Вы здесь

Оценочный менеджмент. Формирование стратегии хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Учебное пособие. Глава 2. Методика формирования экономической стратегии промышленных предприятий (А. В. Постюшков, 2009)

Глава 2

Методика формирования экономической стратегии промышленных предприятий

2.1. Место и роль экономической стратегии управлении промышленным предприятием

В условиях централизованного управления экономикой страны стратегическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. Предприятию была отведена роль простого исполнителя решений, принимаемых на вышестоящем уровне. В условиях рыночных отношений, самостоятельности, ответственности предприятий за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций изменения экономического состояния организации, ориентации в экономических возможностях и перспективах, оценки экономического положения других хозяйствующих субъектов. Предприятие нуждается в выработке экономической стратегии. В современных условиях каждое предприятие самостоятельно, руководствуясь действующими законодательными актами, регламентирующими правила ведения хозяйственной деятельности, и складывающейся на рынке конъюнктурой, принимает основополагающие, долговременные стратегические решения. Под экономической (финансово-экономической) стратегией понимают генеральную перспективную программу рационального использования имеющихся ресурсов, направленную на обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, устойчиво высокой прибыли (высокого курса акций), роста портфеля заказов, сохранения ликвидности и приемлемого уровня риска. Экономическая стратегия направлена прежде всего на обеспечение экономической устойчивости предприятий. Таким образом, экономическая стратегия предприятия – это программа обеспечения предприятия необходимыми ресурсами и, следовательно, программа достижения нормальной экономической устойчивости в целях оптимизации получаемой прибыли и рыночной стоимости бизнеса. Это и является главной стратегической экономической целью предприятия. Эффективная и четко определенная хозяйственная стратегия делает предприятие сильным и устойчивым в финансовом отношении конкурентом на рынке.

Термин «стратегия» пришел в экономику из военного дела, где он означает искусство и науку управления крупными воинскими соединениями в длительных военных кампаниях [35, 107]. Понятие стратегии, взятое из военного лексикона, обозначает планирование и проведение в жизнь генеральной линии, связанной основной целью, исследование и комбинирование всех доступных средств и методов. В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долговременных мер и подходов. В рыночной экономике стратегический подход является необходимым условием существования организации, поскольку только он позволяет организации осознанно принять на себя приемлемый уровень риска и обеспечить ее рост и высокую доходность на значительном временном интервале. В рыночной экономике предприятиям нужна система основных и дополнительных целей, средств их достижения и критериев оценки.

Однако большинство российских предприятий в настоящее время не имеют достаточного опыта и соответствующей информационной базы для выработки стратегии. Отсутствуют и необходимые методические разработки в данной области исследования. В этих условиях практическая деятельность должна быть сосредоточена на кропотливой аналитической работе, определении стратегических проблем с последующей выработкой общей и функциональных стратегий.

В управлении организацией традиционно выделяется пять важнейших направлений: административное (общее, организационное) управление (включая управление персоналом), производственная деятельность, закупки (материально-техническое снабжение), маркетинг (включая сбыт) и экономическая деятельность. Их сравнительное значение зависит как от самой организации, так и от внешних условий ее функционирования. Переход экономики России к рыночным отношениям резко повышает значимость экономической функции в управлении организацией по сравнению с предшествующим периодом. Это вызвано резким усилением влияния финансово-кредитных рычагов на процесс расширенного воспроизводства. Рыночные условия производства и реализации продукции значительно повышают деловой риск, а неизбежное привлечение заемного капитала – собственно финансовый риск в деятельности организации. Чтобы снизить риск и вместе с тем обеспечить рост организации, необходимо предвидеть картину развития дела в относительно отдаленном будущем. Это видение позволяет установить желаемый уровень для данной организации и может служить ориентиром для определения уровня перспективных притязаний.

Такое предвидение целей организации и средств их достижения на длительную перспективу составляет сущность стратегии. Важно также, что стратегия должна содержать в себе показатели (индикаторы) фиксации степени достижения поставленных целей.

Стратегическое управление объединяет стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации. Хозяйственная стратегия является сочетанием экономического и стратегического аспектов управления организацией, определяет на длительную перспективу ее цели, средства и показатели степени их достижения.


Основные задачи выбора экономической стратегии предприятия:

– разработка условий подготовки возможных вариантов формирования хозяйственных ресурсов и действий высшего руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния, ценовой стратегии с учетом финансового состояния, учетной стратегии;

– исследование характера и закономерностей функционирования экономики предприятия в рыночных условиях хозяйствования;

– оценка исходного экономического состояния с помощью стратегического анализа, стратегической оценки и определение основных путей его улучшения;

– определение экономических взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами, направлений перспективных вложений высвобождающихся денежных средств, политики внешнеэкономической деятельности, способов проведения успешной экономической стратегии, выявление резервов и мобилизация ресурсов;

– обеспечение необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности ресурсами;

– оптимизация основных и оборотных средств, распределения прибыли, налоговых платежей с максимальным учетом возможных льгот и недопущением штрафных санкций и переплат налогов, инвестиций и источников средств для развития производства, эмиссионной деятельности и дивидендных выплат;

– прогнозирование балансовой прибыли на основе прогноза развития производственной деятельности, портфеля заказов, уровня ликвидности и уровня риска;

– анализ применяемых и выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов (в т. ч. с использованием вексельного обращения);

– изучение экономических стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению экономической устойчивости.

Особое внимание при выборе экономической стратегии необходимо уделять мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия.

Отобранные задачи должны отвечать следующим требованиям: реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность, согласованность. Решение перечисленных ключевых задач осуществляется на основании предложенного в учебнике методологического аппарата.

