Вы здесь

Открываю автомойку: Практическое пособие. Организация (В. В. Волгин, 2012)

Организация

Рынок сервиса

На рынке автосервиса действует несколько видов предприятий. Первая группа – авторизованные дилеры автопроизводителей. Автопроизводители обеспечивают загрузку ремонтных участков обязательным техобслуживанием в гарантийный период, гарантийным ремонтом, ремонтом отозванных из-за дефектов автомобилей. Гарантийный период в течение двухтрех лет обеспечивает большой и стабильный портфель заказов на обслуживание автомобилей, но бренд не дает возможности работать с низкой стоимостью нормо-часа при коммерческих ремонтах и не позволяет продавать запчасти по выгодным дилеру ценам. Потребители бывают недовольны высокой стоимостью сервиса у полномочных дилеров, хотя прекрасно знают, что у дилеров – высококвалифицированный персонал и новейшее диагностическое и ремонтное оборудование.

Вторая группа сервисных предприятий – независимые от автопроизводителей, но специализирущиеся на одном автомобильном бренде. Им необходимо придерживаться высоких стандартов обслуживания, диктуемых производителями, иначе клиентов не удержать. Монобрендовая ориентация современного техцентра объективно необходима. У каждой марки есть свои оригинальные технологии ремонта и только обязательное их соблюдение гарантирует качество работы. Стратегия развития техцентра должна ограничиваться одной маркой, так как:

– необходимо обучение сотрудников специфике работы с автомобилями конкретного бренда и ежегодное отслеживание изменений;

– необходимо иметь специализированное оборудование, всю техническую документацию, все сервисные программы и все технологии автокомпании.

Еще одна группа – независимые от автокомпаний предприятия, специализирующиеся на определенных видах работ, не ограничиваясь одной маркой. Обращаются в такие предприятия владельцы автомобилей, на которые истекли сроки гарантии.

И наконец, существует большое количество мелких предприятий, специализирующихся на ремонте отдельных групп узлов и деталей: топливной аппаратуры, электрики, электроники, коробок передач, двигателей, мостов и т. д. Среди них есть предприятия, занятые восстановлением изношенных агрегатов и продажей их другим ремонтным предприятиям с предоставлением гарантии качества.

Для сервисного рынка всех стран характерна общая картина: заказчики, которые купили у дилера машину, исправно являются в автосервис в течение гарантийного периода. Однако по истечении срока гарантийного обслуживания больше половины этих клиентов предпочитает обращаться в независимые ремонтные фирмы и мелкие специализированные мастерские. Мотивация клиентов различна и почти всегда убедительна. Многие выбирают независимые мастерские из-за более удобного расположения. Идеальное расположение сервисной мастерской, по мнению клиентов, – близкое от дома или от работы. Важно, чтобы общественным транспортом можно было легко добраться от нее домой и до нее за получением отремонтированной машины. Возле крупных торговых центров сервисные мастерские удобны для таких работ, которые можно выполнить, пока клиент совершает покупки, т. е. в течение 1–2 ч. Многих привлекают более низкие цены, которые в мелких мастерских возможны ввиду специализации только на отдельных видах работ. Потребители – разные люди, но все имеют общую черту: чувствительность к тому, как к ним относятся. Каждый ожидает индивидуального подхода. Потребители весьма требовательны к качеству сервиса и, если они недовольны обслуживанием или его стоимостью, они разнесут информацию об этом по всей округе.

Нередко клиенты предпочитают мелкие мастерские по психологическим причинам. Серьезным фактором является то, что в мелких мастерских клиентам уделяется больше внимания, они могут присутствовать при ремонте, беседовать с мастерами. Причинами могут быть и деловые, приятельские или родственные связи с владельцами таких мастерских, нередко взаимовыгодный бесплатный обмен услугами. Большинство независимых мастерских открыто в течение большего периода дня, работают в субботу, иногда проявляют готовность срочно устранить неисправность в выходные дни, порой даже среди ночи. Таких мастерских множество, особенно специализирующихся на отдельных видах обслуживания.

Независимые ремонтники важны для авторынка, потому что они оказывают конкурентное давление на официальных автодилеров. Исследования показали, например, что цены, которые устанавливают официальные автосервисы в Германии на 16 % выше, чем у независимых ремонтников, а в Великобритании различие в стоимости типичной сервисной работы между независимыми ремонтниками и некоторыми дилерами достигает 120 % и более. Такая же большая разница цен и в России. Этот факт весьма существенен, так как потребители полагают, что за срок службы автомобиля расходы по ремонту и обслуживанию составляют цену нового автомобиля.

Конкуренция полезна и потребителям, и сервисным центрам – она заставляет внимательно анализировать причины успехов и неудач и принимать меры для улучшения обслуживания потребителей. Дилеры вынуждены мириться с тем, что независимые мастерские не исчезнут. Большинство дилеров тоже начинали бизнес с независимых мастерских. Более того, сами дилеры пользуются услугами специализированных мастерских, отдавая им работы, выполнение которых не организовано в сервисном цехе дилера, например, пайку радиаторов, шлифовку коленчатых валов, балансировку карданных валов и т. п.

Острая конкуренция со стороны малых мастерских, работающих по принципу “домашнего доктора”, вынуждает сервисные фирмы искать новые способы привлечения и удержания клиентов. Если в 1970-х гг. эти мастерские использовали 20–30 % емкости рынка сервисных услуг, то сейчас в Европе их доля выросла до 50 %. Причем в европейских странах не растет, а сокращается количество дилерских и независимых СТО вследствие конкуренции и концентрации.

Если авторизованные дилеры представляют собой торгово-сервисные сети автокомпаний, то многие независимые ремонтники объединились в сервисные сети. Сети созданы производителями запасных частей и оборудования или крупнейшими оптовыми компаниями при содействии соответствующих союзов и ассоциаций. Сети получают доходы от реализации услуг и розничной торговли запчастями, маслами, аксессуарами и автохимией. Снижение затрат и достижение высокого качества обеспечивается стандартизацией технологических процессов – в каждом предприятии сети потребители получают одинаково качественное обслуживание. Основа успеха – квалификация персонала, поэтому у каждой сети есть либо собственные учебные центры, либо эффективные программы обучения сотрудников на основе аутсорсинга.

