. е. не принявшие еще крещения, но подготовляющиеся к нему. Их оглашали, т. е. устно (в голос) поучали особые христианские учители. К оглашенным относились и отлученные от святого Причастия за тяжкие грехи, а также еретики, иудеи и язычники.

Содержание этой части литургии – учительное, огласительное, так как в состав ее входят преимущественно чтения пророчеств, Апостола и Евангелия. Эта часть Божественной литургии соответствует жизни Иисуса Христа посреди людей, которых Он оглашал (поучал) словом истины. Она посвящена воспоминаниям о жизни, учении и деятельности Иисуса Христа со времени крещения Его Иоанном Крестителем до торжественного входа Его в Иерусалим (Вербное воскресение – за б дней до Пасхи), т. е. посвящается воспоминаниям евангельских событий, протекавших около трех с половиной лет. Вся она проникнута духом евангельской радости… Христос приходит в мир и приносит ему Евангелие, т. е. благую, радостную весть о Царствии Божием, об открытых вратах в новый мир красоты и света, в жизнь с Богом.

Царство Божие – это драгоценнейшее сокровище, которое может обрести каждый, кто ищет истину. Поэтому вступительная часть литургии – это гимн радости и ликования.

Литургия оглашенных начинается возгласом диакона с амвона: Благослови, Владыко! На это священник, держа в руках Евангелие и изображая им знак креста, возглашает: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Благословляя Царство Пресвятыя Троицы, он как бы говорит: да будет над верующими не мое, а Божие благословение, потому что Единому Богу во Святей Троице принадлежит царство и власть над всеми людьми.

Мы, православные христиане, при святом крещении дали обет веровать и исповедовать Святую Троицу для того, чтобы в свое время достигнуть этого Царства Небесного, обещанного нам Господом Иисусом Христом.

Великая ектения

За возгласом священника следует общая молитва верных – великая ектения, которая начинается словами диакона: Миром Господу помолимся. Это краткие молитвенные воззвания о благах временных и вечных, на которые хор поющих, от лица всего народа, отвечает благоговейно: Господи, помилуй. Молящиеся, подражая первым христианам, за каждым воззванием диакона осеняют себя крестным знамением и свою сердечную молитву сливают воедино со всеми присутствующими, мысленно взывая вместе с хором: Господи, помилуй.

Миром молиться – это значит молиться совместно со всеми, примирившись, не имея ни на кого вражды и гнева. Мы недостойны приносить Богу дары, если имеем что-нибудь против ближнего (Мф. 5, 23–24). Наивысшее благо, о чем следует усердно молиться, это душевный мир и спасение души. Этот мир есть то спокойствие совести и то отрадное чувство, которое мы испытываем после чистосердечной, глубокой исповеди и достойного принятия Святых Таин, а также после совершения всякого доброго дела. Этот вышний, небесный мир Спаситель преподал человечеству в лице Своих учеников на Тайной Вечери (Ин. 14, 27).

Молится святая Церковь, т. е. все присутствующие в храме, и о мире всего мира, чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире, во всей вселенной; о благосостоянии святых Божиих церквей, чтобы православные христиане во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедовали святую православную веру и чтобы не увлекались гибельными ересями и не допускали раскола, так как идеал христианства – объединение всех в одно стадо под управлением Единого Пастыря (Ин. 10, 16); о святем храме сем, который составляет главную святыню прихода, чтобы Господь сохранил его от всех несчастий, и всех, кто входит в храм с верою, благоговением и страхом Божиим, о Святейшем Патриархе, как главе Российской Церкви, о епархиальном начальстве, которым управляется местная церковь, о гражданских властях и воинстве их, которыми охраняется мир и спокойствие в нашей стране, о храме, в котором молимся, о благорастворении[17] воздухов, о изобилии плодов земных, о плавающих, путешествующих, недугующих[18], страждущих, плененных и о спасении их, о избавлении нас от веяния скорби, гнева и нужды.

