Вы здесь

Охрана труда. Конспект лекций. Тема 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА (Р. Р. Байтасов)

© Р. Р. Байтасов, 2017


ISBN 978-5-4485-8717-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тема 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст. 2 Конституции РБ провозглашено, что «…человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Исходя из этого, основным принципом государственной политики в нашей стране в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности работодателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.

Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В РБ принят Закон от 3.05.1999г. №253—3 «О ратификации Конвенции 155 Международной организации труда (МОТ) «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».

Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости на государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда, которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать необходимые правовые и организационные механизмы её реализации на всех уровнях производственных отношений.

Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственных органов, работодателей, работающих и других лиц в области гигиены и безопасности труда.

В 2005г. В РБ разработана и утверждена Советом Министров вторая редакция Концепции государственного управления охраной труда. В этом документе определены цели, задачи и основные направления государственного управления охраной труда. Указаны уровни, субъекты, механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты.

Государственное управление охраной труда предусмотрено на трёх уровнях:

– республиканском – Президент, Правительство РБ или уполномоченный им республиканский орган государственного управления в области охраны труда;

– отраслевом – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчинённые Правительству РБ;

– территориальном – местные исполнительные и распорядительные органы.

23.06.2008г. принят закон РБ «Об охране труда» №356-З, который введён в действие с 2.01.2009г. Ст. 4 этого Закона предусматривает, что государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчинённые Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 5 Закона Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией РБ, Законом «Об охране труда» и иными законодательными актами.

В ст. 6. Закона изложены Полномочия Правительства Республики Беларусь в области охраны труда

Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет иные полномочия в области охраны труда, возложенные на него Конституцией РБ, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

В ст. 7 Закона изложены полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчинённые Правительству Республики Беларусь, осуществляют:

– государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;

– разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;

– анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчинённых им организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике;

– организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчинённых им организаций;

– организацию проведения научно-исследовательских работ в области условий и охраны труда;

– информационное обеспечение подчинённых им организаций по вопросам охраны труда;

– пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных им организациях;

– международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда;

– иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь помимо указанных выше полномочий:

– осуществляет координацию деятельности по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы);

– разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области охраны труда, нормативные правовые акты по охране труда;

– осуществляет разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

– утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;

– разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и утверждает типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;

– организует осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

– осуществляет экспертизу условий труда и контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

– проводит мониторинг состояния условий и охраны труда, анализ нарушений законодательства об охране труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и вносит в установленном законодательством порядке в органы государственного управления предложения об их предупреждении;

– организует и координирует проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда;

– участвует в совершенствовании государственной статистической отчетности в области охраны труда;

– осуществляет международные связи и сотрудничество в области охраны труда, подготавливает проекты международных договоров и соглашений по вопросам охраны труда;

– осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда (далее – республиканская комиссия);

– осуществляет иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 8 Закона местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:

– государственное управление охраной труда на территориальном уровне;

– разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

– организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;

– анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по их профилактике;

– информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;

– пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

– участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда;

– иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.

1.2. Понятие охраны труда. Законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда

Легальное определение понятия «охрана труда» содержится в ст.221 Трудового кодекса РБ и в ст.1 Закона РБ «Об охране труда» от 23 июня 2008г. №356-З.

Законодатель определил, что под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Правовой основой организации работ по охране труда в стране является Конституция Республики Беларусь (ст.41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Законодательство об охране труда состоит из Закона об охране труда, Трудового кодекса РБ, Гражданского кодекса РБ, других нормативных правовых актов, в том числе технических НПА, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.

Наряду с правами работников на здоровые и безопасные условия труда (ст. 9 З. «Об охране труда», ранее эти права излагались в ст.222 ТК) каждый работник имеет право:

– получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторах;

– личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая или его профессионального заболевания;

Работающий имеет право отказаться от выполнения порученной работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.

