Вы здесь

Отношение к живому. Из серии «Сказочная педагогика». Сказки в действии (Виктор Кротов)

Сказки в действии

Здесь представлены десять сказок (одна из них объединяет несколько эпизодов сказочной повести, но представляет собой сюжетно законченный фрагмент), рекомендуемых для использования в рамках темы выпуска. К каждой из сказок даны два комментария: один до сказки, другой после. Однако эти комментарии ориентированы не только на конкретную сказку. Они намечают общую методическую канву, подчёркивают принципы и возможности сказочной педагогики.

Особое значение имеют вопросы к сказке, которые предназначены для общения с детьми на затронутую в ней тему. О том, как пользоваться этими вопросами, подробнее сказано в разделе «Как работать со сказкой».

Сказка 1

Почувствовать себя маленьким

На одной из крупных выставок мебели придумали такой рекламный аттракцион: комната, где все предметы обстановки были заметно больше обычного. Настолько, чтобы взрослый посетитель почувствовал себя маленьким ребёнком. На стул надо было карабкаться, а когда усаживался – ноги болтались, не доставая до пола. Край стола оказывался выше твоего подбородка. До выключателя невозможно было дотянуться, ну и так далее. Эта инсталляция имела важное воспитательное значение для взрослых. Она помогала им ощутить ту несладкую зависимость от мира взрослых, которая обычно является уделом детей.

Куда сложнее было бы придумать такой имитатор (электронный, наверное), который позволил бы человеку, большому или маленькому, ощутить себя существом ещё меньшим – скажем, воробьём или червячком. Сказке в этом отношении легко, она не нуждается ни в какой электронике. Вполне хватает силы воображения и словесного изображения, чтобы взглянуть на мир из гущи травы и дать наказ милиционеру заботиться не только о двуногих, но и о других живых существах.

Разговор с милиционером1

Вечером после летнего дождя червячок Игнатий вылез из своей норки и с удовольствием огляделся вокруг.

Земля была влажной и тёплой, но ещё теплее была асфальтовая дорожка неподалёку от его норки. Червячок Игнатий выполз туда, растянулся поудобнее и задумался о том, обитают ли червячки на других планетах.

Вдруг рядом с ним по асфальту топнула чья-то нога в большом башмаке.

Червячок Игнатий от неожиданности взвился так, что стал похож на ракету, взлетающую к звёздам, но тут же приземлился обратно. И тихо крикнул:

– Караул!

Каждый крикнул бы «Караул!», если бы на него чуть не наступили. Но не каждый оказался бы таким воспитанным, как червячок Игнатий: он воскливнул «Караул!» очень тихо, чтобы никого не побеспокоить.

Никто и не побеспокоился. Ещё два раза червячку Игнатию пришлось шарахаться от ступавших рядом с ним ног. Иногда нога была в кроссовке, иногда в ботинке. Они были не очень большие и промелькнули быстро – наверное, ребята бежали играть в футбол.

Конечно, по дорожке шли не одноногие люди. У каждого из них была вторая нога, но червячок Игнатий обращал внимание только на ту ногу, которая ступала рядом с ним.

А от следующей ноги он уже не успел увернуться. К счастью, это была модная дамская туфля, и червячок Игнатий уцелел, потому что оказался между страшным острым каблуком и страшной маленькой подошвой.

Что это за сказка, в которой столько говорится про обувь, – спросите вы.

Но это же сказка про червячка, и если бы вы были червячком, вы бы тоже часто говорили о страшной обуви невнимательных людей-великанов.

– Пора возвращаться в норку, не дадут мне спокойно подумать, – решил червячок Игнатий. – Сначала ботинок, потом кроссовка, теперь туфля… Скоро сапоги пойдут.

И в этот самый момент рядом с ним гулко ухнул огромный сапог. Но не отправился дальше, а застыл на месте и начал топтаться туда-сюда. Червячок Игнатий отполз в траву.

– Где же мой свисток? – донёсся сверху до червячка Игнатия басистый голос.

Тут червячок Игнатий увидел недалеко от себя, в траве, странную вещь, похожую на норку, свёрнутую колечком. «Наверное, это и есть свисток», – подумал он и решил помочь человеку в сапогах.

