Вы здесь

Охрана труда. Обеспечение прав работников. Глава 2. Организация охраны труда (А. А. Батяев, 2009)

Глава 2. Организация охраны труда

2.1. Государственная политика в области охраны труда

В соответствии со ст. 210 ТК РФ, основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) государственное управление охраной труда;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

5) государственная экспертиза условий труда;

6) установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

8) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

9) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

11) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

12) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

13) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

14) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

15) подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

16) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

17) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

18) международное сотрудничество в области охраны труда;

19) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

20) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Итак, основной целью законодателя в области охраны труда является создание условий трудовой деятельности, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Он создает целый механизм для достижения своей цели.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда возлагается на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодателей, объединения работодателей, а также профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.

Полномочия и права всех этих органов регламентируются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственная деятельность в сфере охраны труда должна протекать по следующим направлениям:

1) обеспечение приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятие и реализация нормативных правовых актов РФ и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

4) государственное управление охраной труда;

5) государственный надзор за соблюдением требований охраны труда;

6) государственная экспертиза условий труда;

7) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) установление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которые нельзя устранить при современном техническом уровне производства и организации труда;

10) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

11) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

12) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

13) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

14) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также производственном травматизме и их материальных последствиях;

15) обеспечение функционирования единой информационной системы по охране труда;

16) международное сотрудничество в области охраны труда;

17) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

18) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей[3].

Выполнение мероприятий по данным направлениям невозможно без принятия необходимых правовых актов и наличия материальной базы. Обязанность по их обеспечению возложена на органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления. Реализация этих актов происходит на местах, в конкретных организациях, конкретными работодателями. Правовой элемент в системе по охране труда должен занимать ведущее положение, т. к. принимаемые уполномоченными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Но забывать о материальных ресурсах не стоит, ведь отсутствие денежных средств может свести на нет все действия законодателя. Зачастую материальное положение работодателя оказывается решающим фактором в области охраны труда. Кроме того, необходимо проведение организационных и иных мероприятий. Таким образом, охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности.

Обратим внимание на то, что правомерное поведение работодателя в сфере охраны труда может быть обеспечено через деятельность не только полномочных государственных органов, но и самих работников, которые могут отказаться от выполнения трудовых обязанностей до устранения работодателем нарушений законодательства.

2.2. Государственное управление охраной труда

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах декларирует, что государство признает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 2.1 и 8.1 Пакта государство, подписавшее Пакт, обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в нем прав всеми надлежащими мерами и способами.

Россией также ратифицирована Конвенция МОТ 1981 г. № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере». Статьи 4, 6 и 15 Конвенции прямо предусматривают, что государство, ратифицировавшее данную Конвенцию, разрабатывает и осуществляет согласованную политику в области безопасности труда, закрепляя соответствующие функции и обязанности государственных органов в этой области, принимает меры по обеспечению необходимой координации их деятельности, включая создание центрального органа, ведающего вопросами охраны труда.

Данные положения нашли свое отражение в российском законодательстве. Так, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый российский гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

При этом государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда. Это нашло свое закрепление в ст. 210 ТК РФ.

Прежде всего необходимо определить, что же такое «государственное управление охраной труда»? Действующее законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос. Законодательство субъектов РФ либо вообще не дает определения этого термина, либо определяет государственное управление охраной труда как регламентируемую правовыми, нормативными, руководящими и методическими документами деятельность субъектов и объектов управления, должностных лиц по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда[4].

Некоторыми теоретиками высказывается точка зрения, что государственное управление в области охраны труда – это упорядочивающее воздействие государства в области охраны труда через деятельность, осуществляемую соответствующими органами, и через санкционированную им деятельность других органов, не являющихся по своему статусу государственными[5].

Для начала определим термин «управление». Толковые словари толкуют слово «управлять» как «направлять ход, движение кого-нибудь или чего-нибудь», «руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь или чего-нибудь». Таким образом, управление можно понимать как обладание правом изъявлять свою волю другим, не имеющим такого права, но имеющим обязанности ее выполнять[6].

Тот, кто осуществляет управление, называется субъектом управления; тот, кем управляют, – объектом управления.

