Практическая деятельность
Выполнение работ
Технологии
В мире существует несколько компаний, производящих материалы и инструмент для ремонта шин и использующих собственные технологии. У нас получили распространение американская технология Tech и немецкая Rema Tip-Top. Они различаются характеристиками применяемых клеевых составов ремонтных элементов и понятиями зоны ремонта шины. Например, в технологии Tech отсутствует понятие ремонтной зоны “плечо”, в то время как у Tip-Top оно есть. Или по технологии Tech “грибки” как ремонтный элемент могут быть универсальными, радиальными и диагональными, а у Tip-Top – только универсальными. Что касается ремонтных пластырей для повреждений, то технологию Rema Tip-Top считают более прогрессивной и передовой. Она применяет все виды пластырей – с тканевым кордом, металлокордный и даже арамидный, в то время как у Tech присутствуют только пластыри с тканевым кордом.
Благодаря ремонтным материалам можно восстановить до 70 % шин, получивших повреждения в дороге. Затраты на ремонт зависят от размера повреждения и составляют 5” 10 % от стоимости новой шины.
Современные технологии позволяют производить быстрый и надежный ремонт всех основных видов повреждений радиальных и диагональных шин. Ремонту подлежат повреждения на беговой дорожке, боковине и плече шин. При этом используют методы горячей и холодной вулканизации.
Бескамерные шины для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов имеют определенные сложности ремонта – большой вес, неразборный диск колеса. Прокол ремонтируют не в камере, а в шине. Поэтому до разборки колеса нужно найти в нем место утечки воздуха. А масса колеса в сборе может достигать 200 кг. Затем демонтаж, и ремонт. Ремонт обычно связан с манипуляциями внутри шины. Для этого ее нужно зафиксировать в “растопыренном” виде. Работать должны двое: один держит шину, а другой распирает ее, зачищает место ремонта и т. д. Вторую проверку герметичности выполняют после ремонта шины и монтажа ее на диск. Существуют ванны для проверки герметичности бескамерных колес и камер и стенд для ремонта бескамерных шин. Оба изделия снабжены специальными пневматическими силовыми элементами, что значительно облегчает работу.
Шиноремонтникам следует осваивать технологии ремонта шин новых конструкций – самогерметизирующихся шин run-flat, самонесущих шин PAX System, фрикционных шин R SUV.
Загрузка
В среднем за 8 ч один специалист шиноремонтной мастерской может отремонтировать от 16 до 20 колес из расчета, что на каждое колесо будет затрачивать около 30 мин. Фактически может получаться больше или меньше в зависимости от трудоемкости и набора операций. Количество клиентов зависит от сезона и погоды: в дождь и снегопад клиентов меньше. При сезонной замене шин в октябре-ноябре и апреле-мае штат и рабочее время следует увеличивать до возможного максимума. В остальные месяцы загрузка небольшая и штат нужен минимальный.
Выход из строя оборудования или отсутствие материалов приводит к остановке работ. Если у поставщика оборудования нет необходимых запчастей, то приходится ждать их поступления по импорту. Целесообразно иметь запчасти для замены изнашиваемых деталей, а также поддерживать постоянный запас материалов для ремонта, чтобы обеспечивать любой вид ремонта.
Расценки
На практике устанавливают цены за каждую операцию, за набор операций, за дополнительные услуги. На сайтах шиноремонтных фирм имеются прейскуранты цен.
Вовсе не обязательно в начале деятельности устанавливать низкие цены. Цена для многих клиентов служит индикатором качества услуг – высокая цена служит “знаком качества”. Недаром слово “дешевка” означает низкосортную вещь. У каждой услуги есть своя “психологически оптимальная” цена, причем она не обоснована ничем. Это цена, которую клиенты считают “правильной” или “справедливой” и готовы ее принять, не считая ее ни подозрительно низкой, ни грабительски высокой. Низкие цены не обязательно привлекательны, высокие цены не обязательно отпугивают клиентов. Потребитель всегда платит какую-то цену, но он не всегда ищет самую низкую, он ищет качественный сервис за лучшую цену.
Исследования на авторынках в Европе выявили следующие любопытные закономерности:
– если сервис заработал репутацию слишком дорогого, то он долго не избавится от этого имиджа, даже если снизит цены;
– если сервис заслужил репутацию фирмы с умеренными ценами, то он может увеличить цены на четверть, не опасаясь изменения мнения клиентов;
– мнение клиентов основывается не на всем спектре цен, а лишь на ценах, которые их интересуют – это цены на наиболее частые ремонтные операции.
Качество
Шиноремонт кажется несложным делом, им занимаются даже те, кто об автомобилях почти ничего не знает. Однако от качества этой работы зависит жизнь людей. Шины связывают автомобиль с дорогой. Наличие хорошего оборудования не является гарантией качественного ремонта. Современные технологии ремонта шин и камер для получения качественного результата требуют строгого соблюдения технологического процесса. Известно, что все решают кадры, а хорошие кадры ценятся на вес золота.
Вы должны быть уверены в качестве своего ремонта и предупреждать клиентов об изменениях характеристик шин, если обнаружили, казалось бы, несущественные повреждения бортов, корда, протектора, внутренней поверхности. Необходимые знания о шинах и дисках для обучения специалистов по шиноремонту дают поставщики шин, умению работать с оборудованием, инструментами и ремонтными материалами обучают фирмы-поставщики этих товаров.
