ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
Как свидетельствует анализ, в настоящее время в сфере сохранения биоразнообразия можно выделить целый комплекс приоритетов. Среди них наиболее важными представляются следующие:
• Необходимость предотвращения дальнейшего сокращения ценотического разнообразия и видового богатства: сохранение последних участков старовозрастных лесов, целинных степей, пойм и т.д., а также видов флоры и фауны, находящихся в той или иной степени под угрозой исчезновения.
• Создание механизмов, позволяющих обеспечить сохранение максимально возможного естественного биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях.
В соответствии с этим можно выделить следующие принципы:
• Учет особенностей отдельных природно-территориальных комплексов, отличающихся как природно-зональными свойствами и состоянием природы, так и характером освоения и современной хозяйственной деятельности, при планировании мероприятий по сохранению биоразнообразия.
• Обеспечение совершенствования нормативной базы, позволяющей выработать и реализовать единую систему управления охраной биоразнообразия.
• Использование экономических механизмов, направленных на учет интересов сохранения биоразнообразия и финансирование мероприятий в данной сфере.
• Обеспечение разработки целевых программ по экологическому образованию и просвещению, ориентированных на охрану биологического разнообразия.
• Широкое информирование общественности, в том числе через СМИ, о современном состоянии и проблемах охраны биоразнообразия, а также обеспечения участия общественности в принятии решений в сфере сохранения и использования живой природы.
• Ориентация научных исследований на приоритетность разработки научных основ охраны живой природы и обязательное включение этих разработок в практику принятия управленческих решений.
Реализация стратегии сохранения биоразнообразия в субъектах России, должна опираться на Международные принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия:
Принцип осмотрительного принятия решений: решения должны приниматься на основе наиболее полной, имеющейся информации; меры по сохранению биоразнообразия должны быть рациональными с социально- экономической точки зрения.
Принцип избежания: в случае проектов, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, необходимо использовать систему оценки воздействия на окружающую среду.
Принцип предосторожности: если какая-либо деятельность может повлечь за собой неблагоприятные последствия для биоразнообразия, следует заблаговременно принять меры, позволяющие избежать этих последствий.
Принцип перемещения: хозяйственная деятельность и проекты, оказывающие неизбежное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, должны перемещаться в районы, где их воздействие будет наносить наименьший ущерб.
Принцип экологической компенсации: вредные последствия для биоразнообразия, причиненные хозяйственной деятельностью, должны компенсироваться с помощью соответствующих природоохранных мероприятий.
Принцип экологической целостности: необходимо поддерживать естественные экологические процессы, направленные на выживание видов, а также места обитания, от которых это выживание зависит. "Природа знает лучше".
Принцип восстановления и воссоздания: биоразнообразие должно, по возможности, восстанавливаться.
Принцип наилучшей имеющейся технологии и наилучших природоохранных методов: там, где это возможно, должны использоваться максимально эффективные и благоприятные для сохранения биоразнообразия методы и технологии.
Принцип "Загрязнитель платит": издержки на мероприятия по предотвращению, контролю и компенсации ущерба биоразнообразию, должна нести сторона, ответственная за нанесение ущерба.
Принцип участия общественности: должна быть обеспечена общественная поддержка мер по сохранению биоразнообразия, путем привлечения к данной работе различных общественных слоев и обеспечения доступности и открытости информации в данной сфере.
Основная цель – обеспечение согласованного и эффективного использования всех возможных средств и механизмов сохранения биоразнообразия, их совершенствование в рамках и в направлении выбранных принципов и приоритетов. В связи с данной целью ставятся следующие конкретные задачи:
• Предотвращение дальнейшего сокращения ценотического и видового богатства, сохранение природного и культурного наследия.
• Восстановление утраченного разнообразия, разрушенных природных сообществ и уничтоженных видов.
• Оптимизация взаимоотношений человека и живой природы на хозяйственно освоенных и интенсивно используемых человеком территориях.
• Обеспечение учета интересов сохранения биоразнообразия во всех секторах хозяйственной деятельности.
• Изменение менталитета общества от антропоцентризма в сторону экоцентризма.
Правовая основа. Правовую основу для реализации стратегии составляют:
• Международные конвенции ("О биологическом разнообразии", Бернская, Боннская и Рамсарская, СИТЕС).
• Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия.
• Конституция Российской Федерации.
• Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральные Законы Российской Федерации: "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии", "Об экологической экспертизе", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, действующие Постановления Верховного Совета и Государственной Думы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ в сфере сохранения биоразнообразия. Местные распоряжения глав администраций субъектов РФ.
• Национальная стратегия сохранения биоразнообразия Российской Федерации.