Работник также имеет право на:

– на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда;

– обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;

– отказ от выполнения порученной работы в случае не предоставления ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Работающий по гражданско-правовому договору вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом создан условия, предусмотренные гражданско-правовым договором.

Статьями 54, 55, 89, 226, 228—231 ТК и ст. 13 Закона «Об охране труда» предусмотрен механизм реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда через обязанность нанимателя обеспечивать такие условия.

Статьёй 227ТК и ст. 16 З. РБ «Об охране труда» законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда. Статьёй 16 «Служба охраны труда (специалист по охране труда)» определено, что для организации работы и осуществления контроля по охране труда работодатели в установленном законодательством порядке создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда. или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Кроме этого, ст.53 и 232 ТК и ст. 15 Закона «Об охране труда» предусматривают обязанности работников по вопросам охраны труда.

Ст. 198 и 465 ТК и ст. 40 З. «Об охране труда» устанавливают ответственность работодателей и работающих за нарушение законодательства об охране труда. (Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательством).

В ст.462 ТК определено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы, а ст. 463ТК право общественного контроля по этим вопросам предоставляет профсоюзам. Вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в Законе «Об охране труда» посвящена глава 7.

В Законе РБ «Об основах государственного социального страхования» в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» обеспечивает предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения; регламентирует действия органов государственной власти и управления, организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия; предусматривает организацию госнадзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон РБ «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации» устанавливает основы оценки соответствия объектов требованиям нормативных правовых актов в этой области.

Объекты оценки: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; оказание услуг; системы управления качеством, окружающей средой и др. Оценка соответствия осуществляется с целью обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, повышения конкурентоспособности продукции (услуг) и т. п.

Документы об оценке соответствия: аттестат аккредитации, сертификат соответствия, декларация о соответствии и сертификат компетентности.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в виде обязательной сертификации или декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия проводится в форме добровольной сертификации.

Закон РБ «О техническом нормировании и стандартизации» устанавливает правоотношения в области стандартизации, а также государственного надзора за выполнением требований стандартов и строительных норм; определяет нормативные документы по стандартизации: Государственные стандарты РБ, государственные строительные нормы, государственные классификаторы технико-экономической информации РБ, стандарты предприятий и другие документы; предусматривает порядок разработки, принятия и отмены нормативных документов по стандартизации.

Закон РБ «О пожарной безопасности» предусматривает установление госнадзора за обеспечением пожарной безопасности министерствами, ведомствами, концернами, предприятиями независимо от форм собственности, а также гражданами; определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, концепцию правоотношений всех субъектов в этой области.

Закон РБ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Закон определяет орган, осуществляющий государственное управление промышленной безопасностью, и органы, осуществляющие государственный надзор в этой области; устанавливает необходимость лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, сертификации технических средств, применяемых на опасных производственных объектах, а также экспертизы и разработки декларации промышленной безопасности и др.

В систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в стране, входят также законы: О радиационной безопасности населения, О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, О здравоохранении и др.

Деятельность по охране труда помимо законов регулируется директивными документами – декретами, указами и распоряжениями президента страны, а также постановлениями и распоряжениями правительства страны. Например, декрет президента РБ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 30.07.2003г. №18 направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результате травматизма на производстве, регулирует вопросы возмещения причинённого их жизни и здоровью вреда, стимулирует реализацию мер по предупреждению производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Кроме того, основные направления безопасности, гигиены труда, производственной санитарии и пожарной профилактики регламентируются:

– межгосударственными нормативно-правовыми актами. В РБ принят Закон от 3.05.1999г. №253—3 «О ратификации Конвенции 155 международной организации труда (МОТ) «О безопасности и гигиене труда и производственной среде»;

– техническими нормативными правовыми документами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля;

– отраслевыми нормативными правовыми актами министерств и других республиканских органов государственного управления, объединений и учреждений, подчинённых правительству;

– локальными нормативными правовыми актами (разрабатываются для конкретных организаций).

Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, представлен в Постановлении СМ РБ от 10.02.2003г. №150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в РБ».

