Вы здесь

Откровенный разговор о воспитании. Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого. Часть первая. Метод (Вики Хёфл, 2015)

Часть первая

Метод

Нередко родителям кажется, что моя способность понять самую суть их семейной проблемы – это некий таинственный талант или особый «дар». Не важно, в чем состоит затруднение – неполадки со сном, беспрерывные драки между братьями и сестрами или борьба за власть, выливающаяся в грандиозные истерики, – я предлагаю простой, легкий и подходящий для каждой конкретной семьи план действий. Родителей обычно удивляет, как немедленное облегчение, которое они испытывают после этого, перерастает в долговременные позитивные изменения в динамике их семейных отношений. Но истина состоит в том, что это не природный дар, а навык, развивавшийся в течение двадцати лет путем целенаправленных тренировок. Каждый родитель (включая вас!) способен следовать этому плану.

Родителям сложно поверить, что мне, консультанту по воспитанию детей, порой тоже приходилось туго – я осознавала, что чего-то не понимаю, не могу сосредоточиться, что я запуталась, что у меня нет сил, что я пребываю в совершенном тупике в рамках собственного родительского опыта. Но такое случалось и время от времени происходит до сих пор. Я ничем не отличаюсь от других родителей за исключением того, что у меня есть долговременный план – стратегия, с помощью которой мне удается не свернуть слишком далеко с избранного пути.

Любые родители, стремящиеся к тому, чтобы создать более стабильный, комфортный и приятный дом для себя и своих детей, могут освоить этот метод, использованный мной при воспитании собственных детей и при работе с другими семьями. Все, что вам необходимо, – это понять базовые элементы стратегии, выделить время для их внедрения в домашнюю практику, быть готовыми придерживаться избранного пути и преодолеть все ошибки и трудности, возникающие на начальном этапе. Вам также потребуется внести небольшие поправки в универсальную методику, чтобы приспособить ее под нужды своей семьи.

С каждым годом меняется расписание занятий и практикумов и новые мамы и папы наполняют классные комнаты или работают со мной в частном порядке. Отчего же при таком изобилии пособий по воспитанию на книжных полках и при таком количестве советов в интернете все больше родителей находят время и силы для работы с консультантом по воспитанию детей? Когда я задаю этот вопрос, мои слушатели обычно отвечают, что им нужна бóльшая ясность и уверенность, когда дело касается их собственной семьи. Они устают метаться между различными стратегиями, ни одна из которых не приводит к конечной цели – миру и спокойствию в жизни их детей. Более того, многие родители общаются с семьями, где есть дети постарше, и зачастую обнаруживают, что их знакомые сделали бы все по-другому, если бы понимали, что основная задача – не воспитать вежливого семилетку, а вырастить разумного, успешного, эмоционально уравновешенного взрослого. Родители работают со мной потому, что им необходим четкий план, который поможет им справиться с ежедневными трудностями, возникающими при воспитании детей в нашем суматошном, постоянно меняющемся и напряженном мире, а также из-за опасения, что их дети не справятся самостоятельно.

Вот почему мне нужен был простой метод, позволяющий одновременно справиться с ежедневной рутиной, возникающей при воспитании ребенка, и вырастить полноценного взрослого. Стоило мне разработать такой план, как в моей родительской практике появилось чувство спокойной решимости и уверенности. То же самое произойдет и с вами.

Основы

Невозможно начать разговор о методе, с помощью которого я выявляю трудности в воспитании детей и возможные решения, не поговорив сначала о фундаментальных темах, лежащих в основе всей моей педагогической деятельности.

Я искренне считаю, что почти все наши проблемы с детьми коренятся:


• В ссоре или охлаждении в отношениях с ребенком. Это проявляется в усиливающейся борьбе за власть, чувстве отчуждения, возникающем между родителями и детьми, и общем ощущении стресса и разочарования, преследующем нас в повседневной жизни.

• В том, что мы не позволили ребенку вовремя проявить самостоятельность. В результате наше дитя полностью зависит от родителей и не в состоянии самостоятельно справиться с жизненными трудностями.

• И в том и в другом.


Эти ключевые моменты влияют на все решения, которые я принимаю в отношении детей, не важно, своих или чужих. Вопрос, возникающий у меня всякий раз при общении с ребенком, звучит так: «Улучшит ли то, что я собираюсь сделать, наши отношения с этим ребенком и поможет ли это ему стать более независимым и уверенным в себе?» И лишь когда ответ положительный в обоих случаях, я высказываюсь или приступаю к действиям. Те, кто использует при воспитании детей мои методики, охотно подтвердят, что это базовые принципы моей философии.

В этой книге я глубже исследую ключевую роль отношений и предлагаю родителям попробовать помочь детям создать здоровую модель отношений, которая поможет им впоследствии придерживаться нормальных, полноценных социальных взаимоотношений и избегать нездоровых. Заодно с этой моделью я собираюсь включить в книгу описание нескольких стратегий, с помощью которых родители смогут развивать в своих детях самостоятельность независимо от возраста. Помимо этого я использую данную методику, чтобы:


• Быстро выявить причину неприятностей, чтобы родители могли посвятить все свои силы поиску решений, а не напрасным переживаниям.

• Определить стратегии, с помощью которых мы сможем выбраться из «красной зоны» и действовать дальше, не усугубив ситуацию.

• Выявить в детях первые взрослые черты, что поможет родителям вырастить индивидов, готовых ко всем чудесам и опасностям взрослого мира.

• Выработать определенные режимы, системы ограничений и распорядок дня, которые в сочетании с уникальными особенностями ребенка позволят найти идеальный компромисс между свободой и порядком.


Когда родители усваивают основы метода и начинают применять его на практике, их семейная жизнь становится более спокойной и предсказуемой. Это позволяет сосредоточить усилия не только на процессе воспитания, но и на его конечной цели.

Элементы

В методе, который я использую для выявления семейных трудностей и принятия решений, способных привести к долговременному эффекту, есть четыре основных элемента. Каждая из этих четырех составляющих может использоваться по отдельности, но в комбинации они заметно изменяют повседневную жизнь семьи.


Модель отношений. В книге Duct Tape Parenting я поделилась с родителями двумя выводами, к которым пришла, будучи еще молодой матерью. Во-первых, я не намерена была воевать со своими детьми, пока им не стукнет восемнадцать. И во‑вторых, как следствие, я должна была посвятить время тому, чтобы создать уважительные, близкие и доверительные отношения у себя в семье. Это должно было свести к минимуму борьбу за власть и риск долговременной порчи или разрыва отношений с детьми. Вследствие этих двух решений я развила целую методику воспитания детей, больше направленную на развитие и поддержку здоровых взаимоотношений, чем на выращивание послушных, аккуратных и вежливых отпрысков. Верьте или нет, но после этого моя жизнь с пятью детьми стала намного более приятной, увлекательной, а также мирной и гармоничной.

Мне было известно из первых рук, что, посвятив время укреплению отношений с детьми, я сведу к минимуму борьбу за власть. Это, в свою очередь, поможет нам всем вовремя выходить из дома (ведь для того, чтобы каждое утро выпроводить из дома семью из семи человек без истерик и скандалов, требуется настоящее сотрудничество) и уменьшит ежедневный стресс от жизни в современном бешеном ритме. Кроме того, я осознала, что все представления моих детей о семейных отношениях будут корениться в тех отношениях, которые они установят со мной, своей матерью. Именно эта мысль утвердила меня в намерении помочь детям создать здоровую модель отношений, с помощью которой они смогут различать здоровые и нездоровые связи и стремиться к партнерам, также обладающим здоровыми представлениями об отношениях в семье.

Я признала, что моя обязанность – показать детям и дать им почувствовать, что такое здоровые отношения, и тем самым увеличить их шанс завязать здоровые отношения с людьми, не входящими в родственный круг. Вот почему первая составляющая моего метода посвящена в первую очередь нашим взаимоотношениям с собственными детьми, поскольку, готовы мы это признать или нет, но каждое наше действие служит либо укреплению этих отношений, либо ведет к охлаждению. Нельзя пройти мимо этой темы в воспитании детей. Здоровые отношения с детьми увеличивают вероятность того, что проблемы в других областях либо вообще исчезнут, либо станут столь несущественными, что мы легко, быстро и эффективно с ними справимся.


Поощряйте самостоятельность. Второй элемент также является центральной темой всей моей работы. Идея заключается в том, что мы должны помочь нашим детям развить в себе независимость и уверенность в собственных силах, чтобы они могли самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Важная часть наших родительских обязанностей состоит в том, чтобы придать детям уверенность в своих силах и в способности справиться с любым испытанием, которое может повстречаться им на жизненном пути. А если вернуться к практике, то это означает: нам следует позволить своим детям овладеть необходимыми личностными, социальными и бытовыми навыками.

Кроме того, поощрение самостоятельности у детей означает, что они смогут успешней развивать качества, необходимые для ориентации в нашем порой слишком тесном, а порой слишком разрозненном мире. По мере того как ребенок начинает уходить все дальше от своего дома и из своего квартала и по мере того как увеличивается его доступ к интернету и прочим технологиям, тревога родителей о безопасности детей все усиливается. Наше естественное стремление чрезмерно оберегать свое чадо приводит к позиции «пусть они как можно дольше остаются юными и невинными». К сожалению, это опасно для наших детей. Чем больше способностей обнаруживается у наших детей, тем уверенней они себя ощущают; чем больше решений, пусть и несущественных, они принимают в юном возрасте, тем крепче наша уверенность в том, что, повзрослев, они будут способны к правильным, мудрым и взвешенным решениям в большом и совсем небезопасном мире.