Присоединившись к сервисной сети, независимые ремонтники увеличивают свою конкурентоспособность по отношению к авторизованным дилерам автокомпаний. Сети в состоянии предложить своим членам низкие цены на запчасти (оптовые закупки, логистика, экономия за счет роста производства и другие возможности), а также лучший доступ к обучению, технической информации и системам распределения запасных частей. Сети позволяют, например, распределить часть фиксированных расходов для получения доступа к технической информации между большим количеством ремонтников.

Независимые ремонтники, которые входят в сети и независимые ремонтники, которые не принадлежат к ним, заметно отличаются по конкурентоспособности, учитывая развитие тенденций в авторемонте и обслуживании. Главная причина для этого различия – большие расходы на обучение, технические навыки, инструменты и диагностическое оборудование, требуемое для автомобилей, оборудованных электроникой. Принадлежность к сети позволяет облегчить доступ к некоторым из этих элементов.

В долгосрочной перспективе следует ожидать, что отдельные независимые предприятия вряд ли выживут в новых конкурентных условиях. Объемы инвестиций для организации ремонта даже самых простых поломок в современных автомобилях делают эти независимые модели нежизнеспособными. Принадлежность к сети ремонтников может быть единственным выходом для тех, кто хочет остаться в бизнесе.

С точки зрения потребителей, различия между независимыми и авторизованными ремонтниками все менее заметны. Некоторые из ремонтников имеют устойчивую репутацию надежных. Что касается квалификации персонала, то ремонтники, являющиеся участниками сетей, имеют доступ к сетевым тренингам, к технической информации, а некоторые из них были авторизованными ремонтниками. Наконец, ассортимент запчастей, доступных для сетей ремонтников, значителен, особенно в случаях, когда дистрибьюторы или изготовители запчастей вовлечены в операции сетей.

Поскольку природа продукта “ремонт” развивается, естественно ожидать, что игроками рынка будут предложены новые решения. Комбинация технических требований и развития технологий, вероятно, приведет к полному изменению структуры рынка с новыми типами игроков, новыми форматами и бизнес-моделями. Только мастерские отдельных услуг, которые нецелесообразно укрупнять, будут существовать как отдельные предприятия, живучесть которых определяется квалификацией исполнителей.

Классическая бизнес-модель “один механик в крошечной мастерской” будет существовать еще долго, так как кадры для нее будут всегда – механики и водители, вышедшие на пенсию, и клиенты будут всегда: при эксплуатации даже самых современных автомобилей срочных несложных работ наберется достаточно, чтобы пенсионер мог немного заработать.

Российский рынок автосервиса постепенно структурируется, используя общемировые форматы. Это техцентры официальных дилеров, независимые автосервисы, локальные сервисные сети. Сегодня на российском рынке работает несколько небольших автосервисных сетей, но их мало, количество входящих в них предприятий невелико, и действуют они на малых территориях – в пределах одного города или одной области.

На федеральном уровне действует единственная сеть независимых автосервисов, созданная иностранной компанией – Bosch Auto Service. У нее в целом по России в 2007 г. было около 200 (в Москве – 27) СТО, однако этого мало по сравнению с 10 800 станций Bosch Auto Service во всем мире. Из локальных сетевых структур известны следующие:

Компания Union, управляющая сетью из 28 сервис-центров в Санкт-Петербурге, основана в 1993 г.

Петербургская сеть “Хороший шиномонтаж” перешла на основе франчайзинга под бренд Hofmann Service, принадлежащий Hofmann Werkstatt-Technik GmbH. Под брендом Hofmann Service в Германии работают 63 станции технического обслуживания. Аналогичные сети шиномонтажных сервисов имеют компании “Еврошина”, МВО, Michelin.

“Евро Авто” – одна из крупнейших компаний Санкт-Петербурга в сфере автомобильного бизнеса объединяет 10 предприятий по разборке легковых и грузовых иномарок на запчасти, 4 крупные автосервисные станции, сеть из тринадцати магазинов новых запчастей для иномарок, 2 склада фирмы. Компания является официальным дилером более 30 поставщиков запасных частей из Германии, Франции, Италии, Испании и Дании. Среди них AS-LuK, Victor Reinz ATE (Continental Teves), TMD Friction (Pagid), Behr.

С конца 2005 г. в Москве действует сеть Every Car Service на основе франчайзинга. Основу сети составляют СТО, предоставляющие комплексный ремонт, в том числе кузовной. При этом каждая станция имеет свою направленность по маркам обслуживаемых автомобилей.

Организация

Емкость рынка

Мойка автомобилей – растущий сегмент рынка сервиса. Он будет развиваться постоянно, так как автопарк еще долго будет расти. Места на российском рынке хватит всем: и стационарным однопостовым мойкам, и моечным комплексам, и мобильным мойкам и всем видам услуг, осуществляемых в моечных фирмах. По некоторым расчетам на каждые 20 тысяч автомобилей должна приходиться одна портальная мойка. Весьма перспективное направление – автомойка для грузового транспорта.

Отзывы о бизнесе

Среднюю рентабельность этого бизнеса оценивают в 30 %. Вступить в этот бизнес можно с кредита в 400 тыс. рублей, а развивать много лет, организуя сеть автомоек или крупный автомоечный центр со всеми видами моек и услуг. Сроки окупаемости зависят от объема инвестиций и эффективности работы и начинаются от 2 лет. До 30 % выручки дают дополнительные услуги. Для автомоек применяется единый налог на вмененный доход. Это фиксированная сумма, зависящая от количества работников. Единый налог заменяет НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

Причины неудач в автомоечном бизнесе в большинстве случаев кроются только в неправильной организации.

Предпринимателям необходимо тесное сотрудничество с поставщиками материалов и технической информации. Если будет организовываться сеть сервисов, целесообразно присоединиться к ней – в сети легче выжить на рынке. Развиваясь, предприниматели сами организуют несколько мастерских, расположенных в разных местах и образующих сервисную сеть. Если в вашем городе есть компания, которая приглашает к организации мойки на условиях франчайзинга (см. раздел “Франчайзинг”) – выберите этот вариант.

