Священник – мужская работа
Православие помолодело. Особенно в городах. И в этом нет ничего удивительного. Ведь молодежь – это как раз те духовно живые люди, которые открывают для себя мир и его новые возможности. Они находятся на передовой всех современных трендов мегаполиса. Мир, в котором живет молодой человек, полон перспектив. Одной из них является и путь духовной самореализации, духовного совершенствования. Даже несмотря на то, что такой путь в целом сегодня крайне непопулярен. Но участие в церковной жизни может быть оправдано только перспективой личного, морально-нравственного возрастания. С одной стороны, молодой человек (юноша) ищет спасения от греха, с другой – ему важны отношения с Богом, которые он открыл для себя. А ведь есть еще поиск профессии, поиск своего дела или служения. И вот, когда молодой человек пытается совместить два этих поиска, поиск Бога и поиск своего места в жизни, – он может прийти к выбору профессии священника. Я намеренно употребляю это слово – «профессия». Действительно, священник – это профессия. Причем, как очевидно, профессия сугубо мужская. И как профессия она требует определенных знаний, навыков, умений. Само слово «профессия» происходит от латинского profiteor: «объявляю своим делом», а также означает «звание, ремесло, должность, призвание к чему-либо». Согласно этим начальным значениям слова, священник, по преимуществу – это призвание. Призвание на служение Богу и людям, служение молитвой, человеческим участием, примером собственной жизни. Священник ведь нужен обществу не только для того, чтобы освятить квартиру или машину, покрестить ребенка (хотя он и исполняет все эти церковные обряды). Он необходим, прежде всего, как человек молитвы. Церковные богослужения, Таинства и обряды состоят из множества различных молитв. А священник как бы «работает» внутри этого молитвенного круга. Практически, каждый день. По нескольку раз в день. И если он понимает молитву не только как совершение молитвословий, но как предстояние перед Богом, как жертву своего сердца, своей души Богу – он на верном пути…
Молится священник о прощении грехов людских. Молится сначала о себе, а затем о каждом, кто в этом нуждается или об этом просит. Также молится священник о своем народе, о властях (какие бы они ни были), о благополучии людей: и материальном, и душевном. Чем больше, усердней, внимательней, глубже священник молится, чем больше посвящает молитве времени и чем чаще очищает свою совесть покаянием, тем больше он приносит пользы и добра, которые, впрочем, не всегда видимы обычному глазу, но которые, безусловно, всегда имеют реальную силу и оказывают свое положительное влияние на людей и мир вокруг.
Поп – необычный человек?
Важно отметить, что священник несет величайшую ответственность за вверенное ему служение: перед Богом, перед людьми, перед судом собственной совести. С другой стороны, священнослужение исполняют обычные люди, которым не чуждо ничто человеческое. Священники – это, конечно, не десант с планеты Марс, это наши современники, выходцы из того общества, в котором они еще до того, как стали священниками, учились, работали, как и многие другие люди. Вспомним первых учеников Христа: они были рыбаками, учителями, врачами, строителями. То есть это были люди совсем обычных профессий и судеб, но каждого из них Бог призвал на служение Себе и Своей Церкви. Поверив Богу, они пошли за Ним. И сегодня история повторяется…
Что касается облика священника как человека, выбранного Церковью на высокое служение Богу… Священник остается обычным человеком, со своими слабостями и грехами, остается не всегда достойным того сана, в который он посвящен. И будучи таким слабым и немощным человеком, священник может ошибаться, может согрешать, может не быть примером или этот пример разрушать. Но и сам понимая все это, священник все-таки остается борцом, воином, противостоящим силам зла, как в себе самом, так и в тех, за кого он ответственен как духовный руководитель. Поэтому труд священника сам по себе требует достаточного мужества. Недаром работа эта исключительно мужская. В ней надо всегда возрастать, идти вперед, к высшим евангельским идеалам, несмотря на свое недостоинство и ошибки. Так шлифуется святость. Не безгрешность – нет. Безгрешных людей нет. Но святость как выражение своей верности высшему идеалу нравственного добра. Даже несмотря на ошибки и случающиеся грехи…
В наши дни Бог призывает к служению в Церкви все новых и новых людей, среди которых есть и молодежь. И если молодой человек или девушка по-настоящему приходят в Церковь, к Богу, и тогда встает вопрос: можно ли совместить жизнь обычного гражданина, члена современного общества, и жизнь христианина, для которого Церковь является чем-то совершенно неотъемлемым, значимым и безусловно важным!? Женщина может служить в Церкви как работница храма, как певчая церковного хора или как работник административного звена. Женщина может стать и женой священника. Ну а верующие мужчины не обязательно становятся священниками. В Церкви много областей, где можно применить свои профессиональные знания и навыки. Но кому суждено священство – становятся священниками и, в большинстве своем, стараются быть достойными священного сана, во всяком случае, стараются честно исполнять свое служение.