Живя с младенцем, расти взрослого человека. Третья составляющая заключается в том, чтобы принять следующую идею: вырабатывая методику воспитания трехлетнего малыша, мы можем одновременно закладывать у него те черты характера, которые помогут ему в двадцать три года выжить во взрослом мире. Хотя порой кажется, что две части идеи – жить с младенцем и растить взрослого человека – противоречат друг другу, на самом деле они гармонично сочетаются. Проявив немного упорства и терпения, вы получите не менее потрясающие результаты, чем я, мать пятерых детей, и тысячи родителей, с которыми я работала.

Если развитию характера своих детей вы посвятите не меньше времени, чем установлению правильного режима дня и борьбе с грубостью и драками, то, осмелюсь утверждать, ежедневные трудности пойдут на убыль. С того момента, как ребенок начинает вырабатывать в себе самоконтроль – ту черту, которую мы так жаждем видеть в повзрослевших детях, он уже способен подавить желание поколотить младшего братишку, разрушившего его башню из кубиков. И вам больше не понадобится никакой стратегии, потому что с этой минуты стратегией станет его вновь обретенный самоконтроль. Я, например, с огромной радостью обнаружила, что развитие в ребенке определенных черт характера делает систему наказаний просто ненужной.


Совмещайте разум и интуицию. И наконец, четвертый элемент заключается в том, что при внедрении любых режимов, распорядков и систем ограничений, обеспечивающих нормальное функционирование вашей семьи при теперешнем бешеном ритме жизни, вам надо руководствоваться внутренним чувством или даже замеченными вами особенностями поведения ребенка. Несомненно, это требует четкой балансировки, но, когда интуиция и разум действуют сообща, внезапно оказывается, что каждый вовремя встает, одевается, завтракает и встречает новый день с улыбкой. И это происходит не по мановению волшебной палочки. Нет, эта магия – результат грамотно составленного воспитательного план с учетом уникальных характеров ваших детей.

Очень часто во время занятий родители с трудом воспринимают идею о необходимости графиков, потому что им кажется, будто я говорю о некой общей, рассчитанной на всех схеме. Даже не успев осознать, что эта система подгоняется под каждую семью или каждого члена семьи в отдельности, они заявляют: «Это не будет работать». Я хочу, чтобы вы смотрели на методику непредвзято. Если я привожу пример, который по каким-то причинам не годится для вашей семьи, постарайтесь переработать систему так, чтобы она соответствовала вашим нуждам и нуждам ваших детей. Ваша система ценностей – основа вашей жизни. У меня она другая. Вот почему я включила в это пособие столько историй из реальной жизни. Фокус состоит в том, чтобы извлечь из моих уроков здравое зерно стабильности и структуры и вырастить из него что-то подходящее для вас и ваших детей.

Именно в этом и заключается мое волшебство (и удовольствие тоже!). Вы начинаете понимать, как наилучшим образом сбалансировать универсальную систему и ваши персональные предпочтения. Подумайте немного о том, какую пользу это может принести, и попытайтесь применить на практике. Используйте этот надежный, проверенный временем метод и модифицируйте его под нужды собственной семьи. Сделав это, вы поймете, что отныне у вас под рукой всегда есть надежный компас. В результате вы уверенно и спокойно поведете свою семью сквозь штормы настоящего в необозримое море будущего.

1. От первых шагов до первой модели отношений

Ребенок – активное и динамично развивающееся существо… Пытаясь найти свое место в мире, дети строят отношения с окружающими, используя природный ум и творческие способности. Ребенок всегда пробует: если попытка оказалось удачной и ребенок достиг поставленной цели, он и впредь будет прибегать к открытому им методу. Порой ребенок обнаруживает, что его стратегия с одними людьми работает, а с другими нет. Перед ним открываются два пути: он может отступить или отказаться сотрудничать с невосприимчивым к его стратегии человеком либо испробовать новый подход и построить совершенно новые отношения.

Рудольф Дрейкурс. Дети: задача на сообразительность (Children: The challenge)

Вы когда-нибудь задумывались о том, что отношения, которые вы устанавливаете со своим ребенком с момента его рождения, становятся моделью для всех последующих отношений в его жизни?

Если вы похожи на большинство родителей, обучавшихся у меня последние двадцать пять лет, то ответ, вероятно, отрицательный. Скорее вы размышляли о том, какой отец или мать из вас получится, какая ответственность ложится на вас с рождения ребенка и до его совершеннолетия. Возможно, вы представляли свои будущие отношения с ребенком, мысленно клялись, что никогда не станете на него кричать, будете терпеливо ждать, пока он научится завязывать шнурки, и спокойно и уважительно беседовать о домашней работе и учителях. Быть может, вы с теплотой вспоминали собственное детство и думали о том, что хотите воспитывать собственного ребенка так же, как родители воспитывали вас. Или, наоборот, с ужасом окидывали взглядом свои детские годы и клятвенно обещали себе, что, став родителем, сделаете все по-другому. В любом случае очень редко встречается родитель, в полной мере осознающий, насколько тесна связь между отношениями, которые с первых дней устанавливаются между ним и его новорожденным ребенком, и теми отношениями, которые ребенок впоследствии будет строить с другими членами семьи и окружающими.

Наши дети – это часть существующей вокруг нас социальной среды, которая в первую очередь зависит от взаимоотношений. Пытаясь найти место в своей первой и самой важной социальной ячейке, дети наблюдают, размышляют, учатся и пробуют разные способы сотрудничества с теми, кто заботится о них. А теперь попытайтесь понять, что ваши дети, пока они еще малы, не замечают разницы между здоровыми и нездоровыми отношениями. Если не научить их, по каким признакам отличать первые от вторых, вполне вероятно, что впоследствии они окажутся заложниками нездоровых отношений, хотя их вины в этом не будет. Дети могут и не понимать значения слова «отношения», но они все равно чувствуют, делают открытия, пробуют и усваивают уроки – и проходит совсем немного времени, прежде чем малыши начинают копировать язык, тон, жесты и манеру поведения своих родителей. Так мы видим первый пример того, каким образом дети встраивают полученный опыт в свою картину мира и используют его для того, чтобы построить собственную модель отношений.

Создав эту первую модель, ребенок будет использовать ее для построения большей части, если не всех, будущих отношений, включая отношения с бабушкой и дедушкой, дядями и тетями, двоюродными сестрами и братьями и друзьями семьи. Он станет сверяться с этой моделью, впервые попадая на игровую площадку, в ясли или в детский садик. И более того, ее значение будет все возрастать по мере того, как мир ребенка начнет расширяться, и подросшему малышу придется общаться с одноклассниками, учителями и тренерами в начальной, средней и старшей школе и далее, во взрослой жизни.

Что такое модель отношений?

Представьте себе макет дома. Как, по-вашему, должен выглядеть идеальный дом? Вообразите чертеж на бумаге. Этот чертеж отражает структуру дома вашей мечты плюс все специфические элементы отделки, которые отвечают вашему стилю, вкусу и предпочтениям. Чертеж служит отправной точкой, позволяющей построить этот дом. Он тщательно продуман и выверен. Что вы собираетесь использовать: березу или клен, гранит или известняк? Отклонения от задуманного означают непредвиденные траты, задержки в строительстве и нарушение правил безопасности, поэтому критически важно во всем следовать составленному плану, иначе получится совсем не то, что вы представляли. Иногда в процессе постройки вас привлекает возможность сократить график или внести какие-то изменения, но, зная, что это может повлиять на конечный результат, вы твердо придерживаетесь изначального чертежа.

А теперь представьте такой же макет отношений. Как, по-вашему, должны выглядеть идеальные отношения, из каких компонентов они состоят? Как и в случае строительного чертежа, модель отношений служит картой, ведущей к конечной цели – крепким, надежным отношениям. «Что лучше в данном конкретном случае: критика или слова ободрения? Включить сарказм или остаться искренним?» Общаясь со своими детьми, мы либо следуем плану, стараясь достичь намеченной цели, либо спешно вносим поправки прямо на ходу. Поправки вносятся по разным причинам: так быстрее или мы устали, и нам приходит в голову: «Да что случится, если я срежу пару углов?»

Случится вот что. Надо всегда помнить, что отношения между родителем и ребенком – каждый их аспект – лягут в основу модели, которую ребенок в дальнейшем будет брать за образец при оценке любых других отношений. От того, что мы включим в план, зависит то, как наши дети будут продвигаться по жизни и общаться с другими людьми. Если бы большинство родителей осознавало это более ясно, они бы заранее составили полный и тщательно продуманный план действий. Однако зачастую родители обходятся лишь наброском, в который жизнь постоянно вносит какие-то изменения, отчего приходится корректировать его по ходу строительства. В настоящем строительстве это верный рецепт катастрофы. Впрочем, как и при воспитании детей.

Разработка модели отношений

Оглянитесь на собственное детство. Скорее всего, вы отлично помните, как родители общались с вами и между собой, как вы себя чувствовали в их обществе, как они относились к вашим шалостям, как поддерживали ваши интересы. Вы можете припомнить одобрительное и неодобрительное выражение их лиц, определенный тон голоса, который они использовали, чтобы привлечь ваше внимание, как проявлялись их усталость и напряжение или как они шутили, чтобы разрядить ситуацию.

Схожим образом и их стиль воспитания – чрезмерная опека или доверие, критика или поддержка, внешние проявления любви или агрессии, благожелательность или раздражительность – повлиял на ваше представление об отношениях и, возможно, еще больше сблизил вас с ними или, напротив, отдалил.

Повзрослев, вы включили в круг своих наблюдений и других родственников, а затем друзей и партнеров. Вы обращали внимание на то, как эти люди общаются с вами и друг с другом. Может, они приближали вас к себе или, наоборот, отталкивали; говорили с вами свысока или проявляли искреннюю заинтересованность вашей жизнью; были дружески расположены или, напротив, держались отчужденно, высокомерно и холодно. Все эти впечатления повлияли на вашу модель отношений. Независимо от того, какой была ваша реакция – доверие, отпор, ненависть или отчуждение, – вы усвоили все это и включили в свою карту отношений с миром. Несомненно, в жизни вам встречались разные люди: союзники и критики, гибкие и жесткие, требовательные и всегда готовые помочь, честные и лживые. Все это также влияло на вашу модель отношений и помогало сформировать окончательное представление о том, какими людьми вы хотите себя окружить, а от каких предпочитаете держаться подальше.

