Глава 1. Заповедник
1.1 Природа Калужской области
Общей информации достаточно, чтобы судить о предмете. Вот, что мы знаем:
Калужская область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины. Площадь её 29,9 тыс. км2. Территория области лежит на древней докембрийской Русской платформе, сложенной кристаллическими породами, обнаружены здесь и следы вулканической деятельности. Сверху кристаллический фундамент перекрыт мощной толщей (около 1000 м) осадочных отложений разного возраста. Среди них встречаются полезные ископаемые: бурый уголь, различные глины и пески, известняк, мел, фосфориты и пр.
Климат Калужской области умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года. Среднегодовая температура колеблется от +3,5 °С до +4,5 °С. Годовая сумма осадков равна 550—650 мм, причём две трети их выпадает в виде дождя и одна треть в виде снега. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров западных направлений.
Весь комплекс природных условий и, прежде всего, климат обусловливает широкое развитие речной сети. По территории области протекает 2043 реки, около 200 из них имеют протяжённость более 10 км. Реки области относятся к волжскому бассейну, и лишь на западе протекают реки днепровского бассейна – Болва и Снопоть. Самые крупные реки области: Ока, Угра, Жиздра, Протва, Шаня, Вытебеть, Болва, Рессета, Ресса, Суходрев. Все реки характеризуются извилистым руслом, небольшим падением, медленным течением. Многие из них в пойме имеют озёра-старицы.
Географическое положение области на стыке лесной и лесостепной зон определило весьма значительную здесь пестроту почвенного покрова. Господствующими же являются дерново-подзолистые почвы, которые в центральных и восточных районах сменяются светло-серыми лесными.
По характеру растительного покрова территория Калужской области находится в пределах двух подзон: большая часть в подзоне хвойно-широколиственных лесов, центральная и восточная часть – в подзоне широколиственных лесов. В настоящее время естественная растительность сильно изменена. На смену коренным типам лесов пришли леса смешанные, в которых главная роль принадлежит берёзе и осине.
Травянистая растительность очень разнообразна и, в основном, типична. Однако на фоне обычных видов встречаются и редкие и охраняемые растения. Это различные виды орхидных: венерин башмачок, пальчатокоренники, пыльцеголовники, ятрышники, неоттианте, дремлики и др., чилим или водяной орех, ковыль перистый (степной вид), медвежий лук или черемша, плауны, папоротники: сальвиния, многоножка, страусник, ужовник, гроздовники и многое другое.
Животный мир области имеет смешанный характер: он включает в себя северные, западноевропейские и степные виды. Многие из них сейчас являются охраняемыми: обитает на некоторых водоемах области выхухоль – реликтовый эндемичный вид, занесённый в Красную книгу МСОП; встречается крупная летучая мышь гигантская вечерница – естественно редкий вид; отмечаются такие птицы как чёрный аист, скопа, беркут, орлан-белохвост, сапсан, балобан; среди громадного числа видов насекомых заслуживают особого внимания жук восковик-отшельник, некоторые виды шмелей, красавец аполлон обыкновенный – бабочка, являющаяся редкой во всём мире, и др.
Множество уникальных мест в Калужской области и многие из этих мест сейчас являются особо охраняемыми природными территориями: в Ульяновском районе существует Государственный заповедник «Калужские засеки»; на многие километры протянулся по области национальный парк «Угра»; в Козельском районе расположился Государственный заповедник «Оптина пустынь», на территории которого ведутся работы по сохранению особо ценного эндемического вида ‒оптинского старца. Практически во всех районах существуют памятники природы и число их в будущем будет расти.
1.2 Жиздринский уезд
От древнейших времен местность, где расположен город Козельск была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века, В исторические времена её населяли племена вятичей, просвещённые св. Кукшей, пострадавшим в Мценске в 1213 году.
Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 году он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение семи недель. Все жители были перебиты. По преданию двухлетний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом».
В начале XV века Козельск перешёл в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.
1.3. Оптина пустынь
Значение Оптиной пустыни в отечественной истории трудно переоценить. Обитель является ярким примером процесса духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века.
