ВНЕШНИЙ ВИД БОБРА
Перефразируя Л. П. Сабанеева, попробуем ответить на вопрос кто же он, бобр. Во-первых, бобр – представитель отряда грызунов, как мы уже упоминали. Нужно сказать, самый крупный, уступающий по размерам только южно-американской водосвинке – капибаре. Взрослое животное имеет длину тела 75-120 см, у отдельных животных – до 130 см. Вес тела 16–18 кг. Старые животные могут достигать 30 кг. Самки и самцы по весу практически не отличаются.
На территории России встречается два вида: бобр речной, он же европейский, или обыкновенный, и интродуцированный в Приморье, на Камчатке и Сахалине; бобр канадский, который отличается более крупным телом и узким черепом.
Являясь грызуном, бобр имеет ярко выраженные признаки этого отряда и в то же время ряд приспособительных особенностей, связанных с полуводным образом жизни.
Строение тела бобра
У бобра крепкое мускулистое тело веретеновид-ной формы. На суше зверь медлительный и неповоротливый. Человеку ничего не стоит догнать его, но зато в воде это непревзойденный пловец.
Голова на короткой, толстой, почти без перехвата шее, относительно большая, заканчивается тупой мордой с огромными ярко-оранжевыми парными резцами, выступающими наружу. Верхние резцы длиной 20–25 мм, нижние – 35–40. Верхние и нижние резцы расположены наклонно друг к другу, сходясь вершинами. Боковая и задняя поверхность резцов лишена эмали, из-за чего стирается быстрее задней поверхности, где дентин не покрыт эмалью, отсюда и характерная долотовид-ная форма зубов. Как и у всех грызунов, зубы у бобра лишены корней, поэтому растут в течение всей жизни, что компенсирует их изнашиваемость.
Верхняя губа, как и у других грызунов, раздвоенная, покрыта осязательными волосками. Вибриссы хорошо развиты, так как животное обитает в темных норах. Верхняя и нижняя губы в месте соединения образуют складку, которая препятствует попаданию воды в рот. Это помогает бобру не только перегрызать растения под водой, но и держать их в зубах и даже пережевывать пищу, находясь в воде.
Глаза у бобра небольшие, но зрение довольно хорошее, а прозрачная мигательная перепонка помогает видеть под водой. Зрачок вертикальный, как и у других животных ночного и сумеречного образа жизни.
Ушные раковины маленькие, едва выступающие из меха. Во время ныряния благодаря особым мышцам они складываются, и вода в них не попадает. Слух у бобра отменный. Достаточно малейшего шороха, чтобы вспугнуть этого зверя. Как правило, он оказывается в воде раньше, чем его заметят на суше.
Ноздри довольно большие, мясистые, с помощью запирательных мышц, как и уши, в воде закрыты. Обоняние чрезвычайно острое. Это помогает бобру определять свою территорию. Он очень опасливо относится к любым посторонним запахам, будь то запах бобра-чужака, след человека или постороннего незнакомого предмета. Охотники знают, что поймать бобра в капкан очень трудно. Об этом мы поговорим ниже.
Конечности бобра очень сильные. Передние лапы меньше задних, но с цепкими сильными пальцами. Они помогают бобру в постройке жилища при перетаскивании строительного материала, а также во время еды и чистки волосяного покрова. Задние ноги заметно больше передних (25–30 см), отчего все тело кажется приподнятым в задней части. Между пальцами задних ног имеются кожистые перепонки. Во время плаванья бобр поджимает передние лапы и усиленно гребет задними. На втором пальце задних ног имеется так называемый чесальный коготь, который состоит из двух пластинок. Во время туалета бобр расчесывает шерсть этим когтем, тем самым удаляя паразитов и тщательно распределяя по шерсти жировую смазку.
В отличие от других грызунов хвост бобра хорошо развит. Это, если можно так сказать, визитная карточка всех представителей семейства бобровых. Хвост имеет уплощенную в горизонтальном направлении форму, напоминающую весло или лопату с выступающим по средней линии килем. Ширина его до 13 см. Длина оголенной части 25–26 см. Снаружи хвост покрыт роговыми пластинками и практически лишен волоса. Внутри хвост образован жировой тканью, пронизанной сухожилиями. Хвост служит и веслом, и рулем при плавании, и дополнительной опорой на суше при добывании пищи. Такую многофункциональность ему обеспечивает особое строение позвонков хвостового отдела, благодаря которым хвост очень подвижен во всех направлениях. Взгляните на бобра в воде: какие маневры он может совершать в толще воды! Сильные, хорошо развитые мышцы, приводящие в движение хвост и задние конечности, делают тело бобра в задней части более массивным, что ведет к перераспределению центра тяжести и дает устойчивость, когда бобр в вертикальном положении грызет дерево. При перемещении на четырех конечностях по суше хвост волочится по земле, оставляя чертящий след.
