Вы здесь

Офшоры. Глава 3. Труд в офшорах (Джон Урри, 2014)

Глава 3

Труд в офшорах

Разделение труда

В предыдущих главах показано, как сложилась и поддерживалась совокупность офшорных экономик, людей и мест. Особенно сильно офшоры изменяли периферийные или пограничные области. Подъем офшоров – не следствие стечения обстоятельств и не случайность, а центральный элемент в процессе формирования наднациональной глобальной экономики и ее перестройки по неолиберальному рецепту. В этой главе рассматриваются изменения в размещении и форме промышленного производства.

До XVIII века в Европе и Северной Америке большую часть вещей изготовляли ремесленники, работавшие неподалеку и использовавшие местное сырье. В числе таких квалифицированных работников были те, кто занимался производством железа (товары из металла), кузнецы (работа по металлу), бондари (производство бочек), сапожники (производство обуви) и т. д. Ни сырье, ни готовые предметы не покидали той области, где были добыты и произведены, а глубина разделения труда была относительно небольшой, ограничиваясь этими преимущественно мужскими по составу ремесленными цехами.

Начавшийся в Англии в конце XVIII века резкий переход к промышленному производству означал, что многие из этих умений утратили свое значение. Все больше рабочих перемещались на значительные расстояния ради места на «темных фабриках сатаны», в новых мастерских и на фабриках, которые работали на угле и далее в XX веке – на электричестве.

Здесь промышленное производство осуществлялось посредством новой комбинации рабочих и машин, стандартизованных действий и этапов сборки. Намного усложнилась организация труда, что впервые отметил в 1776 году один из родоначальников классической политэкономии Адам Смит, описывая разделение труда на булавочной фабрике54. Он показал, что производство булавки возможно разделить примерно на 18 различных операций, каждую из которых на некоторых фабриках выполнял отдельный человек. Сложившееся в итоге разделение труда обеспечило подобным фабрикам, производящим продукцию в большом объеме, серьезную экономию от масштаба. Сырье и готовую продукцию перевозили на далекие расстояния с помощью лодок по каналам, а позднее с применением паровой тяги по новым железным дорогам.

В XX веке перевозку сырья и готовой продукции на нужное расстояние осуществляли на грузовых автомобилях по все более сложно устроенным системам автомобильных дорог Северной Америки, затем Западной Европы и всего остального мира. Многие фабрики работали на сырье, вывезенном из колониальных владений империй, которые особенно усилились в XIX веке. «Ресурсы» доставлялись морем на пароходах, использовавших в качестве топлива нефть, и превращались в промышленные товары, часть которых продавали обратно населению колоний.

В 1960-х годах на фабриках появились сложные механизмы и компьютеры и возникло автоматизированное массовое производство, ослабившее позиции высококвалифицированных рабочих и заменившее высококвалифицированный труд стандартизованными и автоматизированными сборочными линиями. Во времена золотого века Детройта – столицы автомобильного производства и образца компьтеризованной фабричной автоматизации – массовым производством, которое координировали компьютеры и предполагало единство места производства и сборки деталей, занимались становившиеся все крупнее корпорации. Эти огромные американские корпорации (и схожие с ними структуры в Европе) обеспечивали организацию производства, наем и управление рабочей силой, продажи; заботились о социальном обеспечении и сбережениях работников. В них работали «люди корпорации», которые могли на протяжении всей карьеры трудиться в пределах вертикально интегрированных организаций, гарантировавших солидные компенсации и социальное обеспечение своим рабочим, преимущественно мужчинам, и их семьям (за счет так называемого семейного жалования)55. Подобные крупные и относительно стабильные организации, производящие промтовары с низкими издержками, стали ключевым элементом строя, который Лэш и Урри назвали «организованным капитализмом»56.

