Вы здесь

Оценка экономического эффекта от проведения крупных спортивных соревнований. Раздел 2. Основные субъекты, задействованные в организации и проведении крупномасштабных спортивных событий и схемы их взаимодействия (Е. А. Гуреева, 2014)

Раздел 2

Основные субъекты, задействованные в организации и проведении крупномасштабных спортивных событий и схемы их взаимодействия

В мире большого спорта оборачиваются огромные средства, необходимые для возведения спортивных сооружений, создания соответствующей транспортной и сервисной инфраструктуры. Кроме того, российский спорт имеет очень серьезную государственную поддержку, реализуются ФГЦП, формируются новые рынки, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований. В этих процессах наряду с государством и крупными корпорациями принимает участие и частный сектор в лице малых и средних предприятий, охватывающих практически все сферы бизнеса: строительство, транспорт, банки, страховые компании, гостиничное хозяйство, сфера общественного питания и развлечений, легкая промышленность, туризм, IT-технологии.

Изучение субъектов, задействованных в организации и проведении крупномасштабных спортивных мероприятий, дает базу для анализа взаимоотношений между ними.

Для проведения подобного анализа, целесообразно разделить всех участников мегаивента на внешних и внутренних.

К внутренним участникам моно отнести: организационный комитет соревнования, международные и национальные спортивные организации, курирующие проведения данного события, международные и национальные федерации по видам спорта, задействованным в мегаспортивном событии, а также иные признанные спортивные организации, органы государственной власти, спортсмены, болельщики, волонтеры, спонсоры, СМИ.

Наиболее полная схема участников Олимпийского движения была разработана Ж.-Л. Шаппле и Б. Кублер-Маббот в 2008 году. В данной модели все заинтересованные стороны изображены в виде колец одного размера. Такой выбор авторов это не только дань Олимпийскому движению и ее основной символики – Олимпийским кольцам, данная форма также отражает равенство участников (см. Схема 2.1).

В центре предлагаемой модели находится Организационный комитет олимпийских игр (ОКОИ). В непосредственной близости и взаимодействии с ним находятся Международный олимпийский комитет, Национальный олимпийский комитет страны к которой принадлежит город-хозяин игр, международный спортивные федерации по видам спорта, включенным в программу олимпийских соревнований, а также национальные спортивные федерации и непосредственно сами спортсмены.

Следующий уровень составляют организации, хронологическом порядке присоединившиеся к Олимпийскому движению несколько позже, но с каждым годом набирающие свою значимость. Сегодня уже сложно представить организацию и проведение Олимпийских игр без участия международных и национальных спонсоров, СМИ, Правительства, профессиональных лиг, а также международных регулирующих органов САС и ВАДА.

В расширенную модель Олимпийской системы вошли и несколько категорий спортсменов и их окружения (спортсмены-любители, юные спортсмены, тренеры, родители и общественность, болельщики и зрители), ряд международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЕС, Швейцарский и международные суды), другие неправительственные организации.

Несмотря на такое обилие участников олимпийского движения, в данной модели не отражены представители секторов экономики, непосредственно задействованные в организации и проведение Олимпийских игр (за исключением производителей спортивного оборудования и экипировки).

Сложно представить проведение современных Игр без участия представителей гостиничного хозяйства, туризма, сферы услуг и развлечений. Колоссальное значение также оказывают строительные организации, занимающиеся возведение спортивной и модернизацией общегородской инфраструктуры. Хотелось бы отметить, что в рамках заявочной компании именно по этим направлениям МОК оценивает готовность города к проведению Игр.

Главным органом является оргкомитет соревнования. Структуру Организационного комитета можно представить следующим образом:

• Наблюдательный совет – осуществляет принятие стратегических решений;

• Руководство – исполнительный орган, обеспечивающий выполнение решений, принятых высшим органом управления;

• Общественный совет – обеспечивает анализ и решение социальных проблем;

• Ревизионная комиссия – осуществляет контроль за использованием бюджетных средств;

• Специальные подразделения, по различным направлениям деятельности.


Схема 2.1[12]. Расширенная Олимпийская система


Организация и проведение Олимпийских игр доверяются Международным Олимпийским комитетом (МОК) Национальным Олимпийским комитетам (НОК) страны принимающего города, а также непосредственно городам-хозяевам Игр. Для этой цели НОК формирует Организационный комитет, который с момента его создания взаимодействует непосредственно с МОК, от которого получает основные инструкции.

Согласно требованиям МОК, Оргкомитет Игр, исполнительный орган, должен включать членов МОК, представителей страны принимающего города, Президента и Генерального секретаря НОК, как минимум одного представителя города-хозяина игр, а также представителей органов государственной власти и общественно-политических деятелей.

С момента создания и до расформирования, Организационный комитет должен следовать Олимпийской Хартии, договору, заключенному между МОК, НОК и городом организатором, а также инструкциям исполкома МОК.

Организационный комитет начинает свою работу еще на стадии планирования и заканчивает подготовкой отчета о проведенных играх.

В целях организации и проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, была создана автономная некоммерческая организация Оргкомитет «Сочи-2014».

Наблюдательный совет возглавил Александр Жуков – заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, Президент Олимпийского комитета России.

В состав Наблюдательного совета также вошли Члены МОК от России Александр Попов, Шамиль Тарпищев, Виталий Смирнов – почетный Президент ОРК, генеральный секретарь ОКР – Марат Бариев[13], Александр Ткачёв – глава администрации Краснодарского края, Анатолий Пахомов – глава города Сочи, а также Алексей Громов – заместитель руководителя администрации Президента РФ, Виталий Мутко – Министр спорта РФ, Владимир Потанин – генеральный директор, председатель правления компании «Интеррос», Вячеслав Фетисов – член Совета Федерации РФ и другие. Таким образом, сформированный Оргкомитет «Сочи – 2014» полностью соответствует требованиям МОК.

Президентом Оргкомитета «Сочи-2014» стал Дмитрий Чернышенко.

Схожая структура и у организационного комитета Чемпионата мира по футболу «Россия-2018».

Наблюдательный совет возглавляет Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Первым заместителем является Игорь Шувалов – первый заместитель Председателя Правительства РФ.

Заместитель – Виталий Мутко – Министр спорта РФ.

Генеральный директор Оргкомитета «Россия-2018» – Алексей Сорокин.

Подробнее см. Приложение 1.