Законодательные и директивные акты, а также межгосударственные, государственные и межотраслевые государственные документы обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности и организациями независимо от формы собственности и ведомственного подчинения.

Отраслевые нормативные документы действительны только для учреждений и предприятий определённой отрасли.

Локальные (производственные) документы по охране труда разрабатываются для конкретных предприятий и учреждений и имеют силу только на этих субъектах хозяйственной деятельности.

Основные требования охраны труда разработаны в стандартах системы стандартов безопасности труда (ССБТ), которая представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ГОСТ 12.0.001 «ССБТ. Основные положения» устанавливает назначение, структуру и содержание ССБТ, а также построение, содержание и согласование стандартов в этой системе.


Наименование и содержание подсистем ССБТ

0 Организационно-методические стандарты

Организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССТБ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и т.д.); требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.)

1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов

Требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик; методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов; методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов

2 Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию

Общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования; методы контроля выполнения требований безопасности

3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам

Общие требования безопасности к производственным процессам; требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности

4 Стандарты требований к средствам защиты работающих

Требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты; классификация средств защиты

1.3. Инструкции по охране труда

Важнейшими локальными нормативными правовыми актами являются инструкции по охране труда. В соответствии со ст. 20 З. РБ «Об охране труда» работодатели принимают инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РБ.

Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при её выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.

В инструкцию по охране труда с учётом специфики профессии, вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.

Работодатели, не наделённые правом принятия локальных нормативных правовых актов, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.

Инструкции подготавливаются на основе стандартов безопасности труда, правил и норм безопасности и гигиены труда, типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей оборудования, а также на основе технологической документации предприятия с учётом конкретных условий производства.

Требования инструкций являются обязательными для работников, а их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

Разработка инструкций производится на основании приказов и распоряжений руководства предприятия, в которых указываются исполнители и сроки выполнения работ.

Инструкции подготавливаются руководителями цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений предприятия с участием профсоюзов.

Руководство разработкой инструкций возлагается на главного инженера или его заместителя. В необходимых случаях руководитель предприятия привлекает к работе специалистов других подразделений.

Служба охраны труда организации осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их необходимыми документами (правилами, стандартами, типовыми инструкциями и другими техническими нормативными правовыми актами).

При использовании типовых инструкций (без переработки) их необходимо переоформить, согласовать и утвердить в соответствии с установленным порядком.

Проект инструкции рассматривается службой охраны труда, объектовой пожарной части, медицинской службой и другими заинтересованными службами, а также профсоюзами организации.

Инструкция должна быть введена в действие только после обучения работников и до внедрения соответствующего технологического процесса или ввода в эксплуатацию нового оборудования.

Каждой инструкции присваивается наименование и обозначение (регистрационный номер по предприятию). В наименовании указывается, для какой профессии или вида работ она предназначена (например, инструкция по охране для токаря, инструкция по охране труда при работе на высоте и т.п.).

Текст инструкции должен быть кратким, чётким, не допускающим различных толкований. Используемые в инструкции термины должны соответствовать общепринятой терминологии, а в случае применения специфических терминов приводят их определения с соответствующими пояснениями.

Инструкции подвергаются периодической проверке для определения их соответствия действующим требованиям охраны труда, при необходимости их пересмотра и внесения изменений. Проверка инструкций проводится не реже одного раза в пять лет, а инструкций для профессий и работ с повышенной опасностью – не реже одного раза в три года. Если в течение указанных сроков условия труда на предприятии и требования документов, использованных при составлении инструкции, не изменились, то приказом по предприятию действие инструкции продлевается на следующий срок, о чём делается запись или ставится штамп «Пересмотрена» на первой странице инструкции, проставляется дата и подпись лица, ответственного за её пересмотр.

До истечения срока, указанного выше, инструкции пересматриваются в случаях:

– введения новых или пересмотре ранее действовавших правил и нормативов по охране труда;

– внедрения новой техники и технологии;

– возникновения аварийной ситуации или травмирования работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;

– изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента.

В последнем случае пересмотр инструкций производится до введения изменений.

Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций такой же, как и вновь разработанных.

Утверждённые инструкции регистрируются службой охраны труда в специальном журнале и выдаются руководителям подразделений под их личную роспись в журнале.

У руководителя подразделения или службы должен храниться комплект действующих инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ в подразделении, а также перечень этих инструкций, утверждённый руководителем предприятия или его заместителем. У руководителя участка (мастера, прораба и т.д.) должен быть в наличии утверждённый перечень и комплект действующих инструкций для работников всех профессий и по всем видам выполняемых на данном участке работ.

Отменённые инструкции служба охраны труда предприятия изымает.

Инструкции выдаются работникам под роспись в личной карточке инструктажа, либо вывешиваются на рабочих местах и участках, либо хранятся в определённом месте, доступном для работника.

Применительно к учебному заведению инструкция может быть общешкольной (например, инструкция по использованию киноаппаратуры) или предназначенной для отдельной мастерской (инструкция на рабочем месте при работе на сверлильном станке и т.д.). Особым видом общешкольной инструкции является план эвакуации людей и имущества на случай пожара.

1.4. Государственного надзор за охраной труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности.

Кроме того, государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчинённые правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством. (ст. 34 Закона «Об охране труда»).

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства по охране труда республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчинёнными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами, специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, работодателями и работающими осуществляет Генеральный прокурор РБ и подчинённые ему прокуроры. (ст. 35 закона «Об охране труда»).

В систему государственного надзора и контроля за охраной труда РБ входят Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (МТиСЗ); Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Проматомнадзор) Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС); Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт); Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор); Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства (Госстройнадзор); Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения (Саннадзор); Главное управление военизированной пожарной службы МЧС (Пожнадзор); Государственная экспертиза по условиям труда; Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода (Гостехнадзор) и др., которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в рамках компетенций, определённых СМ РБ и положениями об этих органах.

Департамент государственной инспекции труда осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчинёнными правительству РБ, работодателями законодательства об охране труда.

Департамент возглавляет директор, который одновременно является Главным государственным инспектором труда РБ.

Ст. 36 З. «Об охране труда». Департамент осуществляет контроль за организацией работы по охране труда на всех стадиях производственных процессов всех предприятий и учреждений независимо от ведомственного подчинения и форм их собственности. Департамент проверяет организацию работы по охране труда, проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве, выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатирующихся производственных объектов, даёт заключения по проектам технических условий, стандартов, осуществляет предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности, участвует в приёмке законченных строительством или реконструкцией производств, а также в приёмочных испытаниях опытных образцов технологического оборудования, машин, механизмов и т. д.

Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право:

– по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя для проверки соблюдения законодательства об охране труда;

– выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении НПА, в том числе технических нормативных актов, содержащих требования по охране труда, а также о проведении экспертизы производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих;

– приостанавливать (запрещать) путём выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, оборудования в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу для жизни и здоровья работающих, до устранения нарушений;

– знакомиться с документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя или уполномоченного им должностного лица и отсутствия ограничений на их изъятие;

– требовать от работодателей отстранения от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренном законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

– запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов;

– осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется органами государственной экспертизы условий труда в соответствии с Положением об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Органы государственной экспертизы условий труда создаются в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и в комитетах по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством.

Органы государственной экспертизы условий труда:

осуществляют государственный контроль за качеством проведения всеми работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснованностью предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а также соблюдением установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения;

анализируют состояние условий труда по отраслям экономики.

Должностные лица органов государственной экспертизы условий труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

после предварительного уведомления и в установленном законодательством порядке по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя в целях реализации своих полномочий;

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документы, ведение которых работодателю предписано законодательством о пенсионном обеспечении и законодательством о труде, касающиеся предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, аттестации рабочих мест;

отменять в установленном законодательством порядке результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении;

подготавливать по результатам проведенных экспертиз заключения по запросам органов по труду, занятости и социальной защите, работодателей, работающих, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

выдавать в пределах своей компетенции работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о пенсионном обеспечении и законодательства о труде, касающихся предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, аттестации рабочих мест;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Решения органов государственной экспертизы условий труда, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми работодателями.

