Глава 4. Кадры решают всё
Кадры решают всё. Эту фразу следует держать в уме постоянно. Государство – это некоммерческая организация, а кадры, которые управляют государством, именуют чиновниками. Этот лозунг верен по сути, хотя и вброшен был для смены власти, для поднятия революционного духа в народных массах и т. п. Но, чем дальше, тем всё больше роль этого лозунга будет расти. С развитием гражданского общества традиционная роль чиновника, а именно его способность к мобилизации общества «на бой, на труд» ради собственного кормления, мельчает и на арену выходят другие принципы управления обществом. На арену выходят другие кадры.
Сегодня мы наблюдаем переходный период, когда через всенародные выборы разные люди попадают в различные органы власти и, «одурев» от счастья, начинают «ураганить» по странам и континентам, путешествуя на халяву и показывая себя.
Многочисленные международные политические тусовки уже просто походят на съезды туристов. Дошло до того, что в России в начале XXI века силовые структуры, шибко заинтересовались расходами губернаторов субъектов Российской Федерации на разного рода путешествия. Но не губернаторы первыми начали, просто, что вверху, то и внизу. Кроме того, общество уже достаточно неплохо регулирует само себя. Это называется самоорганизацией. А чиновник в таком обществе это уже не просто паразит, халявщик, тунеядец, но и счастливчик, снимающий последние пенки, пока общество ещё не разобралось что к чему и добровольно кормит паразитов. Можно открыть в Интернете любой принятый бюджет местного самоуправления и «получить удовольствие», изучая перечень бюджетных статей. Разворовывание в них даже не прикрывают, а, наоборот, выпячивают. Пока такая ситуация везде. Если бы мы писали о государственном управлении в любой из капиталистических стран, то написали бы прямо и грубо о том, что везде действовал и продолжает действовать платоновский социализм, укладывающийся в рамки фразы «элита, армия, рабы». Элите всё, армии столько, чтобы не разбежалась, рабам – ярмо на шею. Возразить нам сложно, так как любой наёмный труд – это рабский труд.
Кадровая политика, как и сами кадры в классической системе управления тоже классические и работают по принципу тотальной лжи, при которой пропагандируется командная работа, но вознаграждаются индивидуальные достижения, причём либо представителей элиты, либо армии. Рабов тоже подкармливают, выделяя из их среды потенциальных предателей и возводят их на пьедесталы.
Мировая христианская церковь тоже не сильно отстаёт от мирской власти. Обособившись в отдельные корпорации, самой мощной из которой является Ватикан, уютно устроившись под разными лозунгами, как, например, в России РПЦ «Россия Третий Рим, а иному не бывать», христианская церковь тоже стала академией веры, но только древнего Рима в его переходный период от язычества к инквизиции. Священники давно и напрочь забыли, что бог наш Иисус Христос говорил о любви, а не о корпорации, инквизиции, фарисействе и т. п. Он как раз с этими явлениями боролся. Но, каковы кадры, таков и приход.
Поэтому государственные и церковные примеры, хоть они и являются некоммерческими и общественно-религиозными организациями для нашего описания не подходят.
Кадровый состав общественной организации – это, прежде всего, то ядро, за которым идут члены организации; волонтёры. Ядро, благодаря которому увеличивается членство в организации; благодаря которому об организации распространяется хорошее мнение.
В общественной организации кадры работают не за страх, а за совесть. Эта кадровая особенность и отличает труд кадров в общественной организации от её академических аналогов руководителей и сотрудников.
Есть ещё одна особенность. В хорошей общественной организации нет иерархии «угнетения», когда «ты начальник, я дурак». А дураков соблазняют армейским лозунгом «служи дурачок – заработаешь значок».
Поэтому, если вы решили всерьёз создать кадровое ядро, которое поведёт общественную организацию к светлому будущему, то во все глаза смотрите на то, что сплачивает туристов, бардов, военных, шабашников, геологов, вахтенных рабочих и т. п. вольных тружеников, джентльменов удачи, наёмников и, естественно, политиков. Кроме сплочения на деньгах, страхе, условий и среды, в этих коллективах можно обнаружить массу общественных приёмов самоорганизации по выращиванию кадров и сплачиванию их в одну общественную группу.