Прежде чем…

Прежде чем создавать свое дело, поработайте в мойке наемным работником, наберитесь опыта, узнайте организационные тонкости. Если почувствуете желание и силы для самостоятельной работы, начните с аренды мойки у ее хозяина или со сменной работы у него на основе долевого участия в доходах. Некоторые предприниматели строят автомойки и отдают их в аренду желающим там работать. Это поможет окрепнуть, не залезая в долги для приобретения оборудования. И только когда вы почувствуете, что созрели для отдельного бизнеса, подобрали себе сотрудников, тогда предпринимайте шаги по созданию собственной автомойки.

Первое, что следует сделать, – обдумать, где, как и чем привлечь клиентов.

Помните, что:

– клиент – кормилец, если все управленческие решения ориентировать на потребителя, то успех гарантирован.

– поговорка “клиент всегда прав” – это чепуха, клиенту нужно подсказывать, его надо убеждать, привлекать, делать носителем вашей рекламы;

– конкуренция – не “гримасы” рынка, а естественная среда обитания предпринимателей;

– конкурентная борьба – это соревнование предпринимателей, т. е. квалификации и качества управления;

– причин неудач предпринимателей всего две: наплевательское отношение к потребителям и малограмотное управление.

Правовая форма предприятия

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” проводит четкое разграничение полномочий и ответственности федеральной, региональной и местной власти по развитию малого и среднего бизнеса. Новые параметры определения предприятий совпадают с европейской практикой. Под микропредприятиями понимаются предприятия с численностью сотрудников не более 15. Микропредприятия всегда будут иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Автосервис нуждается и в крупных, и в мелких предприятиях.

Мобильность и гибкость микропредприятий обеспечивает устойчивый спрос на их деятельность. Чтобы определить, с каким товаром или услугой начинать, чтобы получить максимальное развитие для бизнеса, который вы собираетесь вести много лет, найдите новое решение старой проблемы или нишу, куда не пойдут крупные предприятия, где велика доля ручного труда. Главное, чтобы вы могли заниматься любимым делом и прилично зарабатывать.

Наиболее часто предприятия малого автосервиса регистрируются как “предприниматель без образования юридического лица” или как ООО – общество с ограниченной ответственностью.

Индивидуальный предприниматель (ИП) создает бизнес для личного пользования, а не для продажи (продать можно только имущество). Для ведения дел ИП может принять на работу наемных работников и оформить им трудовые книжки. Если у бизнесмена появляются долги, то он рискует всем своим имуществом, а не только тем, что появилось у него в процессе предпринимательской деятельности (ст. 24 ГК РФ). Случаи, когда его имущество не тронут, описаны в законе, например, если это единственное жилье. Индивидуальный предприниматель не может иметь фирменное наименование, его фамилия – его торговая марка. Такому предпринимателю взять кредит непросто, впрочем, он всегда может это сделать как физическое лицо. Обязательные налоги: на доходы физических лиц, на добавленную стоимость, единый социальный налог, страховые взносы в Пенсионный фонд. Индивидуальный предприниматель платит со своих доходов 13 % (как физическое лицо), в то время как ООО платит налог на прибыль 24 %. Индивидуальному предпринимателю, подав заявление, гораздо проще перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), где он может платить 6 %.

Вести бухгалтерский учет ИП не обязан. Среди видов отчетности – только налоговая декларация.

В ООО количество учредителей может быть от 1 до 50. Они вносят в уставный капитал доли. Главная проблема этой формы предприятия – невозможность принять решение, если хоть один учредитель против. Поэтому важны отношения между учредителями. Лучше, чтобы их было 1–2, тогда единогласного решения проще достичь. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли своего партнера пропорционально размерам своих долей. Данное право устанавливают в уставе общества. Доля продается лицу, которое:

– первым захочет ее приобрести на указанных условиях;

– имеет наибольшую долю в уставном капитале.

Если у ООО появились долги, то его учредители, полностью оплатившие вклады в уставный капитал, не отвечают личным имуществом по обязательствам общества (ст. 87 ГК РФ).

ООО обязано уплачивать налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, страховые взносы в Пенсионный фонд. Возможно применение единого налога на вмененный доход. Это фиксированная сумма, зависящая от количества работников. Единый налог заменяет НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Кроме того, ООО обязано вести бухгалтерский учет. Среди видов отчетности – бухгалтерская, налоговая, статистическая. Общество с ограниченной ответственностью вправе избирать упрощенную систему налогообложения (УСН), тогда вести бухгалтерскую отчетность не требуется. Затраты на государственную регистрацию выше, чем при регистрации ИП.

Кто поможет

Совсем не обязательно всю организационную работу делать самим.

Есть специализированные фирмы, которые занимаются регистрацией предприятий, лучше всего поручить формальности по регистрации такой фирме и поберечь время и нервы для организации производства.

Есть поставщики оборудования, которые разработают проект вашей мастерской, включая ремонт помещения, поставку оборудования, установку вентиляции и т. д. Поставщики оборудования помогут в комплектации оборудованием и инструментом, с обучением персонала.

Поставщики материалов обучат технологиям по их применению.

Есть специализированные фирмы, которые ведут бухгалтерский учет для многих предприятий. Обратитесь к такой фирме, и у вас не будет проблем с бухучетом и проверками налоговой инспекцией.

Есть кадровые агентства, которые могут подобрать персонал для вашей мастерской.

Есть специализированные фирмы, которые вывозят мусор и отходы с предприятий. Обратитесь к такой фирме, и у вас не возникнет проблем с контролем СЭС.

Есть учебные заведения, готовящие специалистов автосервиса (см. раздел в приложении “Постоянные курсы”).

Есть и другие подобные фирмы, обслуживающие другие предприятия – обращайтесь к ним, не тратьте время и силы на самоорганизацию.

Кредиты рекомендуется брать на максимальный срок: если будет большой доход – раньше отдадите, если дела пойдут вяло, то у вас будет время придумать выход из положения.

Место и помещение

На оживленной магистрали или на въезде в город основные клиенты случайные, желающие только помыть машину и побыстрее уехать. В этом случае имеет смысл сделать мойку с максимальной пропускной способностью.

В “спальном” или деловом районе клиенты кроме мойки автомобиля часто заказывают дополнительные услуги: мойку двигателя, чистку салона, выведение пятен на обивке, полировку панелей, и др. Многие клиенты становятся постоянными.

Мойка возле автосервиса получает клиентов, которым приходится мыть свои машины перед ремонтом.