Видя нашу слабую веру и сознавая бессилие наших молений, так как нам недостает душевной чистоты и небесной жизни, диакон, чтобы вызвать благие чувства, призывает нас вспомнить о тех, которые жили в прежние времена, умели сосредоточенно молиться и исполнять волю Божию, умели самих себя и друг друга, и весь живот[19] свой Христу Богу предавать, не щадя здоровья и жизни своей за имя Божие и за исполнение Его святых заповедей. Подражая им, мы тоже должны предать Богу, в лице ближних, все свои способности, таланты, время и все, что имеем, что может быть полезным для других. Должны предать, т. е. поручить себя Христу Богу, чтобы Он Сам руководил нами по Своей премудрой воле.

Хор поет: Тебе, Господи, т. е. Тебе, Господи, предаем себя и наших ближних. Вот какое содержание великой ектении.

Много горя и кручины,

Много тягостных тревог

Попускает смертным Бог

С колыбели до кончины,

Попускает для того,

Чтоб из благ непрочных мира

Мы не сделали кумира…

Чтоб мы помнили Его!

Есть за гробом жизнь другая:

Без лишений и скорбей,

Мы должны стремиться к ней,

Все земное забывая.

О, страдалец! Не ропщи,

Крест неси, Всевышним данный,

И в молитве постоянной

Утешения ищи.

Пусть твоя несчастна доля —

Упованье не теряй

И с любовью повторяй:

Будь Твоя святая воля!

Посылай мне, Боже мой,

В этой жизни все лишенья,

Лишь введи в Твои селенья,

Где блаженство и покой!

Цепь молений этой ектении завершается троичным славословием священника, которое проходит через всю литургию, начиная и оканчивая всякое ее священнодействие: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков (перевод: «Потому что Тебе принадлежит вся слава, почитание и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда и во все времена»).

Хор поет: Аминь (истинно так).

Хочу предложить твоему вниманию, достопочтенная матушка Д., молитву по содержанию великой ектении. Возможно, у тебя когда-нибудь явится желание прочитать ее в свободное время.

«Господи Боже наш! Услыши моление наше, с верою приносимое Тебе, не точию о себе самех, но и о всех людех Твоих. Прости всем нам грехи и беззакония наша, примирися с нами, яко Всемилостивый, и спаси души наша. Господи! Ты рекл еси учеником Твоим: мир оставляю вам. Всели убо мир Твой и в наша сердца, да не будут в нас распри и раздоры, да прекратятся разделения и ереси, и да соединятся все отступлыния от правыя веры отеческия – во едину, Святую, Православную Церковь, в нейже вси мы, связуеми святою любовию, да пребываем в благочинном строении и добродетельном житии. Сохрани храм сей (или: обитель сию), в немже возносим Тебе молитвы, и да будут молитвы сии благоугодными пред Тобою, яви милость Твою посещающим его, а благотворителем и украсителем его сугубо воздаждь Твоими небесными даровании. Спаси, Господи, и помилуй пастырство сие благодатное, Церкви Твоей святой от апостолов преданное, вся наша православный святейшия патриархи, православный митрополиты, архиереи, иереи, диаконы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Даруй им здравие душевное и телесное, поспешествуй им в молитвах, внедри в сердца их ревность и попечение о душах и помози им во всех делах священное лужения. Помилуй, Господи, богохранимую страну Российскую и верных чад ея. Излей Твое небесное благословение на весь сию и на вся грады, и страны, и на люди Твоя, в них живущия, сохрани всех нас от всякаго зла, настави на дела благая и Тебе благоугодныя, ниспосли нам духовныя дары, коемуждо благопотребныя. Купно же даруй и земная блага: благорастворение воздухов, изобилие плодов земных, и вся к временней и вечной жизни потребная. Наипаче яви Твою милость и благоволение людем бедствующим, недугующим, страждущим, плененным, и всякой душе христианстей, скорбящей и озлобленней, милости Твоея и помощи требующей, излей в сердца им отраду и успокоение, сподоби в Тебе обрести истинную высочайшую радость духовную, и да ничтоже отлучит их от любве Твоея. Избави, Господи, всех нас от всякия скорби, гнева и нужды, да Твоею благодатною помощию тихое и безмятежное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Господи! Ты еси Отец наш Небесный, милуяй нас, Тебе молящихся. Ты еси един Человеколюбец, ущедряяй нас неизреченными добротами и приводяй нас к высочайшему блаженству вечному. Сего ради припадающе, молим Тя: заступи, сиречь, стеною заслони, спаси, помилуй и сохрани нас Твоею всеосвящающею и спасительною благодатию. Се бо мы грешнии и немощнии, приводяще Тебе в молитву Пресвятую Владычицу Богородицу со всеми святыми, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу предаем Тебе, Истинному Богу нашему, да будет с нами не наша воля грешная, а Твоя воля – Святая, всеправедная, всеблагая, спасти нас хотящая, – во веки веков. Аминь!»