Однако в конце 1970-х годов началась дезорганизация западного капитализма, что впервые проявилось в США; американские промышленные корпорации распадались на фрагменты, а собственность переходила к финансовым институтам, чьи интересы сводились к увеличению краткосрочной «акционерной стоимости». Крупные корпорации сдают позиции, и за последние двадцать лет их количество уменьшилось вдвое57. Сократилось число организаций, корпоративная культура которых подразумевает относительно щедрые компенсации работникам. Сеннет и другие с сожалением говорят о деградации долгосрочной вовлеченности и характера людей, которую обусловил этот новый экономический уклад58.

Кроме того, производство в США переместилось из «ржавого пояса» в штаты «солнечного пояса». Предприятия новых высокотехнологичных отраслей сосредоточены в южных и западных штатах Северной Америки. Многие производства и города «ржавого пояса» США пережили ошеломительное снижение доходов и занятости населения. Особенно ярко символизирует этот сдвиг взлет и падение Детройта, первого «автомобильного города» в мире. Население Детройта сегодня сократилось с 2 миллионов до менее чем 750 тыс. человек, а его правительство в августе 2013 года объявило о банкротстве – исход вполне в духе того, что был предсказан в фильме 1987 года «Робот-полицейский» (Robocop)59.

Отчасти причиной стал перевод производств в офшоры – страны с дешевой рабочей силой, не организованной в профсоюзы, с более мягким регулированием и с более низкими налогами, часто в пределах свободных или особых экономических зон. Происходящее назвали «новым международным разделением труда»60. В сочетании с усложнением технологий дешевизна труда на глобальном Юге означала, что некоторые элементы производственного процесса можно вывести в офшоры. Последовавшее за внедрением цифровых технологий повышение точности, эффективности и скорости производства вытеснило ряд составляющих труда на тогдашнюю периферию мировой экономики.

Значительная часть производств была перенесена в страны, предлагавшие выполнение сборочных работ силами низкооплачиваемых работников с использованием местных источников энергии, преимущественно угля, и бравшие на себя сопряженные с таким производством риски для окружающей среды. Офшоризация производства стала ключом к росту экономической власти стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). В то же время на глобальном Севере зачастую оставались штаб-квартиры этих компаний, контролирующие распределенное и удаленное производство посредством новых технологий связи, компьютерных сетей, воздушных перелетов для периодических посещений и морских перевозок для перемещения компонентов и готовой продукции.

В частности, Блайндер показывает, что переход к подобному офшорному производству может оказаться «следующей промышленной революцией»61. Он рассматривает этот процесс как столь же важный, как предыдущие трансформации целых экономик, такие как переход от сельскохозяйственного к промышленному производству или от промышленного производства к производству услуг. Он описывает переход к офшорам как процесс, кардинально меняющий правила игры. Как еще в 1998 году провидчески указывали Уолтер и Дороти Даймонды, будущий век станет «веком офшорных инвестиций»62.

В работе Блайндера и во многих последовавших обсуждениях проблема офшоризации рассматривается с точки зрения богатого Севера и возможных изменений в его жизни после вывода в офшоры различных видов деятельности, прежде всего обрабатывающих производств. Особое беспокойство вызывает перспектива «потери» рабочих мест в промышленности стран первого мира, а в последнее время – и в их секторах услуг. Причина видится в найме рабочей силы в развивающемся мире, порой в регионах с более слабым регулированием, где труд намного дешевле, менее организован, менее защищен законами и охотнее идет на уступки. Некоторые комментаторы описывают офшоризацию значительной части «труда» как несправедливую в отношении как работников, которых эксплуатируют и не обеспечивают безопасные условия труда, так и экономик богатого Севера, которые страдают от «недобросовестной конкуренции» и сопутствующего экономического спада.

Другие исследователи рассматривают офшоризацию в свете теории сравнительных преимуществ, согласно которой каждая экономика должна специализироваться на той деятельности, в которой у нее есть «сравнительное» экономическое преимущество. Соответственно, экономики развивают области специализации и концентрации, и в конечном счете все общества выигрывают за счет роста глобального дохода. Этот довод соотносится с утверждением о том, что свободная торговля товарами и услугами принесет экономический выигрыш всем странам, стоит лишь провести необходимые усовершенствования. Утверждается, что формирование нового разделения труда в конечном счете будет выгодно всем63.