Как важная часть экономической функции управления организацией экономическая стратегия дополняется и другими элементами – экономической политикой и экономической тактикой. Укажем на отличительные черты этих компонентов экономической функции. С точки зрения преимущественной ориентации в экономической стратегии главное – цели и средства, в экономической тактике – организация финансового дела (организационные структуры, распределение ответственности и полномочий). С точки зрения временного горизонта экономическая стратегия долгосрочна, тогда как экономическая политика среднесрочна, а экономическая тактика краткосрочна. Временные рамки для экономической стратегии составляют пять и более лет, для экономической политики – от одного года до пяти лет, для экономической тактики – до одного года. С внешней средой экономическая стратегия связана поиском и формированием новых взаимодействий (новые поставщики и потребители, новые источники финансирования), а экономическая политика и экономическая тактика связаны поддержанием и корректировкой «старых» взаимодействий. Можно сказать, что экономическая стратегия определяет своеобразный «вид с высоты» на ожидаемую экономическую деятельность организации, когда мелкие детали намеренно не различаются, с тем чтобы крупные детали сформировали ее целостную обширную картину. Естественно, что экономическая стратегия является основой для формирования и корректировки экономической политики и тактики.

Экономическая стратегия включает систематические действия с финансами предприятия на долговременную перспективу для достижения более обширных целевых установок, поставленных в общих или маркетинговых планах.

Экономическая политика представляет собой структуру правил и ограничений, внутри которых и, возможно, благодаря которым, принимаются финансовые решения среднесрочного характера, вытекающие из экономической стратегии. Если экономическая политика представляет собой результат реализации в основном внутренних целей финансового характера, то экономическая стратегия, помимо внутренних целей, отражает долговременные, сориентированные на рынок, или внешние цели предприятия. Экономическая стратегия разрабатывается и утверждается менеджерами высшего звена управления, выбор экономической политики осуществляется менеджерами среднего уровня управления, экономическая тактика носит преимущественно оперативный характер. Экономическая тактика по своей природе почти всегда краткосрочна, она может изменяться несколько раз за срок действия стратегии, частью которой она является, и представляет собой практические средства обеспечения ежедневной реакции на изменение условий рынка. На практике возможны случаи, когда у предприятия выработана экономическая политика, но не разработана стратегия. Часто экономическую тактику, предполагающую большое многообразие действий, ошибочно поднимают до уровня политики или же стратегии.

Значит, экономическая стратегия, экономическая политика и экономическая тактика представляют собой выражение потребностей, целей и средств их достижения на различные периоды времени и на различных уровнях управления. Только на основе взаимосвязи и взаимодействия указанных компонентов экономической функции возможно принятие обоснованных экономических решений с надежным механизмом их реализации.

С другой стороны, являясь частью корпоративного управления, экономическая стратегия интегрирована в общую стратегию организации, которая определяет единые цели для будущего развития, распределяет цели в основные сферы, формирует основные правила поведения, указывает факторы, необходимые при учете, разработке и принятии экономических и инвестиционных решений.

Следует отметить, что существует несколько общепризнанных подходов к стратегии вообще и экономической стратегии в частности. Первый подход состоит в том, что стратегию рассматривают как одну из функций системы управления наряду с прогнозированием (планированием), учетом, контролем, анализом и регулированием. Второй подход предполагает определение стратегии с кибернетических позиций как системы с управляющими и управляемыми элементами, входными и выходными параметрами, прямыми и обратными связями. И наконец, третий подход предусматривает стратегию как позицию или как процесс [14, 51]. Представление стратегии как позиции предполагает определение местоположения организации в окружающей обстановке. Взгляд на стратегию как на процесс зависит от того, как стратегия формируется и реализуется (в т. ч. с использованием стратегических моделей). Безусловно, каждый из указанных подходов имеет право на существование. В том числе и понимание того, что экономическая стратегия есть программа рационального использования экономических ресурсов по определенному критерию. Для формирования экономической стратегии используются приемы стратегического финансового анализа и прогнозирования. Выбор стратегии основывается на информационной базе бухгалтерского и статистического учета, данных маркетинговых исследований, а степень реализации стратегии определяется по данным последующего контроля и регулирования. Поэтому вовсе не обязательно вводить дополнительную функцию управления, полностью вытекающую из перечисленных общепринятых функций. Экономическая стратегия в определенном смысле является функциональной подсистемой эффективного использования финансов предприятий и теснейшим образом связана с подсистемами обеспечения, в том числе и учетноаналитического. Однако основной организационной единицей в данном исследовании является предприятие с его внутренними взаимосвязями и внешним окружением. При этом полученные результаты и закономерности могут быть спроецированы при прочих равных условиях на экономические субъекты более высокого уровня. Поэтому целесообразно предприятие или процесс его функционирования рассматривать как систему по основной экономической модели со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, экономическая стратегия – это не столько функция или система, сколько процедура действий, совокупность экономических решений по отдельным ее субстратегиям. Что же касается взгляда на стратегию как на позицию и как на процесс, то здесь предпочтительным будет комбинированный подход, ибо формирование, т. е. выбор и обоснование экономической стратегии предприятия основывается прежде всего на стратегическом анализе и прогнозах развития предприятия и на стратегическом анализе окружающей среды.

Принятие решения по выбору экономической стратегии выполняется в конечном счете в результате анализа ряда альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями прибыльности, обеспеченности портфеля заказов, ликвидности и приемлемости уровня риска. Рациональное срчетание этих факторов обеспечивает экономическую устойчивость организации.

Все отдельные функциональные стратегии организации связаны между собой, но только экономическая наиболее тесно связана с другими стратегиями. Не будет преувеличением сказать, что именно она в наибольшей мере выполняет системообразующую роль в объединении отдельных элементов общей стратегии организации.