Антифоны

После великой ектении поются антифоны, т. е. стихи, избранные из 102-го и 145-го псалмов, и соединенные с ними новозаветные песни во славу Господа.

Другие антифоны, повседные (вседневные), заимствуются из псалмов 9-го, 92-го и 98-го, а праздничные – из псалмов, имеющих отношение к воспоминаемому событию.

Во время пения антифонов диакон стоит на амвоне перед иконою Спасителя в молитвенном положении, держа в поднятой правой руке орарь, а священник в это время читает тайно (т. е. про себя) молитвы, в которых просит Господа благословить и сохранить Церковь, милостиво принять моления всех присутствующих членов ее и исполнить благие прошения их к полезному для них.

Первый антифон: Благослови, душе моя, Господа… Второй антифон: Хвали, душе моя, Господа… Эти два антифона – сплошной гимн хвалы и благодарения Господу.

Благодарственная молитва – это самая высокая, самая прекрасная молитва. Она переполнена радостным сознанием Божественного милосердия к человеку и благодарностью за все благодеяния Божии к нам. Мы благодарим Господа за жизнь, за труд, за откровение евангельской истины. Мы часто не замечаем или забываем о том добром, что есть в этом мире. Слова антифонов напоминают нам об этом.

1-й антифон: Благослови, душе моя, Господа, благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющего от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

После первого антифона диакон, стоя на обычном месте, читает малую ектению: Паки и паки миром Господу помолимся.

Лик (т. е. хор): Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Лик: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Лик: Тебе, Господи.

Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

2-й антифон:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову примет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради, воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый. Един сый Святыя Троицы, с прославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

(В переводе на русский язык: Единородный Сын и Слово Божие, будучи бессмертным, Ты изволил ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и вечно-Девы Марии, и, не изменяясь, сделался человеком, распятый Христе Боже, Ты, Своей смертью победив смерть, будучи одним из лиц Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом, спаси нас).

В Великий пост эти антифоны не поются, но после 9-го часа и молитвы: Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш… хор поет восьмым гласом: Во Царствии Твоем…

После 2-го антифона произносится малая ектения. По окончании ее диакон уходит в алтарь и открывает царские двери для совершения третьего антифона – заповеди блаженства (Мф. 5, 1-12), или иначе «Блаженны»: Блажени нищие духом… Этот антифон начинается воззванием благоразумного разбойника, возопившего к распятому Христу: «помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное, т. е. блаженны не гордящиеся, не возносящиеся своим умом.

Блажени плачущий, яко тии утешатся, т. е. блаженны плачущие о своем несовершенстве, о своих прегрешениях, но не от обид и оскорблений со стороны ближних.

Блажени кротции, яко тии наследят землю, т. е. блаженны не имеющие гнева на кого-либо, всем прощающие, всех любящие.

Блажени алчущий и жаждущий правды, яко тии насытятся, т. е. блаженны алчущие небесной правды и жаждущие восстановить Божию правду прежде всего в самих себе.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут, т. е. блаженны сострадательные, видящие Самого Христа в каждом человеке, просящем помощи, и помогающие ему.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Только очищенные от страстей и пороков могут видеть Господа духовносердечными очами.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся, т. е. все, вносящие мир и примирение среди людей, – истинные сыны Божии, подобно Самому Сыну Божию, сошедшему с небес на землю, чтобы внести мир в души наши.

Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное, так как изгнанные за возвещение правды Божией не одними только устами возвещают правду Божию, но и примером своей богоугодной жизни.

Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Блаженны таковы, ибо их заслуга троекратна:

1 – что сами по себе они невинны и чисты,

Конец ознакомительного фрагмента.