Глава 2. Создание свода правил деятельности общественной организации или когда и с чего начать
Устав – это первый серьёзный документ вашей деятельности. Именно вашей деятельности. Если вы ещё плохо осознаёте что такое ваша деятельность, и понимаете её как работу в огороде, в гараже, с максимальной выгодой для себя и такого же максимального нанесения вреда соседям, то Устав вам не нужен.
Если же вам захотелось создать крепкое садовое общество, если же вы замахнулись на большее, например, коротая время после трудовых подвигов с друзьями за игрой в карты, решили создать свой покерный, дамский, мужской клуб, то над Уставом пора задуматься.
Одним словом Устав вам становится необходим, если вы решили упорядочить свою деятельность и деятельность своего ближайшего окружения, и придать ей все необходимые атрибуты серьёзного дела: дисциплину, ответственность, планирование, отчётность, контроль и т. д.
Следовательно, и документ должен быть выдержан в рамках требований предъявляемых к официальным документам, и лучше, если это будет документ такого же высокого уровня.
Так, например, в Министерстве юстиции, а это главное министерство в любой стране, так как стоит на страже законов, определяющих жизнь в ней, есть специальные правила подготовки документов, которые утверждаются специальными распоряжениями.
Когда решение о создании организации принято, надо переходить к разработке Устава.
Примеры учреждения общественных организаций
Примеры взяты из деятельности русской эмиграции, так как именно ей, в агрессивной среде «на чужой стороне», легально удавалось создавать работоспособные общественные организации.
1. «6 апреля 1924 года, инициативная группа гвардейских генералов собрала первое общее собрание чинов гвардии в изгнании, на котором присутствовало 150 участников. После первых двух заседаний представителей гвардейских полковых союзов, было решено соединить их в одну национальную общественную организацию, создав её в сердце Франции, её столице; они зарегистрировали в префектуре Парижа «Гвардейское Объединение»… Первым председателем Гвардейского объединения стал заслуженный генерал П.М. фон Кауфман-Туркестанский, современник и соратник легендарного генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Впоследствии Объединение вошло отдельной составной частью в РОВС.
Целью созданного Гвардейского объединения было укрепление взаимоотношений между разбросанными эмигрантской жизнью на чужбине гвардейскими офицерами. Другой целью являлось составление исторических очерков о прошедших годах мировой войны, революции и Гражданской войны на основании воспоминаний ещё живых и здравствующих очевидцев этих событий, в поминовении памяти погибших и скончавшихся товарищей, в передаче духа и традиций русской Императорской Гвардии грядущим поколениям молодой эмиграции.
Благодаря авторитету первых руководителей Гвардейского объединения и их последователей, в работе исторической комиссии были сделаны некоторые успехи, а в жизни гвардейцев сложился новый, хороший обычай в день Святого Апостола Первозванного 30 ноября/13 декабря по новому стилю служить молебен с поминовением усопших… После богослужения проходили товарищеские обеды офицеров, на которые не приглашались, по обыкновению, «полковые дамы». Иногда на них прибывали великие князья; особенно часто это были «Владимировичи» – Борис и его младший брат – Андрей. Судьба уготовила ему стать уже в 1950-е годы председателем Гвардейского Объединения. В канун Рождества Христова для семей членов Гвардейского Объединения устраивался зимний бал, стараниями распорядительного комитета Объединения, а весной, на Светлое Христово воскресенье в объединении проводились пасхальные встречи. Скромная прибыль от этих балов и встреч шла на благотворительные цели, служа некоторой помощью нуждающимся членам объединения, а также отчислялась на лечение или погребение усопших чинов.
Гвардейцы принимали участие в праздновании юбилеев своих полков, в частности, широко были отмечены 200-летие Лейб-гвардии Измайловского полка и 200-летии Конной гвардии. По традиции представители других лейб-гвардейских команд готовили поздравительные адреса виновникам торжеств и памятные сувениры, такие, например, как серебряная чарка, подаренная кирасирами измайловцам» /О.Г. Гончаренко, Белоэмигранты между звездой и свастикой, Москва, изд. «Вече», 2005, с. 98/.
Создавая свод правил своей общественной организации, её учредители, довольно часто заимствуют их у структур, под крылом которых они создаются. Например, к таким общественным организациям можно отнести все ветеранские организации, все фонды содействия и пр. В качестве примера, такого неоригинального мышления можно привести взаимодействие белой эмиграции с государственными учреждениями Германии.