Экономическая стратегия тесно взаимосвязана с бухгалтерским учетом и отчетностью организации и других субъектов хозяйствования. Связь системы учета с экономической стратегией показана на рис. 2.1. Функция учетно-аналитического обеспечения должна осуществляться единым блоком в составе бухгалтерского учета, финансового анализа и управленческого производственного анализа. В процессе учетно-аналитического обеспечения происходит интерпретация данных информационной системы бухгалтерского учета, статистического учета, маркетинга и обосновываются определенные аналитические выкладки, составляющие впоследствии основу для принятия управленческих решений.

Рис. 2.1.

Взаимосвязь бухгалтерского учета с экономической стратегией


Указанный подход к выбору экономической стратегии отражает управленческую природу учетно-аналитической деятельности.

Экономическая стратегия находится в тесной взаимосвязи с финансовым состоянием организации. Однако эта взаимосвязь не является жестко детерминированной. Во-первых, финансовое состояние организации зависит не только от реализуемой экономической стратегии, но и от других весьма значимых факторов, среди которых следует выделить такие стратегические сферы хозяйственной деятельности организации, как исходные деловые параметры организации (величина, структура и цена капитала, структура и качество активов, степень диверсификации деловой активности), макроэкономические правила ведения дела. Во-вторых, экономическая стратегия зависит не только от текущего финансового состояния организации, хотя и необходимо вырастает из него. На выбор экономической стратегии, кроме финансового состояния, существенно влияют и другие параметры организации, а также внешние условия ее деятельности.

Значимость экономических стратегий организаций распространяется и за их пределы. Наличие у организаций и их объединений экономических стратегий позволяет региональным органам государственного и муниципального управления сформировать региональную экономическую стратегию регулирования экономической сферы, поддержки ее приоритетных направлений. Региональная экономическая стратегия должна строиться в рамках действующей государственной экономической концепции на основе сравнительного анализа финансового состояния организаций региона и их экономических стратегий. Решение такой задачи потребует реформирования учетной и аналитической систем организаций.

Выяснив место и роль экономической стратегии в управлении организацией, перейдем к исследованию ее структуры и классификации видов экономических стратегий.

2.2. Классификационная модель экономических стратегий

Под структурой экономической стратегии понимают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (компонентов), которая проявляется с помощью определенного классификационного признака. Каждому такому признаку соответствует структура.

Использование классификационных моделей видов экономических стратегий имеет важное аналитическое значение уже на начальных этапах выбора экономической стратегии предприятия. Применение таких моделей позволяет идентифицировать экономическую стратегию, разделить ее на отдельные субстратегии, образующие дерево экономической стратегии, и произвести последующий анализ-синтез экономической стратегии в целом. Кроме того, использование данного аналитического метода позволяет финансовому менеджеру абстрагироваться от несущественных деталей и сосредоточиться на ключевых проблемах выбора экономической стратегии.

В качестве первого классификационного признака можно взять выполняемую в стратегии «внутреннюю» функцию. В этом случае экономическая стратегия является единством целей, средств и индикаторов. Модель структуры экономической стратегии по внутренним функциям компонентов представлена на рис. 2.2.

Цели реализуют функцию целеполагания стратегии, средства достижения целей выражают функцию целеуказания и определяют пути достижения поставленных целей. Индикаторы осуществляют функцию самоконтроля стратегии, указывая способ фиксации степени достижения каждой цели и измеряя эффективность использования средств. Представление экономической стратегии подобной функциональной структурой не противоречит данному ранее определению экономической стратегии как сочетания целей и программ их достижения. Напротив, выделение в экономической стратегии целей, средств и индикаторов означает, что, во-первых, стратегические программы должны быть целевыми и, во-вторых, они должны содержать в себе инструменты контроля степени их реализации, т. е. степени достижения поставленных стратегических целей. Таким образом, цели включаются в экономическую стратегию, а не являются для нее лишь тем маяком, которого стратегия должна достичь.

Рис. 2.2. Модель структуры экономической стратегии по внутренним функциям компонентов


Цели экономической стратегии образуют иерархическую систему – дерево целей предприятия. В целом система целей экономической стратегии подчинена общей (корпоративной) цели организации – росту богатства владельцев (акционеров) организации. Богатство владельцев организации в свою очередь определяется суммой чистой прибыли, получаемой в течение длительного (стратегического) временного периода.

Главную цель экономической стратегии можно определить следующим образом. Генеральная базисная цель экономической стратегии – максимизация собственного капитала и чистой прибыли при прочих равных условиях (приемлемый уровень портфеля заказов, ликвидности, риска и других показателей-ограничителей). Такая формулировка предпочтительна, поскольку она строится на показателе, который определяется по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Однако следует отметить, что такое определение генеральной цели справедливо в общем случае только при прочих равных условиях. В целом же возможны следующие основные типы ориентации предприятия на прибыль:

– максимизация прибыли – целесообразно использовать в ситуации быстрого роста, стабильного развития или же в отдельные краткосрочные периоды;

– получение удовлетворительной прибыли, учитывая альтернативные доходы, риск потерь, уровень монопольных ограничений;

– минимаксимизация экономических результатов – максимум минимально ожидаемых доходов и минимум максимально ожидаемых потерь, необходимость страховой стратегии от убытков, в результате действий конкурентов;

– неприбыльная мотивация – позиция рыночного лидерства, удовлетворение потребностей заказчиков, имидж фирмы, условия благосостояния персонала, уровень производительности труда, инновационный климат [71].

Каждое предприятие индивидуально выбирает тип ориентации на прибыль. В условиях высокого уровня налогообложения и инфляции, либерализации цен, жесткой кредитной политики предприятие ориентируется прежде всего на оптимизацию налоговых платежей. Поэтому применительно к условиям переходного периода к рынку для отечественных производителей характерны цели получения удовлетворительной прибыли и минимаксимизации экономических результатов. В условиях же стабильного функционирования рыночной экономической системы экономическая стратегия предприятия направлена в первую очередь на получение достаточной прибыли. По мере стабилизации экономики нашей страны преобладающей станет установка на максимизацию прибыли.

