Вы здесь

Отношение к старшим. Из серии «Сказочная педагогика». Сказки в действии (Виктор Кротов)

Сказки в действии

В этом разделе собраны десять сказок, рекомендуемых для использования в рамках темы выпуска. К каждой из сказок даны два комментария после неё. Однако эти комментарии ориентированы не только на конкретную сказку, но и намечают общую методическую канву принципов и возможностей сказочной педагогики. Первый комментарий посвящён содержанию сказки. Второй – возможностям её освоения.

Особое значение имеют вопросы к сказке. Они предназначены для общения с детьми на затронутую тему. О том, как пользоваться этими вопросами, подробнее сказано в разделе «Как работать со сказкой».

Сказка 1

Бабочкины крылья

Милона была и в самом деле очень милой девочкой. Внешне – уж точно. Светлые, почти светящиеся волосы, очаровательное личико. Весёлая, быстрая, обожающая позировать перед фотоаппаратом… Вот только чересчур уж своевольная.

Маму попросит:

– Вымой посуду, пожалуйста.

– Не могу сейчас, – заявляет Милона. – У меня другие планы. Попозже вымою.

Ну, до попозже и мама ждать не станет, и сама Милона забудет.

Папа предложит:

– Давай вместе книжку почитаем.

Милоне, может и хочется даже, но непременно скажет что-нибудь вроде:

– Нет, я во двор иду, с девочками играть.

Всё ей хотелось по-своему делать. «И что взрослые такие приставучие? – думала она. – Вот бы вообще самой пожить».


Шла она однажды прямо по какому-то газону (очень любила ходить там, где не велено) и видит – бабочкины крылья лежат. Просто крылья, а самой бабочки нету. Большие крылья, узорчатые, словно новенькие.

«Вот бы мне такие крылья, – пришло Милоне в голову. – Уж я бы летала где захочется. И никто не говорил бы мне что делать».

Подняла она крылышки с земли, а они у неё в руках расти стали. Да и не только они. Всё вокруг необычно увеличилось. Нет, это она уменьшилась так, что крылья ей впору оказались. Раз так, Милона и надела их. Приспособилась – и взлетела!

Как же здорово порхать самой по себе куда захочешь. Все цветы на лугах – для тебя. Все колоски на полях – для тебя. Любой листочек на любом дереве или на кустике готов стать твоей посадочной площадкой.

А знаете, какого вкуса нектар? У него тысяча разных вкусов – в зависимости от того, из какого цветка его пить. Сначала Милона жалела, что у неё нет специального хоботка для добывания нектара, но потом догадалась сделать себе трубочку из тонюсенькой травинки.

Никто-никто не говорил Милоне что делать. Разве что ветерок иногда подсказывал, куда лететь.


Но вдруг совсем рядом с ней раздался громкий ЩЁЛК!

Это громадный вороний клюв щёлкнул, пытаясь поймать её, Милону. Девочке-бабочке стало совсем не по себе, и она впервые задумалась, а нужны ли ей бабочкины крылья.

Она перелетела в низинку, где не было ворон и села отдышаться на упругий лист лопуха. Качаться на лопухе было приятно, ничуть не хуже, чем на прыгательном надувном батуте.

Воронья угроза миновала, и Милона снова радовалась бабочкиному житью.


А потом вдруг она услышала тихий ЧМОК. Совсем рядом промелькнула летящая в воздухе змейка, вслед за которой возле лопуха приземлилось что-то вроде бегемота.

– Караул! – закричала Милона неизвестно кому и взвилась в воздух. – Жаба!..

Да, это была громадная жаба, которая сначала пыталась зацепить бабочку своим длинным языком, похожим на змейку, потом прыгнула, а теперь явно была не прочь попробовать атаковать её снова.

Бедная Милона вылетела из низинки полная ужаса. Ведь жаб и лягушек там было великое множество. Но ворон и других птиц, готовых щёлкнуть клювом, чтобы изловить бабочку, тоже было немало.

Она села на тропинку, согретую солнышком, и это было приятно. Бабочка замерла, раскрыв крылья.

И тут – ГАВ! – на неё прыгнул лохматый чёрный щенок. Милона вспорхнула вовремя, но щенок долго ещё гонялся за ней, чрезвычайно довольный такой забавой.

Всё это вовсе не забавляло Милону. Она металась из стороны в сторону, пытаясь понять, где безопаснее, и вдруг…

ХЛОП!

И она оказалась в плену. Какой-то красный колпак накрыл её, и чьи-то большие страшные руки сминали его с другой стороны стараясь нащупать Милону.

Нет! Всё! Не могу больше!

Милона торопливо скинула бабочкины крылья, и всё вокруг стало уменьшаться. Вернее, Милона возвращалась к своему прежнему росту.


И вот она стоит недалеко от их дачного домика. На голове у неё почему-то красуется её собственный красный сачок, за деревянную ручку которого держится папа, а рядом – мама. И дедушка с бабушкой. И все с сачками.

– Ура! Поймали!.. – почти хором закричали они.

А Милона – бросилась их всех обнимать. Никогда ещё она так не радовалась, что её поймали.


Ах, с каким удовольствием после этого приключения она мыла посуду по первой маминой просьбе (говорят, иногда даже и без просьбы, но лично я этого не видел)! С какой радостью участвовала во всём, что ей предлагал папа!

Только осталась у неё с тех пор некоторая особенность. Как завидит ворону или жабу, отбегает подальше. На всякий случай.

