Вы здесь

От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах. Ответы к первой главе. Италия (Ю. П. Вяземский, 2015)

Ответы к первой главе

Италия

Леонардо да Винчи

Ответ 1.1

Ивана Третьего, Великого.

Ответ 1.2

Боттичелли не любил пейзажи. Он говорил: «Достаточно бросить губку, наполненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. В таком пятне можно увидеть всё, что ищешь: моря, облака, леса…»

Леонардо так не считал.

Ответ 1.3

Чтобы Мона Лиза улыбалась во время сеансов, Леонардо постоянно нанимал музыкантов и шутов.

Дорого обошлась художнику эта всемирно известная улыбочка!

Ответ 1.4

Мона Лиза была неаполитанкой.

Ответ 1.5

В монастыре Санта-Кроче Леонардо занимался анатомическими исследованиями на трупах казненных, параллельно с «Джокондой» работая над медицинским сочинением, – контраст вполне в духе да Винчи.

Ответ 1.6

На самом деле герцог был поклонником живописи Леонардо, и от да Винчи ему нужны были живописные работы. Но когда к художнику обращались с просьбой писать только картины, он, как правило, норовил отказаться.

Ответ 1.7

Леонардо сказал настоятелю: я ищу образ Иуды, но если меня будут торопить, я, пожалуй, помещу на фреску твою голову.

Ответ 1.8

«Живопись – это поэзия, которую видят».

Ответ 1.9

«Все видимые вещи, – объяснял Леонардо, – были порождены природой, и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы и родственницей Бога».

Ответ 1.10

«Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Первое – легко, второе – трудно».

Ответ 1.11

«Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают», – объяснял Леонардо.

Ответ 1.12

Живописец должен «иметь душу, подобную поверхности зеркала, которая преобразуется во столько разных цветов, сколько цветов у противостоящих ей предметов».

Ответ 1.13

Мотора.

Ответ 1.14

Золото.

Ответ 1.15

Художник внимательно наблюдал за жестами, позами и мимикой своих гостей, а после их ухода спешно все зарисовывал углем, пером или кистью.

Ответ 1.16

Цель была единственной – выпустить птиц на свободу. Великий мастер любил и жалел птиц.

Ответ 1.17

Король Франции Франциск Первый.

Ответ 1.18

Фаворитка Людовика XIV маркиза де Ментенон велела уничтожить картину как безнравственное произведение.

Поразительное целомудрие!

Микеланджело Буонарроти

Ответ 1.19

По словам Микеланджело, он всосал его с молоком кормилицы. Та была женой каменотеса в Сеттиньяно.

Ответ 1.20

Били за то, что в школе он плохо учился и все время рисовал.

Отец и дядя ненавидели живописцев и считали позором, что их мальчик страдает этой дурной наклонностью.

Ответ 1.21

Пьеро Медичи велел ему вылепить во дворе дворца статую из снега.

Ответ 1.22

Микеланджело, узнав об отказе Леонардо, тут же забрал камень себе и сделал из него прославленного Давида.

Ответ 1.23

По свидетельству биографа знаменитых итальянских живописцев Джорджо Вазари, Микеланджело, стоя в соборе среди многих людей, рассматривавших его шедевр, вдруг услышал: «Разве вы не знаете автора? Да это наш Гоббо из Милана».

Следующей ночью Микеланджело пробрался в храм и вырезал на мраморе свое имя.

Ответ 1.24

Папа запретил Микеланджело ваять и заставил расписывать Сикстинскую капеллу. И хотя Микеланджело страшно огорчался и кричал, что он не живописец и писать красками не умеет, родился шедевр мировой живописи.

Ответ 1.25

Стоя на лесах, Микеланджело стал швырять в римского папу доски.

Ответ 1.26

От росписи потолка у художника повредилась шея, так что длительное время он мог читать, только держа книгу над головой.

Ответ 1.27

Это не рожки, а скульптурный символ божественных лучей.

Ответ 1.28

«Я имею власть от Бога связывать и разрешать грехи на земле и на небе, – рассмеялся папа римский. – Но в аду я бессилен – из ада нет спасения».

Ответ 1.29

Главные фигуры «Страшного суда» Микеланджело были обнаженными. Папе это показалось неприличным. Он велел их «одеть»…

Ответ 1.30

Микеланджело хотел выполнить работу совершенно бесплатно, «во славу Божию».

Ответ 1.31

«Хорошая живопись – это как бы сближение, слияние с Богом. Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы» – так считал Микеланджело.

Ответ 1.32

«Надо взять хороший мрамор и отсечь от него все лишнее».

В своем сонете Микеланджело объясняет:

«И высочайший гений не прибавит

Единой мысли к тем, что мрамор сам

Таит в избытке…»

Ответ 1.33

«Как шпора коню – так для меня красота человеческого лица. Ничто на свете не приносит мне такой радости», – признавался великий Микеланджело.

Ответ 1.34

Древнегреческого скульптора Фидия, творца Зевса Олимпийского – одного из семи чудес света.