Мойку желательно располагать на оживленных улицах, вблизи заправок, возле магазинов, торгующих запчастями, возле малых автосервисов, гаражных комплексов, супермаркетов, рынков.

Помещением для мойки может быть часть капитального здания, отдельная постройка или большой контейнер. Помещения под автомойки сдают автозаправочные станции, незагруженные промышленные и другие предприятия. Под автомойку можно переоборудовать капитальные помещения площадью от 150 м2, в которые подведены коммуникации. Можно купить готовый бизнес.

Право аренды земли продают муниципалитеты на аукционах. Информацией об аукционах и аренде владеет комитет по промышленности, связям и информационным технологиям администрации любого города. Для моек в городах аренда участков часто предоставляется на льготных условиях. Для большинства автомоек помещение или участок земли арендуют на вторичном рынке.

В качестве автомоек могут служить мобильные быстровозводимые сооружения, при необходимости их можно перевезти в другое место. Автомойки собираются на основе каркасно-тентовых конструкций. Данные конструкции имеют эстетичный внешний вид и легко вписываются в существующую застройку. При необходимости эти сооружения легко перемещаются на другую территорию.

Преимущества мобильных тентовых конструкций:

– относительно низкая цена по сравнению с капитальным строительством и другими видами модульных сооружений;

– простота и быстрое возведение конструкции;

– мобильность;

– легкое согласование конструкций в администрации (сооружения относятся к третьему и четвертому простым уровням строительной ответственности).

Отдельно стоящие моечные пункты на 1–2 поста следует размещать на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, общественных зданий и сооружений, границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром[1].

Проект и регистрация

Успешная организация автомойки зависит от грамотного проекта и правильно подобранного оборудования. В зависимости от планируемой пропускной способности (для небольшой мойки оптимально 20–30 машин в сутки) следует выбирать состав и мощность оборудования. Проект можно заказать в фирмах, торгующих оборудованием. Для регистрации автомойки необходимо собрать около 60 документов. Вот почему начинающие предприниматели обычно пользуются услугами фирм, специализирующихся на сборе документов и регистрации. Готовый проект согласовывают в ЦГСЭН, Управлении Госпожнадзора, Росприроднадзоре, в ГИБДД, в Главном управлении архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений и в Комитете по товарному рынку. Росприроднадзор проводит экологическую экспертизу, Главархитектура контролирует параметры здания и внешний вид автомойки, Комитет по товарному рынку – оборудование и набор помещений. Для запуска автомойки требуется три разрешения: санэпидзаключение Роспотребнадзора, заключение Госпожнадзора и акт о вводе объекта в эксплуатацию от Главного управления архитектуры, а также договор с Управлением дорожных работ (УДР) или МУП “Водоканал” на вывоз шлаков из очистных сооружений.

При разработке технического задания выполняют:

– выбор диапазона моделей машин, для работы с которыми будет закупаться оборудование;

– выбор видов работ;

– определение технологических процессов;

– определение предполагаемой выработки в оплачиваемых нормо-часах и ожидаемой загруженности;

– выбор оборудования с учетом требований, предъявляемых технологией.

Подготовка к вводу в эксплуатацию включает:

– подбор и обучение персонала;

– сертификацию оборудования и рабочих мест;

– внедрение системы учета производства работ, расхода материалов и запасных частей, контроля оплаты;

– отработку технологии обслуживания клиентов;

– рекламные акции.

Виды моек

В практике применяется несколько видов моек. Первый – с высокой скоростью обслуживания, средним качеством и малым набором услуг: стационарные портальные или туннельные мойки производительностью 12-100 автомобилей в час. Среднее время обслуживания одного автомобиля – 6—15 минут. Необходимая площадь – 90 кв. м. Они ориентированы на дорожащих временем клиентов. Дополнительные услуги если и осуществляются, то при наличии отдельных помещений.

Второй вид – с широким набором услуг и высоким качеством при небольшой скорости обслуживания: ручные мойки.

Третий вид – ручные мойки без дополнительных услуг. Существуют стационарные постоянные и стационарные перемещаемые автомойки.

Четвертый вид – мойки мобильные портальные на автомобилях и прицепах.

Пятый вид – мойки мобильные ручные с оборудованием на автомобилях, а моющей зоной – на специальном поддоне с надувными бортами, который можно разместить на площадке, в ангаре или в помещении.

При стационарных мойках существуют условия для оказания дополнительных услуг. Такие мойки ориентированы на клиентов, тратящих время ради качественного обслуживания. На этих мойках предусмотрены помещения и занятия для ожидающих клиентов. Услуги оказывают как стационарно, так и выездными бригадами.

Стационарные мойки в капитальных и в реконструированных капитальных зданиях требуют больших затрат, такие автомойки целесообразно строить для портальных и туннельных моек, уже “встав на ноги” и развивая бизнес.

Стационарные мойки из легкосборных конструкций без фундамента и подземных коммуникаций достаточно дешевы[2] и строятся и для автоматизированных, и для ручных моек.

Мойки контейнерные – комплектные мойки замкнутого цикла без слива в канализацию, в контейнерах, место установки которых можно менять[3].

Мобильные мойки – автомобили с установленными на них автоматизированными мойками замкнутого цикла[4].

Передвижные мойки – автомобиль с оборудованием для ручной мойки замкнутого цикла без слива в канализацию, с отдельным надувным поддоном для установки обслуживаемого автомобиля, собирающим сливную воду для последующей откачки в свою очистную систему[5]. Моечная камера может быть установлена в надувном ангаре.

В России, в отличие от Европы, большее распространение получили ручные мойки. Причиной тому является не слабое знание профессионального оборудования, а хорошее знание владельцами способов уклонения от прозрачного учета и от налогов, а также упорное стремление персонала уклоняться от сдачи всей выручки хозяевам. Дело в том, что автоматическое оборудование обеспечивает автоматизированный учет операций и совместно с компьютером ведет и выдачу чеков, и бухгалтерский учет, и расчет налогов. На автоматизированных мойках операторы по указанию или без ведома владельцев занижают количество вымытых автомобилей. На ручных мойках выручку легче утаить от администратора, от хозяина и от налоговой инспекции.

При проектировании помещений для моек предусматривают дренаж, канализацию и очистку стоков. Существуют мойки с замкнутым циклом (использованная вода очищается и применяется снова).