Червячок Игнатий обвился вокруг свистка и стал выволакивать его на дорожку.

– А, вот он! – раздался тот же голос, и червячок Игнатий почувствовал, как его вместе со свистком поднимают наверх. Скоро он увидел перед собой густые усы, большой нос и два внимательных глаза, которые с удивлением смотрели на него.

– Добрый вечер, – сказал вежливый червячок Игнатий.

– А?.. Э… Да-а-а… Конечно… Добрый вечер… – сказал, запинаясь, человек, с трудом приспосабливаясь к разговору с червячком.

– Просто я помогал вам найти свисток и не успел с него смотаться, то есть смотать своё туловище, – объяснил червячок Игнатий.

– Это нормально, – сказал хозяин сапог и свистка. – Я милиционер, и от меня нелегко смотаться.

– Ну, вряд ли вам удалось бы догнать меня в моей норке, – заметил червячок Игнатий.

– Вряд ли, – согласился милиционер, представив себе, как он в глаженой форме и начищенных сапогах втискивается в червячную норку.

И добавил:

– А за свисток спасибо!.. Только чем же можно заниматься вечером после дождя, лёжа на асфальтовой дорожке?

– Я думал о том, живут ли червячки на других планетах, – сообщил червячок Игнатий.

– Вот это да! – восхитился милиционер. – Я, наверное, никогда в жизни об этом не думал.

– У вас другая работа, – заметил червячок Игнатий. – Чем занимаются милиционеры?

– Охраняют всех от хулиганов и безобразников.

– Вот как! – обрадовался червячок Игнатий. – Значит, вы и нас, червячков, должны охранять от тех, кто может на нас наступить. Ведь если на кого наступают – это же безобразие.

– Безобразие, – вздохнул милиционер.

– А теперь, пожалуйста, опустите меня на землю, – попросил червячок Игнатий. – Мне пора заниматься своими делами и размышлениями. До свидания. Желаю вам успехов в работе. Буду рад увидеться снова, только с вами, а не с вашим сапогом.

– До свидания, – сказал милиционер, опуская червячка Игнатия в траву. – Будем стараться. Спасибо за свисток. Извините за сапог.

– Всего вам хорошего, – ответил червячок Игнатий, уползая.


…А на следующий день, когда червячок Игнатий вылез из норки на вечернюю прогулку, он увидел, что краешек асфальтовой дорожки отгорожен красным металлическим заборчиком, на котором написано:

«ОСТОРОЖНО, НЕ НАСТУПИТЕ НА ЧЕРВЯЧКОВ!»

Поможем заботиться о мелких

Если уж червячок Игнатий сумел тронуть закалённую душу милиционера, ребёнок тем более сумеет внести свою лепту в заботу о наших мелких соседях по жизни. В заботу о тех, кому так легко причинить вред, не посмотрев под ноги. Даже просто понаблюдать за ними, присмотреться к их повадкам – это уже начало сочувствия.

Убрать дождевого червячка или жука с дороги, где их могут раздавить. Насыпать зёрен в птичью кормушку. Выпустить на свободу бабочку, случайно залетевшую в дом. Покормить хлебом уток на пруду. Да мало ли ситуаций, когда человек, пусть даже ещё небольшой, в состоянии помочь тому, кто ещё меньше его. Дело воспитателя – показать ребёнку примеры таких ситуаций, побудить к участию в них. То есть поддержать и червячка Игнатия, и его друзей, не дожидаясь, пока кто-нибудь из них обретёт дар речи. Для разговоров достаточно и сказки, а в реальной жизни правильнее участвовать делом.

Возможные вопросы

– Случается ли тебе поразмышлять о жизни, как червячку Игнатию?

– Приходили тебе в голову мысли о существах, живущих на других планетах? А о разных существах, живущих на нашей планете? Кто из них тебе больше всего симпатичен?

– Представляешь, каково было бы нам, людям, если бы мимо нас ходили громадные великаны, у которых обувь во много раз больше нас? А если бы они не всегда смотрели под ноги?..

– Легко ли было червячку вытаскивать свисток из травы на дорожку? Почему он за это взялся?