Несомненно, за последние несколько десятилетий офшоризация привела к значимому сокращению числа рабочих мест в развитых обществах. Причиной послужили три компонента офшоризации, которые многие недостаточно разделяют. Во-первых, имел место целенаправленный экспорт рабочих мест, когда компания передавала часть работ внешним исполнителям, обычно потому, что в другой стране труд по разным причинам обходился «дешевле». Происходило «прямое замещение» рабочих мест, особенно на производстве, тогда как управление и исследования могли оставаться «дома», в развитых странах. В Великобритании примером такого подхода является компания Dyson, мировой лидер в производстве высокотехнологичных пылесосов. В 2002 году она передала производство в Малайзию, а исследовательские и управленческие функции остались в городе Уилтшир в Великобритании64. Компания по-прежнему позиционирует себя и воспринимается государственными органами Великобритании как «британская».

Во-вторых, имело место «непрямое замещение». Оно происходило за счет роста числа фабрик и сервисных центров в других странах, которые были частью одной и той же отрасли, но со временем начали успешно конкурировать с более дорогой продукцией и услугами организаций в развитом мире. Примером служит подъем автомобильного производства в Китае, тем более что Китай сегодня является крупнейшим в мире рынком автомобилей65. По мере смещения автомобильного производства «на восток» китайский автопром все чаще вытесняет западных автопроизводителей со сложившихся рынков, за исключением рынка США. Этому процессу предшествовало успешное развитие автомобильного производства в Японии и превращение корпорации Toyota в ведущего автопроизводителя в мире66.

Третий вид офшоризации состоит в разработке новых продуктов и услуг, которые, по прошествии значительного времени, замещают сферы экономической деятельности и категории рабочей силы, существующие в развитом мире. Значительная часть истории экономического развития – это история новых социально-технических систем, развитие которых вытесняло, нередко окольными путями, существующие корпорации, системы и категории работников. Я обозначаю этот процесс термином «системное замещение», примером которого является охвативший весь мир рост новой «отрасли» – скачивания контента в Интернете в начале 1990-х годов. Появление этой новой совокупности действий и возможностей привело к долгосрочному спаду в отрасли недорогих магазинов музыкальных записей, а также многих почтовых компаний. Одна система коммуникации заместила другую, изменив тем самым мировое распределение производства и труда в сфере «доставки». Значительный объем деятельности систем доставки был перенесен в офшоры, заместив системы прямой почтовой доставки, когда посылка приходит в личный почтовый ящик. Большая часть почтовых систем в развитых странах пребывает в глубоком кризисе, ставшем следствием этого и других системных замещений. Итак, у офшоризации труда есть три основных компонента – прямое, непрямое и системное замещение. В следующих разделах я рассмотрю две предпосылки к столь бурному процессу: контейнерные перевозки и теорию и практику свободной торговли.

Контейнеризация

Появление грузовых контейнеров сделало возможным поразительно дешевое производство и перевозку промышленных товаров по всему миру. Эта нехитрая инновация в сочетании с фрагментацией крупных корпораций радикально удлинила расстояния, на которые перемещаются готовые товары и их компоненты. В мире насчитывается порядка 5000 контейнерных судов67. Сегодня контейнеровоз может перевозить до 16 000 контейнеров, а крупнейшая судовладельческая компания Maersk планирует обзавестись «мегаконтейнеровозами» класса Triple-E. Они смогут перевозить по 18 000 контейнеров, будут высотой с 20-этажный дом и шириной с восьмиполосное шоссе; их разгрузка займет от четырех до пяти дней, и они не смогут заходить в большинство из существующих портов, которым поэтому потребуется реконструкция68.