Качественный сервис предполагает, что проблемы устраняются, с первого раза. Это значит, что специалист должен:
– внимательно выслушать то, что говорит клиент;
– проверить все колесо на предмет других неисправностей;
– иметь соответствующую квалификацию, чтобы устранить проблему;
– использовать соответствующий инструмент, а оборудование должно способствовать производительности.
Персонал
Количество сотрудников, расстановка, сменность, контроль качества работы, заработная плата – эти организационные факторы определяют экономическую эффективность мастерской. От каждого специалиста и от всей команды зависит скорость и качество обслуживания.
Квалифицированный шиноремонтник – это специалист, обученный работать с современным оборудованием, ответственно относящийся к своей работе и знающий себе цену. Как и в любом деле, в шиноремонте есть множество особенностей, и знание их выделяет профессионала.
Главный фактор рентабельности – наличие хороших специалистов. Именно от их работы зависит будущее мастерской. Хорошие специалисты требуют достойной оплаты, причем независимо от раскрученности мастерской или сезонности.
В мастерской должны работать минимум два специалиста. Руководителем может быть один из них или третий, управляющий несколькими мастерскими. Он должен контролировать, устанавливать цены, систему получения денег и т. д. Указания руководителя обязательны, ни дружеские, ни семейные связи не должны влиять на дисциплину труда.
Объективно оценивайте профессиональный уровень сотрудников, чтобы из-за некомпетентности кого-то из них не лишиться клиентов. Не допускайте грязи в мастерской, нетрезвых сотрудников, грязных спецовок.
Обязанности
Используя приведенные ниже примерные обязанности, составьте должностные инструкции для сотрудников. Они помогут требовать исполнения обязанностей и разрешать споры.
Вулканизаторщик. Исполнение технологических процессов вулканизации камер и покрышек, разборка и сборка колес. Контроль работы всех механизмов на обслуживаемом участке. Запись работ на вулканизационных аппаратах.
Должен знать: технологический процесс, свойства и назначение обрабатываемых материалов и полуфабрикатов, устройство оборудования, контрольно-измерительных приборов.
Балансировщик шин. Монтаж и демонтаж покрышек на станке. Выверка баланса. Компенсация неуравновешенной массы грузиками. Должен знать: правила балансировки колес, типы, размеры и назначение шин; устройство балансировочного станка и пресса; требования, предъявляемые к качеству работ.
Информация для обучения
Полезную информацию о технологиях сервиса и ремонта публикуют специализированные журналы, книги и сайты, приведенные в приложении в разделе “Источники информации”.
Подготовка специалистов
Направляйте сотрудников в учебные центры поставщиков оборудования и материалов, где они научатся работать правильно и качественно, используя многолетний опыт ведущих фирм-производителей.
Компания МВО создала свой собственный центр, выпускающий квалифицированных шиномонтажников и продавцов-консультантов. Кстати, центр этот сейчас используется для обучения не только своих сотрудников, но и компаний-конкурентов.
Перечень предприятий, обучающих специалистов, представлен в разделе “Постоянные курсы” в приложении.
Безопасность труда
На основе приведенного ниже документа разработайте собственную инструкцию по технике безопасности и ознакомьте с ней под расписку всех сотрудников. Это важно как для их безопасности, так и для владельца мастерской. Если сотрудник, нарушив правила безопасности, покалечится, то все расходы по его лечению и возмещению ущерба лягут на предпринимателя, если не будет в наличии расписки сотрудника в ознакомлении с правилами.
Извлечение из нормативного документа: “Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте”. Приложение к постановлению Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. № 28
Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.
Станки для шероховки (зачистки) поврежденных мест должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли, надежно заземляться и иметь ограждение привода абразивного круга.
Работу по шероховке следует проводить в защитных очках и при включенной местной вытяжной вентиляции.
Вынимать камеру из струбцины после вулканизации можно только после того, как отремонтированный участок остынет.
При вырезке заплат лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.
Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. На рабочем месте вулканизаторщика разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем потребности на одну смену. Бензин и клей должны находиться на расстоянии не ближе 3 м от топки парогенератора.
Не допускается:
работать на неисправном вулканизационном аппарате;
использовать этилированный бензин для приготовления резинового клея;
покидать рабочее место работнику, обслуживающему вулканизационный аппарат во время его работы, и работать на нем посторонним лицам.
Демонтаж и монтаж шин в организации должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Перед снятием колес АТС должно быть вывешено на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку (козелок).
Перед отворачиванием гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия следует убедиться, что на внутреннем колесе покрышка не сошла с обода. В противном случае в условиях организации необходимо снимать оба колеса вместе, а на линии перед отворачиванием гаек выпустить воздух из обеих шин.
Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового автомобиля (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.
Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом.
Перед монтажом шины необходимо тщательно очистить от грязи и ржавчины обод, бортовое и замочное кольца, проверить исправность их и шины.
Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.
Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого соответствующей инструкцией.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.
Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.
Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях организации должно выполняться шиноремонтником только в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.
На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.
Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.
Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер (расширитель).
Конец ознакомительного фрагмента.