Вы здесь

Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников. 1. Методология исследования (Е. М. Авраамова, 2015)

1. Методология исследования

География исследования включала регионы, относящиеся к разным группам по показателям социально-экономического развития. В качестве пилотных регионов в исследование были включены следующие субъекты Российской Федерации:

город Москва (в ходе второй волны мониторинга в регионе проводится только опрос директоров образовательных учреждений) – «лидеры» (группа 1);

Свердловская область – «относительно развитые или опережающие по доходу» (группа 2);

Воронежская область – «середина» (группа 3);

Ивановская область – «аутсайдеры: депрессивные и слаборазвитые регионы» (группа 4)[1].

В ходе исследования проведен выборочный опрос методом формализованного (анкетного) интервью в отношении трех целевых аудиторий: представителей домохозяйств (один из родителей), имеющих в своем составе одного или более школьника; педагогических работников (штатных сотрудников) школ; руководителей общеобразовательных организаций.

Общий объем выборочной совокупности домохозяйств в 2014 г. составил 2760 респондентов, а в 2013 г. она равнялась 3050 респондентов.

Общий объем выборочной совокупности учителей общеобразовательных организаций в Свердловской, Воронежской, Ивановской областях в 2014 г. составил 2780 респондентов (в 2013 г. – 3200 респондентов).

В 2014 г. в Москве, Свердловской, Воронежской, Ивановской областях проведен опрос 157 руководителей общеобразовательных организаций (в 2013 г. опрашивалось 37 директоров).

В ходе исследования была разработана система показателей эффективности общего образования в контексте повышения оплаты труда педагогов.

Оценка эффективности школ в условиях повышения заработной платы учителей характеризуется:

● обновлением педагогических коллективов;

● изменениями в сфере оплаты труда учителей;

● величиной учебной нагрузки учителей.

Отдельный блок показателей, характеризующих эффективность школьного образования, включает индикаторы, описывающие уровень согласованности представлений трех ключевых групп респондентов относительно целей и задач школьного образования.

Повышение заработной платы учителей имело целью создание в массовом масштабе сильных педагогических коллективов за счет прихода в школу высококвалифицированных кадров, молодых специалистов, снижения среднего возраста педагогического состава. Мониторинговая оценка эффективности общего образования по этой позиции включает интегральный показатель: обновление школьных педагогических коллективов.

Данный интегральный показатель строится на базе социологической информации относительно:

● числа молодых учителей, пришедших в школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);

● числа учителей пенсионного возраста, покинувших школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);

● величины среднего возраста педагогического состава школы;

● оценки качества педагогического состава школы.

Количественные характеристики вводятся в форме соответствующих вопросов в опросные листы для руководителей общеобразовательных организаций и учителей школ. Оценочный показатель операционализируется в ряд индикаторов, трансформирующихся в виде сквозных вопросов для всех трех групп респондентов.

Специальными для респондентской группы «директора школ» являются вопросы относительно возможностей осуществления кадровой политики, направленной на решение поставленных в данной области задач; для респондентской группы «учителя школ» – вопросы относительно мотивов продолжения работы по специальности, представлений о стимулирующей роли повышения зарплаты, мнения о роли стимулирующих выплат и справедливости их распределения; для респондентской группы «родители школьников» – вопросы, позволяющие выявить оценку качества педагогического коллектива с последующим сопоставлением данной оценки в режиме мониторинга.

На этой основе строится типология 1, демонстрирующая уровень эффективности по первой группе показателей. Высокой эффективность в данной области считается в случае, если более 70% респондентов соответствующих групп признали факт улучшения кадровой ситуации в количественном и качественном выражении; и далее соответственно: средней – от 50 до 70%, низкой – менее 50%.

Следующим блоком показателей эффективности общего образования являются собственно индикаторы изменений в сфере оплаты труда учителей.

Количественными индикаторами в этой сфере являются:

● размер средней зарплаты учителя; субъективная оценка изменений за последний год (при проведении мониторинга в ежегодном режиме);

● средний размер оклада учителя по одной ставке; средний размер стимулирующей надбавки;

● субъективная оценка изменений за последний год (при проведении мониторинга в ежегодном режиме);

● удовлетворенность размером материального вознаграждения; субъективная оценка материального положения;

● субъективная оценка социального статуса;

● средний размер родительской оплаты услуг дополнительного образования.

Количественные и качественные (субъективные) показатели имеют сквозной характер для респондентских групп «директора школ» и «учителя школ». Субъективные оценки материального и общественного положения являются сквозными для всех трех групп респондентов.

На этой основе строится типология 2, демонстрирующая уровень эффективности по второй группе показателей. Высокой эффективность в данной области считается в случае, если более 70% респондентов соответствующих групп признали факт улучшения материального положения в количественном и качественном выражении; и далее соответственно: средней – от 50 до 70%, низкой – менее 50%.

Отдельный блок показателей эффективности школьного образования включает индикаторы, характеризующие объем занятости учителей, что необходимо для соотнесения изменений в сфере оплаты труда с изменениями, характеризующими содержание труда и его интенсивность.

Индикаторами, операционализируемыми в виде вопросов соответствующих полевых документов, являются: среднее число ставок, на которых заняты учителя; объем административной нагрузки; объем воспитательной нагрузки; сложность освоения технологических и педагогических инноваций, вносимых в образовательный процесс с целью его модернизации. Данные количественные и качественные (субъективные) показатели являются сквозными для двух респондентских групп – «директора школ» и «учителя школ».

На этой основе строится типология 3, демонстрирующая уровень эффективности по третьей группе показателей. Высокой эффективность в данной области считается в случае, если более 70% респондентов соответствующих групп признали факт приемлемости увеличения объема нагрузки в контексте повышения оплаты труда; и далее соответственно: средней – от 50 до 70%, низкой – менее 50%.

Отдельный блок показателей, характеризующих эффективность школьного образования, включает индикаторы, описывающие уровень согласованности представлений трех ключевых групп респондентов относительно целей и задач школьного образования. Соответствующие показатели реализуются в полевых документах в виде вопросов относительно спектра задач, которые призвано решать школьное образование, мнений о возможности их реализации и представлений о способах решений.

Данная группа вопросов является сквозной для всех трех групп респондентов. На основании полученных данных делается вывод о степени взаимного согласия ключевых субъектов о содержании и степени реализуемости основных задач общего образования.

На этой основе строится типология 4, демонстрирующая уровень эффективности по четвертой группе показателей. Высокой эффективность в данной области считается в случае, если имеется высокая степень согласованности относительно целей, которые призвано решить школьное образование (более 70% респондентов каждой респондентской группы дают симметричные ответы); и далее соответственно: средней – от 50 до 70%, низкой – менее 50%.

Следующим методологическим шагом стало определение интегральной оценки эффективности школьного образования в контексте повышения оплаты труда учителей: высокая, средняя, низкая эффективность.