2. «В 1935 г. В третьем рейхе, по данным гестапо, насчитывалось около 80 тыс. эмигрантов из России. В 1936 г. Их стало примерно 100 тысяч по сведениям Министерства церковных дел. Поиски русской эмиграцией в Германии своего места в дальнейшем историческом развитии, постепенно привели к появлению в её идеологии новых концепций… Осуществить его на данном историческом отрезке времени казалось им наиболее возможным и путём, предлагавшимся национал-социалистами. В данном случае фашизм воспринимался российскими эмигрантами в качестве возможной альтернативы советскому строю; его агрессивный антикоммунизм виделся им как единственно возможный инструмент борьбы с большевизмом… В самой Германии, накануне Второй мировой войны, и, начиная с ещё с 20-х годов, существовало несколько организаций русских фашистов. Самая большая из них называлась «младороссами»… В 1923 г. В Мюнхене был основан союз «Молодая Россия»… Союз отстаивал новый тип тоталитарной монархии, борьбу против масонства и международного капитала, а также стиль жизни, представлявшийся молодым людям единственно полноценным:
«жизнь, полную крови, огня и самопожертвования» /О.Г. Гончаренко, Белоэмигранты между звездой и свастикой, Москва, изд. «Вече», 2005, с. 175/.
В 1935 г. русским немцем А.П. Пельхау-Святозаровым в Германии было создано «Российское освободительное народное движение» (РОНД). В его организации насчитывалось около 200 штурмовиков по образцу германской нацистской партии. РОНД основал три своих издания – «Голос РОНД», «Пробуждение России» «Девятый вал» /О.Г. Гончаренко, Белоэмигранты между звездой и свастикой, Москва, изд. «Вече», 2005, с. 177/.
Создавая организацию, задумываясь над её миссией, над её стратегической и тактической деятельностью, всегда полезно помнить о том, что когда государственные учреждения и некоммерческие организации работают честно, они очень эффективны. И они должны быть эффективны, поскольку им поручаются самые важные социальные функции: образование, духовное развитие, охрана здоровья и т. д.
Проблема в том, что заставить их работать честно – трудно.
Ситуация может доходить до маразма, который начинает проявляться в попытках заместить государственные учреждения общественными не по факту стремления к улучшению государственной деятельности, а по факту роста государственных проблем, которые всегда имеют под собой слабый кадровый состав.
Профессор кафедры делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса Регина Херцлингер определяет четыре категории таких проблем.
К первой она относит – бесполезные учреждения, то есть те, которые не выполняют свои социальные функции. Таких учреждений на просторах современной России возникло очень много. Причём они определяются уже на уровне названий.
Например, Министерство образования и молодёжной политики… или Министерство культуры, спорта и туризма и т. д. Нетрудно заметить, как чья-то не умная голова (а может умная, но чужая) «сливает» в одно Министерство разные отрасли государственной деятельности. При этом, например, такое нужное министерство, как Министерство просвещения (оно было в СССР и есть в США), в России было ликвидировано!?
Ко второй категории относятся неэффективные учреждения – те, которые тратят деньги практически впустую. В России сегодня это – «наше всё»: ЖЭКи, муниципальные школы, все обирающие население муниципальные учреждения и т. д. Это не голословно. Качество образования ухудшилось, качество здравоохранения ухудшилось, количество населения сокращается, деревни исчезают тысячами и т. д. Неспособность высшего государственного аппарата заставить через нормативы, стандарты, законы эффективно работать свои учреждения – это большая государственная проблема.
К третьей категории относятся учреждения, где руководители заинтересованы в своём личном обогащении. Сегодня в России воруют так, что нет ни дня, чтобы россиян не развлекали первые лица государства, то «борьбой с коррупцией», то «оборотнями в погонах» и т. д. Здесь на лицо все признаки тотального воровства, но пока такая жизнь устраивает все стороны этого процесса.
К четвёртой категории относятся учреждения, идущие на чрезмерный риск. В России таких учреждений нет. Любой провальный проект, например, муниципальный «долгострой», или научный, типа «Сколково», и т. д., списывается на счёт государственного бюджета без наказания виновных. А значит, и риска нет. Россиян, которые, этот бюджет наполняют, заклинают словами: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Россиянам это нравится. Вот и славно. Каков Устав, таков и приход.