Естественно, что генеральная цель экономической стратегии имеет конкретную общую ориентацию, которая обусловлена текущим экономическим состоянием организации и объективными возможностями ее роста. Такая ориентация генеральной цели определяет вид экономической стратегии. Виды экономических стратегий различаются уровнем и динамикой максимизации чистой прибыли (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Основные виды экономических стратегий по уровню и динамике максимизации прибыли


I. Если организация имеет удовлетворительное финансовое состояние и необходимые условия для быстрого роста, то стратегия максимизации чистой прибыли предусматривает значительный ежегодный темп прироста этой прибыли при небольшой величине ее начального объема. В этом случае мы имеем экономическую стратегию быстрого роста организации.

II. Если организация имеет благополучное финансовое состояние и условия стабильного роста, то стратегия максимизации чистой прибыли означает небольшой ежегодный темп прироста (на уровне темпа прироста деловой активности экономики страны в целом) при значительной величине объема прибыли. Такой ситуации соответствует экономическая стратегия стабильного развития организации.

III. Если организация имеет неудовлетворительное финансовое состояние и трудные условия для роста, то стратегия максимизации чистой прибыли означает обеспечение такой величины прибыли, которая достаточна для финансового оздоровления организации и подготовки условий перехода к одной из стратегий, указанных выше. В этом положении следует говорить о стратегии финансового оздоровления организации. Итак, мы имеем три основных вида экономических стратегий. Принимая во внимание кризисное срстояние российской экономики, в настоящем исследовании делается упор на стратегию финансового оздоровления организации.

В целевой задаче максимизации прибыли очень важным является вопрос формирования хроноструктуры (временной структуры) потребляемой прибыли в стратегическом периоде. По виду хроноструктуры максимизации потребляемой прибыли А. А. Кугаенко и М. П. Белянин [56] предлагают три возможных типа экономических стратегий.

1. Стратегия максимизации потребляемой прибыли на начальном этапе стратегического периода без учета ее величины на остальных этапах этого периода. Это очень опасная стратегия, которая может быстро привести организацию к трудностям в генерировании прибыли, а затем и к возможному банкротству.

2. Стратегия максимизации совокупной потребляемой прибыли за весь стратегический период. Такая стратегия предполагает низкий уровень потребления и высокий уровень накопления на начальном этапе стратегического периода, что позволяет обеспечить высокий уровень потребления на конечном этапе этого периода. Эта стратегия дискриминирует настоящее потребление в пользу будущего, тогда как первая стратегия дискриминирует будущее потребление в пользу сегодняшнего потребления.

3. Третья стратегия является определенной комбинацией первых двух. В целом более предпочтительной является гибкая комбинированная стратегия потребляемой прибыли в стратегическом периоде. При правильном определении удельного веса составляющих стратегий в их комбинации можно получить стратегию, наиболее предпочтительную для данной организации. По характеру реализации в отдельные периоды времени экономическая стратегия может быть: наступательной (модель активного приспособления), оборонительной (модель консервативного поведения), комбинированной (смешанная модель) [64].

Предприятие в рамках выбранной общей модели поведения имеет возможность разработать для себя конкретную стратегию ориентации на прибыль.


Основные принципы формирования системы целей экономической стратегии:

– цели должны быть реалистичными (достижимыми, осуществимыми), согласованными (совместимыми), ранжированными по временным периодам, понятными для исполнителей;

– цели должны опираться на исходные и перспективные позиции предприятия (прежде всего финансовые), определять конечные результаты финансовохозяйственной деятельности, быть сопоставимыми с аналогичными целевыми установками конкурентов.

Гибкие экономические стратегии должны быть сформированы в виде определенных целевых коридоров для своевременного приспособления к изменениям внутренней и внешней среды.

Что касается средств достижения целей и индикаторов, фиксирующих степень достижения поставленных целей, то они (вместе с целями) составляют содержание программ реализации экономической стратегии. В этом проявляется взаимосвязь стратегического финансового анализа, стратегического выбора и реализации экономической стратегии. Завершив рассмотрение структуры экономической стратегии с точки зрения выполняемых ею внутренних функций, перейдем к анализу ее структуры с точки зрения внешних функций в экономической деятельности организации. Эта структура представлена классификационной моделью в виде дерева субстратегий на рис. 2.4. На первом уровне структурирования представляется целесообразным выделить шесть видов стратегий предприятия.

Рис. 2.4. Классификационная модель структуры финансово-экономической стратегии по внешним функциям экономической деятельности


Налоговая стратегия состоит из стратегии уплаты налогов без применения специальных способов минимизации налоговых платежей и стратегии минимизации налогов специальными средствами планирования.

Инвестиционная стратегия включает в себя: стратегию краткосрочного финансового инвестирования, коммерческого кредитования потребителей, долгосрочных экономических инвестиций (инвестирование в долгосрочные малорисковые ценные бумаги, диверсифицированный портфель, инвестирование в рисковые ценные бумаги с высокой ожидаемой доходностью), производственных инвестиций (расширение дела, диверсификация производимой продукции). В целом же инвестиционная стратегия состоит из стратегий инвестиций, реинвестиций и дезинвестиций. В общем виде инвестиционная стратегия включает в себя: стратегию экономических инвестиций, материальных инвестиций и нематериальных инвестиций. В настоящей работе приводятся и другие классификационные группировки инвестиционной стратегии.

Структура дивидендной стратегии включает: стратегию установления дивиденда по остаточному принципу, постоянной доли выплачиваемых дивидендов в прибыли, постоянного темпа прироста дивиденда на одну акцию, низкого регулярного гарантированного дивиденда с добавлением экстрадивиденда. Таким образом, дивидендная стратегия может предполагать стратегии высоких дивидендов, желаемых дивидендов, приемлемых дивидендов и низких дивидендов.