Образ жизни накладывает отпечаток и на особенности строения внутренних органов бобра. Как у всех растительноядных животных, длина кишечника у бобра очень велика, превышает длину тела в 12 раз, и значительных размеров слепая кишка. Как известно, в организме млекопитающих нет ферментов, расщепляющих целлюлозу, эту функцию выполняет особая группа бактерий, населяющих слепую кишку.
Длительное пребывание бобра под водой (а он может находиться там до 15 мин) возможно из-за очень экономного расходования кислорода в легких, что осуществляется благодаря повышенной кислородной емкости крови и присутствию в мышцах миоглобина. При недостатке кислорода происходит уменьшение числа сердечных сокращений до 70 ударов в минуту, и кровяной ток перестраивается таким образом, что больше крови направляется в мозг.
Как приспособление к водному образу жизни можно отметить особенности половой и мочевыде-лительной системы. Внешне отличить самца и самку практически невозможно, так как наружные половые органы отсутствуют. И у самца, и у самки на брюшной стороне тела у основания хвоста имеют отверстия, ведущие в клоакальный отдел кишечника. Сюда открываются протоки двух анальных желез, вырабатывающих жироподобное вещество для смазки волосяного покрова, мочеполовой канал у самцов и мочевой проток и вход во влагалище – у самок, а также протоки препу-циальной железы, известной под названием бобровой струи (рис. 2).
Бобровая струя
Об этом органе стоит рассказать немного подробнее, так как вся трагическая история бобрового племени связана не только с неуемной добычей этого зверя из-за ценнейшего меха, но и с не менее, а порой во много раз более дорогой частью тела бобра – бобровой струи.
Бобровая струя представляет собой парные мешочки грушевидной формы, которые долгое время считали мускусными железами бобра. Как показали исследования, эти органы не имеют железистой структуры, а являются сильно сморщенными соединительно-тканными образованиями эпителиального происхождения. Физиологическая функция бобровой струи до конца не изучена. Известно, однако, что она участвует в кальциевом обмене. Попадающая в эти мешочки моча подвергается ферментации и используется в дальнейшем для мечения территории. Бобровая струя имеется и у самцов, и у самок, и, хотя по химическому составу она отличается незначительно, не исключено, что она связана с половой деятельностью (мечение для привлечения особей противоположного пола, взаимное обнюхивание самцов и самок). Есть некоторая разница и в свойствах: так, при сушке содержимое мешочков самок теряет в весе от 5 до 15 %, а у взрослых самцов – до 30 %.
Рис. 2. Расположение пахучих желез у взрослого бобра. Пунктиром обозначены контуры бобровой струи (сверху) и жировых желез (снизу). А – заднепроходное отверстие; точками обозначены выводные протоки бобровой струи; кружочками – выводные протоки жировых желез
Вес бобровой струи взрослого животного – 170–200 г, у молодых бобров меньше. Существенной разницы между самцами и самками по весу мешочков нет. Бобровая струя канадских бобров меньше по весу и отличается по составу в сравнении с европейскими бобрами. В Средние века лекарями особенно ценилась русская, или сибирская, бобровая струя.
Химический состав и свойства струи довольно сложны и изучены недостаточно. Известно, что содержимое струи растворяется и экстрагируется в спирте и эфире. В воде растворяется плохо, в ацетоне и бензине не растворяется. В состав содержимого бобровой струи входят эфирные масла, придающие характерный запах вымоченной ивовой коры, смолистые вещества, касторин, холестерин, углекислый аммоний, углекислый кальций, фосфорнокислый кальций, салициловая кислота, бензойная кислота, фенол и другие вещества.
В медицине бобровая струя используется с давних времен. Долгое время она считалась чуть ли не панацеей от всех болезней. Ее упоминают в своих трудах Гиппократ, Гален, Авиценна, Мариус и др. Особенно ценилась бобровая струя на Востоке. В средневековых лечебниках касториум (главное действующее начало бобровой струи) рекомендовали применять при гинекологических заболеваниях, аменорее и особенно при различных нервных заболеваниях как противосудорожное и успокоительное средство.