Ответ 1.35

Микеланджело верил в чудодейственную силу молитв. Он говорил, что молитва помогает лучше всяких лекарств, приносит человеку не только здоровье, но также талант и гений художника.

Ответ 1.36

Чтобы работать по ночам. Колпак представлял собой картонный шлем со свечой, чтобы свет падал на работу, а руки были свободны.

Ответ 1.37

Кошки и куры.

Ответ 1.38

Шекспир.

Рафаэль Санти

Ответ 1.39

Мальчик был долгожданным и единственным сыном Джованни. Рафаил – один из архангелов, спутник и защитник избранных людей.

Ответ 1.40

«Картины других художников, – пишет Вазари, – можно назвать картинами. Картины же Рафаэля – сама жизнь, ибо в его фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение сердца в самом мимолетном ощущении, словом – оживленность всего живого».

Ответ 1.41

Церковь Святого Сикста.

Рафаэль стал писать для нее свою «Сикстинскую Мадонну».

Ответ 1.42

Лев X собирался сделать его кардиналом, хотя прекрасно понимал, что по своим наклонностям Рафаэль меньше всего похож на монаха.

Ответ 1.43

В этот день Рафаэль скончался. В день своего рождения. В Страстную пятницу.

Ответ 1.44

Силы великого художника были истощены напряженной работой и непрерывными любовными свиданиями. Рафаэль себя плохо чувствовал. Врачи пустили ему кровь… Рафаэль умер.

Ответ 1.45

Достоевский.

Ответ 1.46

В Дрезденской галерее.

Тициан Вечеллио

Ответ 1.47

Тициан отказался приехать, назвав Рим «пристанищем зависти, ненависти, унижения».

Ответ 1.48

«Вам не нравится картина? Хорошо, я ее забираю, – заявил Тициан. – Недавно у меня был австрийский посол, который хочет купить эту картину за двойную цену».

Ответ 1.49

Император Священной Римской империи Карл V за первый портрет его императорского величества.

Ответ 1.50

Император поднял кисть и сказал: «Тициан заслуживает того, чтобы ему служил цезарь».

Ответ 1.51

«Ваше величество, чтобы не спутать ничего, я когда пишу, так уж я пишу».

Ответ 1.52

Сына Карла, Филиппа, надо было женить на английской принцессе Марии Тюдор. Тициан должен был написать такой портрет инфанта, чтобы Мария сразу в него влюбилась.

Ответ 1.53

С этой булочницы Тициан написал свою знаменитую «Кающуюся Магдалину».

Ответ 1.54

Современники сообщают: «Последние ретуши он наводил легким ударом пальцев по поверхности написанного тела… воистину к концу он писал более пальцами, нежели кистью».

Ответ 1.55

За то, что «вблизи его картины невозможно смотреть, и только издали они кажутся совершенными».

* * *
Ответ 1.56

Во Францию переехал Леонардо да Винчи, и все стали ему подражать, в том числе и король Франции Франциск Первый.

Ответ 1.57

Джорджоне умер от холеры. Все вещи покойного, включая картины, вынесли на улицу и бросили в костер. Обгоревшую картину чудом вытащил из костра друг живописца.

Ответ 1.58

Питти, Академия и Барджелло (Дворец полицейской стражи).

Ответ 1.59

Трезини был первым архитектором Санкт-Петербурга.

Ответ 1.60

Сикстинская капелла, потолок которой был расписан Микеланджело.

Дзержинский долго не мог оторвать взгляда от великой живописи.

Ответ 1.61

Амадео Клементе Модильяни.

Испания

Эль Греко

Ответ 1.62

«Если бы эта фреска была сброшена на землю, то я мог бы сделать другую, более приличную и более благопристойную, не уступающую ей по живописи», – заявил Эль Греко.

Ответ 1.63

Художник поклялся, что будет правильно переводить всё, о чем пойдет речь в судебном заседании.

Эль Греко был приглашен в качестве переводчика.

Ответ 1.64

Мигель де Сервантес Сааведра и Лопе де Вега.

Веласкес

Ответ 1.65

Фаворит короля, его первый министр, Оливарес Дон Гаспар де Гусман и Пименталь Рибера и Веласко де Товар, граф Оливарес и герцог Санлукар-ла-Майор, гранд Испании был родом из той же самой Севильи и набирал себе, как сейчас говорят, «севильскую команду».

Ответ 1.66

Французские импрессионисты за эти пейзажи объявили Веласкеса своим предшественником, а многие исследователи без всяких оговорок пишут об импрессионизме Веласкеса.

Ответ 1.67

Веласкес отослал цепь обратно, заявив, что он не художник, а слуга короля Испании.

Ответ 1.68

«Фрейлины».

Ответ 1.69

Личное кресло короля. У Филиппа IV был собственный ключ от мастерской художника. Почти ежедневно он отпирал им дверь мастерской, садился в предназначенное только ему кресло и смотрел, как работает Веласкес.

Ответ 1.70

«Они оказывают мне большую честь, – сказал Веласкес. – До сих пор мне не приходилось видеть ни одной хорошо написанной головы».

Ответ 1.71

Хуану похоронили через семь дней после смерти Диего Веласкеса, рядом с мужем. Она не могла без него жить.