Стратегия финансирования, тесно связанная с инвестиционной стратегией, состоит из стратегии самофинансирования, стратегии долевого финансирования, стратегии долгового финансирования, смешанной стратегии финансирования.

С точки зрения соотношения собственного и заемного капитала различают следующие стратегии: бездолговую, осторожного риска, умеренного риска, активного риска, агрессивного риска, азартного риска, авантюрного риска.

По временным периодам различают стратегию краткосрочного финансирования и стратегию долгосрочного финансирования. Стратегия краткосрочного финансирования определяет стратегические аспекты финансового управления краткосрочными активами и пассивами. Стратегия долгосрочного финансирования связана с определением источников финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, которые характеризуются значительным периодом окупаемости и весьма низкой ликвидностью. Отдельными элементами стратегии финансирования являются стратегия факторинга и стратегия лизинга. Специфическим видом стратегии финансирования выступает эмиссионная стратегия, которая определяет сочетание и временную последовательность отдельных выпусков ценных бумаг того или иного вида, а также возможное использование услуг других организаций, специализирующихся на подготовке, выпуске и размещении ценных бумаг (андеррайтинге).

Стратегия ценообразования состоит из стратегии функционирования на пороге рентабельности при минимально возможных ценах и стратегии функционирования с максимально возможными ценами (высокими ценами). Ценовая стратегия, тесно связанная с конкурентной стратегией и общей маркетинговой стратегией, может предусматривать: сознательную стратегию увеличения доли рынка, стратегию сохранения (замораживания) доли рынка и стратегию сокращения доли рынка. Разработка ценовой стратегии основана на использовании альтернативных методов определения цен: определение цены на основании издержек производства, определение цены с ориентацией на спрос, определение цены с ориентацией на уровень конкурентоспособности как производимой продукции, так и предприятия в целом [103, 106].

Учетная стратегия предприятия включает: амортизационную оценку (равномерную или ускоренную амортизацию), оценку хозяйственных средств и их размещения, оценку источников хозяйственных средств, оценку экономических результатов, отражение фактов хозяйственной деятельности, составление баланса, консолидацию учета и отчетности, организацию бухгалтерской службы, информационные технологии обработки учетных данных.

Таким образом, экономическая стратегия является единством выполняемых ею внутренних и внешних функций. Классификационная модель структуры экономической стратегии по функциям в экономической деятельности является основополагающей в процессе учетно-аналитического обеспечения выбора экономической стратегии. Указанная классификационная модель позволяет рассмотреть экономическую стратегию глубже с разных сторон, а также осуществить ее последовательный анализ-синтез по отдельным субстратегиям в их взаимосвязи и взаимозависимости. Развернутая классификационная модель хозяйственной стратегии представлена в Приложении 1.

Определение основных видов экономических стратегий и их декомпозиционных структур позволяет повысить эффективность стратегического анализа и обеспечить более обоснованный выбор экономической стратегии.

2.3. Методика выбора вариантов стратегии предприятия

Выбор экономической стратегии целесообразно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Выбор экономической стратегии в узком смысле – это принятие решения о практической реализации. В широком смысле выбор экономической стратегии – это итеративный процесс формирования, анализа и оценки эффективности, который также завершается принятием решения. Выбор экономической стратегии предприятия предусматривает определение генерального направления развития.

Выбором экономической стратегии организация определяет финансовые цели и средства для обеспечения реализации ее миссии. Выбор экономической стратегии на основе учетно-аналитического обеспечения предприятия заключается в последовательном формировании системы целей, множеств обеспечивающих их подцелей (задач), типовых и специальных комплексов мероприятий, системы критериев оценки эффективности, ограничений при принятии обоснованных управленческих экономических решений.

Представляется, что процесс выбора экономической стратегии должен базироваться на основе оценки стартовых условий функционирования организации и предвидения сценариев будущего поведения организации в рамках целей стратегии. Принципиально этот процесс может состоять из двух основных частей:

– исследования и формирования совокупности возможных стратегий в зависимости от реального финансового состояния предприятия и от сценариев его будущего развития;

– выбора определенной стратегии.

Рассмотрим в укрупненном виде основные концептуальные этапы выбора экономической стратегии, отмечая их основное содержание и ключевые позиции.


Этап 1. Определение вида возможных стратегий(3)


На этом этапе определяется один из трех основных видов возможных стратегий – стратегия быстрого роста, стратегия стабильного развития или стратегия финансового оздоровления. При этом следует учесть, разрабатывала ли организация раньше экономическую и общую стратегию или приходится начинать заново. Если предприятие впервые разрабатывает свою экономическую стратегию, то сначала происходит оценка текущего финансового положения, а затем осуществляется весь комплекс мероприятий по выбору стратегии согласно алгоритму, приведенному ниже. Если же предприятие функционирует в рамках ранее принятой экономической стратегии, то оно имеет возможность использовать действующую экономическую стратегию с небольшими изменениями и дополнениями или провести концептуальный пересмотр действующей стратегии. В этом случае на первоначальном этапе, наряду с оценкой текущего финансового положения организации, происходит оценка текущей экономической стратегии, исследуются последние действия руководства по реализации ранее принятой стратегии. В дальнейшем выбор экономической стратегии осуществляется по предложенной методике через анализ накопившихся стратегических проблем. И в том, и в другом случае учитываются социальная ориентация организации, структура, система и стиль управления, культура и духовные ценности, стандарты и традиции поведения, другие факторы нефинансового характера. На этом этапе определяется система целей с выделением генеральной цели и проводится предварительный стратегический анализ с построением системы показателей.