Контейнеры, которые так просто погрузить и сгрузить с судов, поездов и грузовиков, практически свели на нет издержки на перевозку многих товаров, перекроили географическое соотношение экономик и предоставили потребителям в любой точке мира доступ к товарам при условии, что им это по средствам. Более 90 % грузов в мире перевозится морем на этих контейнерных судах, похожих на медленно движущиеся здания. Почти все товары в мире, включая большую часть промышленных товаров, перевозятся в рамках сочетающей различные виды транспорта системе контейнерных перевозок. Как отмечает Секула, «грузовой контейнер, американское новшество середины 1950-х годов… стал настоящим гробом для рабочей силы удаленных территорий, несущим скрытые свидетельства эксплуатации в дальних пределах мира»69. Во времена сверхдешевой нефти эти сверхпростые в технологическом плане контейнеры правят морями.

Двадцатифутовый эквивалент (TEU), единица измерения большегрузных контейнеров, является ключевым элементом более крупной социально-технологической системы. Эти «гробы труда» определяют и сами зависят от того, какими будут глобальное производство, потребление, снабжение, инвестиции, неравенство, статус и богатство. Подобно защитному панцирю вокруг артефактов, потребляемых преимущественно на богатом Севере, но производимых на глобальном Юге, контейнеровозы осуществляют величайшее в человеческой истории перемещение материальных объектов. В некотором смысле сегодня каждый живет в контейнеризованном мире.

Эта «система» состоит из товаров, судов, контейнерных портов и дешевой нефти70. Она опирается на эффект экономии от масштаба, низкие издержки на энергоносители и невысокие требования к обеспечению экологической безопасности, а также на потоки дешевого и зачастую нерегулируемого труда, преимущественно из развивающихся стран. Массовое производство силами низкооплачиваемых и в целом неквалифицированных трудящихся глобального Юга неразрывно связано с массовым консьюмеризмом на глобальном Севере. Связь между ними осуществляется через медленное, но уверенное движение по океанам этих громадных «контейнеров» желаний.

Контейнеры загружены товарами, произведенными в основном в Восточной Азии и предназначенными для всего остального мира, как это предполагает, например, бизнес-модель Walmart. Она основана на компьютеризованном управлении расширенными цепями поставок, обеспечивающими широчайший выбор комплектующих и готовой продукции71. Контейнерные суда постоянно курсируют по определенным маршрутам между немногими крупными портами, обычно расположенными немного вдалеке от центров крупных городов, а равно и несколько вдалеке от профсоюзных организаций. Все крупнейшие контейнерные порты – Шанхай, Сингапур, Гонконг и Шеньчжень – находятся в Азии.

В главе 9 мы увидим, как грузоперевозки сами по себе становятся одной из важнейших форм офшорной деятельности с невообразимо плохими условиями труда. Я рассмотрю роль практики регистрации судов в офшорах, которая впервые возникла после Первой мировой войны, но особое развитие получила после Второй мировой войны. Суда под «удобными флагами» на самом деле не принадлежат никакой стране и почти буквально находятся вне любых берегов. Мореплаватели образуют невидимую часть рабочей силы, а сложные переплетения прав собственности на суда позволяют их владельцам избегать связанных с собственностью обязательств, проверок и не беспокоиться об обеспечении достойных условий труда и об уплате налогов.

Свободная торговля

Важную роль в развитии офшоров сыграли дискурс и практика свободной торговли, в том числе утверждение о тенденции к общему сокращению числа торговых барьеров между странами. Это понятие – ключевое для неолиберализма, это часть системы глобального управления, призванной закрепить господство Запада на протяжении прошлого века за счет навязывания либерализации правил торговли по всему миру. Устранение многих торговых барьеров стало одной из причин распространения офшоризации труда.

Особое значение имели события в США, самой сильной экономике в мире, во многом опирающейся на нефтяные ресурсы. Нефть обеспечивает более 95 % энергии, расходуемой на перевозки, и буквально движет миром. Глобализацию и, конечно, распространение офшоров было бы невозможно представить в отсутствие такого дешевого и изобильного ресурса, использование которого подталкивает к последовательному стремлению к свободной торговле, которую поэтому стоит переименовать в «торговлю с высоким производством углекислого газа»72.

