Вы здесь

Оценка экономического эффекта от проведения крупных спортивных соревнований. Раздел 3. Анализ существующих методик и подходов к оценке эффективности организации и проведения крупномасштабных спортивных событий и их адаптация для российской...

Раздел 3

Анализ существующих методик и подходов к оценке эффективности организации и проведения крупномасштабных спортивных событий и их адаптация для российской практики

Анализ существующих, как российских, так и зарубежных методик по оценке социально-экономической эффективности проведения крупномасштабных спортивно-зрелищных мероприятий показал, что среди специалистов нет единого мнения по ее проведению. Большинство из них охватывает лишь ограниченное число сфер, в то время как на эффективность организации и проведения крупномасштабного спортивного события оказывает влияние множество факторов. Таким образом, подобные методики не представляют полной картины социально-экономических эффектов, ставших следствием проведения крупного спортивного события. Редко встречаются и единые показатели эффективности, а также способы их вычисления.

Поскольку целью данной работы является исследование чистого экономического эффекта от проведения крупных спортивных соревнований, приоритет отдается методам макроэкономического анализа, направленного на изучение деятельности основных экономических агентов – домохозяйств, государства, фирм, а также иностранного сектора на трех основных рынках – ресурсов, финансов, товаров и услуг.

В качестве основных показателей макроэкономического анализа можно выделить: ВВП, ВРП, экономический рост и его темпы, уровень инфляции, уровень занятости и безработицы, уровень цен, уровень процентной ставки, инфляция, оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал, платежный баланс, налоговые поступления.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что эффект от проведения крупных спортивных мероприятий формируется на уровне региона, но, как правило, оказывается не заметен в масштабах всей страны. Таким образом, в целях оценки эффективности спортивных мероприятий, целесообразно проводить макроэкономический анализ на региональном уровне по таким показателям как ВРП, экономический рост и уровень занятости (безработицы).

В тоже время основные расходы по организации и проведению мегаспортивных мероприятий берет на себя государство. Поэтому целесообразно рассмотреть и проанализировать структуру государственного бюджета. Также целесообразно рассмотреть соотношение планируемых затрат на реализацию данного проекта и ВВП страны.

Наиболее часто встречаются два подхода к оценке совокупного экономического эффекта от проведения крупного спортивного соревнования:

1. «Ex post» исследования подразумевают анализ и сопоставление затрат на подготовку и проведение соревнований с полученными доходами по итогам их завершения.

2. «Ех ante» исследования проводятся в рамках подготовки заявки на проведение соревнований и строятся как прогноз денежных потоков на базе опыта других стран, предварительных смет расходов и допущений в части будущих доходов.

Оба этих подхода интересны для России, как страны, успешно организовавшей Олимпийские игры и готовящейся к Чемпионату мира по футболу.

Интересно, что эффект, вычисленный с помощью ex-ante анализа, часто оказывается гораздо выше результатов ex-post, что объясняется излишне оптимистичными прогнозами в части доходов и обратной ситуацией с затратами на строительство и реконструкцию стадионов, транспортную и инженерную инфраструктуру, расходами на подготовку к соревнованиям.

Наиболее часто встречается модель «затраты-результаты», которая позволяет оценивать величину совокупного (прямого, косвенного и сопутствующего) влияния видов деятельности, связанных с проведением соревнований, на объем внутреннего производства, занятость, доходы, расходы и налоговые поступления.

Прогнозы, использованные в рамках настоящего исследования, были подготовлены на основе аналогичного опыта других стран (в той мере, в какой это возможно), а также с учетом показателей, заложенных в бюджеты государственных органов. При этом использовались три сценария развития событий: вероятный, оптимистичный и неблагоприятный.

Итак, на первоначальном этапе оценки экономического эффекта необходимо тщательно проанализировать структуру затрат на подготовку и проведение соревнований, которые возникают в системе: подготовка – проведение – постсореновательный этап.

Расходы и выгоды государства на предолимпийском этапе представлены в таблице 3.1.


Таблица 3.1.