Для того чтобы стратегия дала конкретные результаты, ее принципы и приоритеты должны опираться на конкретные механизмы их реализации, среди которых наиболее важными представляются следующие:
• Правовой (законодательная и нормативная база): в первую очередь, утверждение Плана действий по сохранению биоразнообразия, в качестве местных нормативных документов; обязательный учет интересов сохранения биоразнообразия при проведении экологических экспертиз проектов хозяйственной деятельности.
• Экономический: разработка и внедрение системы штрафных санкций, платы за ресурсы живой природы, налоговые и иные льготы, основанные на экономической оценке элементов биоразнообразия.
• Финансовый: создание условий полной открытости и обоснованности процессов формирования и расходования средств, выделяемых на сохранение биоразнообразия.
• Практический: реализация конкретных мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия.
• Партнерский: взаимодействие различных организаций, координация действий, планирование и реализация совместных мероприятий.
• Управленческий: создание единой системы управления сохранением и контролем за состоянием биоразнообразия и экологического каркаса.
• Просветительский: повышение уровня экологической грамотности, пропаганда экологических знаний, формирование общественного мнения по вопросам сохранения биоразнообразия; широкое привлечение общественности к реализации конкретных мероприятий в данной сфере.
• Для оценки эффективности реализации стратегии, в первую очередь, необходимо налаживание системы постоянного мониторинга состояния биоразнообразия. В случае, если мониторинг покажет положительную смену динамики состояния тех или иных видов, либо природных сообществ, либо других показателей, характеризующих биоразнообразие, реализацию соответствующих мероприятий стратегии можно будет считать успешными и эффективными.
• Другим важным показателем эффективности можно считать положительные сдвиги в общественном сознании в сторону большего понимания целей и задач сохранения живой природы, формирования у людей более активной позиции по данной проблеме, которые могут быть выявлены путем проведения регулярных социологических исследований.
В целях предотвращения дальнейшего сокращения ценотического разнообразия и видового богатства необходимо:
• Разработать комплекс мер, регламентирующих хозяйственную деятельность на последних сохранившихся участках коренных природных сообществ (в старовозрастных лесах, на целинных степях и пр.).
• Обеспечить сохранение основных центров биоразнообразия на территории Ставропольского края.
• Обеспечить сохранение природных комплексов и объектов, имеющих международное и (или) общероссийское значение (например, водно-болотные угодья, ключевые орнитологические территории, важнейшие пути миграций животных, ключевые местообитания видов, занесенных в Красную книгу России и Ставропольского края).
• Продолжить формирование системы особо охраняемых природных территорий, разработать систему краевого мониторинга особо охраняемых природных территорий.
• Провести инвентаризацию природных сообществ, и фауны Ставропольского края; при этом первоочередными задачами следует считать изучение разнообразия природных сообществ, сбор сведений о наименее изученных группах живых организмов (простейших, червей и других беспозвоночных животных) и их внутривидовом разнообразии.
• Обеспечить сохранение наиболее уязвимых видов животных, видов, обитающих в естественной природной среде и традиционно вызывающих незаслуженно негативные ассоциации у большинства населения, а также видов, имеющих символическое значение.
• Провести изучение последствий влияния видов-вселенцев, появившихся на территории края, прямо или косвенно в результате хозяйственной деятельности человека, на нативное биоразнообразие, при необходимости разработать комплекс компенсационных мероприятий.
• Обеспечить систему полномасштабного мониторинга биоразнообразия наземных и водных экосистем.
• Обеспечить поддержку существующих (а также создание новых) региональных депозитариев зоологических материалов.
• Обеспечить восстановление речных пойм, в первую очередь на малых реках и ручьях.
• Провести специальные работы по реставрации природных сообществ, находящихся в наиболее критическом состоянии (пойменные леса, степи, полупустыни).
• Провести специальные исследования возможности реинтродукции исчезнувших с территории края видов живых организмов; создать на базе ведущих природоохранных и научных организаций центр реинтродукциии редких видов.
• Обеспечить систему биотехнических мероприятий по воссозданию условий обитания исчезнувших и исчезающих видов на антропогенно нарушенных территориях.
• Реализовать комплекс мер по учету, регулированию и минимизации отрицательного воздействия "стихийного природопользования", которое привело, к истощению ресурсов и разрушению естественных сообществ, включая природные объекты и территории, представляющей особую ценность для сохранения биоразнообразия.
• Разработать нормативные, социальные и экономические механизмы преодоления противоречий между интересами отдельных групп населения, ряда организаций, ведомств-природопользователей и интересами сохранения биоразнообразия.
• Разработать и внедрить конкретные мероприятия, направленные на оптимизацию взаимодействия и учет интересов сохранения биоразнообразия в сфере промышленности, сельского хозяйства, энергетики, лесного хозяйства, охоты и рыболовства, туризма и рекреации, транспорта, городского и сельского планирования, водохозяйственной деятельности.