Применительно к сфере управления охраной труда субъект должен обладать распорядительно-властными полномочиями, т. е. в качестве субъекта выступают государственные органы, т. к. лишь они вправе изъявлять государственную волю. Объектами являются все те, на кого распространяются нормы права, принятые органами государственной власти и управления.

Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 216 ТК РФ).

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 216 ТК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты РФ принимают законы о местном самоуправлении, основываясь на положениях настоящего Федерального закона. Этими региональными законами и определяются полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда.

Таким образом, государственное управление – это деятельность органов РФ, субъектов Федерации, местного самоуправления, обладающих государственно-властными полномочиями, в целях реализации государственной политики в определенной сфере (отрасли, области) управления.

На федеральном уровне федеральные органы исполнительной власти, ведающие охраной труда, входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждаемую Президентом РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, ведающие вопросами охраны труда, входят соответственно в структуру органов исполнительной власти субъектов Федерации и структуру муниципальных образований.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления своими согласованными действиями должны реализовывать основные направления государственной политики в области охраны труда.

Таким образом, субъектами управления, обязанными реализовывать основные направления государственной политики в области охраны труда, могут являться органы государственной власти и управления, государственные органы и иные органы, имеющие специальную компетенцию.

2.3. Структуры по охране труда в организации

В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Таким образом, ст. 217 ТК РФ не обязывает руководителей организаций, не осуществляющих производственную деятельность, создавать службы охраны труда. Руководители таких организаций сами решают, создавать или нет такую службу.

В организации с численностью 50 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 ТК РФ).

В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда разработаны Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (утв. постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14).

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

В разделе I Рекомендаций установлено, что управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда, которая подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, организации государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. Работники службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, локальными нормативными актами организации.

Основные задачи службы содержит раздел II Рекомендаций:

1) организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

2) контроль соблюдения работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

3) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

4) информирование и консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по вопросам охраны труда;

5) изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:

1) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

2) оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

3) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль их проведения;

4) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

6) согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

7) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

8) участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

9) оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

10) организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с действующим законодательством, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;

11) участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

12) составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;

13) разработка программ обучения по охране труда работников организации, в т. ч. ее руководителя, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в т. ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

14) организация своевременного обучения охране труда работников организации, в т. ч. ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

15) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

16) оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

17) обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

18) организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях[7];

19) организация совещаний по охране труда;

20) ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео– и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;

21) доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;

22) рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;

23) осуществление контроля над:

а) соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

б) обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

в) выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

г) наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

д) проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

е) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

ж) эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

з) состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

и) своевременным проведением обучения охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

к) организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

л) санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

м) организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

н) правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

о) своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

п) использованием труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет в соответствии с законодательством;

24) анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (раздел III Рекомендаций).

Раздел V Рекомендаций называется «Организация работы службы охраны труда».

Что касается организации службы, то руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий.

Организация труда работников службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций службы (проведения обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативно-правовой и справочной литературой по охране труда.

Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Структуру службы и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (раздел VI Рекомендаций).

В Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях приводятся направления деятельности работников службы охраны труда (п. 1.3):

1) управление охраной труда;

2) организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

3) организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;

4) организация пропаганды по охране труда;

5) проведение вводного инструктажа;

6) организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

7) планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

8) оперативный контроль над состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

9) контроль соблюдения законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

10) участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

11) расследование и учет несчастных случаев на производстве. По каждому из этих направлений в отдельности приводятся в развернутом виде содержание работы и нормативная численность работников для ее выполнения.

С учетом направлений работы, ее содержания и объема в каждом отдельном случае может быть определена структура службы (состав ее подразделений и работников, а также численность работников).

В организации с численностью более ста работников создается служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (п. 15 Рекомендаций).

В организации с численностью сто и менее работников решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации (п. 16 Рекомендаций).

Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 18 сентября 2001 г. № 04-02-05/1/175 «О неправомерности отнесения на себестоимость продукции средств, перечисленных предприятием профсоюзу на цели, связанные с охраной труда»).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, а также специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (п. 17 Рекомендаций).