Более того, следование доктрине свободной торговли не вполне «свободно»; многим странам ее навязали США или ЕС, действуя в своих интересах. Она нередко выступает частью так называемого Вашингтонского консенсуса, с помощью которого осуществлялось управление мировым порядком на протяжении нескольких последних десятилетий73. Если где-то в мире есть ценные ресурсы, то США будет настаивать, чтобы они достались готовому заплатить самую высокую цену, а расчеты проходили в американских долларах; поэтому нужна свободная торговля. Уставы Всемирного банка, Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации гласят, что каждый, у кого есть достаточно денег, особенно долларов, должен иметь законное право купить любые продукты, какие пожелает. Все двери открыты перед вами, если вы – одна из богатейших экономик мира и можете печатать доллары, открывающие любую дверь!

Далее, США создали множество государств-клиентов, активно прибегая к глобальному использованию военной силы и имея тысячи военных баз по всему миру. Время от времени это помогало США и их союзникам продвигать свободную торговлю. О свободной торговле и ее навязывании почти не говорят в демократическом обществе. США также занимается дестабилизацией режимов, не принимающих Вашингтонский консенсус, продвигающий и поддерживающий подобную «свободу торговли».

Также следует отметить, что США ведет торговые войны в случаях, когда необходимо навязать другим странам товары американских производителей. Примером служит нынешняя попытка заставить европейских потребителей покупать генетически модифицированные продовольственные то вары вопреки сопротивлению все еще сильного Евросоюза74.

Как отмечает Касас-Замора, свобода торговли достигает пика тогда, когда развитые экономики обладают значительными сравнительными преимуществами. Торговля продукцией сельского хозяйства намного менее свободна: в развитых странах оно активно субсидируется, что поощряет и поддерживает производство определенных культур и продуктов в ущерб производителям (часто – более мелким) из развивающихся стран. Равно свободная торговля невозможна там, где действуют драконовские законы по защите прав интеллектуальной собственности75. Лицемерие – вот суть «свободной торговли».

Процессы вывода труда в офшоры

Каким образом эти два процесса – распределенные цепи поставок и свободная торговля – направляют процесс вывода труда в офшоры? В экономической литературе принято различать товары для внешнего и для внутреннего рынка, что отчасти соответствует различению сфер производства и услуг. Однако границы между этими понятиями быстро изменяются, одним из следствий чего становится нарастающая офшоризация труда.

Тенденция к усилению офшоризации труда имеет несколько корней. Во-первых, во многих развивающихся странах имел место подъем торговли в особых экономических зонах, дававших стимулы перевести туда значительную часть производства и услуг (включая медицинские и образовательные услуги). В 1970-х годах развитие таких зон было официальной стратегией ООН. Подобные зоны обычно не рассматривались как часть территории государства, в котором были зарегистрированы; они были чем-то вроде псевдогосударства76. Две трети работников особых экономических зон сосредоточены в Китае, начиная с появления первой Шеньженьской особой зоны в 1979 году. Некоторые из них сегодня называются «городами» или «городками знаний» (knowledge village) в ряде арабских эмиратов, где размещаются «в офшоре» кампусы американских или британских университетов.

Во-вторых, система контейнерных перевозок привела к быстрому снижению расходов на транспортировку многих физических объектов – например, снизились реальные издержки производства электроники. Эти товары дают возможность получать услуги индустрии развлечений на дому, тем самым конкурируя с возможностью получить услуги той же индустрии, путешествуя и непосредственно участвуя в различных мероприятиях, проходящих в разных странах.

В-третьих, сегодня мировая торговля во многом носит цифровой характер и осуществляется в компьютерных сетях; потребителю не нужно куда-то ехать и лично получать товар. Примеры включают получение СМС-сообщений вместо писем, использование банковских интернет-сервисов вместо обращения в местные отделения банков, скачивание музыки вместо покупки в магазине звукозаписей.