Размеры моечных камер: 4,5 × 7 м – для ручных моек, 6 × 10 м – для автоматизированных. Но размеры во всех случаях следует уточнять с поставщиками оборудования.


При размещении постов мойки и уборки машин на открытой площадке или под навесом с вертикальной планировкой должен быть обеспечен уклон не менее 3 % в сторону трапов, что исключит распространение сточных вод от мойки подвижного состава по территории. Необходима мойка с обработкой и кузова, и днища. При проектировании помещений для моек предусматривают наличие дренажа, канализации и очистки стоков.

Минимальная комплектация моечного поста: ручная мойка высокого давления, пылесос, система рециркуляции и очистки воды. Приблизительный срок окупаемости – 6—10 месяцев.

Оптимальная комплектация моечного участка: автоматическая автомобильная мойка портального или туннельного типа, ручная мойка высокого давления, компрессор, пылесос, система рециркуляции и очистки воды. Приблизительный срок окупаемости – 2–2,5 года (туннельный тип – за 1–1,5 года).


Оборудование для мойки:

Автоматическая портальная или туннельная мойка.

Моечная установка высокого давления.

Вращающаяся консоль для шланга.

Пылесос для влажной уборки.

Очистные сооружения.

Полоуборочная машина.

Обдувочный пистолет.

На рынке оборудования предлагаются ручные мойки высокого давления и автоматические автомобильные щеточные мойки[6].

Мойки высокого давления разделяются:

– на бытовые (максимальное давление 90-130 бар), как правило, без подогрева воды и рассчитанные на не продолжительную по времени работу;

– профессиональные (максимальное давление 100–200 бар), способные работать в течение всего рабочего дня;

– индустриальные (максимальное давление 150–300 бар);

При выборе мойки следует обратить особое внимание на основные технические характеристики:

– максимальное давление воды на выходе (в атмосферах или барах);

– максимальный поток воды или ее потребление в единицу времени (литр/час или литр/мин);

– максимальная температура воды на входе;

– максимальная температура воды на выходе (для моек с автономным подогревом);

– потребляемая мощность;

– габаритные размеры и масса.

Для мойки легковых автомобилей в большинстве случаев достаточно давления 100–150 бар при потоке воды 450–900 л/час. Большее давление может привести к повреждению лакокрасочного покрытия автомобиля и внешних деталей, а также узлов и частей двигателя. Поэтому нет смысла пользоваться мойками, имеющими давление 200 бар и выше.

Автоматические щеточные мойки выполняют нанесение моющих средств, мойка кузова с помощью щеток и струй воды, мойка днища и колес, нанесение защитных полимерных покрытий. Автоматические мойки классифицируют:

а) по типу автомобиля:

– для легковых автомобилей;

– для легковых автомобилей, джипов и микроавтобусов;

– для грузовых автомобилей;

– индустриальные (например для железнодорожных вагонов);

б) по виду:

– портальные;

– двухпортальные (разнесенные);

– туннельные;

– безщеточные (форсуночные).

Современные щетки покрыты ворсом из очень тонких переплетенных волокон: на конце каждого из них мягкий и густой “веер” (около 1 см), который гарантирует сохранность лакокрасочного покрытия от повреждений.

Стандартная комплектация портальных моек включает в себя дозатор подачи шампуня в воду. Но если автомобиль особенно сильно загрязнен, этого может быть недостаточно. Для таких случаев предусмотрена намыливающая рамка. Она сочетается с устройством для подачи воды под высоким давлением, и с ее помощью предварительно наносится пена. Предлагаются также устройства для мойки колесных дисков и днища.

Такая оснастка позволяет добиться наилучшего результата, если вертикальные щетки не справляются с мытьем колесных дисков специфической конфигурации или требуется мойка днища перед ремонтом.

Перед сушкой на поверхность машины наносится специальная жидкость (воск, вакса), образующая тонкую водоотталкивающую пленку. Это позволяет собирать воду в крупные капли. Мощный поток воздуха из вентиляторов сдувает капли воды с поверхности автомобиля.

Портальные мойки работают в автоматическом режиме. Это свойство привело к появлению устройств для приема специальных жетонов или считывания магнитных карточек. Они устанавливаются на мойках, где планируется самообслуживание. В портальной мойке неподвижный автомобиль моется порталом, движущимся вдоль автомобиля. В туннельной мойке автомобиль движется при помощи транспортера и моется щетками неподвижных порталов.

Туннельные мойки дороже, но имеют ряд преимуществ:

– пропускная способность гораздо выше – 40–50 автомобилей в час (мойки портального типа: 10–12 автомобилей в час);

– более разнообразный комплект щеток, что увеличивает производительность. При этом конструктивные особенности системы вертикальных и горизонтальных щеток не меняются.

Одно из дополнений: две горизонтальные щетки, закрепленные вдоль туннеля на уровне колес автомобиля. Их применение позволяет эффективнее отмыть и загрязненную нижнюю часть кузова, и колесные диски.

Главный недостаток щеточной мойки в возможном повреждении антенн и “дворников”. Этого недостатка нет у бесщеточных автоматических моек, которые имеют устройства, подающие многочисленные водяные струи высокого давления, и обрабатывают автомобиль бесконтактными шампунями типа “активная пена”. Изменяющееся направление струй обеспечивает высокое качество мойки. Так же автоматически кузов обрабатывается специальным воском и высушивается.

Автоматические мойки, как и все моющие устройства, использующие воду, работают только при температуре окружающей среды выше нуля. Для зимы предлагаются специальные устройства подогрева воды и аварийный слив для защиты гидросистемы от повреждений. В наших климатических условиях такая комплектация безусловно необходима, а особенно аварийный слив.

Профессиональный моечный пост невозможен без очистных сооружений, поэтому, приобретая мойку, необходимо предусмотреть системы рециркуляции и очистки воды и утилизации грязи. Сущность процесса очистки заключается в последовательном выделении нефтепродуктов, находящихся в различных дисперсных фазах, из сточных вод. Загрязненные сточные воды собираются в приямке. Приямок оснащен коробами, которые устанавливаются в него и являются накопительными емкостями. В этих коробах накапливается крупная взвесь. Загрязненная вода струйным насосом эжекторного типа засасывается в установку, где последовательно проходит различные стадии очистки.

