Вы здесь

Оценочный менеджмент. Формирование стратегии хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Учебное пособие. Введение (А. В. Постюшков, 2009)

Введение

В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и выбора экономической стратегии. По мере экономического реформирования и реструктуризации промышленных предприятий роль стратегического управления в руководстве отдельным предприятием и экономикой страны в целом значительно возрастает. В современных условиях каждое предприятие, руководствуясь действующими законодательными актами, регламентирующими правила ведения хозяйственной деятельности, и складывающейся на рынке конъюнктурой, самостоятельно принимает основополагающие долговременные стратегические решения. Анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии являются в настоящее время наиболее важными проблемами хозяйствующих субъектов. К сожалению, приходится констатировать, что многие отечественные предприятия по объективным причинам до настоящего времени не занимались всерьез вопросами стратегического развития. Функционируя в рыночной среде, они сохраняют стиль и структуру управления, характерные для прежней системы хозяйствования. Только во взаимосвязи и взаимозависимости производственных и экономических стратегических ориентиров хозяйствующие субъекты получают возможность выработки обоснованных управленческих решений.

Многие российские промышленные предприятия не имеют достаточного опыта и соответствующей информационной базы для выработки экономической стратегии своего развития, отсутствуют необходимые методические разработки в данной области исследования.

В настоящее время необходимо принятие на федеральном уровне концепции экономического реформирования отечественных предприятий. Экономическое реформирование предприятий будет успешным и приведет к улучшению его финансово-экономического состояния только в том случае, когда на предприятии будет сформирована и осознана комплексная стратегия его развития, начиная с реструктуризации системы принятия стратегических, политических, тактических и оперативных решений. Продуманная и прошедшая определенные процедуры утверждения стратегия должна стать основой составления системы бизнес-планов предприятия.

При наличии сложных макроэкономических проблем приоритет рыночных преобразований на современном этапе должен отдаваться экономическому реформированию промышленных предприятий.

В условиях острой конкуренции российского и иностранного бизнеса на рынках России постоянно ощущается острая нехватка современных знаний в сфере управления и новейших подходов к принятию эффективных управленческих решений. В настоящее время большинство российских предприятий не создает добавленную стоимость и не в состоянии финансировать социальные обязательства государства. Многие из них поглощают созданную другими предприятиями стоимость. Сегодня в России нет логической связи между стоимостью акций на фондовом рынке и реальной стоимостью промышленных предприятий. Акции многих предприятий оказались сильно недокапитализированными. Поэтому возникает настоятельная необходимость в разработке теоретических и методологических подходов к выработке управленческих воздействий на бизнес при использовании стоимости предприятия в качестве главного критерия эффективности управления на основе оценочного менеджмента – менеджмента, ориентированного на стоимость.

Особую актуальность теме настоящего исследования придает насущная необходимость стабилизации экономического положения большинства российских предприятий и их переход на стратегию устойчивого экономического роста на основе концепции управления стоимостью бизнеса.

Теоретико-методологические вопросы управления рассматривались в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, И. Ансофф, П. Г. Бунич, О. С. Виханский, С. Ю. Глазьев, В. П. Грошев, Б. Г. Клейнер, Ф. Котлер, Д. С. Львов, М. Х. Мескон, М. Я. Петраков, М. Портер, Ф. М. Русинов, Д. Р. Хикс, Е. Г. Ясин. Проблемы стратегического управления, конкурентоспособности и менеджмента качества нашли свое отражение в работах Г. Л. Азоева, Р. Акоффа, Э. Альтмана, А. Аренса, А. Коуда, И. А. Бланка, О. А. Богомолова, Ю. Т. Бубнова, О. И. Волкова, В. В. Гончарова, В. А. Горемыкина, А. П. Градова, К. Друри, В. Т. Денисова, С. А. Жданова, Н. Л. Зайцева, А. Е. Карлика, Э. М. Короткова, Г. А. Краюхина, В. А. Лапидуса, В. М. Ларина, М. А. Лимитовского, В. П. Логинова, О. Г. Макаренко, Р. Г. Маннапова, Ю. П. Миркина, Н. Н. Тренева, Г. Л. Угольникова, Ф. Е. Удалова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, Н. П. Федоренко, М. Г. Филатова, В. И. Фионина, Д. Хана, А. Ю. Юданова и других. Вопросы теории и практики оценочной деятельности рассматривались в работах В.С. Валдайцева, В.В. Григорьева, П. Дойля, А.П. Ковалева, М. Смита, Е.И. Тарасевича, К. Уолша, М.А. Федотовой и некоторых других.

Вместе с тем приходится констатировать, что в отечественной литературе, применительно к современной российской действительности, указанная проблема разработана далеко не полностью. В частности, в специальной экономической литературе недостаточное внимание уделялось проблеме оценки стоимости предприятия, выступающей в качестве главного критерия выбора экономической стратегии.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы формирования эффективной экономической стратегии промышленного предприятия определили выбор темы учебника.