Этап 2. Анализ возможных стратегий(3)

На этом этапе на основе сценариев будущего поведения организации и внешней среды, полученных в процессе моделирования, формируется набор возможных экономических стратегий. Здесь осуществляется более глубинный стратегический анализ. В ходе такого анализа происходит рассмотрение широкой совокупности возможных гипотез поведения организации, осуществляется учет лимитирующих факторов, в том числе установленных государством ограничений, учет многокритериальности оценки результатов применения рассматриваемых стратегий, производится структуризация возможных стратегий: во-первых, выявление целей, средств и индикаторов, а во-вторых, определение структурных компонентов по внешним функциям с помощью классификационной модели экономической стратегии. Затем осуществляется предварительная оценка каждой возможной экономической стратегии по интегральному критерию величины чистой прибыли, обеспеченности портфеля заказов, ликвидности и риска. Выработка эффективной интегральной экономической стратегии происходит на основе непрерывного учета и анализа взаимосвязей и взаимозависимости всех частных субстратегий (налоговой, инвестиционной, дивидендной, ценовой, учетной, стратегии финансирования). Проведение данных исследований административными органами управления организации осуществляется при параллельном консультировании с руководителями производственных звеньев. Возможно внешнее финансовое консультирование с использованием услуг специалистов аудиторских и консалтинговых фирм. В результате на данном этапе определяется совокупность сочетаний возможных стратегий поведения организации с возможными значениями показателей финансово-хозяйственной деятельности в стратегическом временном периоде.


Этап 3. Выбор стратегии(3)

На этом этапе осуществляется собственно выбор экономической стратегии организации. Из совокупности возможных стратегий выбирается наиболее приемлемая экономическая стратегия и уточняются ее цели, средства и индикаторы. Выбор экономической стратегии осуществляется при помощи сравнительного анализа на основе принципов и критериев. Отметим наиболее принципиальные моменты. Во-первых, на этом этапе следует комплексно, глубоко и детально исследовать взаимосвязь экономической стратегии с прибылью, портфелем заказов, ликвидностью и риском. Во-вторых, при выборе не следует ограничиваться рассмотрением одного наиболее вероятного сценария будущего поведения организации. Втретьих, не следует ограничиваться рассмотрением только легко достижимой экономической стратегии. Хотя несомненно, что, при прочих равных условиях предпочтение следует отдать стратегии, наиболее подходящей для реализации в данной организации в данный момент. В результате определяется рекомендуемая к реализации экономическая стратегия. Процесс выбора экономической стратегии должен подчиняться следующим основным принципам:


1. Экономическая стратегия согласуется с организацией:

– с ее уставными целями и нормами;

– с общей стратегией в целом и с другими компонентами;

– не противоречит стратегическим финансовым целям филиалов и дочерних фирм;

– реализуется и контролируется силами организации, соответствует ожидаемому потенциалу;

– сохраняет эволюционный характер экономической деятельности;

– концентрируется на ключевых проблемах экономической деятельности.

2. Экономическая стратегия имеет внутреннюю согласованность своих структурных компонентов:

– является единством экономических целей, средств и индикаторов степени их достижения;

– является единством своих функциональных элементов (компонентов);

– осуществляется в процессе научно-аналитического исследования, когда оценка финансового риска интегрирована в экономическую стратегию организации;

– строится и реализуется на единой информационной базе, основу которой составляют данные бухгалтерского учета и отчетности;

– является единством содержательного и формализованного описания;

– согласуется с экономической политикой и с экономической тактикой.

3. Экономическая стратегия согласуется с внешней средой:

– с потенциалом изменения окружающей среды;

– основывается как на законах макроэкономики, так и на законах микроэкономики. Указанные основные группы принципов позволяют подойти к процессу формирования стратегии всесторонне и обоснованно. В общем случае основополагающим является принцип аналитического характера выбора экономической стратегии. Экономическая стратегия должна предусматривать возможность целенаправленного совершенствования отдельных функциональных блоков, элементов системы и любой ее совокупности. Особое место в процессе учетно-аналитического обеспечения выбора экономической стратегии отводится рассмотрению взаимосвязи между четырьмя основными параметрами – чистой прибылью, портфелем заказов, ликвидностью и риском. Стратегическая взаимосвязь перечисленных параметров составляет сущность совокупного критерия выбора экономической стратегии (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Критерии оценки и выбора экономической стратегии


На основании проведенного критериального анализа в символах целевую функцию экономической стратегии можно представить следующим образом:


mах СК(Р) = F × (Хn, L, R),


где СК – собственный капитал,

Р – чистая посленалоговая прибыль,

L – ликвидность,

R – финансовый риск,

Хn – портфель заказов

В ходе выбора экономической стратегии предприятия возможны два варианта: случай явного доминирования одного критерия – доминирующего показателя и случай наличия нескольких равнозначных критериев (здесь целесообразно предусмотреть способ сведения многих критериев к одному).

В общем случае менеджер-аналитик может выбрать одну из стратегий исследования:

– стратегию компенсации, когда критерии сравниваются для различных альтернативных стратегий;

– стратегию исключения, когда сравниваются значения критериев от дельной альтернативы с определенными пороговыми экстремальными значениями с целью исключения анализируемой альтернативы из последующего рассмотрения.

В исследовании отстаивается точка зрения, согласно которой предпочтительным является случай доминирования одного, но интегрального критерия – чистой прибыли. По этому критерию и производится окончательный выбор экономической стратегии из ряда рассматриваемых альтернативных решений. В то же время прогнозируемые ожидаемые значения показателя чистой прибыли целесообразно сравнивать с пороговыми значениями этого показателя. Если прогнозные данные оказываются ниже пороговых значений, экономическая стратегия исключается из рассмотрения. В интегральном критерии чистой прибыли частично присутствуют субкритерии портфеля заказов, ликвидности и риска.

Процесс принятия рационального решения по выбору экономической стратегии представлен на рис. 2.6.

Приведенная схема конкретизирует основные концептуальные этапы процесса выбора экономической стратегии и является конкретным руководством к действию.