Наши дети будут выстраивать социальные связи в течение всей жизни. Поэтому, как мне кажется, родителям имеет смысл посвятить время тому, чтобы создать прочные и надежные отношения, которые впоследствии послужат их детям ориентиром. Это означает, что вместо заботы о вещах сиюминутных (какие купить обои для детской, как выбрать самый престижный детский сад, как помоднее нарядить ребенка) мы должны выстроить достойную модель всех их дальнейших отношений. А это, в свою очередь, значит, что нам следует обращать внимание на выбор слов, тона, критических замечаний и комментариев, на наказания, которым мы подвергаем наших детей, и т. д. Это значит, что мы должны сознательно, целенаправленно и с должным уважением следовать нашему плану в надежде добиться положительных результатов.

Как распознать здоровые отношения?

Вспомните все доверительные, позитивные отношения, в которые вам приходилось вступать, или те, которые вы наблюдали со стороны. Подумайте о любви, доверии, сочувствии, взаимопомощи, уважении и открытости, присутствующих в этих отношениях. Представьте теперь те отношения, которые вам хотелось бы выстроить со своим ребенком. Как они выглядели бы в идеальном мире? Как бы вы обращались друг с другом?

Затем выберите из списка внизу те слова, которые соответствуют вашим представлениям об идеальных отношениях, и скопируйте в свои заметки. Добавьте другие определения, приходящие на ум, когда вы думаете об отношениях, полных любви, взаимного интереса и уважения друг к другу. И время от времени возвращайтесь к этому списку, если хотите поддерживать ровные и добрые взаимоотношения детьми.


Как распознать нездоровые отношения?

Теперь повторите то же упражнение, только на сей раз вспомните худшие отношения в вашей жизни или в жизни окружающих вас людей. Представьте все эти циклы ненависти и предательства, гнева и неуважения, манипуляций и осуждения, а также отсутствие взаимопонимания, как правило, сопровождающее подобные отношения. А затем вообразите себе худший сценарий ваших отношений с ребенком и возможные последствия. Обведите карандашом все ранящие вас слова из списка внизу и добавьте к ним собственные, потом выпишите все эти негативные характеристики на отдельную страницу. Так вы поймете, чего следует избегать, строя здоровые отношения с ребенком.




Какие бы отношения ни сложились у нас в семье – здоровые или нет, – дети смотрят и запоминают. С большой долей вероятности они выберут себе партнеров, похожих на нас, так что ради наших детей и их будущего следует обратить внимание на то, как мы общаемся с ними на повседневной основе.

В здоровом теле здоровый дух

Для начала важно понять: наши занятия и игры с детьми не гарантируют, что ребенок в это время учится создавать модель здоровых отношений. Любить детей, читать им, гулять и ходить с ними в кино, ездить вместе на каникулы – это не то же самое, что строить здоровые отношения. Есть даже мнение, что именно в периоды напряжения, ссор, беспокойства и борьбы за власть дети по-настоящему усваивают, что такое здоровые и нездоровые отношения. Суть построения здоровых отношений не в том, чтобы постоянно испытывать приятные эмоции. Напротив, пробуя отношения на прочность и преодолевая неурядицы, мы учим детей, как справляться с превратностями судьбы, которые наверняка выпадут им на жизненном пути! Именно в эти моменты откровенности дети начинают постепенно складывать ту мозаику, что послужит им моделью большей части, если не всех, дальнейших отношений.

Никто из знакомых мне родителей не мечтает о том, чтобы завершить день с чувством сожаления, угрызениями совести или обидой, но, к сожалению, очень часто именно это и происходит. Родители сомневаются в правильности принятых решений, не понимают, что нашло на их детей, и начинают подозревать, что жизнь с детьми – вовсе не то счастливое путешествие, которое грезилось им до появления малышей. Самое время подумать о том, как важно иметь правильную модель отношений. Она даст вам спокойствие, уверенность и смелость, необходимые для того, чтобы помочь ребенку развить в себе способность к построению здоровых отношений на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Три ошибочных способа

Даже если вы сформулировали для себя концепцию «модели отношений», это не означает, что вам удалось предусмотреть все проблемы и определить моменты, когда мы, сами того не желая, все портим. За двадцать пять лет работы я выделила три основных способа, какими даже самые доброжелательные родители могут исказить модель отношений, складывающуюся в сознании их детей:


1. Унизительные ярлыки. Мы зачастую придумываем ярлыки, несущие негативный смысл и отрицательно влияющие на представление наших детей о себе.

2. «Если бы ты меня любил, ты бы это сделал ради меня». Манипулируя чувствами детей, чтобы «заставить» их вести себя подобающим образом, вы даете понять: приемлемо прибегать к любой тактике, лишь бы заставить людей выполнять ваши желания.

3. Искажение смысла. Мы уверяем, что некие ценности очень для нас важны, а затем собственным поведением опровергаем свои заверения.

Первый способ: унизительные ярлыки

Что будет с ребенком, если его постоянно осыпать замечаниями вроде: «ты болван», «ты неряха», «ты никогда не заканчиваешь то, что начал», «ты должен быть более ответственным», «ты должен проявлять больше уважения», «ты такой нетерпеливый», «тебе что, всегда нужна будет моя помощь?». Все эти обидные слова, наше пренебрежительное отношение, наша бесконечная «работа» над своими детьми, словно это какие-то проекты, нуждающиеся в улучшении, гарантируют одно: представление о себе у ребенка будет складываться на основе тех ярлыков, того отношения и замечаний, которыми мы их бомбардируем каждый божий день.

Эти истории демонстрируют, как зацикленность на недостатках наших детей и навешивание на них негативных ярлыков впоследствии мешают им вступить в нормальные отношения с людьми за пределами семейного круга. Примеры могут показаться вам чрезмерными, но на самом деле они типичны для многих родителей, которым я помогаю вырваться из порочного круга старых привычек.

Слишком нервная и чувствительная: Джуди Х.

Я с детства легко теряюсь в непредвиденных обстоятельствах. Родители считали, что я слишком чувствительная, и старательно расчищали мне дорогу, убирая любые препятствия, которые могли выбить их девочку из колеи. Став взрослой, я все так же легко теряю душевное равновесие и, если не контролирую себя, подсознательно ожидаю, что люди вокруг постараются максимально облегчить мне жизнь. Как только я чувствую, что не способна решить очередную проблему, то сразу прикрываюсь своей чувствительностью, чтобы окружающие отнеслись ко мне снисходительнее или пожалели меня. Если это не срабатывает, стараюсь вообще избегать сложных ситуаций и людей. Очень часто меня привлекают люди, которые берут на себя решение всех вопросов. Но так получается, что или им скоро надоедает моя беспомощность, или я сама устаю оттого, что ко мне относятся, как к ребенку, и разрываю отношения. Так или иначе, отношения заканчиваются.

Вы не можете меня заставить: Джерод Л.

В детстве я отказывался повиноваться любым приказам. На прямые команды родителей я всегда отвечал бунтом. Можно было не сомневаться, что я не подчинюсь и сделаю все наоборот. Они не знали, как со мной бороться и сдались, и по сей день я отказываюсь «делать то, что мне сказано». В школе я заслужил прозвище «хронически безнадежного ученика» в классе и хулигана на игровой площадке. Как вы догадываетесь, такое представление о себе сильно мешает как в профессиональной, так и в личной жизни. Моя неготовность к сотрудничеству с людьми привела к многочисленным разрывам отношений и к тому, что на любой работе меня отказываются повышать по службе. Сейчас, в двадцать шесть, я наконец-то начал учиться сотрудничеству, но дело идет очень медленно.

Критика и вина: Тайрус А.

В детстве мне всегда казалось, что родители постоянно недовольны мной. Что бы я ни делал, их невозможно было удовлетворить. Они считали, что критика поможет мне добиться лучших результатов, но на деле все было наоборот. Став взрослым, я никогда не решусь на поступок, который может сделать меня объектом критики, и очень боюсь подвести людей. Я постоянно извиняюсь за то, в чем не виноват, обвиняю себя, если что-то идет не так, и опасаюсь браться за что-то новое. Отношения? Это полная катастрофа. Я постоянно жду критики, а если кто-то меня похвалит, не могу поверить в его искренность. Очень скоро людям надоедает тянуть меня, и они уходят. Я даже не хочу вспоминать, сколько раз меня называли «Иа-Иа».

Как я говорила, эти случаи могут показаться крайностью, но на самом деле все больше и больше взрослых начинают понимать, что причина их неудач кроется в ранних детских впечатлениях, а конкретно – в неверно выстроенной модели отношений.

Если нам удастся в полной мере осознать, что модель поведения, система ценностей и черты характера, необходимые во взрослой жизни, закладываются с самого раннего возраста, возможно, мы изменим и свое поведение. Мы сможем продуманно и целенаправленно помогать нашим детям развивать представление о себе как о людях, достойных искреннего уважения. Далее в этой главе я расскажу вам каким образом.

Второй способ: «Если бы ты меня любил, ты бы это сделал ради меня»

Второй способ, влияющий на закладывание модели отношений у наших детей, – это кратковременные стратегии, к которым мы прибегаем в тех случаях, когда не знаем, что делать. Сюда входят ворчание, придирки, постоянные напоминания, чтение нотаций, подкуп, уговоры, жесткий контроль, наказания и укоры, которыми пользуются многие родители, чтобы заставить детей вести себя как подобает.