В-четвертых, сегодня ряд промышленных товаров, таких как электронные книги, сам создает новые услуги, позволяя читать книги в электронной форме вместо бумажных изданий, купленных в книжном магазине, тогда как книжные магазины все чаще размещаются вдали от покупателя. В подобных случаях продукт обычно поступает к потребителю виртуально и не предполагает поход в книжный магазин для совершения покупки и приобретения «книги».

Наконец, в период господства неолиберализма произошла повсеместная коммодификация сфер жизни, которые традиционно считались «публичными» и носили коллективный характер. Сюда входят водоснабжение, обеспечение безопасности, здравоохранение, детский досуг, образование и развлечения. Сегодня все эти услуги чаще предоставляются международными корпорациями, чем местными организациями, и, как следствие, элементы системы доставки таких услуг географически сильно удалены от потребителей.

В совокупности эти процессы означают, что все больше продуктов становится возможным продать и доставить из офшоров, полностью или частично. По мере расширения набора услуг, продаваемых на внешних рынках, работникам сферы услуг в развитом мире приходится конкурировать с работниками промышленности и сферы услуг в других странах. Как утверждает Блайндер, «разграничительная линия между рабочими местами по созданию услуг, допускающих электронную доставку (и поэтому выводимых в офшоры), и рабочими местами по созданию услуг без такой возможности не совпадает с традиционным различением между высоко-и низкоквалифицированным трудом». Единственным исключением, не допускающим перевода в офшор, остаются услуги, в которых «личное, лицом к лицу взаимодействие либо обязательно, либо чрезвычайно желательно»77. По Блайндеру, примеры последних включают уход за детьми, физиотерапию, политическое лоббирование, обслуживание в ресторанах, услуги такси. В целом, утверждает он, в развитом мире следует уделять внимание образованию и обучению людей, занятых в сфере бытовых услуг, поскольку в будущем «человеческие навыки могут стать важнее, чем умения, связанные с владением компьютером»78.

Один из важных видов передаваемой в офшоры работы – это перевод рабочих мест по обслуживанию клиентов в аутсорсинговые колл-центры, когда личное консультирование заменяется консультированием по телефону. За последние 10–15 лет колл-центры стали чрезвычайно распространенным явлением; они составляют значимую часть новых рабочих мест, особенно в сферах финансовых услуг, розничной торговле и телекоммуникациях79. Более 70 % работников колл-центров составляют женщины, а структура рабочих мест оставляет относительно мало возможностей для карьерного роста. В экономиках с более жесткой координацией условия труда в колл-центрах лучше, но возможности работников по самостоятельному принятию решений остаются низкими, и работник обычно трудится в каком-то одном колл-центре меньше года.

Услуги, оказываемые по телефону, часто выводятся в офшоры. Доля колл-центров, обслуживающих клиентов из других стран, составляет три четверти в Индии, две пятых в Ирландии и более одной трети в Канаде (по данным 2007 года). Поскольку колл-центры географически мобильны, их размещение определяется языковыми и культурными связями, такими как связи между Францией и Марокко, Испанией и Латинской Америкой, Великобританией/США и прочими англоговорящими странами. Близость Канады к США в сочетании с единым языком, временными зонами и близкой культурой делает Канаду важным поставщиком офшорных услуг в сфере обслуживания для американского рынка. Географическая мобильность телефонных звонков также относительно упрощает отказ от внутреннего колл-центра и передачу функционала по приему звонков внешним исполнителям. Впрочем, по состоянию на 2007 год большая часть колл-центров оставались внутренними, за важным исключением колл-центров в Индии. Большинство наемных работников трудятся на субподрядчиков, их рабочие места больше и сгруппированы для извлечения экономии от масштаба80.