Классика жанра – это туристы: общий труд и костёр, в котором вечером сгорают все накопившиеся конфликты и трудности пути. Неплохо работает и стрижка солдат – призывников наголо (под «Котовского»). Вроде пустяк, но эта ритуальная стрижка сначала объединяет солдат-неумех в одну команду для сопротивления внешнему «агрессивному» для них военному быту. А потом, когда до «дембеля» остаётся 100 дней, эта же ритуальная стрижка показывает, что солдат стал сильным до такой степени, что даже его одного и лысого трогать опасно. Причём, этот академический приём применяется везде, а не только в российской армии.
Что-то подобное, что всех делает одинаковыми в коллективе надо применять в общественной организации постоянно. Может быть не так радикально как в армии, но общий стиль одежды, общие выходные дни, проводимые вместе, общие обеды, ничего, кроме пользы, принести не могут.
Особенно этот совет относится к членам правления общественной организации. Общественная организация может быть очень большой, и чтобы её взбадривать Правление должно быть дружным и работоспособным, а это как раз и достигается общественными приёмами кадровой самоорганизации. Объединительным символом может стать галстук, значок, кепка, а приёмом, – еженедельное заседание Правления. Цель усилий в том, чтобы создать обстановку и условия для мышления «За», а не «Против» организации.
Это нелегко, но именно поддержанием единства, сначала Правления (кадрового ядра), а затем и всей организации и должны заниматься её кадры.
Трудности с кадрами бывают всегда и у любой организации. Поэтому интересны примеры выхода из кадровых тупиков. Например, в середине ХХ годов НТС переживал уход из состава союза целых групп единомышленников. Как шутили сами союзовцы «число бывших членов союза намного превосходит число настоящих». Именно в это время в Союзе утвердилось понятие «дежурные кадры»: это те члены Союза, кто на фоне всех тех, кто в нём когда-то был, и всех тех, кто в нём ещё будет, «несут вахту» сегодня. В итоге Союзу всё же удалось спаять в своих рядах обе, психологически очень разные, волны эмиграции. Около половины членов НТС в зарубежье после войны (1939-1945 гг.) были из второй волны эмиграции.
Довольно часто организация исчезает по причине неспособности руководства правильно определять возможности своих членов. В общественных организациях, как правило, нет сильного отдела по персоналу или отдела кадров, поэтому задача по работе с кадрами ложится на председателя правления и членов правления. Чтобы успешно справляться с задачей подбора кадров, нужно помнить несколько советов, в том числе и те, которые дал в своей статье «От «позитивных действий» к настоящему разнообразию» Рузвельт Томас – младший:
1. Разберитесь в своей мотивации.
2. Разберитесь в своём видении.
3. Старайтесь смотреть шире.
4. Проводите аудиты своей корпоративной культуры.
5. Измените свои допущения.
6. Модифицируйте свои системы.
7. Модифицируйте свои модели.
8. Помогите своим людям стать первопроходцами.
9. Примените специальный тест.
10. Продолжайте претворять в жизнь политику «позитивных действий».
Расшифровывать эти пункты мы не станем исключительно из вредности. Хотя наша вредность не идёт ни в какое сравнение с вредностью Рузвельта Томаса – младшего и особенно авторов прекрасных книг из серии «Проект Россия».
В чём тут дело. Россия нынче занимается «позитивными действиями» по старым лекалам западного мира, у Томаса – младшего этот совет стоит на последнем, 10 месте, а в России, он поставлен на первое. Да так поставлен, что даже Церковь стала призывать к свершению совсем малых дел: деревце посадить, домушку построить… Это на одной шестой части суши и при малочисленности населения. Поэтому, россиянам сначала необходимо понять, где их «развели» и задуматься над пунктом первым, – как обустраивать Россию. От обустройства частного огорода пора переходить к обустройству всей страны. Всё-таки страна первична, а в ней уже можно укреплять личные подворья. Это вопрос принципиальный. Томас, хоть и младший, но умный. У них всё как у нас, младшего зовут Томас и он умный, а у нас младший, всегда Иван – дурак, но он то, как раз и самый главный, как и у них.
При работе с кадрами, как и в мониторинге народного настроения мелочей нет. В армии самым опасным состоянием является затишье. В стране тоже. Поэтому наиболее развитые страны и взбадривают своё население разными локальными конфликтами, небольшими революционные всплесками, как направленными «пожарами», экономическими кризисами. Разум народа должен кипеть или хотя бы булькать. Народ должен плыть, барахтаться, иначе утонет.
Конец ознакомительного фрагмента.