Вы здесь

Очищение сердца. Глава 3. Практика любви (Джон Голдтвейт, 2012)

Глава 3. Практика любви

Господь Кришна провозгласил в Бхагавад Гите: «Все вы – часть Меня». Я и вы нераздельны. Принцип любви один и тот же для Меня и для вас. И вся ваша духовная практика пойдет насмарку, если вы не будете руководствоваться принципами любви.

Саи Баба, 2000

Вечная, чистая любовь рождается в сердце. На самом деле она существует всегда и везде. Как же так получается, что человек не способен постичь эту всепроникающую любовь? Происходит это потому, что человеческое сердце зачерствело и утратило чистоту. В нем полным полно разных желаний и не осталось места чистой, незапятнанной любви. И только когда мы сможем выбросить из своего сердца мирские привязанности, любовь сможет пустить там свои ростки и расцвести.

Саи Баба, 1999


Религия всегда указывала на любовь как на путь к Богу, потому что «Бог, который есть Любовь, может быть осознан только через Любовь» (Саи Баба, 1985). Опыт, описанный мной в первой главе, позволил мне осознать, что только Любовь не является иллюзией, только она реальна. Так, Саи Баба говорит нам: «Единственное, что является постоянным, – это святая любовь. Это связь сердца с сердцем, любви с любовью. Поэтому нам нужно взращивать любовь» (1996). Проповедует превосходство любви и Иисус: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (от Иоанна, 15:10). В буддизме любви и состраданию тоже уделяется особое внимание. Однажды ученик спросил у Будды: «Правда ли, что часть нашей практики направлена на то, чтобы развить в себе любовь и сострадание?» Будда ответил ему: «Нет, это неправда. Истина заключается в том, что вся наша практика направлена на то, чтобы взрастить любовь и сострадание». «Если вы разовьете в себе любовь, вам больше не надо будет ничего взращивать» (Саи Баба, 1978).

Как же взрастить Любовь? Я, безусловно, могу усилить свою любовь, но знаю, что привязанность к моему ложному «я» накладывает на это свои ограничения. Например, если у меня есть привязанность к честности и я вижу, что кто-то поступает нечестно, во мне непременно возникнут осуждающие мысли и мое сердце закроется. В итоге как бы я ни старался стать более любящим, мои привязанности обязательно ограничат мои возможности. Из опыта, полученного мною, я знал, что для высвобождения любви, являющейся моей истинной сущностью, мне надо найти способ устранения единственного препятствия к тому, чтобы стать ею, – отождествления с ложным «я». Но я понял также и то, что поскольку я привязан к нему, мне так просто от него не избавиться, а пока привязанность остается, любовь не приходит. Очевидно, что если я хочу очистить свое сердце, мне нужно найти способ сбросить все привязанности, его закрывающие. Ведомый Саи Бабой, я начал обучаться методу практики непривязанности, описываемому в этой книге. «Только тогда, когда мы сможем выбросить из своего сердца мирские привязанности, любовь сможет пустить там свои ростки и расцвести».

Непривязанность означает не иметь желания, чтобы кто-то или что-то стало другим по сравнению с тем, что есть теперь и в то же время не пытаться цепляться за них, если они действительно изменились. Быть непривязанным – значит быть постоянным свидетелем, сделать шаг назад и наблюдать, то есть непрерывно присутствовать, но не «отождествлять» себя ни с чем из того, что видишь. Непривязанность не значит бросить все, удалиться в лес и наложить на себя запреты. Отбросить нужно только одну вещь – свою привязанность к эго, ложному «я». «Любовь появляется только тогда, когда достигнуто такое полное беспристрастие» (Саи Баба, 1999). Вот что Саи Баба говорит об этой Любви: «Сегодня человеку абсолютно неведомо, что означает Любовь. Он склонен принимать за Любовь желание и воображает, что если он страстно жаждет чего-то, им движет любовь. Но это не настоящая према (Любовь). Према полностью свободна от желания. Она совершенно бескорыстна. Она всеохватывающа. Она не делает различий между другом и врагом» (Саи Баба, 1999).

Мы поддерживаем привязанность к ложному «я» двумя способами. Во-первых, желая, цепляясь, держась за что-то и, во-вторых, избегая, отрицая или отказываясь от чего-то. Оба вида привязанности происходят из нашей веры в ложное «я», потому что все наши пристрастия и антипатии присущи именно ему. Вместе эти два вида привязанности увековечивают наше отождествление с ложным «я». По отношению к первой из них – привычки цепляться за что-то – непривязанность означает отъединиться и просто наблюдать, сохраняя полное присутствие, но вместе с этим нисколько не идентифицируя себя с объектом. Если, например, вы захвачены покупкой новой машины, отдаление от этой привязанности означает «отпустить» это желание, бесстрастно наблюдая за связанными с этим желанием мыслями, не вовлекаясь в них и не влияя на них. Если же вы, например, отождествляете себя со своими физическими способностями и гордитесь ими, практика непривязанности будет выражаться в том, что вы прекратите отождествлять себя с ними и станете просто бесстрастным свидетелем их и своей гордости. Если вы очень хотите, чтобы кто-то изменился, практикой непривязанности станет прекращение попыток изменить поведение этого человека, вам нужно позволить ему просто быть таким, какой он есть.

Второй вид привязанности – это отрицание, отвержение чего-либо в себе, желание избежать, и практикой непривязанности станет в данном случае прекращение подобной работы ума. Если вы, например, избегаете уныния, вы можете устранить эту привязанность, перестав прибегать к способам, не допускающим его, и позволить унынию просто возникать в своем сердце, не пытаясь изменить, смягчить или избавиться от него. Отрицая, вы привязываетесь к критическому настрою, и устранение этой привязанности состоит в том, чтобы не запрещать этого настроя, не закрывать для него сердце, а позволить ему полностью присутствовать в сознании, не осуждая себя и не стараясь прогнать его внутренними рассуждениями. В последующих главах будет подробно объяснено, как практиковать беспристрастность в различных ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

Для того чтобы освободиться от привязанности к ложному «я», вам нужно сделать очищение своего сердца задачей самой первостепенной важности и стараться следовать этому с большой убежденностью. Как только с сердца спадут закрывающие его привязанности, оно очистится. Вы приближаетесь к Любви каждый раз, когда вам удается сбросить со своего сердца очередную завесу привязанности. Если вы, например, сможете избавиться от привычного осуждающего отношения к какому-то человеку, ваша душа раскроется ему навстречу, отвержение превратится в сострадание и вы станете воспринимать его совершенно по-другому. Это и есть основной принцип духовного преобразования. Когда вы перестаете быть привязаны к чему-то, что закрывало ваше сердце, оно непроизвольно раскроется и ваше восприятие того, к чему ваше сердце было закрыто, изменится, что будет означать, что ваше сознание глубже погрузилось в любовь. А когда у вас больше не остается привязанности к ложному «я», ваше сердце полностью открывается и остается лишь сознание истинного «Я», то есть чистой любви.