Глава 3
ТИПЫ ЛЮДЕЙ И ПИТАНИЕ
Учение о йоге тесно переплетено с классическими индийскими философскими учениями. В том, что касается тела, здоровья, питания, образа жизни, йога опирается на аюрведу. Аюрведа в то же самое время опирается на йогу, когда дело касается духовных и психологических практик. Поэтому нам с вами следует рассмотреть аюрведические принципы питания.
Согласно «Чарака Самхите», наиболее древнему и почитаемому руководству по аюрведе, «разница между здоровьем и болезнью возникает из-за отличия полезной диеты от вредной… Болезнь является результатом неправильного питания».
Самое первое, что вам предстоит узнать, – все люди разные! Вы должны уяснить: то, что полезно вам, может оказаться вредным для другого. И наоборот.
В предыдущей главе давались общие рекомендации для некоего среднестатистического человека. Теперь нам с этим среднестатистическим человеком предстоит расстаться. Но, конечно, рассматривать индивидуальные особенности каждого из шести миллиардов жителей Земли я тоже не в состоянии, поэтому буду усреднять.
На первый-второй-третий рассчитайся!
Классическая европейская традиция делила человечество на четыре категории: флегматиков, сангвиников, меланхоликов и холериков.
Аюрведа предпочитает в данном вопросе число 3. Она признает три формы пранической (или жизненной) энергии как основу для здоровья и болезни у всех людей. Это три доши, или биологические жидкости: вата (воздух), пита (огонь) и капха (в некоторых источниках пишут кафа) (вода).
♦ Вата – движущая сила.
♦ Пита – трансформирующая сила.
♦ Капха – поддерживающая, или сохраняющая, сила.
Цель практики йоги в комплексе с аюрведой заключается в том, чтобы сохранять правильное течение дош, поддерживать их как силы здоровья и жизнеспособности. Ее целью является предупреждение чрезмерного накапливания дош и начала болезненных процессов.
♦ Вата делает нас активными и побуждает к движению.
♦ Пита меняет нас и становится источником новых качеств.
♦ Капха сохраняет наши изменения и достижения.
Конец ознакомительного фрагмента.