Родительский сачок

Кто из нас не мечтал о крыльях! Кому не хотелось полетать, особенно в детстве! А тут родители, воспитатели… Разве полетаешь?

Оберегающие функции взрослых понятны… – самим взрослым. Если же пуститься объяснять их детям на полном серьёзе, то получится чистое устрашение. Да, можно упасть и покалечиться. Да, встречаются в жизни похитители детей. Да, происходят автомобильные аварии. Но всё это бывает редко, а запугать ребёнка можно навсегда (не будешь ведь сопровождать эти мрачные картины вероятностными оценками). Некоторые предпочитают более абстрагированные страшилки: серого Волчка, милиционеров, Бабая… Раньше лешие и водяные в ходу были, но вряд ли это намного лучше.

Поэтому заглянем в сказку. Малыш всё же не бабочка, у него нет оснований бояться, что его склюёт ворона, слижет жаба или затопчет щенок. Так что игра не страшная. А вот представление о том, что родительский сачок (о котором все дети заботливых родителей прекрасно знают) может порою оказаться очень даже полезным, в этой сказочной игре будет вполне естественным. Оно может посодействовать более спокойному отношению детей к тем разнообразным сачкам (в переносном смысле слова), которыми взрослые то и дело машут.

Разные узоры бабочек

В связи с этой сказкой можно устроить художественную игру «Мои крылышки», которая станет одновременно и неплохим психологическим экспериментом. Вырежем из листа бумаги контур бабочки (главное в нём – распахнутые крылья). А потом вырежем по этому шаблону столько контуров, сколько у нас детей. Раздадим эти листы в форме бабочки, чтобы устроить особый сеанс рисования.

– Это твои крылья, – скажем каждому, кто участвует в игре. – Нарисуй на них то, чем ты любишь заниматься. Или, если хочешь, – своих друзей, любимых героев книг или фильмов. В общем, всё, что тебе интересно. Чтобы на этих крыльях был твой узор, узор твоей жизни.

Конечно, это не обязательные, примерные слова для формулировки задания (точнее, правил игры). Всё зависит от того, какое направление вы выберете сами.

Потом можно устроить выставку крыльев, а ещё лучше (одно другого не исключает), чтобы каждый рассказал о своих рисунках, поясняя то, чего, возможно, не сумел изобразить.

Возможные вопросы

– Ты любишь фотографироваться? А посуду мыть любишь?


– Тебе хотелось бы пожить самостоятельно?


– Как ветерок подсказывал Милоне, куда лететь, – громко или тихо?


– Ты боишься ворон? А если быть бабочкой, они страшные? А чего ты боишься?


– Чем жаба отличается от лягушки?


– Почему Милона испугалась щенка? Неужели он бы её искусал или съел?


– Хотелось бы тебе побыть бабочкой, как Милона?


– А без сачка, просто так, тебя когда-нибудь взрослые ловили?


– Что взрослые используют вместо сачков, чтобы спасать детей от опасностей?


– Как по-твоему, после этого приключения Милона боялась только ворон и жаб? А щенков? А сачков?

Сказка 2

Девочка А и говорящая кукла Альбина

Жила на свете девочка А. В её имени была только одна буква, но девочка не огорчалась. Ей очень нравилась её буква. Она вообще любила всё, что начинается на букву «А». Даже любила болеть ангиной, что очень огорчало её маму.

Однажды девочке А подарили куклу. Кукла была говорящей. На коробке было написано, как её зовут, но надпись стёрлась. Видна была только первая буква: «Я».

– Нет, – сказала девочка А, – раз её имя начинается не на «А», это неправильное имя.

– Неправильных имён не бывает, – сказала мама, поправив очки.

– А разве эту куклу подарили не мне? – спросила девочка А.

– Тебе, – сказала мама, поправив заколку на волосах.

– Значит, её имя должно начинаться на букву «А».

– Правильно, – сказала кукла, – меня зовут Альбина.

– Ой! – сказала мама, поправив причёску. – Неужели эта кукла по-человечески разговаривает?

– А вы умеете говорить по-кукольному? – спросила кукла Альбина. – Тогда я с удовольствием поговорю с вами на кукольном языке.

Но мама поправила фартук и ушла на кухню мыть посуду.

– А ты тоже любишь всё на букву «А»? – спросила девочка А куклу Альбину.

– А как же! – воскликнула Альбина. – Не просто люблю, а могу ещё на букву «А» волшебничать.

– Как это? – не поняла девочка А. – Первый раз слышу, чтобы волшебничали на какую-то букву.

– Как это получается, я сама не знаю, – призналась кукла Альбина. – Просто у меня на спине есть рычажок. Если передвинуть его на букву «А», которая рядом написана и если после этого я скажу слово, начинающееся на «А», то сразу: ах! – и произойдёт волшебство. Только я сама до этого рычажка не могу дотянуться.

– А какое же волшебство произойдёт? – заинтересовалась девочка А.

Кукла Альбина засмущалась.

– Не знаю, я ещё не пробовала. Я ведь совсем новая кукла. Просто мне об этом сказал мастер, который меня делал.

Не успела она договорить, как девочка А уже нашла рычажок и сдвинула его на букву «А».

– Давай пробовать, – предложила она. – Говори «арбуз».

– Арбуз! – крикнула кукла Альбина, почему-то закрыв глаза.

И рядом с ними на ковре появился арбуз. Большой, круглый, полосатый.

– Замечательно! – обрадовалась девочка А. – Скажи «азбука».

Конец ознакомительного фрагмента.