Структура расходов и выгод при проведении крупных спортивных соревнований[14]


Анализ затратной составляющей не представляет особых сложностей. Однако требует много времени и усилий с точки зрения поиска необходимой информации. В качестве источников данных могут быть использованы:

• федеральные целевые программы;

• федеральные законы о бюджете и федеральные законы об исполнении бюджета;

• отчеты оргкомитета и структур, отвечающих за строительство спортивной и сопутствующей инфраструктуры;

• отчеты компаний, задействованных в подготовке и проведении соревнований.

Информация о доходах, как правило, раскрывается лишь частично и носит разрозненный характер. В связи с этим приходится делать ряд допущений и активно использовать опыт других стран по проведению крупных соревнований. Рассмотрим последовательность действий в части оценки основных статей доходов.

Расходы иностранных туристов. Считается, что соревнования проведены успешно именно тогда, когда на них приехало большое количество зрителей, которые воспользовались транспортной системой, остановились в гостинцах, купили билеты и сувениры, потратили деньги на питание. Поэтому одной из главных задач является правильная оценка количества туристов.

Эти данные могут быть получены от аэропортов и вокзалов с соответствующей поправкой на туристов, приезжающих не на соревнования.

Далее предстоит рассчитать расходы туристов по каждому из обозначенных направлений.

Продажа билетов рассчитывается в формате на одного зрителя: чем больше билетов на одного человека, тем хуже для организаторов (снижаются возможности заработка на продажах атрибутики). Исходя из западного опыта, в среднем приходится по 2 билета на каждого зрителя.

Кроме того нужно учитывать долю билетов, проданных иностранным туристам. В силу большего объема трат для страны-хозяйки выгоден приезд максимального числа иностранцев. По статистике иностранные туристы остаются в городе исходя из соотношения 3 ночи за билет.

По данным западных исследований, средние расходы туристов оцениваются в €100 на человека в день. Для населения страны-хозяйки эта сумма может снижаться в 2 раза (например, многие люди останавливаются у родственников и друзей, что уменьшает средние расходы).

При расчете цен на билеты нужно учитывать, что многие страны предусматривают скидки для своих соотечественников и незащищенных слоев населения. Однако такая практика используется далеко не всегда. В расчетах может использоваться некая средняя величина.

При оценке доходов от билетной программы Чемпионата мира по футболу следует учитывать турнирную сетку и различную ценовую категорию матчей.

Общая схема расчетов выглядит следующим образом:




I – доходы, полученные за счет туристов;

T – общее число проданных билетов, шт.

N – число билетов на каждого туриста, шт.;

F – процент иностранных туристов, %;

D – количество дней на один билет, дн.;

E – расходы в день, руб.;

FT- число билетов, проданных иностранным туристам, шт.;

P – средняя стоимость билета, руб.

Расходы зрителей из России. При организации соревнований в России многие наши соотечественники, скорее всего, хотели бы присутствовать хотя бы на одном из спортивных мероприятий. Часть из этих людей посетили бы подобные соревнований, даже если бы они проходили в другой стране. Это порождает два положительных эффекта. Во-первых, расходы наших туристов будут произведены внутри страны. Во-вторых, они смогут сэкономить на транспортных издержках. При этом зрители из России, которые посетят соревнования только потому, что они проводятся в нашей стране, не дают дополнительных преимуществ для России, так как с большой степенью вероятности эти деньги и так были бы потрачены внутри страны. Таким образом, главную сложность представляет оценка числа зрителей из России, которые посетили бы соревнования даже в том случае, если бы они проводились за рубежом. Безусловно, эта цифра зависит от страны проведения игр – длительности и стоимости поездки, уровня цен, климатических особенностей и обеспечения безопасности. По оценкам специалистов, в Европе этот процент колеблется в пределах 10–15 %. Представляется, что для России он может оказаться несколько ниже, а именно на уровне 5–7%. Формула расчета расходов зрителей из России представлена ниже:




B – Выгоды, полученные за счет трат зрителей из России;

RV – Число зрителей из России, шт.;

F – % зрителей из России, которые готовы посетить соревнования даже в том случае, ели они будут проходить в другой стране, %;

D – Число дней пребывания, шт.;

E – Средние расходы в день (за исключением стоимости билетов и транспортных расходов);

N – число зрителей из России, которые готовы посетить соревнования даже в том случае, ели они будут проходить в другой стране, шт.;

P – средняя стоимость билета, руб.