Первой стадией очистки сточных вод является импеллерная флотация. Затем вода самотеком поступает в тонкослойный отстойник и далее в тонкослойный фильтр механической очистки. Выделившийся при флотации нефтешлам удаляется из установки по шламоотводному патрубку в шламонакопитель.

Важны и аксессуары для ручных моек. Для профессиональных моделей можно использовать всевозможные насадки, унифицированные по соединению. Их применение значительно сокращает время мойки автомобиля, а это – немаловажный фактор с коммерческой точки зрения.

Если предусматривается чистка салонов, продувка замков, мойка двигателей, то не обойтись без пылесоса и компрессора. По исполнению пылесосы есть бытовые и профессиональные, а по типу уборки – для сухой и влажной.

Температура воды во время ручной мойки машин при температуре окружающего воздуха ниже О °С должна быть не ниже 20 °C и не выше 60 °C.

Предприятия, не имеющие возможности подключения к канализационной системе, должны предусматривать устройство наружных уборных с выгребными ямами или емкостями. Выгребные ямы следует своевременно очищать, а уборные содержать в надлежащем санитарном состоянии.

При отсутствии канализационной сети в районе расположения мойки очистка сточных вод мойки, а также выбор места их спуска должны производиться в соответствии с действующими нормативными актами.

Конструкции моек

Мойка стационарная

Здание автомойки имеет прямоугольную форму с размерами в осях 25 х 14 м, с высотой основных производственных помещений 4 м. В здании расположены два поста мойки легковых машин, шиномонтаж, зал системы очистки, магазин, а также помещения для покупателей и для обслуживающего персонала, включающего в себя душевую и санузел. Въезд на мойку осуществляется через трое ворот, размерами 2,5 х 2,5 м со стороны главного фасада. Над въездами и входами проектируются тепловые завесы. Здание автомойки каркасного типа из металлических конструкций высокой степени заводской готовности. Фундамент ленточный. Каркас здания из металлических конструкций. Ограждающие конструкции – навесные панели типа сэндвич. Кровля малоуклонная с наружным водостоком. Потолки – обшивка профлистом, окрашенным в заводских условиях полимерными красками в соответствии с санитарнотехническими и пожарными требованиями. Стены – обшивка профлистом, окрашенным в заводских условиях полимерными красками. Полы – керамическая плитка, в помещении автомойки – бетонный пол оборудуется сточными лотками. Двери стальные глухие и с остеклением. Окна – ПВХ, с одинарным остеклением. Ворота подъемные.

Мойка замкнутого цикла без слива в канализацию

Автомойка является самонесущей неразборной конструкцией, устанавливается на любое ровное покрытие, не требуется заливка бетоном. При установке на автостоянке достаточно отсыпать ровную площадку с применением гравия фракции 5/20, перепад высот на всей пощади установки не должен превышать 1–2 см. При установке на уже существующее асфальтовое или другое твердое покрытие автомойка устанавливается на специальные стапели, выполненные из металлических конструкций.

Габаритные размеры площадки для установки однопостовой автомойки с учетом заезда: ширина – 5 метров, длина – 12,5 метров. Для установки двухпостовой автомойки: ширина площадки – 10 метров, длина – 12,5 метров. Необходимо предусмотреть небольшую площадку перед въездом в автомойку для ожидающих автомобилей: для однопостовой автомойки желательна площадка перед въездом размером 7 × 8 м, для двухпостовой автомойки 14 × 8 м. Итого минимальная площадка с учетом парковки для одного поста – 119 кв. м, минимальная площадка с учетом парковки для двухпостовой – 237 кв. м.

При наличии разрешительной документации на все работы по установке автомоечного поста для начала его эксплуатации требуется 2–3 рабочих дня. Благодаря этому можно устанавливать мойку для периодической работы в местах краткосрочной аренды земли, на участках, где запрещены земляные работы, на сезонных участках (пляж, дачи и т. п.). Здание бокса выполнено из сборно-разборных секций металлопроката для пола, сборно-разборных стен и кровли, утепленных слабогорючими панелями типа “сэндвич”. Здание имеет системы вентиляции, освещения, систему очистки и рециркуляции оборотной воды, систему поверхностных отстойников и снабжено тепловой пушкой. Дополнительно возможно оборудование въезда поста тепловой завесой.

Вода содержится в специальных накопительных емкостях, имеющих большой объем. При желании можно подвести магистральную воду, но не обязательно, поскольку она оборудуется системой очистки, т. е. представляет собой мойку замкнутого цикла без слива в канализацию. Оборотной воды хватает на месяц. Потом ее надо утилизировать и обновлять запасы. Потребуется лишь заключить договор на обслуживание с организацией, занимающейся сбором промышленных отходов (для удаления твердых осадков из системы очистки и вывоза отслужившей свой срок оборотной воды). Подобный договор нужен и с организацией, которая будет подвозить свежую воду, хотя при наличии поблизости источника чистой воды (водопровода в мастерской) можно выбирать воду и из него.

Моечный бокс возводится за 1–2 дня силами 2~3 рабочих. В готовом помещении можно сразу же приступать к работе. Пол автомойки изготовлен из разъемных секций. В определенных секциях в средней части имеется ванна-лоток для сбора воды, крупных механических взвесей, песка и т. д. – эти примеси можно быстро удалять механически (вручную) при помощи лопаты или скребка. В торце лотка установлен патрубок для его соединения с системой очистки и рециркуляции воды. При этом естественный сток использованной воды из лотка и задержка песка обеспечиваются за счет разной высоты крайних торцевых стенок лотка (с той стороны, откуда вода стекает, торцевые стенки располагаются ниже). Пол играет роль основания для стен помещения.

Автомойка контейнер

Автомойка “АМАР-1” представляет собой отдельный перевозимый блок контейнерного типа в полной заводской готовности, включающий автономный источник электроснабжения, все необходимые системы для мойки и обеспечения функционирования изделия, емкости для чистой и отработанной воды и систему очистки воды для оборотного водоснабжения по замкнутому циклу.

