Вы здесь

От Нигера до Нила. Дневник экспедиции 1904—1907 гг. Впервые на русском языке. Том 2. ГЛАВА XXII. ВВЕРХ ПО РЕКЕ ШАРИ ДО ГУЛЬФЕ (Бойд Александер)

ГЛАВА XXII. ВВЕРХ ПО РЕКЕ ШАРИ ДО ГУЛЬФЕ

Когда человек приближается к дельте реки Шари, он видит голую скалу Хаджа-эль-Хамис («Скала-слон»). Она находится примерно в трех милях от озера и поднимается на высоту 800 футов, по форме и внешнему виду, она напоминает скалу Вазе (см. фото в первом томе). Кури-будума говорят, что за семь лет до этого воды озера подошли к скале и подмыли ее подошву.

26 мая мы достигли устья реки, всего через три месяца после того, как отправились пересекать озеро. Было быстрое встречное течение и сильный ветер, который вызвал довольно высокие волны потому, что мы теперь имели под килем 8—10 футов воды. Шесты были заменены на весла, так что «бои» не так сильно могли контролировать лодки, и не понимали необходимости держать их «носом на волну». Следовательно, мы не один раз были близки к кораблекрушению. Река в дельте распадается на пять рукавов, из которых два крупнейших называются Ламкабу и Суве. Первый – основной рукав, и на данный момент имеет глубину 3 фута.

Невозможно описать великую радость, которую я испытал, когда мы вошли в рукав реки и увидели твердую землю с обеих сторон. После того, как я преодолел лабиринт озера, у меня появилось чувство, что я утопил все мои проблемы в его водах, и началась новая фаза, полная перспектив для экспедиции.


Хаджа-эль-Хамис («Скала-слон»)


То же чувство охватило людей, когда лодки коснулись берега реки. Оделай (лодочник) выпрыгнул, взял кусочек земли в рот и съел его. Мужчины после того, как отбросили свои шесты, дико кричали и разбрелись по песчаной отмели. Никакой живности не было, чтобы увидеть нашу радость, за исключением диких гусей и уток, которые были обращены в бегство.

После того, как насладились нашим обедом, мы неторопливо осмотрели реку на милю вверх по течению и разбили лагерь на ночь; самую мирную из всех, которые я провел в последнее время потому, что под яркими звездами не было комаров.


Гульфе (расположен на реке Шари на полпути от устья до Нджамены)


Кури-будума


27 мая мы достигли точки, расположенной на восемь миль вверх по реке от озера, где Суве покидает вправо главный поток. Здесь я покинул лодку и спустился по высохшему руслу канала примерно в полумиле от Джимтило, деревни, населенной в основном арабами племени бенисетт. Но в ней также живут несколько котокос. Рядом есть поселение кури-будума, которые живут отдельно. Хижины в деревне построены по арабскому типу – большие купола из тростника, похожие на хижины шуа, но кури строят похожие на цыганские шалаши маленькие укрытия для своих детей, чтобы те могли там спать. Существует еженедельный рынок, на котором продаются большие количества сушеной рыбы, привезеннай из Кури-Багаса. Рынок связан с озером узкими водными путями, которые прорезаны через пояса высоких тростников, и которые почти невозможно было бы обнаружить без предварительного знания об их существовании. В этот Кури-Багас будума привозят рыбу, совершая трехдневное путешествии со своих островов.

Кури по типу различаются от других будума в нескольких чертах. У них длинные носы, и у них нет толстых губ, характерных для других будума. Также кури не обладают высоким, почти дискантным голосом будума. У будума дискантный голос настолько замечателен, что, принимая его в сочетании с другими особенностями, такими как их большой рост, изящный внешний вид и робость, а также их малонаселенные деревни и небольшое количество женщин (ни у кого, кроме качеллы и у главных людей нет жен), я задавался вопросом, не связано ли это с тем, что у островных будума применяется обычай кастрации для предотвращения перенаселения их небольших островов. Эта идея еще больше укрепилась по причине, вызванной при виде медного полумесяца, который многие из вождей носят в одном ухе, о котором мне сказали, что этот знак был вставлен в ухо детстве, чтобы отметить только одного из двух или более сыновей вождя. Именно он имеет право продолжать род. Интересно также отметить в связи с этой темой, что туземцы устья Шари используют термин «будума» как эпитет презрения к человеку. Такая теория, кажется, объясняет быстро сокращающееся количество людей этого народа, который, как полагают, существовал на озере более 300 лет, не терпя потери населения от войн с другими племенами; хотя, конечно, следует признать, что их привычка к близкородственным бракам также приводит к низкой рождаемости.


Рыболовецкая партия кури-будума


В их застенчивости по отношению к незнакомцам все будума похожи. Гослинг, который до моего приезда дошел до устья реки из Форт-Лами (ныне Нджамена), чтобы выяснить, не может ли он получить известие обо мне, записал в своем дневнике следующую заметку о кури. «На песчаном берегу я столкнулся с некоторыми из этих рыбаков – вероятно, партией, которая не смогла вернуться на свой остров из-за малой глубины воды. У них было три каноэ. Я не смог с ними поговорить, поскольку они вели себя очень робко и застенчиво. Я пошел дальше, и не удалившись далеко, вернулся, надеясь увидеть их на обратном пути. Но они исчезли вместе с каноэ и всем своим имуществом».

Конец ознакомительного фрагмента.