– Одинаково ли червячок Игнатий и милиционер понимали слово «смотаться» – или по-разному? Как?

– Почему милиционер никогда не думал о том, как живут ЧЕРВЯЧКИ на других планетах?

– Как по-твоему, червячок Игнатий потом ещё общался с этим милиционером? Почему ты так думаешь?

– Встречались ли тебе где-нибудь надписи вроде «Осторожно, не наступите на червячков»?

– Случалось ли тебе помогать каким-нибудь насекомым, птицам, животным?

– А насекомые, птицы, животные нам чем-нибудь помогают? Чем?

Сказка 2

Путешествия по красоте

Когда мы идём по лугу, бродим по лесу или гуляем у пруда, мы делаем это по-разному. Можно пользоваться природой как удобным способом отдохнуть, «оттянуться», а можно прийти к ней в гости. В первом случае мы просто-напросто потребители, ведущие себя аккуратно или неряшливо, у кого какое воспитание. Во втором – мы путешественники по красоте, и вот это самое интересное.

Так что дело не только в том, чтобы приучать детей беречь природу, не мусорить и прочее. Привить им радость путешествий в красоту не менее важно. И здесь уже необходима некоторая сказочность. Хотя она, безусловно, присутствует и в самой природе, но можно позаботиться и о том, чтобы закрепить отношение к ней.

Природные картины

Летом около моря, на курортной набережной, обязательно продают всякие интересные штуки. Всякие сувениры из ракушек, пахучие подставки под чайник, полотенца с русалками и много всякого другого.

Вот на такой набережной в одном приморском городке время от времени торговал картинами маленький старичок-художник. Картины у него были необычные. Ведь он совсем не пользовался красками. Например, у птиц на его картинах было оперение из самых настоящих пёрышек. Горы он делал из мелких камешков, да к тому же старался собрать их обязательно на той самой горе, которую изображал на картине. Цветы он мастерил из засушенных цветов, травы из травинок, стволы деревьев – из кусочков древесной коры. Таким вот он был мастером.

Однажды какой-то толстый отдыхающий стоял-стоял в толпе возле его картин, разглядывал-разглядывал всё подряд, даже губами от удовольствия чмокал. Потом говорит:

– Хорошенькие у вас картинки. Всё прямо как настоящее.

– Почему ж это «как настоящее»? – удивился старик. – Всё на самом деле настоящее.

– Ха-ха-ха, – сказал отдыхающий (не засмеялся, а так, словами сказал). – На картине не могут быть настоящие горы и настоящие птицы.

– Очень даже могут, – возразил старик. – Если по-настоящему природу любить и по-настоящему с картиной работать, всё и будет настоящее.

– Ну, это только так говорится, – обиженно надул щёки отдыхающий. – Я же не могу услышать, как у вас на картине птицы поют.

– Конечно, не можете, пока они там, а вы здесь. Были бы там – услышали бы…

– Ха-ха-ха, – опять сказал отдыхающий словами. – Как вы смешно шутите.

– Не шучу, – нахмурился художник. – И ничего нарочного не подрисовываю. Я бы вас позвал с собой, но у вас смех ненастоящий, с таким смехом туда не попасть.

Наклонился он к своей картине – и вошёл в неё. Взобрался там по тропинке на холм и помахал оттуда рукой всем, кто возле картин толпился. Тут к нему птица на плечо слетела, и запела о чём-то. Видно было, с каким удовольствием старик её слушает. Допела птица, вспорхнула на дерево, а художник стал спускаться по другой стороне холма, так что скоро скрылся из виду.

Все, кто стоял возле картин, никак не могли рты закрыть от удивления.

Тут подошла девочка, которая рядом сидела, и стала картины собирать и укладывать, чтобы домой отнести. Это была внучка художника, она помогала деду с картинами управляться.

Заволновались люди: что же со старичком-то будет?

– Ничего страшного, – успокоила их девочка. – Дедушка часто так гуляет. Уйдёт в какую-нибудь картину, а домой уже другой дорогой приходит. Такой вот он чудной у нас. Мы привыкли.

Конец ознакомительного фрагмента.