Некоторые северные народы шкуры бобра практически не использовали, зато в большой цене у них была именно бобровая струя, которую они использовали в различных ритуалах и отправлениях религиозных культов.
Славянские народы также применяли бобровую струю для лечения заболеваний горла, грудных болезнях и др. К сожалению, многие рецепты народной медицины утеряны. Известно, что содержимое мешочков способствует быстрому заживлению ран, а раствор в спирте за несколько дней вылечивает нарывы и фурункулы. О бактерицидных свойствах струи говорит и тот факт, что сами мешочки бобровой струи могут годами храниться, не подвергаясь никаким изменениям, не поражаясь бактериями гниения, плесневыми грибками и даже клещами.
В настоящее время и современная медицина не отрицает лечебных свойств бобровой струи. Салициловая кислота, являющаяся основой многих современных препаратов, первоначально была выделена именно из коры ивы, а, как нам известно, она является главной составляющей питания бобров. Но в силу дороговизны препаратов из натуральной бобровой струи и возможной подделки на черном рынке надежнее все-таки использовать промышленные лекарственные средства.
Более широкое применение в настоящее время бобровая струя имеет в парфюмерной промышленности как фиксатор запахов самых дорогих духов и придает им своеобразный «животный» запах. Начатый в 1963 г. организованный промысел бобра тогда еще в СССР позволил отказаться от импорта бобровой струи и обеспечил отечественную парфюмерную промышленность собственным сырьем.
Волосяной покров бобра
Все тело бобра, за исключением хвоста, носа и ступней, покрыто шерстью. Цвет меха варьирует от светло-бурого до черного. Раньше в России цвет бобровых шкурок подразделялся на рыжий, черно-бурый, черно-карий, вешний. Самыми ценными считались печорские шкурки черного цвета, и стоила такая шкурка, как две лошади. В США и Канаде темный мех так же ценился и ценится дороже светлого примерно в 5 раз.
Различается цвет шерсти бобров из различных мест обитания. Например, в Белоруссии в неман-ской популяции более 60 % особей имеют черную окраску. До недавнего времени все особи березин-ской популяции были бурого цвета, но и здесь вследствие естественного расселения появились бобры с черной мастью. Большой процент черных мехов из России объясняется тем, что в начале акклиматизационных работ во многие области выпускали черных бобров из Воронежского заповедника, где они составляли около 45 %, из-за искусственной селекции доля черных бобров к настоящему времени увеличилась. Хоперская и печорская популяции бобров полностью черные.
Среди канадских бобров черноокрашенных мало. Их окраска имеет коричневые, каштановые оттенки.
Окраска меха зависит не только от места обитания, но и от возраста животного. Как правило, молодые звери имеют более интенсивную окраску.
В мехе бобра различают два основных типа волос: остевые и подпушь, иногда их дробят на четыре, выделяя направляющие, собственно остевые, пуховые и переходные.
Остевые волосы длинные, грубые, редкие. Подпушь мягкая, шелковистая, очень густая. Такое строение шерсти – еще одно приспособление бобров к водному образу жизни. Между остевыми волосами и подпушью образуется воздушная прослойка, благодаря которой животное не намокает, а с остевых волос вода быстро скатывается из-за жировой смазки. Своему туалету, уходу за шерстью бобры уделяют большое внимание. По-этому их шерсть всегда блестящая. Тусклый, взлохмаченный мех говорит о нездоровье животного.
Общий тон окраски зависит в основном от цвета ости. Окраска подпуши варьируется от темно-бурой до светло-пепельной. В каждом отдельно взятом волосе пигмент распределен неравномерно. У основания волоса пигмента мало, в средней части, где толщина волоса самая маленькая, окраска усиливается, и наиболее интенсивна она в верхней расширенной части. На самом конце волоса пигмент почти отсутствует.
На качество меха влияют такие показатели, как распределение волос на теле животного, их густота и соотношение остевых и пуховых волос, длина пухового волоса и другие, которые следует учитывать при выделке и раскрое изделий из меха.
По высоте пуховых волос в шкурке бобра можно выделить несколько зон. Самый высокий пух находится на хребте, частично боках, загривке и огузке. Длина пуховых волос здесь от 25 до 30 мм. Нужно сказать, что вдоль позвоночника (почти на всем протяжении) имеется участок шириной 6–8 см, где пух короче на 5 мм. Даже на первосортных шкурках ощущается некоторая пустоватость меха.