Пытаясь изменить поведение детей, которое их не устраивает, родители показывают, что это приемлемая модель отношений. Впоследствии, общаясь с другими людьми, ребенок будет рассуждать так: «Кое-что в твоем поведении мне не нравится, но я изменю тебя так, чтобы ты соответствовал моим вкусам». Наши дети привыкают к мысли, что, если ты действительно кого-то любишь, то готов измениться ради него. Конечно, это не означает, что не надо помогать ребенку вырабатывать такое поведение, которое впоследствии поможет ему во взрослой жизни и в отношениях с другими людьми. Вопрос в том, каким способом мы это делаем и способствует ли это построению здоровой или дефектной модели отношений.

Критика и требования: Тина Х.

Родственники говорили мне, что я развита и уверена в себе не по годам и что родители должны мной гордиться. У моих родителей были очень жесткие стандарты в отношении того, как дети должны себя вести, как им следует учиться и по каким правилам надо жить в семье. Они постоянно критиковали меня и сравнивали с другими, чтобы не дать мне расслабиться. Кажется, еще в очень юном возрасте я приняла решение, что, когда вырасту, буду поступать с другими так же, как родители со мной. Если люди не будут соответствовать моим требованиям, я стану критиковать их до тех пор, пока они не подчинятся.

Одно из первых моих взрослых впечатлений – совместное проживание в старом доме, который я снимала вместе с несколькими знакомыми из колледжа. Через пару месяцев одна из моих новых соседок стала сильно раздражать меня, потому что мне не нравилось, как она убирает кухню. В конечном счете есть ведь только один способ убираться в кухне, так? Вместо того чтобы поговорить с ней и выработать систему, подходящую нам обеим, я начала засыпать ее замечаниями. Говорила, что она не так загружает тарелки в посудомойку, и ругала за то, что оставляет кастрюли и сковородки сохнуть на столе. Когда это не подействовало, я начала критиковать другие сферы ее жизни и сравнивать ее с остальными соседками. Два месяца спустя она заявила, что уезжает. И это вкратце история всей моей жизни. Я поступаю с другими так же, как мои родители поступали со мной. Я отлично знаю, насколько это выводит из себя, потому что испытала на собственной шкуре. Но факт остается фактом: у меня нет ни навыков, ни опыта откровенного диалога с людьми, живущими по другим правилам.

Давай, давай, давай: Линдон Р.

Родители нас особенно не тиранили, но они докучали нам, приставали и давали указания до тех пор, пока мы не выросли достаточно, чтобы сесть в машину и укатить прочь. Я не осознавал, что усвоил те же привычки, пока одна приятельница не обратила мое внимание на то, как я разговариваю со своей девушкой. Она заявила, что я похож не на парня, а на занудную мамашу. Я смертельно обиделся, хотя в глубине души понимал, что она совершенно права. Беда в том, что я не знал, как изменить свое поведение, потому что моими ролевыми моделями были родители. Я поступал так же, как они. Вики часто говорит: «Дети не перерастают дурные привычки, а врастают в них или в то, что чаще всего видят». И в моем случае она стопроцентно права.

Эти истории подтверждают: глядя на своих родителей, ребенок приходит к выводу, что можно приставать, напоминать, угрожать, игнорировать, ранить или наказывать окружающих людей, если они ведут себя неподобающим (по его мнению) образом, пока не добьешься нужных тебе изменений. Ребенок видел, испытывал на себе и практиковал подобные средства манипуляции с самых ранних лет. Да, дети воспринимают такую модель отношений как готовый трафарет. Просто понаблюдайте за группой пятилетних малышей, и вы наверняка заметите, как они повторяют услышанные дома слова, и обратите внимание, как они интерпретируют эти фразы и включают их в собственную модель отношений:


• «Ты неправильно строишь песочный замок. Смотри как надо».

• «Если хочешь играть с нами, ты должен вежливо попросить, иначе мы не будем с тобой играть».

• «Ты хочешь раскрасить цветок красным? А по-моему, лучше желтым».

• «Ты хочешь, чтобы домик был здесь? А разве не лучше вон там? Никогда не видела такого окна. Вообще-то они бывают вот такие».

• «Ну что ты как маленький. Это не так уж и больно».

• «Знаешь, никто не будет дружить с тобой, если ты не…»

Третий способ: слова, расходящиеся с делом

Недостаточно просто использовать слова, определяющие правильные отношения, поскольку дети не всегда понимают истинное значение употребляемых нами слов. Как родители, мы должны служить примером и жить согласно своим принципам – лишь тогда наши дети по-настоящему поймут, что эти принципы значат и как их применять в отношениях с другими людьми.

Большинство взрослых согласится: в основе наших и здоровых и нездоровых отношений лежит вербальный или невербальный обмен информацией. Общение начинается со слов, которые мы используем. Таких слов, как «сотрудничество», «ответственность», «сочувствие», «любовь», «приятие» и «целостность». Но, как я уже говорила ранее, сами по себе слова для наших детей ничего не значат. Им гораздо важнее действия, сопровождающие эти слова. Если родитель, говоря об уважении, орет на ребенка, принимает угрожающие позы или бросает злобные взгляды, ребенок начнет ошибочно ассоциировать эти действия с «уважением».

Если родители не будут постоянно на собственном примере демонстрировать истинное значение используемых ими понятий, то вряд ли дети смогут правильно интерпретировать эти слова.


Уважение. Возможно, вы узнаете себя в одной из этих распространенных фраз:

• «Ты же не собираешься пойти в этом в школу?»

• «Зачем ты мажешь на хлеб столько масла?»

• «Иди скажи своему брату, что извиняешься, и нечего кривиться».

• «Тебя никто не спрашивает. Садись в машину немедленно!»

• «Ты понимаешь, с кем разговариваешь?»

• «Да, я разрешила Джеймсу прийти поиграть, а теперь передумала. Все, никаких споров».

• «Я бы не орала на тебя, если бы ты не была такой растяпой и не грохнула на пол все яйца».

• «Нет, не надо мне помогать в магазине. Мне там некогда за тобой присматривать, а стоит мне отвернуться, как ты непременно поранишься».

• «Ты можешь хоть на пять минут чем-нибудь заняться и отстать от меня?»

• «Я никогда не разговаривала со своей матерью таким тоном. А если бы только попробовала, мне бы на две недели запретили выходить из дома».


Ребенок интерпретирует это так: вы требуете считаться с вами, но считаться с ним не намерены.


Приведенные выше высказывания кажутся вам грубыми? Вы правы. Однако это всего лишь пример того, как мы без толики уважения общаемся с собственными детьми. Попробуйте как-нибудь прислушаться к себе во время разговора с ребенком, а затем подумайте, пройдете ли вы тест на «истинное понимание слова «уважение».


Сотрудничество. Похоже ли, что люди, произносящие эти фразы, склонны к сотрудничеству?


• «Надень куртку, ничего не трогай и не проси ничего купить, когда подойдем к кассе».

• «Просто посиди спокойно и дай мне тебя обуть».

• «Я знаю, ты хотел другой рюкзак, но то была дешевка, а этот продержится целый год».

• «Давай ты лучше споешь мне песенку, пока я готовлю пирог. Тогда мне не придется за тобой убирать».

• «Нет, я сделаю быстрее».

• «Нет, нельзя, и это не обсуждается».


Ребенок интерпретирует это так: сотрудничество – значит «делай то, что я велю, и тогда, когда я велю».


Ответственность. Может, вы сами никогда не говорили ничего подобного своим детям, но наверняка слышали других родителей на школьном дворе:


• «Ты сам должен помнить о своем домашнем задании. В последний раз приношу».

• «Не понимаю, как так можно. Я, конечно, достану твой рюкзак из машины, но ты уже достаточно взрослая, чтобы не бросать свои вещи где попало».

• «Я положила перчатки тебе в рюкзак. Как ты ухитрилась их потерять?»

• «Я сама позвоню тренеру и узнаю, почему он так гоняет тебя на тренировках».

• «Думаю, учитель должен понимать, какой у тебя сейчас сложный период, и не ругать тебя за то, что ты позже сдал доклад».

• «Неудивительно, что ты забываешь вещи при таком-то сумасшедшем расписании».


Ребенок интерпретирует это так: «Ты не способен отвечать ни за себя самого, ни за свое имущество».

Три верных способа

Теперь, когда мы знаем, чего не следует делать, самое время узнать, как нам себя вести, чтобы у наших детей сложилась здоровая модель отношений. Если обидные ярлыки, которые мы навешиваем на ребенка за неправильное поведение (медлительность, нытье, дерзость, лень и раздражительность), и способы, с помощью которых мы пытаемся изменить его поведение (угрозы, брюзжание, наказания, шантаж и уступки), отрицательно влияют на его модель отношений, следует изменить свой взгляд на происходящее. Надо стать образцом развития здоровых отношений и внимательно наблюдать за положительными сдвигами в поведении ребенка. Схожим образом, если мы не подтверждаем собственными действиями слова с позитивным значением, это также может сильно сказаться на модели отношений, формируемой ребенком. Поэтому так важно обращать внимание на то, что мы говорим и как реагируем, и не искажать значение слов, которые мы используем при общении с ребенком.

Если наша цель состоит в том, чтобы у ребенка сформировалась здоровая модель отношений, надо следовать трем простым правилам:


1. Положительные эпитеты. Отбросьте негативные ярлыки и сосредоточьте внимание на сильных сторонах своего ребенка. Это очень просто. Говорите «ты упорный» вместо «ты упрямый», или «у тебя есть лидерские качества» вместо «ты слишком любишь командовать», или «ты серьезно подходишь к утреннему распорядку» вместо «ну ты и копуша». Когда мы подчеркиваем и выявляем сильные черты ребенка, это помогает ему развить здоровое и твердое представление об «идеальном себе», которое повлияет на все аспекты его модели отношений.