Обжалование решений органов государственной экспертизы условий труда осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Специализированные органы государственного надзора и контроля проводят специальный надзор по определённому кругу вопросов, а также за эксплуатацией отдельных наиболее опасных объектов и устройств.

В частности, Проматомнадзор ведёт надзор и контроль за безопасной эксплуатацией объектов повышенной опасности. Права инспекторов Проматомнадзора практически аналогичны правам инспекторов Департамента государственной инспекции труда.

Госэнергонадзор является органом государственного управления в сфере энергосбережения и государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии. Кроме того, он проводит надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Работники Госэнергонадзора в своей деятельности руководствуются Положением, утверждённым СМ РБ 10.01.1998г.

1.5. Общественный контроль за охраной труда

В соответствии со ст.463 ТК, ст.16 Закона РБ «О профессиональных союзах» общественный контроль за соблюдением законодательства о труде возложен на профсоюзы. Ст. 38 З. РБ «Об охране труда» предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.

Технические инспекторы труда профсоюзов имеют право:

– осуществлять в установленном законодательством порядке проверки соблюдения законодательства об охране труда работодателями, а также выполнения нанимателями, их уполномоченными должностными лицами условий коллективного договора, соглашения;

– запрашивать и получать от работодателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

– в установленном законодательством порядке по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя для проверки соблюдения законодательства об охране труда;

– осматривать рабочие места, требовать от работодателя путём выдачи представления проведения экспертизы условий труда, производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих;

– принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения соответствия их требованиям по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

– требовать от работодателя путём выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления работ до устранения нарушений;

– выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

– требовать от работодателя путём выдачи представления отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

– устанавливать факты нарушения нанимателем законодательства об охране труда, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

– обращаться в установленном законодательством порядке в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения ими представлений технических инспекторов труда профсоюзов;

– осуществлять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Представления технических инспекторов труда профсоюзов являются обязательными для исполнения работодателями.

В организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде регламентируются Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде (утв. Пост. СМ РБ от 23.10.2000г. №1630).

Кроме того, профсоюзы в соответствии с уставами могут создавать штатные и (или) внештатные территориальные, отраслевые правовые инспекции труда профсоюза для организации общественного контроля за соблюдением нанимателем законодательства о труде.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счёт средств предприятия. Уполномоченным выдаётся соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

1.6. Ответственность за нарушение требований законодательства о труде

Согласно ст. 40 З. РБ «Об охране труда» работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной и уголовной.

В качестве дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст.198 ТК).

Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. При этом на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 базовых величин. Наниматели (юридические лица) за указанные нарушения могут быть подвергнуты штрафу в размере до 300 базовых величин.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда и пожарной безопасности предусмотрена ст.302—308 УК РБ. Должностные лица, в зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, или увольнением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд.

Например, в ст. 306 УК записано, что должностные лица, ответственные за соблюдение правил охраны труда, при их нарушении, повлекшем по неосторожности:

– профессиональное заболевание либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трёх лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, или без лишения;

– смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум и более лицам, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности, или заниматься определённой деятельностью, или без лишения.

– смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности, или заниматься определённой деятельностью, или без лишения.

Нарушение правил пожарной безопасности (ст. 304 УК), так же как и нарушение правил производственно-технической дисциплины, пожарной безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (ст.302 УК), влечёт за собой наказание лишением свободы виновных до семи лет.