Вторая зона, где высота пуха в среднем 22 мм, окаймляет первую и располагается на шее и боках.
Третья зона включает области щек, чрева, основания хвоста. Здесь пух высотой от 15 до 20 мм.
Четвертая зона с наименьшим пухом расположена на лбу, кончике морды, пахе, хвосте.
Кроющие волосы разной длины располагаются примерно так же. Максимальная длина кроющих волос 65 мм, самые короткие – менее 30 мм. Интересно отметить, что у самок зона самого высокого пуха и остевых волос чуть ниже спускается на бока. Хотя остевые и кроющие волосы в процессе выделки шкуры удаляются, изначально они играют очень важную роль для защиты пуховых волос от различных воздействий. Без них подпушь сваливается, что снижает качество шкурки. Может быть, поэтому наиболее ценной частью в бобровой шкурке является спинная часть, на которую приходится примерно 60 % площади шкурки, брюшная часть составляет 40 %, из которых около 10 % приходится на паховые области, и из-за потертости меха эти места часто не используются. Еще в начале XIX в. шкурку бобра подразделяли на хребтовую часть («бобр») и брюшко («черевези бобровые»). Лучшие спинки стоили 4–5 рублей, а брюшки – 30–50 копеек, хотя по густоте пуха и наименьшей сминаемости, которые определяют тепловые качества меха, наиболее ценным является «черево», т. е. участок, расположенный от основания передних лап до паха.
Созревание меха. Линька
Особенности строения меха полуводных млекопитающих позволяют добывать его, если на то нет запрета со стороны государства, и выделывать практически весь год, однако неоспоримым фактом является то, что зимний мех по качеству намного лучше.
Чаще всего у бобрового меха при выделке удаляют остевые и направляющие волосы, оставляя только подпушь, которая достигает своего полного развития и красоты только к середине зимы. А вот, когда хотят показать все достоинства натурального невыщипанного меха, шкурки берут осенней, лучше октябрьской добычи. В это время подпушь достаточно густа, а остевые и направляющие волосы еще не успели отрасти.
О том что зимний мех бобра лучше летнего, упоминается еще в словаре Брокгауза и Евфрона (1891 г.), где авторы отмечают, что лучшие шкурки можно получить от животных, которые пойманы зимой. Самыми густыми, красивыми и тонкими являются зимние или свежие меха, а также меха 2-3-летних животных. Сухие, худые или летние меха употребляются только шляпными мастерами.
Со времени начала промышленной добычи бобров шкурки, привезенные из Белоруссии, были качеством намного хуже, чем российские меха. Это связано с тем, что в силу климатических особенностей промысел бобра в Белоруссии начинается в сентябре-октябре, а в России – ноябре-марте, когда шкурки лучшего качества.
Линька у бобра проходит круглый год, имеет два пика: в апреле – начале мая и с конца августа по конец сентября. Причем самцы весной начинают линять раньше самок. Осенняя линька менее интенсивная.
Зверьки, отловленные осенью, по опушению, как было отмечено, отличаются от зимних. Отличия состоят не только в меньшем количестве пуховых волос на единицу площади, но и в большем количестве кроющих волос, так как наряду с подрастающей зимней остью сохраняется и летняя ость, которая по мере подроста зимней постепенно выпадает. Все это вместе взятое и обусловливает более грубый осенний мех.
Количество остевых волос на зимних и летних шкурках одинаково, но пуховых на летних почти вдвое меньше. Из-за такой разницы в соотношении пуха и ости летние шкурки бобра значительно уступают зимним по товарному виду.
Волосы всех категорий на летних шкурках значительно короче, чем на зимних. Кроющие и пуховые на хребте летом тоньше, чем зимой. Зимние пуховые более упругие и нежные. Общее количество волос на единице площади летом меньше всего. В летнем мехе много подрастающих пуховых волос, в зимнем их меньше, так как летний «подрост» уже вырос, а нового еще мало.
Весенние шкурки отличаются от зимних меньшим количеством кроющих волос (а такой мех, как известно, легче свойлачивается), некоторой невы-равненностью пуховых волос и меньшим их количеством на единицу площади, так как в апреле начинается линька, и снова увеличивается доля подроста.