Почти на передовой…
В нашей Амурской епархии действительно много достаточно молодых служителей Церкви. Кто-то из них родился и проходил свое духовное становление на родине, кто-то приехал из Москвы или из других западных регионов страны. Но как бы там ни было, каждый наш священник находится буквально на передовой. Церковь – это ведь не только храмовые стены и то, что происходит за ними. Церковь – это объединенные вокруг Христа люди, которые ведут борьбу с злом в своем сердце и в своей жизни. Священник в этом смысле возглавляет эту духовную рать, показывает или стремится показать пример самоотверженного воина в битве за добро. Это своего рода командир, за которым должны пойти простые солдаты. А ведь у нас на Дальнем Востоке в начале перестройки не осталось ни одного храма, православие было фактически уничтожено и вытеснено из жизни людей. Некуда было идти молиться, негде было встретить не только попа, но и образованного, ревностного христианина. Поэтому сегодня ситуация такова, что борьба с нравственным, личностным злом, которую ведет Церковь в душах людей, только начинается, и сделать нужно еще очень и очень много. По сути, Церкви нужно отвоевывать души, завоеванные безбожием и грехами. Это борьба за добро и человечность, за возрождение веры и любви в душах и сердцах русских людей. Мы считаем, что без Бога в этой борьбе не одержать побед, поэтому сегодня так важна открывающаяся для людей возможность стать участником церковной жизни. И чем ближе человек будет к Церкви, тем ближе в итоге он будет к Богу…
О безбрачном и женатом духовенстве
Чтобы стать священнослужителем, желательно получить духовное образование (которое, кстати, сейчас приравнивается к светскому: среднему или высшему). Сегодня на территории стран бывшего СССР действуют 4 духовные академии, десятки духовных семинарий и училищ. Рукоположение в священный сан возможно по усмотрению епископа – главного священника определенной церковной области (епархии). В нашей молодой Амурской епархии на сегодняшний день служит чуть более 30 священнослужителей. Епископ Николай, возглавляющий епархию, – выпускник Московской духовной академии, он был назначен на новую Амурскую кафедру Святейшим Патриархом Московским. Каждый епископ, по древней христианской традиции, ведущей свое начало приблизительно с IV века от Рождества Христова, избирается из монахов. В свою очередь, монах – это человек, который ради служения Богу и Его Церкви жертвует своей личной, семейной жизнью, оставаясь безбрачным. Это еще раз свидетельствует о том, сколько мужества, веры, надежды на Бога требует от епископа, как монаха, его служение. Вообще состояние безбрачия абсолютно естественно для человека, связавшего свою жизнь с безраздельным, полновременным служением Церкви. В данном случае – оно естественно для монаха. Хорошо как-то сказала известная Галина Волчек, что «безбрачие – естественное состояние человека, отдавшего себя в рабство театру». Эти слова мог бы повторить любой серьезный монах, описывая свое отношение к Церкви… Но есть и другой, сверхъествественный аспект. Монашество – это призвание. И своими силами человек не способен пронести его через всю свою жизнь. Кто-то говорит, что монашество – противоестественно, потому что Сам Бог благословил людей «плодиться и размножаться». Однако начиная с христианской эры и, прежде всего, с примера основателя христианства – Иисуса Христа, – миру открыт образец иного, безраздельного служения Богу. Это такое служение, когда человек из-за своей любви к Богу, любви, которая выше и сильнее плотской любви, избирает практически добровольное мученичество – безбрачие. Но в действительности жизнь безбрачная не так страшна и мучительна, как иногда ее рисуют противники воздержания и чистоты. Она имеет и свои радости и, будучи посвященной Богу, имеет глубокий смысл, который дает направление всей жизни и делает ее насыщенной, приятной и совсем нескучной. Например, молитва – это то, что способно по-настоящему удовлетворить душу монаха, и монах, который молится часто и с желанием, находит в этом радость и смысл для своей жизни. Кроме того, сила Божья, которая действует в Церкви и которая соединена с Церковью, делает путь безбрачия ради Христа не противоестественным, а сверхестественным. О монахах, их крепости и чистоте заботится Сам Бог. И если даже человек, принявший монашеский постриг, может полюбить женщину, или встретиться с неминуемой силой плотского вожделения, то пребывая в молитве как особенной близости Богу, он получает силу свыше противостоять напору страстей и выйти в этой тяжелой борьбы победителем с помощью Божьей… Недаром монах носит так называемый клобук – черную круглую цилиндрическую шапку с длинной свисающей сзади накидкой из легкой ткани. Клобук означает покров Божий, который защищает человека-монаха со всех сторон, по всему кругу жизни. Об этом напоминает форма головного убора. А накидка может пониматься и как символ дуновения Святого Духа, легкого, не отягощающего, но покрывающего и оберегающего человека от искушений плоти и злых духовных сил. Клобук – это как раз отличительная часть церковного облачения священника-монаха во время богослужения. В нашей епархии и, в частности, в Ильинском кафедральном соборе, служат несколько священников-монахов, и их можно узнать, например, по этой части их церковно-богослужебной одежды. Однако большинство священнослужителей в Русской православной церкви (так же, как и у нас в епархии) являются священниками, состоящими в браке. У них есть жены, и они воспитывают собственных детей.
Конец ознакомительного фрагмента.