2. Рабочий инструментарий. Пусть ребенок знает, что вы любите его таким, какой он есть, и не собираетесь использовать сомнительные методы (тайные родительские стратегии), чтобы манипулировать им и заставить измениться. Наоборот, покажите пример того, как два разных человека, не меняя себя и друг друга, могут найти общий язык. Мы обязаны объяснить ребенку, что изменения должны происходить по собственному желанию меняться к лучшему, а не по требованию посторонних людей. Также надо дать понять, что если кто-то просит «измениться ради него» и считает это демонстрацией любви, то на самом деле это манипуляция и недостойное поведение.


3. Придерживайтесь истинного значения слов. Если вы хотите, чтобы ваши дети проявляли уважение, они должны понимать истинное значение этого слова. И научиться этому они могут только от вас. Своим поведением вы обязаны демонстрировать истинное значение слов, которые используете в общении с детьми, чтобы они могли распознать эти понятия в дальнейшей жизни и следовать им в отношениях с другими людьми.

Первый способ: положительные эпитеты

Давайте глубже исследуем тему эпитетов. Дети создают представление о себе, основываясь на тех определениях, которые им дают родители. В историях, изложенных ниже, повзрослевшие дети делятся воспоминаниями о том, как взрослые поддерживали их и как повлияли на формирование их модели отношений.

Упорство и настойчивость: Эми Дж.

Нас в семье было три девочки. Мы с сестрами теперь понимаем, что родители совместно работали над тем, чтобы вырастить сильных женщин. Они постоянно использовали такие прилагательные, как «упорные», «приветливые» и «уравновешенные». В детстве часто не обращаешь внимания собственно на слова – скорее на поведение, которому эти слова, по мнению твоих родителей, соответствуют. Это сформировало наше представление о себе и повлияло на то, к каким людям мы тянулись впоследствии. Не помню, чтобы родители акцентировали внимание на наших проступках – в результате я не зацикливаюсь на тех чертах характера, которые мне не нравятся в окружающих. Родители принимали нас такими, какие мы есть, и мы стараемся поступать так же. Мы все упорные, хотя степень упорства у нас разная. Мы не бросаем то, что начали, несмотря на трудности, – это относится к учебе, спорту и любым другим областям жизни. В отношениях это означает, что мы готовы преодолевать неприятные моменты. Мне кажется, что противовесом нашему упорству стала приветливость. Моя мама была приятным, легким в общении человеком, а я думаю, что эти качества и есть воплощение приветливости. Всем нам важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно в нашем обществе. Мои родители были прекрасным примером уравновешенного поведения, и они поощряли нас, когда мы проявляли это качество в неоднозначных ситуациях – таких, которые легко могли привести к более драматическому развитию событий. Например, когда на лице выскакивал прыщик прямо перед выпускным балом.

Привычка к уважению: Пол К.

Не помню, чтобы родители когда-нибудь требовали от меня уважения. Зато помню, как они поощряли меня всякий раз, когда я сам проявлял уважение. Мне говорили что-нибудь типа: «Спасибо за то, что с уважением относишься к моему труду и обращаешь внимание на то, как я все расставляю в кухонном шкафу», или «Требуется немало самоуважения для того, чтобы…», или «С удовольствием разрешаю тебе пользоваться моими инструментами, потому что ты относишься к ним с должным уважением». Может, я и не вел себя так уважительно, как следовало из их комментариев, но, поскольку родители хвалили меня всякий раз, как я проявлял хоть каплю уважения, повзрослев, я начал очень ценить это качество. Кроме того, родители и сами всегда вели себя очень уважительно. Они проводили четкие границы, давая понять, на какие воспитательные меры готовы пойти, а на какие нет, и проявляли уважение ко мне, позволяя участвовать в принятии важных для семьи решений. Теперь, повзрослев, в конце вечеринки я всегда могу сказать, с кем из гостей готов познакомиться поближе – и при этом почти целиком исхожу из проявленного ими самоуважения и уважения к окружающим.

Всем сестрам по серьгам: Кэролайн С.

Я родилась в очень дружной и спортивной семье. К сожалению, по натуре я очень сдержанна, а назвать меня «книжным червем» – это даже преуменьшение. Но родители не стали переделывать меня под себя или ставить мне в пример сестер и братьев, не пытались внушить чувство вины за то, что я не соответствую их энергичному стилю. Напротив, они поддерживали меня, помогали раскрыть свою внутреннюю сущность. Они открыли во мне те черты, которые невнимательный человек легко пропустил бы или недооценил. Вместо слов «замкнутая» и «робкая», имевших в нашей семье отрицательную коннотацию, использовались слова «вдумчивая» и «спокойная». С самых ранних лет у меня было острое чувство юмора и огромный словарный запас, и они не раз говорили, что эти особенности очень украшают нашу семейную жизнь. Они никогда не подавляли меня, а, наоборот, старались показать, как эти черты важны в полноценных отношениях. Теперь, повзрослев, я стала намного смелее благодаря тому, что родители ни к чему меня не принуждали. Я четко осознаю, кто я такая, и крепко держусь за свои естественные склонности и предпочтения. К примеру, мне случалось чуть ли не сразу уйти с первого свидания, поскольку у меня складывалось впечатление, что человек не готов принять меня такой, какая я есть.

Откровенный разговор

Вот как это выглядит, когда родитель акцентирует внимание на достоинствах ребенка и подчеркивает здоровые стороны отношений:

• «Сегодня ты был очень терпелив со своим братом. Я знаю, что ты хотел поиграть в лего один, но ты молодец, что позволил ему поучаствовать».

• «Я знаю, потребовалось немало смелости, чтобы сказать Нэнси, что ты больше не хочешь с ней встречаться. Ты проявил настоящее уважение к ней, сказав об этом лично, а не по телефону, хотя по телефону тебе было бы гораздо проще».

• «Иногда сложно простить людей, обманувших твое доверие, но тебе явно важна эта дружба, и ты готов приложить усилия, чтобы ее сохранить».

• «В сегодняшнем матче твое упорство полностью окупилось. Все эти дополнительные часы тренировок сказались на финальном счете».

• «Ты с завидной настойчивостью пытаешься налить в хлопья столько молока, сколько нужно».

• «Ты так быстро приходишь в себя после неприятностей».


Если вы общаетесь со своим ребенком в таком духе, то вполне резонно предположить, что он вырастет адекватным человеком, способным видеть лучшее как в себе, так и в окружающих.

Ребенок интерпретирует это так: «Ты ценен для меня, даже если наши взгляды не всегда совпадают».

Второй способ: рабочий инструментарий

Кроме эпитетов, которыми мы награждаем наших детей, существуют стратегии, позволяющие нам передать самую суть отношений. Качественный набор инструментов, используемый вдумчивыми родителями, – ключевой момент, и именно от него зависит, будут ли наши дети ошибочно полагать, что окружающие должны измениться ради них, или будут готовы к сотрудничеству с другими людьми.

Обучение сотрудничеству: Джулия П.

Мои родители, и папа, и мама, работают специалистами по урегулированию конфликтов и научились успешно интегрировать свои навыки в нашу семейную жизнь. Когда я была еще совсем малышкой, родители обсуждали со мной, где я хочу хранить одежду, куда поставить кровать, предпочитаю ли я спать со светом или без. Не то чтобы я могла ответить на все их вопросы или принять активное участие в дискуссии, но с самых ранних лет я чувствовала, что меня ценят и со мной считаются. Со временем я научилась отстаивать свою позицию, а также выслушивать родителей и периодически принимать их точку зрения. Когда я подросла, меня приглашали к участию в семейных советах, где мы обсуждали ключевые моменты жизни нашей семьи и последствия принятых нами решений. Я научилась внимательно слушать, вежливо аргументировать свое мнение и прислушиваться к мнениям других людей. Когда я стала взрослой, мне часто говорили, что в повседневной жизни я веду себя слишком тихо и невозмутимо, но, уверяю, я многое принимаю близко к сердцу. Просто я сосредоточена на том, что для меня действительно важно, и не пытаюсь с помощью силы или манипуляций заставить людей делать то, чего хочется мне.

Думай прежде, чем говорить: Макс Д.

Сейчас, став взрослым, я очень хорошо уживаюсь с людьми. Я не заставляю их меняться ради меня, но и меня нелегко заставить измениться ради других. Почему? Тут нет никакого секрета. Мои мама и папа руководствовались простым девизом: «Говори то, что думаешь, думай то, что говоришь, а затем приступай к делу».


• Говори то, что думаешь. Это означает, что они сначала думали, а уже потом говорили. Они не бросали слова на ветер и в ответ на наши вопросы не говорили первое, что придет в голову. Я ясно даю понять окружающим, чего я хочу, а чего не хочу, что готов сделать, а чего делать не готов, что меня раздражает и что восхищает. Я беру на себя ответственность за то, чтобы четко выражать свои мысли, поэтому в моих взаимоотношениях с людьми практически нет места непониманию.

• Думай то, что говоришь. Это означает, что ты должен быть готов отстаивать то, во что веришь. По словам родителей, это доказывает, что они не только тщательно обдумывали свои слова, но и готовы были отстаивать свою позицию. Если мы хотели оспорить ее, нам приходилось изрядно постараться. Я никогда не отказываюсь от своих слов, а если совершаю ошибку, то первым готов признать ее и попытаться исправить. Я не угрожаю людям и не давлю на жалость, чтобы получить то, чего мне хочется. Это препятствует драматическому развитию отношений, так что обычно я привлекаю эмоционально здоровых людей.

• Приступай к делу. Это означает, что надо выполнять свои обещания. И мне хватает смелости и уверенности, чтобы воплощать свои слова в жизнь. Это может быть трудно, но в долговременной перспективе всегда оправдывается.