В Индии знание населением английского языка и развитие средств связи позволило предлагать услуги по работе с клиентами потребителям, удаленным на тысячи миль. Многие работники колл-центров в Индии имеют дипломы о высшем образовании и трудятся полный рабочий день, но они почти лишены права на принятие решений, и их действия жестко контролируются. Особые усилия прилагаются к тому, чтобы обучить рабочих скрывать, что они находятся в другой стране, вдалеке от клиентов из развитых стран. Исследования выявили стратегию «управления национальной идентичностью», в рамках которой работников сначала учат, а затем вменяют в обязанность принимать различные национальные идентичности в процессе работы. Постэр, проведя интервью с 80 работниками колл-центра, показывает, что принятие чужих «этнической принадлежности и гражданства» критически важно в организации труда в индийском колл-центре81. Это негативно сказывается на состоянии здоровья работников, их семейной жизни, психическом состоянии и ощущении национальной идентичности, поскольку все эти аспекты оказываются в некотором смысле вынесены в офшоры.

Наконец, стоит отметить, что, хотя когда-то имело смысл говорить о выводе труда из условного «Запада» в офшоры «Востока», теперь это уже не так. Сегодня существует множество форм офшоров, и самым необычным среди них является перемещение инвестиций и занятости из Китая в ряд других стран82. В штате Северная Каролина намечается открытие первого за много лет завода по производству компьютеров, и строит его китайская бизнес-группа Lenovo, ведущий производитель персональных компьютеров в мире83. Фрагментация или дезорганизация капиталистических корпораций означает, что офшоризация будет исходить в разных направлениях, а не только от (когда-то?) богатого Севера.

3D-печать

Считается, что сегодня становится все важнее быть близко к «рынкам» и чутко реагировать на их запросы, и это особенно важно применительно к месту размещения будущего производства. Фактор близости к рынкам означает, что офшоризация больше не является единственной возможной стратегией. Различные новые машины сегодня позволяют «напечатать» трехмерные формы или объекты, находясь в тысячах миль от места разработки модели. Модели передаются в цифровой форме и затем превращаются в объекты с помощью удаленной 3D-печати, и все это может происходить намного ближе к рынку сбыта.

Существуют различные технологии 3D-печати, которые различаются прежде всего способом послойного создания объекта из материала, подаваемого из картриджа84. Последовательное создание слоев образует трехмерный объект. Каждый слой представляет собой цифровой срез, сформированный на основе заданной компьютерной модели. Новые слои добавляются к объекту, пока он не будет напечатан целиком, или «произведен». Обычно технология состоит в добавлении связывающего агента к порошковому составу, который может включать нейлон, пластик, углеволокно, титан или нержавеющую сталь. Этот процесс известен как технология «аддитивного» производства в противоположность большинству существовавших ранее «субстрактивных» производственных процессов, которые предполагали обтесывание, обточку или ковку дерева, металла или иных материалов.

Технология 3D-печати была первоначально разработана в 1980-х и 1990-х годах для создания дешевых прототипов объектов до того момента, когда мастерские или фабрики освоят производство тысяч и более копий этих «реальных» объектов посредством субстрактивных процессов. Штучное производство прототипов очень дорогое, а 3D-печать его существенно удешевляет. Но после появления 3D-печати стало ясно, что производить можно намного более разнообразные формы и предметы.

Примерно пятая часть аддитивного производства сегодня – это производство конечной продукции, а не прототипов, и эта доля быстро растет85. Сегодня перечень объектов, которые можно напечатать, включает медицинские импланты, детали автомобилей, ювелирные украшения, футбольные бутсы под конкретную форму стопы, мебель, абажуры, батареи, детали летательных аппаратов, перчатки из нержавеющей стали, зубные коронки, велосипедные шлемы, мобильные телефоны с пользовательским дизайном и, вскоре, искусственные кровеносные сосуды86. Исследователи ожидают, что появится возможность печати целого крыла самолета или электромотора и даже целых зданий.