Рис. 2.6. Схема принятия решения по выбору экономической стратегии


Помимо анализа финансового состояния предприятия в процессе выбора экономической стратегии важное место отводится стратегическому анализу направлений развития предприятия на перспективу. Стратегический анализ составляет сущность процесса обоснования выбора экономической стратегии предприятия (рис. 2.7).

Выработка экономической стратегии с учетом стратегического анализа предполагает:

– получение полной и достоверной информации;

– финансово-экономический анализ деятельности предприятия (портфеля заказов, внутренней и внешней среды, ресурсов, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, возможностей и срывов, действий конкурентов, действий государственных органов власти, финансового риска, отклонений, организационной структуры и организационной культуры, действий стратегических инвесторов и реакций акционеров, неэкономических факторов).

После принятия решения о выборе конкретной экономической стратегии следует разработать механизм ее реализации.

Формирование экономической стратегии развития промышленных предприятий должно осуществляться прежде всего на принципах менеджмента.

Структуру корпоративного менеджмента по отдельным видам в целом можно представить в виде следующей формулы:


М = Ом + Пм + Фм + Км + Им + Эм + Мвэд + + Ам + См + Мм + АНм + Дм,


где Ом – общий менеджмент;

Пм – производственный менеджмент;

Фм – финансовый менеджмент;

Км – кадровый менеджмент;

Им – инвестиционный и инновационный менеджмент;

Эм – экологический менеджмент;

Мвэд – менеджмент внешнеэкономической деятельности;

Ам – административный менеджмент;

См – стратегический менеджмент;

Мм – мотивационный менеджмент;

Анм – антикризисный менеджмент;

Дм – другие виды менеджмента.

Рис. 2.7. Структура стратегического финансового управления


Ключевым элементом указанной структуры в рамках выбора и обоснования экономической стратегии развития предприятия являются, по мнению автора, стратегический менеджмент и производственный менеджмент. Структура стратегического менеджмента, в свою очередь, определяется по следующей формуле:


См = Са + Со + Св + Рс + Ск + Суч,


где Са – стратегический анализ;

Со – стратегическая оценка или оценочный менеджмент;

Св) – стратегический выбор (формирование стратегии);

Рс – реализация стратегии или стратегический процесс;

Ск – стратегический контроль или аудит;

Суч – стратегический учет собственности.

Ключевая задача стратегического менеджмента состоит в создании на основе имеющихся или перспективных ресурсов и компетенций оптимального стратегического потенциала предприятия с использованием стратегического рычага и стратегических факторов. Для стратегического менеджмента должны быть характерны полная сбалансированность и согласованное взаимодействие всех его структурных элементов.

Структура производственного менеджмента определяется по формуле:


Пм = Уп + Умто + Ук + Ур + Ус


где Уп – управление производством;

Умто – управление материально-техническим обеспечением;

Ус – управление сбытом;

Ук – управление качеством;

Ур – управление совокупным работником;

Ус – управление сбытом.

В рамках выбора и обоснования хозяйственных стратегий промышленных предприятий на основе принципов менеджмента в современных экономических условиях основной упор должен быть сделан прежде всего на оценочный менеджмент в рамках стратегического менеджмента и на менеджмент качества в рамках производственного менеджмента.

2.4. Применение моделей при выборе экономических стратегий

В рамках аналитического обеспечения выбора экономической стратегии первостепенное значение приобретают вопросы анализа структурных элементов стратегии, анализа риска, применения моделей в анализе, предшествующие анализу и синтезу экономической стратегии организации в целом. Модели прогнозирования и целеполагания занимают центральное место в методическом и методологическом арсенале по выбору финансово-экономической стратегии в ситуации риска. Использование традиционных моделей прогнозирования в условиях рынка далеко не всегда приводит к оптимальным финансовым решениям. Поэтому в работе предлагаются специальные модели по выбору экономической стратегии, к их числу относятся: классификационная модель структурной экономической стратегии и основная финансово-экономическая имитационная модель предприятия. Предпосылками к построению указанных моделей послужили труды ряда отечественных авторов в области моделирования экономических процессов [36, 74]. Основную финансово-экономическую модель предприятия можно представить следующим образом:


Р(СК) = (1 – а) × (ZIХn1 + Z2Хn2 + ZЗХnЗ + Z4Хn4 + Z5Хn5 + Dv) → mах,


где Р – чистая прибыль;

СК – собственный капитал;

а – налог на прибыль (налог в пользу надсистемы);

Z1, Z2, Z3, Z4, Z5 – векторы цен по соответствующим частям портфеля, состоящие из векторов цен на готовую продукцию и векторов цен на ресурсы;

Хn1 – часть портфеля, связанная с выполнением государственного заказа в рамках федеральной контрактной системы;

Хn2 – часть портфеля, связанная с выполнением заказа;

ХnЗ – часть портфеля, реализуемая по контрактной (рыночной) стоимости;

Хn4 – часть портфеля предприятий холдинга;

Хn5 – прочая часть портфеля, характеризующая прочую реализацию;

Dv – размер внереализационных доходов за вычетом расходов Dv = Dv1 – Dv2.


Хn = ХnI + Хn2 + Хn3 + Хn4 + Хn5,


где Хn – размер общего портфеля заказов.


Мах. Рr = (∑ZeVe – ∑FiZi – PP) × (1 – а),

(∑FiZi + РР) → min,

S=∑FiZi + РР,


где Рr – посленалоговая прибыль от реализации продукции;

Zе – цена единицы продукции определенного вида;

Vе – количество проданных единиц продукции;

Fi – общее количество i-го фактора производства;

Zi – цена единицы i-го фактора производства;

РР – фиксированные (постоянные) платежи.


Р = Р1 + Р2 + Р3,


где Р1 – прибыль, направляемая на выплату дивидендов (фонд потребления);

Р2 – прибыль, направляемая на инвестиции;

Р3 – резервный капитал и нераспределенная прибыль;

S – затраты или себестоимость продукции.