Контроль деятельности службы осуществляют руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации. Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о службе и должностными инструкциями (раздел VII Рекомендаций).

В Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях приводятся таблицы, по которым рассчитываются нормативы численности специалистов службы по каждому направлению ее работы. Полученные нормативы по каждому основному направлению работы службы суммируются. В результате получается общий норматив численности специалистов службы.

Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена. Согласно п. 1.10 нормативов численности, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более – коэффициент 1,4. В обособленных производственных структурах численностью от четырехсот человек и выше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

Приведенные нормативы представляют большую практическую ценность, т. к. служат базой для расчета численности работников службы охраны труда в каждой организации.

Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний состоит из:

1) изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

2) участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;

3) контроля над выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;

4) доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации, подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации (п. 3.2.1 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях).


Таблица № 2


Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации включает:

1) организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда;

2) формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организацию ее изучения;

3) учет рабочих мест и квалификацию работ по категориям работников, наименованию профессий и должностей, их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений;

4) оценку рабочих мест по условиям труда (соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда), составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов, обеспеченность работников спецодеждой и спец-обувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам, проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований;

5) организацию оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокола аттестации рабочих мест, карт аттестации, ведомостей рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки);

6) доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя;

7) разработку предложений с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки (п. 3.2.2 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях).


Таблица 3


Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.

Организация пропаганды по охране труда предусматривает:

1) руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеофильмов по безопасности труда, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. п.;

2) организацию и проведение лекций, бесед, участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов, организацию выставок, уголков, витрин, стендов, проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда, организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда (п. 3.2.3 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях).

Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации состоит из:

1) разработки программы проведения вводного инструктажа по охране труда;

2) проведения вводного инструктажа по охране труда;

3) контроля над своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажа по охране труда, организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшим;

4) проведения консультаций по вопросам охраны труда;

5) участия в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников организации;

6) оказания методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях).

О порядке разработки инструкций см. ниже.

Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда включают:

1) разработку совместно с другими структурными подразделениями плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты; анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения; составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;

2) составление (при участии других структурных подразделений организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

3) согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;

4) составление совместно с другими структурными подразделениями организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда;

5) организацию хранения документации (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, документов, касающихся аттестации рабочих мест, и др.) в соответствии со сроками, установленными законами и иными нормативными правовыми актами;

6) участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;

7) определение основных направлений совершенствования условий труда (п. 3.2.5 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях).

Основным в данном направлении работы службы охраны труда организации является планирование мероприятий по охране труда. Подробнее о планировании мероприятий по охране труда см. ниже.

В состав оперативного контроля над состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях входят:

1) обеспечение соблюдения Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14;

2) контроль над выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда, содержанием производственных и вспомогательных помещений, безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств, правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов, использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты, техническим состоянием машин и оборудования, эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения[8].

Контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда включает также контроль над:

1) правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

2) наличием в структурных подразделениях организации инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые они должны быть разработаны, своевременным их пересмотром;

3) доведением до сведения работников структурных подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (п. 3.2.7 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях).

Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации, предусматривает (п. 3.2.8 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях):

1) работу в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также работу комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;

2) проведение совместно с соответствующими подразделениями организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

3) согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.

Расследование и учет несчастных случаев в организации включают:

1) обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

2) организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, при необходимости содействие доставке его в медицинское учреждение, принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

3) организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;

4) работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве, выдачу предписаний руководителям структурных подразделений, участие в составлении и организации направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.

Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации составляет 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая) (п. 3.2.9 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях).

Расследование и учет несчастных случаев на производстве регламентируются ст. 227–231 ТК РФ.

В соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обратим ваше внимание на то, что комитеты (комиссии) создаются лишь в случаях, когда работодателем является организация, хотя и физические лица (например, индивидуальные предприниматели) вправе создать такие комиссии, поскольку ТК РФ это не запрещает.

Они создаются только из лиц, работающих в данной организации (а не приглашенных со стороны специалистов).