1.3.1 История5
Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии её основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему её называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь – а таковые ранее носили название Оптиных.
Вероятно, что основателями её стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей.
Во времена реформ Петра I Оптина пришла в запустение, а потом и вовсе упразднена. Однако вскоре, стараниями стольника Андрея Шепелева, обитель была восстановлена. Полное же восстановление началось, когда на Оптину обратил внимание московский митрополит Платон.
Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.
1.3.1.1. 1796—1829
Отец Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввёл в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличивавшихся средств, занялся и материальным устойством обители, при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий.
Авраамий, будучи уже даже в преклонном возрасте, не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия: Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека. Восполнив таким образом главнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножая богатства его обители.
Занявшие его место, не менее о. Авраамия заботились о благосостоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырь всё разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру.
Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая её, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников из Рославльских лесов – Моисея и Антония, а также трёх других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. Старчество было введено и в Оптиной, при содействии её тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.
1.3.1.2. 1830—1861
Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний её духовный строй – всё это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство и благосостояние Оптиной пустыни.
Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности святоотеческих писаний в славянском и русском переводах. Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров.
Самая активная издательская деятельность началась под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов). И опять же, за этим Богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель – митрополит Филарет Московский.
Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения.
Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пустыни занималась не только изданием переводов Паисия Величковского, но также переводила сама и издавала знаменитые творения «великих врачевателей душ человеческих»: преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей.
Издательская деятельность Оптиной была далеко не менее значительной, чем духовная деятельность её старцев. В наше время, да и тогда уже, люди не способны отправиться в паломничество, бросить всё и уйти ради спасения своей души. Поэтому так важны в нашем духовном образовании книги, тем более, таких великих и опытных людей. К тому же, разговор, даже со старцем – явление временного действия, а книги, – они, как ни смотри, по сравнению со словами, вечные.
1.3.1.3. 1862—1891
Управление игумена Исаакия и, в скиту, – старчество иеросхимонаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по всей России. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей (напр., нигилизм), которые ставили своей целью достижение справедливости и счастья людей путём изменения политического и социального строя страны. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл жить снова.
Народ просто тянулся в Оптину. Её посетили такие известные личности как Ф.М.Достоевский, Владимир Соловьёв, Константин Леонтьев, Л.Н.Толстой. Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому – великому православному философу и богослову.
Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провёл последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестёр в монашеском служении.
1.3.1.4. 1892—1923
Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя. Храмы монастыря были официально закрыты, в нём устроена лесопилка, а в скиту – дом отдыха.
1.3.1.5. 1987—…
В конце XX века обитель была возвращена церкви, после чего в ней возобновились богослужения. Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвящённые монастырю и его истории.
1.3.2. Название
Название обители может происходить от русского слова «общее», но другие считают, что обитель основал покаявшийся разбойник Опта. Не более, чем в 70-ти верстах оттуда находится одноимённая и столь же древняя обитель – Оптин Троицкий монастырь. Небольшое расстояние позволяет предположить, что они обе имеют одного и того же основателя. Можно предположить, что Опта при пострижении в монашество был наречён Макарием, почему и пустынь его, в которой сам он вероятно был и первым настоятелем, в древних письменных актах обыкновенно писалась: «Макарьевы пустыни Оптина Монастыря». Введенской же эта обитель начала наименоваться лишь с начала прошлого столетия.
Кстати, о написании слова «пустынь». В дореволюционных источниках «Пустынь» пишется, как правило, с большой буквы, а в книгах советского периода – в основном с маленькой. Скорее всего, обе эти версии равноправны. Вторая верна, потому что «пустынь» – не название данной обители, а вид отшельнического поселения. А первая – так как в конце 18 века ставшая многолюдной Оптина не была уже буквально пустынью, а называлась так лишь по традиции.
1.3.3. Архитектура
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря – барочно-клациссический Введенский собор (1750—1771гг.). Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере – церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге – Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке – Владимирская, также имеется колокольня (1801—1804 гг.). Постройки окружены невысокой оградой с башнями (1832—1839 гг.).
За монастырской рощей расположен скит. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822 г.), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.