Р1 = D1 =Zо × (Кs – d),

D1 = Dо × (1 + d),


где и D1 – дивиденды по акциям в отчетном и будущем периоде;

– рыночная цена акции отчетного периода;

Кs – минимально необходимая норма прибыли на акцию с учетом риска в %;

d – темп роста дивидендных выплат (принимается постоянный темп роста).

Таким образом, балансовая прибыль предприятия складывается из прибыли по государственному заказу (по федеральному контракту), по муниципальному, по рыночному, по контракту с предприятиями холдинга (финансово-промышленной группы), по прочей реализации, по прибыли от внереализационных операций. В результате менеджер-аналитик имеет возможность получить в процессе моделирования различные значения показателя чистой прибыли.

Прибыль зависит от величины портфеля заказов, который позволяет объективно судить о возможностях конкретного предприятия, уровне загрузки его производственных мощностей, его месте на рынке и перспективах.

Портфель заказов в указанной модели выступает ключевым стратегическим показателем деятельности предприятия. С помощью анализа портфеля заказов могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как прибыль, ликвидность, риск и др. Оптимально сформированный портфель заказов позволяет предприятию достичь сбалансированного набора продукции (с использованием ассортиментно-функционального и функционально-стоимостного анализов). Динамичность формирования портфеля заказов характеризуется количеством вновь заключенных и заканчивающихся договоров. При этом важно достичь равновесия портфеля, при котором приток новых заказов будет покрывать заканчивающиеся заказы. Предприятие должно стремиться иметь высокие темпы прироста заказов с большой долей повторяющихся заказов, при этом следует учитывать вынужденный или добровольный характер переориентации формирования портфеля заказов. В целях анализа экономической стратегии предприятия прогнозируемый уровень портфеля заказов может быть определен по следующей формуле:


Хn = Хо × А × В × С,


где Хn – прогнозируемый портфель заказов;

Хо – общий портфель заказов в региональном или международном географическом сегменте рынка;

А – доля рынка у предприятия, соответствующая продукции с конкурентными преимуществами;

В – прочая доля рынка у предприятия;

С – доля, которую предполагается в будущем отвоевать у конкурентов (выиграть в конкурентной борьбе) [72].

Следовательно, прогноз и анализ портфеля заказов осуществляется по показателю доли рынка, контролируемой предприятием, а анализ и мониторинг показателя доли рынка предприятия осуществляется по показателю «портфель заказов».

В зависимости от выбранных целей реализуется определенный тип стратегии, характеризующий отношение предприятия к показателю доли рынка: сознательная стратегия увеличения доли рынка, стратегия замораживания доли рынка, стратегия сокращения доли [104].

Важным направлением в формировании портфеля заказов является его рост за счет учета стратегических ориентиров конкурентов. Величина доли портфеля, которую предполагается отвоевать у конкурентов, оптимизируется в процессе реализации маркетинговой конкурентной стратегии.

Ключевое значение в основной финансово-экономической имитационной модели имеет долговременная прибыль за жизненный цикл продукции:


ZХn1 + ZХn2 + ZХn3 + ZХn4 + ZХn5.


Величина этой прибыли используется для анализа дивидендных выплат и для составления прогнозного баланса. Основная экономическая модель предприятия в целом характеризует его хозяйственный механизм, затрагивающий различные аспекты хозяйственной деятельности. Поэтому все стратегические решения имеют финансовые последствия, в той или иной степени затрагивающие «магический круг» факторов формирования прибыли – портфель заказов, себестоимость, вектор цен, ликвидность, финансовый риск. Осуществление цели максимизации прибыли состоит в принятии заказа Хn11 вместо Хn12, и наоборот, с учетом деления затрат на постоянные и переменные. Следует отметить, что постоянные затраты остаются фиксированными в том случае, если объем производства находится в строго определенном интервале. При помощи отслеживания этого интервала можно достичь экономии на масштабах производства, определяемой величиной Хn. Указанная модель является моделью расчета показателя «прибыль» и позволяет определить логическую взаимосвязь между отдельными расчетными элементами, а также наличие резервов повышения эффективности функционирования предприятия по каждому элементу. Модель может функционировать в различных режимах и позволяет осуществлять последовательный переход от анализа бухгалтерской прибыли к анализу экономической прибыли. Однако следует помнить, что при определенных условиях модель может иметь тупиковый характер и оказаться неработоспособной.

Если раньше величина внереализационных доходов решала в основном текущие конъюнктурные задачи локального характера, то сейчас с образованием рынка ценных бумаг указанная величина становится мощным источником формирования прибыли предприятия. Именно здесь аккумулируется прибыль от экономической и инвестиционно-биржевой деятельности, от четкого проведения претензионно-исковой работы. Поэтому необходим анализ и отдельный прогноз величины внереализационных доходов. Возрастание роли этих доходов в совокупной прибыли свидетельствует о повышении экономических возможностей предприятия, увеличении экономических активов и экономических вложений.

Указанная модель в рамках выбранной ценовой стратегии функционирует либо в режиме неизменных цен, либо в режиме изменения вектора цен. При этом могут осуществляться две основные стратегии ценообразования:

1) функционирование на пороге рентабельности при минимальных ценах, но с максимальным портфелем заказов;

2) функционирование с максимально высокими ценами при сокращении портфеля заказов.

Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия в рамках конкурентной стратегии предполагает выявление действующих и потенциальных конкурентов, анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов, выявление конкурентных преимуществ предприятия, а также сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

Целесообразно учитывать степень мобильности стратегической ориентации конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции их стратегий. Наиболее опасными являются конкуренты, склонные к рыночной экспансии, исповедующие стратегию диверсификации производства, крупные предприятия-заказчики и поставщики, мелкие предприятия, которые в результате поглощения крупными становятся сильными конкурентами.

Конец ознакомительного фрагмента.