Автомойка устанавливается на любое твердое покрытие, может устанавливаться и эксплуатироваться в любых городах и населенных пунктах в виде самостоятельного поста, а также в качестве элемента обустройства автомобильных дорог всех категорий совместно с автостоянками, АЗС, СТО, постами ГАИ или в виде самостоятельного поста. Автомойка рассчитана на всесезонную эксплуатацию в условиях умеренно-холодного климата, т. е. от -30 °C до +35 °C наружного воздуха. Автомойка не требует при установке подключения к сетям централизованного водоснабжения и канализации. Автомойка имеет автономную систему очистки воды, обеспечивающую замкнутый цикл водоснабжения, исключающую сброс отработанной воды в окружающую среду и минимальные потребности в пополнении запаса чистой воды и вывозе отработанной воды специальным транспортом при соблюдении правил эксплуатации и транспортирования. По результатам экологической оценки и СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 автомойка “АМАР-1” относится к V классу с размером нормативной санитарно-защитной зоны 50 метров. Отходы, образующиеся при эксплуатации автомойки, не превышают IV класса опасности.

Преимущества автомойки:

– не требует проведения строительных работ;

– не требует подключения к городским коммуникациям (электроснабжение, водопровод, канализация);

– доставляется при помощи автокрана и трейлера в любое место.

Габариты и вес одного поста: длина – 10 м, ширина – 4,3 м, высота – 3,3 м, вес – 7 тонн (без воды) в мобильном состоянии, 13 тонн – с водой, т. е. в рабочем состоянии.

Периодичность вывоза отходов по санитарным нормам – ежедневно. Площадка для хранения отходов выделяется в подветренной зоне территории, покрывается неразрушаемым и непроницаемым для вредных веществ влагостойким материалом. По результатам измерений и санитарно-гигиенической оценки уровней вредных факторов оформлена 1 карта аттестации рабочего места по условиям труда. Условия труда для профессии оцениваются по классу 2 (т. е. рабочее место аттестовано). Принятые технологические решения соответствуют основным направлениям охраны окружающей среды, законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды.


Перечень комплектующих

Силовой каркас, обеспечивающий многоразовую транспортировку. Утепленный наружный контур, обеспечивающий теплоизоляцию при использовании автомойки от +30 °C до ”30 °C. Въездные двери распашные, утепленные двухстворчатые с замками. Наружная обшивка – сэндвич-панели с полимерным покрытием (цвет на выбор, стандартный – белый). Внутренняя обшивка – сэндвич-панели стеновые (цвет на выбор, стандартный – белый). Наружный рекламный щит по периметру автомойки. Трап для въезда в автомойку (4 шт.). Трехступенчатая система оборотного водоснабжения автомойки с камерой коагуляции + флотатор + контур для чистой воды с насосами, поддерживающими постоянное давление в системе на два поста. Датчики контроля уровня воды в емкостях. Бак емкостью 80 л. (для дизельного топлива). Приточно-вытяжная вентиляция. Автономная воздушная система отопления марки ALTECO по 9 кВт (дизель). Приборы освещения дневного света во влагозащищенном исполнении. Электроразводка во влагозащищенном исполнении. Насос высокого давления (150 бар.) для помывки автомобилей. Пылесос для сухой уборки салона автомобилей. Компрессор для обдувки замков и прочего оборудования, 50 л.

Мойка быстрого развертывания

Технология мобильной автомойки Фор-МА[7] применяется для создания ПАМ (перемещаемых автомоек) для легкового и грузового автотранспорта в помещениях как предназначенных, так и не предназначенных изначально для этих целей (ангарах, складах и т. п.), в которых могут полностью отсутствовать системы водоснабжения и канализации, а также вне помещений. Благодаря наличию в составе оборудования системы очистки загрязненной воды, организован замкнутый цикл водоснабжения, чем достигается экономия более 85 % требуемого количества чистой воды. Очищенная вода используется для предварительной и основной моек, в то время как чистая вода, находящаяся в специальной емкости, используется в небольших количествах лишь для ополаскивания. Периодически необходимо пополнять запас чистой воды в емкости. Вместо дорогостоящих заглубленных в землю отстойников используются легко транспортируемые и быстро монтируемые поверхностные отстойники. Вместо стационарных решеток и лотков для сбора воды в процессе мойки используется поддон с надувными бортами. Возможно размещение оборудования как внутри помещения, так и снаружи. При такой “стационарной” конструкции мойка не перестает оставаться мобильной, так как в случае необходимости может быть легко демонтирована и перевезена в другое место.

Варианты оборудования:

Поддон с надувными бортами длиной 6 м, шириной 3 м для легковых автомобилей.

Поддон с надувными бортами длиной 20 м, шириной 4,5 м для грузовых автомобилей.

Погружной насос для откачки загрязненной воды из поддона.

Одноступенчатый поверхностный отстойник объемом 0,5 м3.

Трехступенчатый поверхностный отстойник объемом 5 м3.

Циркуляционный насос для подачи загрязненной воды из отстойника в очистную установку.

Системы очистки оборотной воды после отстойников производительностью 0,1 м3/час, 0,3 м3/час, 0,5 м3/час.

Емкость оборотной воды объемом 0,2 м3, 0,5 м3, 1 м3.

Переключающий кран “чистая – восстановленная вода”.

Система потолочной подвески шлангов.

Металлокаркасный тентовый ангар длиной 8 м, шириной 6 м, высотой 4,2 м.

Металлокаркасный тентовый ангар длиной 24 м, шириной 6 м, высотой 6 м.

Аппарат высокого давления с электроприводом с подогревом или без подогрева воды;

Аппарат высокого давления с автономным бензо– или дизельным приводом с подогревом или без подогрева воды;

Дизельный или бензиновый генератор.

Пеногенератор.

Шланг высокого давления.

Тепловая пушка на дизельном топливе непрямого действия.

Электрический тепловентилятор.

Система освещения.

Система вентиляции.