1.7. Обязанности работодателей и работающих в области охраны труда

Согласно ст. 13 закона об охране труда работодатель обязан:

– обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения;

– предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;

– принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

– осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

– информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

– обеспечивать в установленном законодательством порядке расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;

– осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

– беспрепятственно допускать к проведению проверок в установленном законодательством порядке представителей соответствующих органов, предоставлять сведения по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию;

– не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг);

– возмещать вред, причинённый жизни и здоровью работающих, в порядке, установленном законодательством;

– исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

Работодатель, предоставляющий работу гражданам по трудовым договорам (далее – наниматель), также обязан:

– обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда;

– обеспечивать режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

– предоставлять работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальную одежду, специальную обувь и другие необходимые средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами;

– осуществлять постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;

– не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работающего, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

– принимать локальные нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;

– обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

– осуществлять постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;

– разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности;

– пропагандировать и внедрять передовой опыт безопасных методов и приемов труда и сотрудничать с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;

– организовать в соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

– организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;

– выделять финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

– назначать должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

Работодатель обязан включать в гражданско-правовой договор предусмотренные законодательством обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда.

Статья 14. Права работодателя в области охраны труда

Работодатель имеет право:

требовать от работающих соблюдения законодательства об охране труда;

применять меры поощрения и материального стимулирования работающих за соблюдение требований по охране труда;

обращаться в случаях, предусмотренных законодательством, в организации здравоохранения за сведениями о тяжести полученных работающими производственных травм;

обращаться в государственные органы и суд для защиты своих прав в установленном законодательством порядке.

Обязанности работающего в области охраны труда предусмотрены в ст. 15 Закона об охране труда.

Работающий обязан:

– соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

– использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

– проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;

– немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;

– исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

Работник также обязан:

– выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями;

– в случае отсутствия средств индивидуальной защиты немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя;

– оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

В соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утверждённой Министерством труда и социальной защиты РБ 26.12.2003г. №159, руководители и специалисты организации обязаны отдельно либо совместно с профсоюзами осуществлять ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный контроль.

В учебных заведениях действуют Правила по охране труда для кабинетов (лабораторий) физики, химии, биологии общеобразовательных учреждений, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений Министерства образования Республики Беларусь, 1998г. Типовое положение об организации административно-общественного контроля за состоянием охраны труда в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях системы Министерства образования РБ, от 30.06.1999г

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителем структурного подразделения с участием общественного инспектора профсоюза. При этом проверяются:

– состояние рабочих мест, проходов, переходов, проездов;

– безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, грузоподъёмных и транспортных средств;

– исправность вентиляционных систем и установок;

– наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

– соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ;

– наличие и правильное использование СИЗ;

– выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущими проверками и т. п.

В школе лаборант ежедневно до начала занятий проверяет состояние рабочих мест учащихся, газовых и водяных коммуникаций, электропитания и электрооборудования и выявляет отклонения от правил по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Недостатки, которые могут быть устранены сразу, ликвидируются немедленно, остальные записываются в журнал учёта состояния охраны труда в кабинете. Лаборант докладывает о них учителю.

Ежемесячный контроль проводится начальником цеха с участием общественного инспектора профсоюза, руководителей служб цеха и представителя службы охраны труда. При этом проверяются:

– организация и результаты ежедневного контроля;

– выполнение планов мероприятий по охране труда разных уровней;

– выполнение приказов и распоряжений руководителя организации, представлений общественных инспекторов профсоюза по охране труда, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

– исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям охраны труда;

– соблюдение работниками правил, норм и инструкций по охране труда;

– своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;

– соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и т. п.

Учитель, заведующий кабинетом один раз в неделю проводит тщательный осмотр помещений кабинета и лаборантской для выявления недостатков в организации охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, не замеченных лаборантом. Ежедневно проверяет записи лаборанта о выявленных нарушениях правил по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности и о принятых мерах по устранению этих нарушений. Проводит внеплановый инструктаж в случае нарушения лаборантом и учащимися правил ТБ. Учитель также следит за правильным использованием лаборантом СИЗ во время работы. Проводит инструктаж по ТБ с учащимися и лаборантом в установленные сроки. На основании выявленных нарушений делает предписания лаборанту с указанием срока исполнения. Разрабатывает план профилактических мероприятий по охране труда и ТБ и вносит предложения администрации по улучшению условий труда.

Конец ознакомительного фрагмента.