Вы здесь

Открой для себя Церковь. «Не мы возлюбили бога…» (Дамаскин Лесников)

«Не мы возлюбили бога…»

Когда человек буквально опускается на дно жизни, он начинает понимать, что выбраться самостоятельно оказывается сложно и даже, как кажется, невозможно. Причем внешне все может быть «как у всех», но за этим нормальным внешним зияет огромная пропасть, в которую человек скатывается все глубже и глубже, и нет тому конца. Кстати, именно так состояние души может выглядеть в снах, которые снятся человеку в это время: он находится в черной, грязной, скользкой яме. А все попытки выбраться наверх – бессмысленны. Кажется, что выбраться – нельзя. Но это во сне. А наяву… выбираться как-то все-же необходимо. И надо искать спасение от этой угнетающей тоски и безысходности. Но где найти не только силы, но и осмысление того, что это все-таки нужно делать? Может, лучше так все и оставить? Может, оно как-то само по себе пройдет, рассосется? Как со временем проходит воспаление на месте занозы? Или все-таки надо искать спасение и спасителя? Для человека, у которого сохраняется в душе хоть крупица веры в то, что Бог может быть этим Спасителем – ответ почти очевиден. И заключается этот ответ в том, что надо – если ты чувствуешь, что попал в плен греха, бессилия и отчаяния – пойти, побежать, поползти к Богу. Протянуть к Нему свои руки, криком закричать, – делать все, что только возможно, чтобы постараться быть замеченным и услышанным там, наверху. Ведь поначалу кажется, что никто «там» тебя не видит и не обращает на тебя никакого внимания. И вот в этом как раз заключается главное заблуждение. На самом деле – и мы в это верим – Христос умер и воскрес. А значит, Он – Живой и Живущий Бог и Человек. Пройдя через смерть и воскреснув из мертвых, Он воскрешает каждого, кто готов открыться Ему, поверить в Него, покаяться перед Ним. Тот, кто на дне – тот духовно еле живой, или почти мертвый. У мертвых заканчивается отмеренная им мера жизни. А у духовно мертвого теряется смысл жизни, теряется радость восприятия мира и людей. Он попадает то ли в безводную пустыню, то ли в кишащие дикими зверьми джунгли. Таковы тягостные переживания того, кто чувствует себя почти живым трупом. И это чувство порой ой как живо! Но связанная с ним глубокая, непрекращающаяся боль – очевидное доказательство, что смерть еще пока не наступила. А значит, есть шанс выкарабкаться, уйти от преследования духовной смерти, значит – есть возможность спасения. В Евангелии упоминаются слова Христа о том, что если кто и умрет, то не будет поглощен смертью, и если поверит в Него – оживет (Ин. 5:24,25). Речь здесь идет не о физической смерти, но об омертвении души, об этой самой смерти духовной. Ведь физически мертвому человеку невозможно вдруг поверить во Христа. Но человеку духовно мертвому такая возможность еще открыта. Более того, это, наверное, единственная возможность, чтобы выжить, выбраться из трясины. Ведь хоть и умерщвлена душа, но не до конца, в ней еще теплится свет. И чтобы отогреть душу, оживить ее, нужна любовь Божья. В чем выражается эта любовь? Как писал апостол Иоанн Богослов, любовь к нам открывается в том, что не мы полюбили Бога, чтобы измениться и жить по Его воле. Но Бог возлюбил нас, чтобы изменить нас и нашу жизнь (1 Ин. 4:10). Возлюбил так, что пошел на смерть, чтобы не осталось никаких сомнений в том, что Он действительно нас любит. Это – любовь до смерти. Если точнее – любовь, которую Он завоевал Своей смертью. И если духовно погибающий человек сможет найти в себе веру в то, что умерший и воскресший Христос до сих пор его любит, если сможет поверить, что смерть Христова до сих пор означает его собственное спасение от смерти, – смерти души – тогда выход есть. Нужно только сказать Богу: «Господи, я бы хотел поверить в Твою любовь, хотел бы, чтобы Твоя воскресшая любовь коснулась моей души, моего сердца. Хотел бы ожить Твоей жизнью и воскреснуть Твоей любовью». И «там» такие прошения, такая молитва не могут быть не услышаны. Ведь любовь у Бога действующая. И привлекает-то нас в Нем, прежде всего, Его любовь. По замечательному выражению митрополита Антония Сурожского – «любовь всепобеждающая». И, может быть, не было бы на земле верующих в Бога людей, если бы человек не испытал бы на себе действие Божьей любви. Но если кто-то уже это действие испытал – тогда и поверил, тогда и остался навсегда побежденным, охваченным этой любовью.