Эта производственная система обещает экономию на многих издержках, таких как подгонка объектов под требования конкретных заказчиков, печать или производство по требованию, способность с почти нулевыми издержками вносить небольшие модификации в продукты, экономия на сырье (поскольку остается мало отходов) и адаптация дизайна к требованиям местной среды. Также немаловажна возможность повторно использовать как оставшийся порошок, так и уже произведенные объекты87.

Но самую большую экономию обеспечивает тот факт, что объекты можно производить поблизости от потребителей; также потребители могут сами производить объекты на своих собственных «принтерах». Могут получить широкое распространение мастерские 3D-печати, расположенные на торговых улицах, в торговых центрах или в жилых домах.

В общем, появляется множество возможностей для существенно большей локализации производства. Для некоторых продуктов возможность отсканировать объект и затем сделать бесконечное число копий силами самих потребителей или недалеко от них приведет к значительному снижению издержек, а также сократит выбросы вредных веществ и потребление нефти ввиду отсутствия транспортировки (исходя из того, что примерно то же количество продуктов ранее производилось в других странах мира). 3D-печать может изменить правила игры, и возникнет совершенно новая «система», которая преобразит само понятие «производства». Андерсон говорит о ней как о «новой промышленной революции». По его словам, на основе технологии 3D-печати может сложиться система, которая обеспечит релокализацию производства и возможность организовать производство небольших объемов разнообразной продукции силами миллионов «создателей»88.

Следствием потенциально огромной экономии на транспортных расходах становится то, что в какой-то момент промышленные центры, предлагающие производство с низкими издержками (на пример, центры Дальнего Востока), утратят сравнительное преимущество в производстве объектов, которые, как описано выше, перевозятся в контейнерах за тысячи миль к рынку сбыта. Цифровые объекты можно перемещать практически бесплатно, хотя нефть остается основой для многих порошковых составов, используемых в процессе 3D-печати.

Как отмечает Джилс, все важнейшие инновации в науке и технологии имеют очень масштабные последствия, не сводимые к одной лишь «технике». Системные инновации, такие как рассмотренная здесь возможная трансформация производства, приведут к изменениям не только в технических продуктах, но также в «политике, пользовательских практиках, инфраструктуре, структуре отрасли, символических смыслах и т. д.»89. Журналы Te Economist и Wired единодушны в определении 3D-печати как потенциально новой социально-технической системы, «третьей промышленной революции», которая способна кардинально изменить масштаб и роль производства»90.

Заключение

В этой главе прослежено изменение природы производства и труда. Особое внимание уделено способам передачи труда и производства на аутсорсинг и в офшоры. Это стало возможным отчасти из-за фрагментации западных промышленных корпораций в сочетании с революцией в отрасли контейнерных перевозок, компьютеризованного управления поставками и приверженности доктрине свободной торговли. Модель бизнеса Walmart основана на протяженных цепях поставок, контейнеризации и офшорном производстве. В самом деле, сегодня крупнейшие корпорации занимаются розничной торговлей, но не имеют столь сложного разделения труда, какое свойственно производству. В завершение главы рассматривается вопрос о том, является ли 3D-печать, или аддитивное производство, той инновацией, которая вызовет новую длинную волну социально-технического развития «домашнего» производства. Как отмечают исследователи длинных волн, структура товаров и услуг, господствующих технологий, фирм и форм общественной деятельности на самом деле изменяется раз в пятьдесят лет. Способна ли технология 3D-печати вернуть домой часть труда, который на протяжении последних тридцати лет выводили в офшоры? Сможет ли исчезновение фабрик повернуть вспять процесс офшоризации труда? Дэвис утверждает, что 3D-печать создаст «высоко рассредоточенное производство», позволяющее размещать производственные системы в жилых домах, общественных центрах и местных фабриках. В главе 10 я обсуждаю возможность того, что эта технология вернет домой выведенные в офшоры системы, а также множество ее долгосрочных воздействий на размещение экономик и обществ в будущие десятилетия91.