Откровенный разговор

Попробуйте какое-то время, возможно, всего несколько дней, понаблюдать за собой, за тем, как вы общаетесь с детьми. Возьмите на заметку все те способы, с помощью которых вы демонстрируете им динамику здоровых отношений. Задайте себе непростые вопросы, например: насколько часто я готов принять своего ребенка таким, какой он есть, и насколько часто прибегаю к различным приемам, пытаясь заставить его измениться, чтобы он соответствовал моим представлениям? Помните: наши дети наблюдают и учатся. Если они придут к выводу, что для здоровых отношений необходимо принимать себя и других, если научатся совместно находить решение проблем и преодолевать трудности, это станет им бесценным подарком на всю оставшуюся жизнь.

Третий способ: истинное значение слов

И наконец, давайте завершим тему модели отношений примерами, иллюстрирующими, насколько важно при разговоре с детьми использовать слова в их истинном значении. Примеры также показывают, какое влияние слова оказывают на людей как в детстве, так и во взрослой жизни.


Уважение. Если вы учите сына связывать понятие «уважение» со следующими фразами:


• «Я уважаю твое решение пойти гулять в сандалиях. Лично я надену резиновые сапоги».

• «Вижу, что ты сейчас на взводе. Я слишком люблю и уважаю тебя, чтобы ссориться, поэтому выйду и слегка остыну, а потом мы поговорим о том, что произошло».

• «Знаю, что ты любишь есть на обед одно и то же, поэтому принесла все необходимое, чтобы ты приготовил все, как тебе нравится».

• «Я вижу, что тебе удобно складывать одежду именно так».

• «Похоже, я начинаю сердиться, поэтому выйду проветриться и подумать о том, что чувствую по этому поводу. А затем, возможно, мы найдем решение, которое устроит всех».

• «Я с уважением отношусь к твоему решению не делать доклад по физике. Надеюсь, и ты с уважением отнесешься к моему решению не оправдывать тебя перед учителем».

• «Я знаю, что твой дядя может быть очень предвзятым. Несмотря на это, ты проявил уважение к нему и к другим членам семьи, когда не стал спорить с ним за ужином».


…то весьма вероятно, что вы вырастите сына со здоровым представлением о том, как должно выглядеть, ощущаться и проявляться уважение во взаимоотношениях с другими людьми.


Ребенок интерпретирует это так: уважение – это улица с двусторонним движением, где все стороны уважают друг друга.


Сотрудничество. Если ваша дочь слышит с детских лет:


• «Может, захватишь в машину куртку на случай, если пойдет дождь? Не наденешь – не надо, но пусть она будет под рукой».

• «Может быть, сходишь со мной в магазин? Будешь вычеркивать продукты из списка и расплатишься, пока я буду упаковывать покупки».

• «Сегодня я не успею помочь тебе с заданием, но, если завтра встанешь пораньше, я тебе помогу».

• «Я обещала твоему брату испечь пирог. Хочешь, заодно научу тебя, и будем потом печь пироги вместе?»

• «Хорошо, я полчасика посмотрю с тобой передачу, а потом пойду к себе почитаю, ты же знаешь, я не очень люблю эту передачу»

• «Нам придется повозиться с установкой лагеря. Как разделим работу?»


…то, скорей всего, вы вырастите дочь со здоровым представлением о том, как должно выглядеть, ощущаться и проявляться сотрудничество с другими людьми.


Ребенок интерпретирует это так: сотрудничество – это готовность работать вместе.


Ответственность. Если ваши дети постоянно слышат:


• «Надеюсь, ты найдешь другую пару перчаток, чтобы надеть сегодня в школу».

• «Только ты можешь решить, сколько съесть за обедом».

• «Я не знаю, куда положить твои футбольные бутсы. Свои я кладу в кладовку в прихожей».

• «Извини, но я не побегу за домашним заданием, которое ты забыл на кухне».

• «Ты сам сказал инструктору, что будешь тренироваться дополнительно. Так что тебе придется объяснять ему, почему ты этого не делал».

• «Ты подумал, как заменить разбитое стекло?»

• «Я понимаю, что ты злишься, но я выполняю все пункты нашего договора».


…то, скорей всего, вы вырастите детей со здоровым представлением о том, как должна выглядеть, ощущаться и проявляться ответственность во взаимоотношениях с другими людьми.


Ребенок интерпретирует это так: ответственность – это способность самостоятельно решить возникшую проблему.

Восстановление отношений

Поначалу может показаться, что я вывалила на вас слишком много информации. Однако почти каждый родитель, приходящий на мои занятия, начинает беседу примерно так: «Не знаю, что между нами произошло, но, если ничего не изменится, боюсь, через пару лет мы вообще перестанем общаться». Это говорит о том, что суть проблемы – попытка наладить здоровые отношения с людьми, которых мы любим больше всего на свете. Читая следующие три главы, вы начнете понимать, как каждый маленький шажок связан с другими и как вместе они складываются в простой и надежный метод, с помощью которого вы сможете вырастить настоящего взрослого и получить от этого удовольствие.

2. Независимость необходима

Для родителей жизненно важно принять тот факт, что их дети неизбежно будут стремиться к независимости и самостоятельности. В книге Duct Tape Parenting я посвятила этой теме целую главу и предложила родителям обширный набор приемов и стратегий, способствующих развитию самостоятельности у детей в возрасте от двух до двадцати двух лет.

Я призываю родителей признать, что путь к независимости начинается с первым вздохом их малыша и продолжается каждый день по мере его роста и взросления. Вообще-то если мы будем честны сами с собой, то поймем, что все как один стремимся к полной независимости и самостоятельности и именно это позволяет нам создать здоровые отношения с членами нашей семьи и другими людьми. Если мы не чувствуем, что можем существовать самостоятельно, полагаясь лишь на себя, то становимся зависимыми от остальных. Этот тип зависимости подвергает нас риску в подростковом возрасте и в дальнейшем может сильно замедлить наше развитие. Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы привить детям самостоятельность, вместо того чтобы позволить им полагаться на нас или других людей.

Если собственный опыт не убеждает вас в этом и вы не боитесь отправить во взрослый мир плохо подготовленных детей, возможно, вам следует ознакомиться с экспертным мнением Беллы Инглиш, высказанным в статье «Родители-наседки: о родителях, чрезмерно вовлеченных в жизнь студентов колледжа» (“Snowplow Parents’ Overly Involved in College Students’ Lives” // Boston Globe, 9 ноября 2013). Быть может, прочитав эту статью, вы поймете, что надо серьезней относиться к воспитанию самостоятельности. Согласно статье Беллы Инглиш, «некоторые родители так активно участвуют в жизни своих детей, что те, покинув дом и поступив в колледж, начинают испытывать тревогу, впадают в депрессию и не способны справиться с испытаниями любой степени сложности».

В той же статье Холли Шиффрин – один из экспертов, профессор психологии из Университета Мэри Вашингтон во Фредериксберге, штат Вирджиния, и соавтор исследования «Помогать или опекать?» (“Helping or Hovering?” // Journal of Child and Family Studies, апрель 2014), – утверждает: «Чтобы быть счастливыми, людям надо освоить три базовых навыка: они должны чувствовать себя независимыми, компетентными и способными создавать и поддерживать отношения с другими людьми. Чрезмерная родительская забота и опека мешают развитию этих трех базовых качеств».

Все мы слышали, а возможно, и думали что-то вроде: «Ох, вот бы мой трехлетний малыш оставался таким подольше» или «Не представляю свою дочь подростком!». Я видела тысячи родителей, которые, воспитывая детей, принимали решения, руководствуясь именно такими мотивами. Этот ностальгический, идеалистический и мечтательный настрой порой заслоняет от нас реальность. Дети всегда взрослеют и всегда требуют больше независимости. Под нашим чутким руководством они вполне способны с ней справиться. Однако очень часто родители не желают, чтобы их дети выросли. Им не хочется признавать, что подросшие дети уже не нуждаются в них с утра до ночи, поэтому они пытаются вмешиваться в жизнь своих детей по любому, самому малейшему поводу, интересуясь мельчайшими деталями. В основе их желания лежат добрые побуждения. Но это не в интересах ребенка.

Нам, родителям, неприятно признавать тот факт, что дети живут с нами, чтобы научиться жить без нас. Однако сами дети понимают это на глубоком интуитивном уровне. Для них дорога в независимость является основополагающим мотивом любых решений, пока наконец они не добьются своего и не отправятся в большой мир. Конечно, кроме тех случаев, когда родители умудряются убедить ребенка, что самостоятельность – штука опасная и что их чадо не приспособлено к жизни за порогом родного дома.

Подумайте об этом. Наши дети учатся переворачиваться, садиться, ползать и ходить без всякой нашей помощи. Они наблюдают за движением наших губ, когда мы говорим с ними, и в конце концов начинают подражать нам, произнося слова, – все уверенней и уверенней с каждым разом. Они впитывают каждое наше слово и пристально следят за тем, как мы реагируем на каждое их действие. Дети готовятся к тому дню, когда покинут наш дом и начнут жить самостоятельно, и наша задача в первую очередь – это помогать им взрослеть, развиваться и добиваться успеха.

Если мы примем как данность, что стремление наших детей к независимости и самостоятельности предопределено изначально, то сможем пересмотреть свою роль в их жизни. Мы позволим им стать настоящими первопроходцами, смело и мастерски ведущими корабль в необъятном житейском море, чтобы использовать все шансы, данные им судьбой. Однако мы должны быть готовы и к тому, что многое может пойти не так, что на их пути могут встретиться неудачи. Нам следует позволить им нести ответственность, извлекать уроки из поражений и принимать решения, от которых у нас затрясутся поджилки, но которые необходимы, если мы хотим увидеть их по-настоящему зрелыми людьми. Не важно, сколько лет вашим детям сейчас. Просто помните, что никогда не рано и никогда не поздно начать вырабатывать независимость.

Общая картина: готовьтесь к расставанию

Итак, каким же образом родители должны прививать детям независимость, чтобы в восемнадцать лет они могли покинуть дом самостоятельными людьми? К счастью, это несложно. Если вы включите в повседневный быт ваших детей, независимо от их возраста, несколько простых стратегий, то можете быть уверены, что у них будет масса времени овладеть умениями, необходимыми на всех этапах жизни.

Первая стратегия, которую я вам рекомендую, – график обучения (вы можете найти его в книге «Родители, не вмешивайтесь»). Это инструмент, позволяющий родителям оценить, насколько их дети овладели навыками, необходимыми в домашней, общественной и личной жизни. Закончив эту проверку, вы сможете создать систему обучения детей всем необходимым навыкам, которые помогут им с энтузиазмом и уверенностью ориентироваться во взрослом мире.

Кроме обучения ключевым жизненным навыкам родители могут развивать независимость своих детей, предлагая им принимать как можно больше решений в быту, участвовать в обсуждении семейных дел, при этом четко определяя их права и обязанности. Мы должны настойчиво придерживаться подхода «чем меньше, тем лучше», который способствует развитию самостоятельности у детей всех возрастных групп.

С чего начать: создайте график обучения

Мы не просто родители, но и первые, и самые важные наставники наших детей. У нас есть восемнадцать лет на то, чтобы подготовить детей к той минуте, когда они распахнут дверь и уверенно шагнут в самостоятельную жизнь. С их первых шагов вы можете не только доверять им решения, касающиеся их самих, но и подключать к более полному участию в семейной жизни.

График обучения – это простой инструмент, позволяющий вам:


• Оценить социальные, бытовые и личностные навыки своих детей, так что вы сможете начать развивать их самостоятельность, не перегружая их и не повергая семью в хаос.


• Отслеживать прогресс ваших детей в социальной, бытовой и личной сферах жизни, что поможет поддерживать их и поощрять к дальнейшему развитию. Это, в свою очередь, вдохновит детей на то, чтобы овладевать новыми, более сложными навыками.


• Определить, какие навыки необходимо добавить или развить сильнее, чтобы с возрастом ваши дети могли научиться большему и чтобы их уверенность росла вместе с уровнем мастерства.


• Расслабиться, поскольку теперь вы уверены, что ваши дети становятся ответственными, компетентными, вежливыми и готовыми к сотрудничеству индивидами, которые достигнут успеха во взрослой жизни. И все это благодаря тому, что вы упорно развивали их независимость и создали обстановку, позволившую им вырасти по-настоящему самостоятельными личностями.

Не спешите – для обучения нужно время

Представьте, что, когда ваши дети были совсем маленькими, они начали обучаться следующим бытовым навыкам и навыкам по уходу за собой:


• Выбирать одежду.

• Решать, что принять: ванну или душ.

• Включать будильник, чтобы каждое утро вставать самостоятельно.

• Самостоятельно готовить завтрак, полдник и перекусы.

• Самостоятельно делать уроки, складывать школьный рюкзак и спортивный инвентарь.

• Накрывать стол для ужина.

• Стирать.

• Убирать ванную и туалет.


Когда они перешли в среднюю школу, вы продолжили развивать их самостоятельность и помогали им приобрести необходимые социальные навыки, в том числе:


• Делать телефонные звонки.

• Беседовать с учителями об успеваемости и уроках.

• Приглашать мальчика или девочку на свидание.

• Извиняться перед теми людьми, которых они обидели.

• Беседовать с банковскими служащими о своих счетах.


Когда дети перешли в старшую школу, вы завершили свою работу по выработке у них необходимых жизненных навыков, научив их, в частности, как:


• Получить водительское удостоверение.

• Готовить, включая составление меню и бюджета, делать покупки, убираться на кухне.

• Следить за порядком в доме.

• Помогать с финансовыми делами.

• Находить специалистов (врачей, страховщиков и т. д.) и общаться с ними.


Более того, вы не избегали таких пугающих родительских обязанностей, как:


• Беседы о наркотиках и алкоголе.

• Разговоры о здоровых сексуальных отношениях (или их отсутствии).

• Обсуждение отъезда в колледж.

• Другие непростые вопросы, встающие перед молодыми людьми.


А теперь представьте, как изменилась бы жизнь вашей семьи, если бы каждый год вы целенаправленно помогали своим детям становиться все более независимыми и самостоятельными. Как бы это повлияло на ваши отношения с детьми? Какие черты характера и ценности вы бы постарались в них воспитать? И наконец, как бы ваши дети справились с началом взрослой жизни, если бы год за годом вырабатывали необходимые навыки?

Используя график обучения для выработки независимости и самостоятельности у наших детей, мы обеспечиваем им адекватную подготовку к трудностям жизни и в то же время делаем все, чтобы наша семейная жизнь стала более комфортной и приятной.

Будьте готовы: а что, если ребенок сопротивляется?

Ваши дети могут возражать против того, что вы поручаете им новые обязанности по дому и уходу за собой. Это вполне естественно, потому что их всегда «обслуживали» и им это, несомненно, нравилось. Не важно, возражают они или нет. Мы, родители, знаем, что нет ничего хуже, чем отправить неподготовленного восемнадцатилетнего человека в широкий мир, и никогда не сделаем такого намеренно. Поэтому вам придется собраться с мужеством, чтобы преодолеть их сопротивление, не обижаясь и не прибегая к неэффективным стратегиям воспитания, которые заставляют «слушаться». Иначе остается сдаться и вернуться к тем временам, когда вы все делали сами. Отчасти сопротивление ваших детей вызвано тем, что они не уверены, смогут ли правильно выполнить работу, или им кажется, что их будут постоянно поправлять. Не стесняйтесь поощрять детей, добиваясь от них наилучших результатов, и старайтесь не указывать им на ошибки.

Не отвлекайтесь: соответствующие возрасту навыки

Ниже я привожу частичный список навыков по уходу за собой, а также бытовых, социальных и жизненных умений, которым можно учить детей с самого раннего возраста. Обычно я говорю: «Если они могут ходить, то могут и работать». Когда-нибудь они поблагодарят вас за это, потому что, как всем нам известно, «работа стоит затраченных усилий».

Помните, что все дети разные, и каждый развивается с разной скоростью, так что не надо торопить их или критиковать. Помните о том, что все мы учимся – включая и вас.

От рождения и до девяти лет: сосредоточьтесь на навыках по уходу за собой и на работе по дому

Хотите верьте, хотите нет, но детям не терпится узнать, как самостоятельно ухаживать за собой и как помогать по дому. И им вовсе не нужна дополнительная мотивация ни от вас, ни от кого-то другого.

Однако каждый ребенок нуждается в том, чтобы родители предложили ему полноценно участвовать в жизни семьи, начиная от ухода за собой, а потом переходя и к выполнению более сложных домашних обязанностей.

Очень скоро дети станут важной составляющей семейных успехов. Их независимость окрепнет. По мере приобретения новых навыков уверенность в своих силах будет все возрастать. Поэтому мы должны научить их:


• Убирать постель.

• Чистить зубы.

• Принимать душ и ванну.

• Мыть голову.

• Одеваться.

• Готовить завтрак и полдник.

• Укладывать рюкзак.

• Следить за своим спортивным инвентарем.

• Делать уроки.

• Накрывать на стол.

• Вытаскивать вещи из стиральной машины.

• Мыть ванну.

• Пылесосить.

• Составлять список продуктов для похода в магазин.

• Начинать учиться готовить.

• Стирать.

• Складывать дрова для камина.

От десяти до пятнадцати: социальные навыки

Возможно, в этот период трудней всего переложить на ребенка часть обязанностей по уходу за собой и домашних дел, и тому есть две причины. Во-первых, помните: это вы выбрали себе роль прислуги, а не ваши дети. Скорей всего, они не могут выполнять те же обязанности, что и вы, потому что их не учили этому и у них не было возможности попрактиковаться в бытовых навыках.

Во-вторых, в этот период дети усваивают социальные навыки, которые определят их дальнейшее развитие как личностей и их принадлежность к определенному поколению. Родители, относящиеся к подросткам как к семилетним малышам и изводящие их требованиями прибраться в комнате и в ванной, мешают их развитию. Возможность выработать в себе здоровые социальные навыки способствует независимости. К этому возрасту надо научиться:


• Делать важные телефонные звонки.

• Приглашать мальчика или девочку на свидание.

• Разрывать отношения с теми, с кем больше не хочешь встречаться.

• Предупреждать друга о том, что волнуешься за него.

• Извиняться перед теми, кого обидел.

• Беседовать с банковскими служащими о своем счете.

• Заступаться за тех ребят, которых преследуют в школе.

• Находить баланс между выполнением обязанностей и использованием новых технологий.

• Беседовать с преподавателями об успеваемости и уроках.

От шестнадцати до восемнадцати: жизненные навыки и система ценностей

Вскоре детям предстоит покинуть отчий дом и начать самостоятельную жизнь. Они уже знают, что скоро уедут. Вопрос в том, готовы ли они? Вот список того, что им следует усвоить:


• Как открывать банковские счета.

• Как назначать визит к врачу.

• Как покупать страховку.

• Как отправиться в колледж.

• Как уехать из родного дома.

• Как составлять графики.

• Как водить машину.

• Как встречаться с молодыми людьми/девушками.

• Как относиться к:

алкоголю;

наркотикам;

воровству;

мошенничеству.


А теперь представьте, что ваши дети уверены в своей способности жить самостоятельно, с радостью ждут того дня, когда повзрослеют, чувствуют поддержку и одобрение родителей, что у них была масса возможностей попрактиковаться в жизненных навыках, что они совершили множество ошибок, сделали из них верные выводы и что они доверяют вам, поскольку вы доверяете им.

Компромисс: права и обязанности

Прежде чем начать обсуждать права и обязанности, надо дать определение этим терминам. Права – это то, чего хотят наши дети:


• Позже ложиться спать.

• Есть вне дома.

• Участвовать в спортивных соревнованиях.

• Оставаться на ночь у друзей.

• Ходить в кино.

• Получать новейшие гаджеты.

• Доступ к интернету.

• Ходить на свидания.

• Водить машину.

• Позже возвращаться домой.


Ответственность – это условия, которые надо выполнить, чтобы получить соответствующие права. Ребенок должен убедить родителей, что способен справиться с ответственностью, прежде чем получит новые права. Он обязан доказать, что способен:


• Ложиться спать без скандала и без получасовой возни.

• Вставать самостоятельно.

• Самостоятельно собираться в школу.

• Не хватать все подряд.

• Убираться в кухне после того, как что-то себе приготовит.

• Сидеть за столом с остальными членами семьи и прилично себя вести.

• Выполнять ежедневные обязанности без напоминаний.

• Уметь распределять свое время и следить за своими вещами.

• Уважать семейные правила, в том числе те, которые касаются возвращения по вечерам.

• Находить себе работу и уметь удержаться на ней.


По мере того как дети растут и взрослеют, им, конечно, хочется большей самостоятельности. Они хотят проводить больше времени с друзьями и в большом мире. Важно помнить, что каждое право сопровождается определенной ответственностью. Когда они просят о новых правах, мы должны ответить «да», но лишь в том случае, если дети докажут, что способны справиться с сопровождающей эти права ответственностью. Вот как выглядит эта система:


Право: есть вне дома.

Обязанности:


• Прилично вести себя за столом.

• Есть то, что заказано.

• Не вертеться на стуле.

• Участвовать в разговоре.

• Смотреть людям в лицо.

• Говорить «пожалуйста» и «спасибо».

• Говорить вежливым тоном.


Право: не спать днем/ложиться позже.

Обязанности:


• Вовремя вставать по утрам.

• Вести себя тихо, чтобы другие члены семьи могли отдохнуть или поспать.

• Выполнять ежедневные обязанности.

• Выполнять те условия, которые вы обговаривали.

• Не спать в школе или во время других дневных занятий.

• Быть вежливым.


Право: ходить в гости к друзьям.

Обязанности:


• Нормально общаться с членами своей семьи (это покажет вам, что ребенок способен к нормальному общению и с другими людьми).

• Уважительно относиться к себе и другим членам семьи (никакой физической и словесной агрессии).

• Выполнять те условия, которые вы обговаривали.

• Вести себя вежливо, соблюдать правила приличия.

• Звонить вам, если планы изменятся.

• Доказать, что способен решить проблему без криков и драки.


Право: брать семейную машину.

Обязанности:


• Работать и получать зарплату.

• Заправлять машину, компенсируя использованный бензин.

• Возвращать ее вовремя.

• Вносить свою лепту в оплату страховки, ремонт машины и пр.

• Придерживаться установленных в семье правил, к примеру, не водить в пьяном виде, не набирать текстовые сообщения за рулем и пр.

• Возвращаться домой в трезвом виде.


Право: пользоваться компьютером.

Обязанности:


• Выполнять те условия, которые вы обговаривали.

• Следить за временем.

• Доделывать домашнюю работу.

• Не заходить на запрещенные сайты.

• Выполнять домашние обязанности.


Помните:


• Для детей пяти лет и младше: дайте им семь дней, чтобы доказать, что они способны нести ответственность.

• Для детей от пяти до девяти лет: от семи до десяти дней.

• От девяти лет и выше: дайте им тридцать дней.

Права и обязанности: развитие независимости

Ниже я приведу несколько примеров, иллюстрирующих, как с помощью понятия прав и обязанностей прививать детям самостоятельность независимо от их возраста и степени развития.

Ваш четырехлетний сын не хочет спокойно сидеть за столом. Он то вскакивает, то снова садится, размазывает еду по тарелке, лезет к вам на колени и требует свои любимые макароны вместо курицы, которую вы уже приготовили на обед для всех. Можно кричать на него, читать нотации, подчиниться его требованиям или наказать в надежде все же привить ему подобающие манеры. Но пока, как ни бейся, нет даже намека на то, что ваш ребенок способен спокойно сидеть за столом и вести себя более или менее прилично. И все же вы продолжаете ходить с ним в гости и в кафе, где он ведет себя точно так же, как дома.

Однако право поесть вне дома – не важно, в гостях у бабушки с дедушкой или в пятизвездочном ресторане, – это привилегия, к которой прилагаются соответствующие обязанности. Сюда входит умение спокойно сидеть за столом, говорить тихо и использовать столовые приборы, которые подают вместе с блюдами. Умение выполнять свои обязанности в ответ на предоставленные права способствует развитию независимости и самостоятельности у ваших детей.

Ваш семилетний сын хочет позже ложиться, но даже сейчас его ритуал отхода ко сну – настоящая пытка. Вы с трудом загоняете его в ванную, заставляете почистить зубы и надеть пижаму. Он ноет, носится по дому и дразнит собаку до тех пор, пока не пригрозишь, что не станешь читать ему перед сном, если он немедленно не отправится в спальню. Сын бодро взбегает по лестнице, но наверху продолжается то же самое: он балуется в ванной, прыгает на кровати и никак не может выбрать книжку. Подготовка ко сну, которая должна занимать десять минут, часто занимает полчаса, а то и больше. Но сын продолжает уговаривать вас разрешить ему ложиться попозже, и вы скрепя сердце решаете попробовать. И что? Все то же самое, только на час позже.

Однако поздний отход ко сну – это привилегия, и сопровождающие ее обязанности включают: самостоятельное умывание и чистку зубов, самостоятельное укладывание в постель и самостоятельное пробуждение на следующее утро в хорошем, бодром настроении.

Ваш девятилетний ребенок замучил вас просьбами подарить ему мобильник, и, хотя вы совсем не в восторге, сопротивляться больше нет сил. Вы приобретаете телефон, объясняете ребенку правила пользования им – и начинается война. Он делает все, что можно ожидать от неопытного девятилетки, которому не объяснили связь между правом обладания телефоном и связанными с этим обязанностями. Он часто забывает аппарат в школе или на футбольном поле, заставляя вас лишний раз возвращаться (и тем самым, кстати, упустить очередную возможность поощрить самостоятельность ребенка). Он роняет мобильник так часто, что тот ломается. Поскольку ребенок ничего не зарабатывает, вы читаете ему нотацию, просите быть осторожным и покупаете новый. Возможность привить ребенку самостоятельность утеряна, поскольку вы поддались на уговоры и подарили ему мобильник.

Ваша шестнадцатилетняя дочь просит машину, и вы решаетесь выполнить ее просьбу. Девочка хорошо учится, у нее симпатичные друзья, и она все еще вежливо разговаривает с вами в отличие от многих своих сверстниц. Однако у нее нет работы; домашние обязанности она выполняет спустя рукава и вообще не отличается чувством ответственности (например, берет поносить одежду и не возвращает).

Вопреки здравому смыслу вы все же покупаете дочери машину, и в считаные недели у вас появляется новый повод для беспокойства. Во-первых, вам приходится платить не только за бензин и страховку, но и за содержание машины. Во-вторых, теперь, когда дочь водит самостоятельно, она то и дело просит карманных денег на латте (ведь ей надо сосредоточиться) или китайскую еду навынос для школьного кружка. Внезапно оказывается, что ее машина требует больше вложений, чем вы рассчитывали. В-третьих, дочь несколько раз возвращается домой позже обычного, нарушает другие семейные правила, но не обращает внимания на ваши угрозы отобрать у нее машину. Вы внезапно понимаете, что теперь ссоритесь с ней намного чаще, чем в предыдущие годы. Она упустила возможность повзрослеть и стать более ответственной, потому что вы дали ей право пользоваться машиной, не научив исполнять соответствующие обязанности.

Во всех этих случаях у родителей был шанс воспитать в своих детях ответственность, объяснив ребенку, что любое право можно получить только вместе с соответствующими обязанностями. Каждый раз, когда ребенок получает привилегию и возможность пользоваться ею без объяснения, какая ответственность с ней связана, он теряет очередной шанс стать более независимым.

Проверка жизнью: система имеет значение

Я ни разу не слышала, чтобы коммунальные службы не требовали с девятнадцатилетнего парня оплату лишь потому, что ему хочется купить новый сноуборд, или что хозяин квартиры согласился не брать ежемесячную плату у девицы двадцати с чем-то лет только потому, что ей приглянулась в витрине сумка из последней коллекции. Если мы сами не научим своих детей видеть связь между правами и обязанностями, их научит жизнь. И этот опыт окажется для них гораздо более жестким: никто, кроме нас, их жалеть не будет.

Используя стратегию «прав и обязанностей», вы можете смягчить борьбу за главенство в семье и не вырастите детей, которые привыкли только получать самое лучшее и ничего не давать взамен. Родители, не применяющие эту стратегию, рискуют тем, что их дети войдут во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не имеющими представления о предстоящих ответственности и обязанностях. Помните: познакомить детей с тем, что ожидает их во внешнем мире, – наш долг. Это и есть любовь. Это и есть уважение.

К сожалению, жизнь в современном обществе вынуждает нас засыпать своих чад все новыми нескончаемыми преимуществами (включая технические новинки, кружки, детские лагеря, новую одежду и пр.), хотя у детей неподготовленных нет навыков пользования этими привилегиями. А родители слишком часто поддаются давлению извне. Поступая так из чувства вины, под влиянием друзей или из желания повысить свой престиж, мы лишаем детей возможности стать независимыми, самостоятельными и ответственными людьми.

Конец ознакомительного фрагмента.