Технология ПАМ Фор-МА, ориентированная на создание в короткие сроки (1–2,5 месяца) относительно недорогих быстро монтируемых и демонтируемых автомоек, подразумевает:

– отказ от проведения дорогостоящих земляных работ для размещения подземных отстойников грязной воды и использование вместо этого поверхностных отстойников и поддонов с надувными бортами из высокопрочного ПВХ для сбора загрязненной воды в процессе мойки автомобилей;

– применение компактной высокоэффективной системы очистки загрязненной воды до показателей, позволяющих как использовать ее для оборотного водоснабжения автомойки, так и сливать в городской коллектор;

– высокую гибкость и адаптивность концепции ПАМ в зависимости от возможностей заказчиков вплоть до создания автономной мойки в условиях отсутствия подвода воды, канализации и электрической энергии;

– применение конструкторских решений по технологическому оборудованию и ангару, позволяющих осуществлять, в случае необходимости, демонтаж автомойки в течение 1–3 дней;

– как минимум в 3–4 раза меньшую стоимость по сравнению со стационарными автомойками, что резко сокращает величину капитальных затрат на их создание и, как следствие, значительно сокращает период окупаемости.

Мобильная мойка “Моби”

Сборно-разборный комплекс представляет собой конструкцию для мойки легкового и грузового автотранспорта[8]. Время монтажа – не более одного рабочего дня. Для разворачивания комплекса нужно иметь относительно ровную площадку с твердым покрытием (асфальт, грунт, поле), поэтому перед установкой конструкции место расположения желательно предварительно подготовить.

Оборудование для мойки включает запатентованные моечные камеры с водосборными поддонами, автомобильные сборные эстакады, систему глубокой очистки воды для организации оборотного водоснабжения, систему вентиляции, систему освещения, профессиональное моечное оборудование импортных производителей, электро– и теплообеспечение комплекса, оборудования для подачи чистой воды и удаления грязной. Комплекс состоит из трех частей:

– пневмокаркасное или каркасно-тентовое здание для автомойки выбирается в зависимости от количества постов, функциональности и имеющейся площадки для размещения, предполагаемого места эксплуатации. Здание можно разобрать и перевезти в другое место, перепрофилировать (использовать в любых других целях: техническое помещение, склад, выставочный павильон, кафе и т. п.).

– моечное отделение для автомойки. Есть два варианта: легковое – рассчитанное на обслуживание транспорта до 3,5 тонн, и грузовое – рассчитанное на обслуживание грузового транспорта любого типоразмера в загруженном состоянии.

Важно: моечная камера может быть расположена в любом здании, подходящем по техническим параметрам (не обязательно в предлагаемом каркасном);

– система оборотного водоснабжения – набор оборудования и приспособлений для обеспечения возможности осуществления моечного бизнеса без заглублений в грунт и подключения к коммуникациям: вода, слив.

Комплекс является всепогодным, т. е. предполагает использование его и летом, и зимой.

Для организации нормального функционирования в зимний период комплекс нуждается в отоплении. Отопление комплекса производится жидкотопливной тепловой пушкой, также поддержанию нормальных температурных условий способствует воздушная тепловая завеса на въездных воротах, которой оборудованы все комплексы.

Процесс разворачивания комплекса длится в течение одного или двух рабочих дней в зависимости от выбранного типа и назначения конструкций.

Процесс ручной помывки автомобиля занимает в среднем 12” 15 минут и выглядит следующим образом.

По заездным аппарелям автомобиль заезжает в герметичную моечную камеру, находящуюся внутри конструкции, за автомобилем закрывается “шторка”. Далее мойщик обрабатывает загрязненный автомобиль струей воды под давлением, применяя профессиональное моечное оборудование. Затем вручную с помощью автомобильной губки и автомобильного шампуня производится намыливание автомобиля. После этой процедуры производится смывание мыльной пены при помощи моечного оборудования. И в последнюю очередь мойщик производит протирание автомобиля сухой тряпкой с целью сбора остатков чистой воды. Далее открывается “шторка” и чистый автомобиль покидает конструкцию.

Процесс полуавтоматической мойки автомобиля применяется в автомойке для грузовых автомобилей, занимает от 3~5 минут и выглядит так: по заездным аппарелям автомобиль заезжает в моечную камеру, находящуюся внутри конструкции, за автомобилем закрывается “шторка”. Далее, мойщик включает специальную передвижную арку высокого давления с расположенными на ней запатентованными устройствами вихревой подачи воды. Передвигая арку по специальным рельсам мойщик “проходит” вдоль всего загрязненного автомобиля, убирая основные загрязнения.

Мойщик включает специальный генератор пены и при помощи арки нанесения, также перемещаемой по рельсам, наносит на предварительно очищенный автомобиль пенное моющее средство для бесконтактной мойки. Через определенное время, необходимое для действия моющего средства, мойщик вновь “проходит” с аркой высокого давления вдоль автомобиля, выполняя тем самым финальное ополаскивание. После проведенных манипуляций, мойщик включает арку воздушного обдува, перемещаемую по рельсам. Проводя арку вдоль автомобиля, мойщик осуществляет сушку транспортного средства. После этого “шторка” моечной камеры открывается, и чистый автомобиль покидает конструкцию (http://www.mobi100.ru/).

Список документов, которые прилагаются при продаже комплекса:

– экспертное заключение СЭС (типовое) на технологию и организацию рабочих процессов мобильной мойки;

– пожарное заключение (московское) типовое;

– архитектурное согласование;

– проект по экологии “Охрана окружающей среды”;

– все сертификаты;

– паспорт на конструкцию;

– отказное письмо на конструкцию;

– лицензионное соглашение.

Для организации бизнеса необходимо иметь:

– договор на аренду земли (частная территория), где будет эксплуатироваться комплекс, либо согласование от управы на муниципальную землю;

– договор на покупку и утилизацию воды с местным водоканалом;

– все необходимые документы, касающиеся вида деятельности (как и в любом другом виде деятельности).

Комплекс “Моби” не нуждается в подключении к канализации и не нуждается в подключении к водопроводным сетям, т. е. комплекс полностью автономен. Можно использовать комплекс как в автономном режиме, так и в полуавтономном.

Выездные автомойки

Место на рынке

Бурный рост количества мобильных автосервисов для легковых и грузовых автомобилей в последние годы вызван следующими причинами:

– рост парка автомобилей во всех странах;

– обострение борьбы за клиентов среди сервисных предприятий;

– обострение борьбы за клиентов среди фирм, торгующих шинами, стеклами, охранным и аудио-видеооборудованием;

– рост спроса на выездной сервис со стороны корпоративных заказчиков, VIP-клиентов, очень занятых клиентов, клиентов в малонаселенных районах;

– выгодность сервиса “на месте” по сравнению с эвакуацией и ремонтом в мастерской;

Конец ознакомительного фрагмента.