Вытеснение регулярного туристического потока вследствие проведения соревнований. В период подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий обычно наблюдается снижение регулярной туристической активности принимающего города. Это происходит по многим причинам: строительные работы, высокие цены, сложность размещения, повышенные меры безопасности при повышенном уровне риска. Процент такого вытеснения зависит от популярности страны-хозяйки, как туристического направления. Россия, к сожалению, не может похвастаться высокими турпотоками, а в современных условиях число приезжающих иностранцев даже снижается. Теоретически данный показатель может быть рассчитан исходя из статистических данных о въездном туризме, однако учитывая все вышесказанное, в данной методике эти расчеты произведены не будут.

Все рассмотренные выше статьи сформируют чистые выгоды от туризма.

Данные для расчета налоговых поступлений, связанных с проведением соревнований определяются прямым и косвенным методами. Прямой учет налоговых отчислений ведется на основании предоставляемых налогоплательщиками данных. При отсутствии информации о налоговых отчислениях производится оценка их величины с использованием отраслевых и проектных нормативов налоговых отчислений и метода аналогов.

Оценка налогового эффекта от проведения соревнований отражает совокупность поступлений по всем видам налогов и пошлин, подлежащих отчислению в бюджетную систему Российской Федерации. Расчеты проводятся на основании налоговой базы отдельных видов налогов и действующих налоговых ставок. В расчет принимается только достоверная информация о налоговой базе, сформированной в ходе реализации мероприятий, предусмотренных программой строительства спортивных объектов, а также в результате функционирования Организационного комитета и структуры, отвечающей за строительство спортивной и сопутствующей инфраструктуры.

Основной налоговый эффект формируется от реализации программы строительства спортивных объектов и проведения сопутствующих мероприятий. Значительная часть государственных затрат возвращается в бюджетную систему. Помимо этого дополнительные налоговые поступления формируются за счет внебюджетных источников – средств инвесторов. Важной проблемой при оценке налогового эффекта от реализуемых мероприятий является конечное его распределение по уровням бюджетной системы Российской Федерации, а также правильный учет всех льгот, предоставленных для многих проектов, реализуемых в рамках подготовки и проведения соревнований.

Расходы национальных команд. Страны, участвующие в крупных спортивных соревнованиях, направляют на финансирование своих сборных существенные средства, часть которых остается в стране-хозяйке. Например, во время Чемпионата мира в Германии в 2006 году, национальные сборные тратили около € 149 000 в день на жилье. Во время чемпионата Европы 2008 года, расходы на жилье национальных команд составили около € 170,000 в день (MichieldeNooij, MarcelvandenBerg, CarlKoopmans, 2010).

Расходы спонсоров и партнеров. Контракты со спонсорами – основной источник доходов любого спортивного мероприятия. Ведь прибыль от продажи прав на вещание идет в международные организации, которым и принадлежат все права (Международный олимпийский комитет, ФИФА). Информация о суммах контрактов, как правило, раскрывается в официальных источниках. В части экономического эффекта учет поступлений от спонсоров зависит от страны их происхождения. Представляется, что поступления от российских компаний не создают чистого эффекта и не должны учитываться в расчетах, в то время как взносы западных партнеров оказывают положительное влияние на экономику страны и региона проведения соревнований.

Помимо прямых эффектов, которые можно тем или иным образом оценить в денежном эквиваленте, необходимо выделить косвенные и нематериальные направления воздействия.

Экономический рост: по некоторым данным, крупное спортивное событие может повысить репутацию и имидж страны, тем самым увеличивая торговые обороты и способствуя экономическому росту. Однако примеров подобных расчетов или доказательств данной связи не встречается ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях.

Конец ознакомительного фрагмента.