Ответ 1.72

Портрет папы римского Иннокентия Х.

Гойя

Ответ 1.73

Гойя изобразил в виде ангелов всем известных в ту пору легкомысленных испанских красавиц.

Ответ 1.74

«Красотка».

Пикассо

Ответ 1.75

Первым произнесенным звуком было «piz», означающий настойчивую просьбу дать ему lapiz, карандаш.

Пикассо начал рисовать задолго до того, как стал говорить.

Ответ 1.76

Грибами.

Ответ 1.77

«Пустяки! В конце концов она станет такой, какой я ее изобразил».

Через много лет все стали восхищаться поразительным сходством Гертруды Стайн с ее портретом.

Ответ 1.78

Пикассо жил в одной комнате со своим другом, художником Максом Жакобом. В комнате была только одна кровать. Макс спал ночью, Пабло – днем. Пикассо работал по ночам при свете керосиновой лампы; он вешал ее над головой, а сам при этом на корточках трудился над полотном, поставленным на пол.

Ответ 1.79

Пикассо венчался с Ольгой Хохловой, русской балериной.

Ответ 1.80

«Испанцу никогда не бывает холодно».

Ответ 1.81

«Нет, ваша».

Ответ 1.82

«Когда я был в их возрасте, я мог рисовать, как Рафаэль, – заявил Пикассо. – Но мне понадобилась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как они».

Ответ 1.83

Дору Маар, свою гражданскую жену, и афганскую овчарку Казбек – ее вытянутый профиль с чувствительным носом можно было узнать в человеческих лицах, написанных художником.

Ответ 1.84

Голову совы.

Пикассо любил изображать сов, а не только голубей.

Ответ 1.85

Пикассо поместил Сталина в букет цветов. В адрес художника был высказан официальный упрек за недостаточную реалистичность образа «великого вождя всего прогрессивного человечества».

Сальвадор Дали

Ответ 1.86

«Шести лет от роду я мечтал стать поваром. В семь захотел сделаться Наполеоном. С тех пор тщеславие мое непрерывно растет», – писал знаменитый художник.

Ответ 1.87

В так называемом театре оптических иллюзий Дали якобы увидел свою будущую жену и музу: русскую девочку, среди снегов, на санках, в короне из маленьких куполов, похожих на луковицы, которую, по его словам, «в тот же миг полюбил».

Ответ 1.88

Дали говорил, что фамилию свою он унаследовал от алжирского пирата Дали Мами, некогда взявшего в плен самого Мигеля де Сервантеса Сааведра.

Ответ 1.89

В 1929 году Дали встретил Елену Дмитриевну Дьяконову – Гала, как он ее называл, свою великую и единственную любовь, свою жену и музу. Картины он стал подписывать «Гала-Дали» и утверждал, что благодаря своей возлюбленной осознал свою художественную самобытность.

Ответ 1.90

По словам Дали, Франция – самая рационалистическая в мире страна, а Испания – самая иррациональная и мистическая. Только в Испании мог родиться гений сюрреализма.

Ответ 1.91

«Я пришел к выводу, что он святой», – заявил Сальвадор Дали.

Ответ 1.92

«Какой классический образец! – сказал создатель психоанализа. – Типичный испанец. Фанатик до мозга костей!»

Ответ 1.93

Гитлер, утверждал Дали, был великим мазохистом, потому что он развязал новую большую войну только ради желания ее проиграть и быть погребенным под развалинами империи.

Ответ 1.94

«Сюрреализм – это я».

Гауди

Ответ 1.95

Хосе Мариа Бокабелья, главе ассоциации, которая собрала средства на строительство собора, приснился сон: во сне ему явился молодой архитектор с пронзительно голубыми глазами, который-де должен создать шедевр мировой архитектуры.

Через несколько дней Бокабелья столкнулся с Гауди и тут же понял, что именно ему надо поручить строительство собора.

Ответ 1.96

Один из строителей втайне от Гауди занял укромный уголок стройплощадки под огород, где стал выращивать продукты для своей семьи.

Обнаружив грядки, архитектор разрешил всем остальным рабочим следовать этому христианскому примеру земледельческого труда.

Люди благодарили архитектора и делились своим урожаем.

Ответ 1.97

«Листья салата-латука, – говорил Гауди, – с их гофрированной поверхностью обладают большей площадью, чем другие, более гладкие овощи».

Ответ 1.98

Гауди создавал знаменитую скамейку в Парке Гуэля – знаменитом парке в верхней части Барселоны.

Ответ 1.99

«Хочешь стать умным человеком? Будь добрым», – говорил Гауди.

* * *
Ответ 1.100

Руководитель посольства исправил испорченные полотна, а безнадежно погубленные произведения заменил двумя полотнами собственной работы.

Звали его Петер Пауль Рубенс.

Ответ 1.101

Пабло Пикассо.

Ответ 1.102

Пабло Пикассо.

Ответ 1.103

Принято считать, что городок Фиделе является местом рождения Доменико Теотокопуло, великого испанского художника, более известного под именем Эль Греко.