В соответствии с положениями ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда:

1) организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

2) организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Рекомендации по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий) предлагают возложить на комитет следующие конкретные функции:

1) рассмотрение предложений работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии;

2) выработку рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

3) рассмотрение результатов обследования условий и состояния охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом;

4) участие в обследованиях по обращениям работников и выработку необходимых рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

5) изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

6) анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда;

7) подготовку информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;

8) анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

9) участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

10) содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ и другие функции.

Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда определяется в ходе аттестации рабочих мест.

Создание комитетов (комиссий) по охране труда обязательно для любой организации независимо от штатной численности. Рекомендации по формированию и организации их деятельности утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12 октября 1994 г. № 64 (объявлены приказом министра обороны РФ от 19 января 1995 г. № 31). Положение об организации деятельности этих комитетов (комиссий) в воинской части утверждается командиром. В состав комитета включаются уполномоченные лица по охране труда[9].

В целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях также создаются кабинеты охраны труда и уголки охраны[10].

Согласно п. 3 Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда. В зависимости от размера выделенной для уголка площади материалы могут быть представлены как в виде плаката, стенда, экрана, так и в виде компьютерной программы.

Для создания кабинета или уголка охраны труда руководитель организации или его представитель принимает соответствующее решение, издает приказ. В соответствии с п. 5 Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью сто и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее ста работников и в структурных подразделениях организаций – уголка охраны труда.

Кабинеты и уголки охраны труда могут быть передвижными, что необходимо в организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом).

Рекомендации определяют основные направления деятельности кабинетов и уголков охраны труда на предприятии. Руководитель организации распределяет обязанности по ведению деятельности между конкретными службами и специалистами с учетом специфики деятельности самой организации, рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Служба охраны труда или специалист по охране труда, если такой имеется в организации, осуществляют контроль и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда. Они могут быть созданы при научно-исследовательских институтах, центрах охраны труда и должны быть ориентированы на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов (п. 7 Рекомендаций).

Поскольку Трудовым кодексом РФ создание в организациях кабинетов (уголков) охраны труда не предусмотрено, Рекомендации не носят обязательного характера. По всей видимости, кабинеты (уголки) охраны труда следует создавать в тех организациях, где возникает такая необходимость и имеются условия: помещения, средства для их освещения, специалисты и т. п.

В соответствии с п. 8 Рекомендаций основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:

1) оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;

2) создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;

3) пропаганда вопросов труда.

Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в т. ч. организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

1) проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;

2) обучение охране труда, в т. ч. безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;

3) проведение инструктажа по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;

4) организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;

5) проведение аналитических исследований состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности (п. 9 Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7)).

Организация работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда рассматривается в ст. 17–20 Рекомендаций. Этот процесс предусматривает:

1) соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда;

2) осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организации и получения ими достоверной информации по вопросам охраны труда;

3) планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы);

4) осуществление контроля.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

1) составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием лиц, ответственных за их проведение;

2) организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);

3) организует проведение плановых мероприятий (п. 18 Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда).

В заключительном пункте Рекомендаций отмечается, что для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимы взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.

2.4. Планирование мероприятий по охране труда

Для повышения эффективности механизмов охраны труда на предприятиях Министерство труда РФ своим постановлением от 27 февраля 1995 г. № 11 утвердило Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.

Согласно Рекомендациям государственным органам исполнительной власти поручено оказывать необходимую помощь предприятиям, учреждениям и организациям при разработке коллективных договоров и соглашений по охране труда и установить контроль над правильным использованием средств, направляемых на реализацию мероприятий по охране труда.

Правовой формой планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием срока выполнения и ответственных лиц является соглашение по охране труда. Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателями и уполномоченными работниками представительными органами) либо со дня, установленного в соглашении. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль над выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся информацию (п. 1.3 Рекомендаций).

Мероприятия по охране труда планируются с учетом предложений федеральных органов надзора, работодателей, работников, уполномоченных работниками представительных органов на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний по результатам экспертизы технического состояния производственного оборудования, а также с учетом работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.

Мероприятия по охране труда обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и технологической документацией.

В соответствии со ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ).