Вы здесь

Откровения Ангелов-Хранителей. Пирамиды – космодром инопланетян. Глава 1. Путешествие к пирамидам (Р. И. Гарифзянов, 2008)

Глава 1

Путешествие к пирамидам

Раньше, в древности да и в сравнительно недавнем прошлом, чтобы совершить путешествие к пирамидам, нужно было отправиться в поход «за три моря».

Точнее, за четыре. Чтобы из России добраться до Египта, необходимо пересечь Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря.

Сейчас, в современную эпоху, расстояния сократились до невообразимо малых размеров. Перелет из Москвы в египетский город Хургада занимает всего три часа.

В качестве «компенсации» дорога от Хургады до Каира – столицы Египта – занимает гораздо больше времени: восемь часов на автобусе по раскаленной пустыне.

Поэтому во избежание перегрева под африканским солнцем и в целях экономии дневного времени экскурсия в Каир из нашего отеля в курортном городе стартовала в час ночи.

Кроме меня, к пирамидам поехали еще несколько моих знакомых, которых я убедил отправиться в поход одной-единственной фразой: «Побывать в Египте и не посмотреть на пирамиды – это все равно что съездить к морю и ни разу не искупаться».

Терроризм по-египетски

Перед выездом из Хургады наш автобус некоторое время стоял у какого-то КПП – ждали джип с военизированной охраной.

В последние годы Египет приобрел печальную славу наиболее опасной страны для туристов. Террористы-исламисты совершили ряд нападений на отдыхающих.

Самое громкое преступление – 17 ноября 1997 года на территории храма Хатшепсут экстремисты расстреляли 58 иностранцев и семь египтян.

18 апреля 1996 года около пирамид Гизы были убиты 18 греческих туристов.

8 июня 1993 года возле этих же пирамид был взорван туристический автобус – погибли два египтянина и 22 человека получили ранения. Из них – пятеро британцев.

18 сентября 1997 года в центре Каира на площади Тахрир был взорван туристический автобус, вследствие чего погибли 9 немцев и один водитель-египтянин.

И еще было совершено множество обстрелов туристических автобусов в различных районах страны:

21 октября 1992 года – убита одна англичанка и двое ранены.

26 августа 1994 года – застрелен испанский мальчик.

23 октября 1994 года – погиб подданный Великобритании.

Под огонь попадают не только автобусы, но и морские суда:

4 марта 1994 года в результате обстрела туристического корабля был ранен житель Германии. Позже от полученных травм он скончался на родине.

Самые последние вылазки террористов произошли недавно, всего два-три года назад.

7 октября 2004 года в результате серии взрывов в местечке Таба на Синае погибли 34 человека, большей частью иностранные туристы.

23 июля 2005 года три взрыва в курортном городке Шарм-эль-Шейх унесли жизни 88 человек. Еще более 200 человек были ранены.

Нашу солнечную Хургаду печать террора тоже не миновала – 27 сентября 1994 года в этом городе были убиты двое немецких туристов и двое египтян.

Через пустыню

Поэтому столь серьезные меры предосторожности, как вооруженное сопровождение автобусов с туристами, являются совсем нелишними.

Хотя, честно говоря, расслабляющая атмосфера Египта не позволяет воспринимать всерьез все эти жуткие истории про террористов. Поэтому сопровождающий нас открытый джип, наполненный местными Рэмбо в военной форме, в черных очках, с автоматами наперевес, воспринимался как часть экзотического шоу. Все выглядело чересчур картинно и красиво.

Военная форма египетской армии действительно смотрится необычно – множество нашивок, эмблем, яркие погоны… Вспомнились местные грузовики, сверху донизу украшенные наклейками, стразами, висюльками, непонятными позолоченными деталями. В общем, не какая-нибудь блеклая «фура», как у нас в России, а настоящая передвижная лавка торговца восточными диковинками.

В общем, любят на Востоке, точнее – в Африке, все блестящее и яркое. Край чудес, одним словом.


Наш путь пролегал сквозь пустыню с однообразными барханами, посреди которых иногда неожиданно пробивались небольшие скалы.

Кстати, 97 процентов территории Египта занимает именно пустыня. Ирония судьбы в том, что на оставшихся трех процентах смогла когда-то в древности зародиться одна из самых могущественных цивилизаций в истории человечества.

Настолько великая, что даже сейчас современные ученые не могут точно определить ни возраст этой цивилизации, ни разобраться во всех достижениях этого загадочного народа, который мы именуем просто «древние египтяне».

В дороге нам полагался гид, который во время пути на вполне сносном русском языке пытался рассказать нам про главные события из прошлого своей страны.

Поначалу мне резали слух такие фразы, как «когда наши войска атаковали ассирийцев… наша армия одержала победу над хеттами». Поражало именно слово «наши». Просто настолько привыкаешь считать древних египтян частью какого-то всеобщего мирового наследия, что поначалу трудно понять, что для местных жителей это и есть самая что ни на есть ИХ история.

Недалеко от моего дома в Москве на Поклонной горе стоит памятник русским воинам – богатырь в кольчуге, гренадер времен войны с Наполеоном, солдат времен Великой Отечественной. В Египте подобная композиция начиналась бы с полуголого лучника фараоновой армии и заканчивалась бы современным автоматчиком, типа тех, что сопровождали нашу колонну на джипе.

Колоритное было бы зрелище.

Сразу скажу, что подобных памятников в Египте я не видел. Хотя, наверное, где-нибудь они есть.


Рассказ гида вполне заслуженно изобиловал таким оборотом, как «впервые в истории». Впервые в истории был подписан мирный договор… впервые в истории проведена медицинская операция… впервые в истории…

В общем, в Египте, за что ни возьмись, все впервые в истории. Начало начал, исток истоков и т. д.

Сколько стоят египетские невесты

Наконец гид, закончив обязательный курс египтологии, перешел на более приятную и близкую для него тему – взаимоотношения с женщинами. Забегая вперед скажу – за время пребывания в этой стране мне довелось выслушивать пространные выступления четырех гидов.

И каждый из них считал своим долгом высказаться о женском вопросе, поделиться наболевшим. Что удивительно, рассказы их об этой проблеме были весьма и весьма схожи.

Проблема заключается в том, что в Египте мужчине очень трудно жениться, создать не то что мусульманскую, просто обычную семью.

В отличие от России, где, наоборот, мужчины в массе своей до последнего уклоняются от семейных уз.

Особенность Египта в том, что там, как в исламской стране, господствуют правила шариата, которые, с одной стороны, не запрещают мужчинам иметь хоть четырех жен одновременно, но с другой стороны – создают столько препятствий для осуществления союза хотя бы с одной девушкой, что большая часть египтян мужского пола до сих пор ходят в холостяках.

Чтобы соединиться со своей любимой и суженой, будущий жених должен сначала уплатить калым (выкуп), размеры которого измеряются в верблюдах и шапках золота.

Точные размеры калыма привести сложно, потому что существует своеобразная шкала стоимости каждой невесты в зависимости от ее возраста и социального положения. Фраза «за нее требуют три шапки золота или два десятка верблюдов» означает, что невеста весьма недурна собой.

Да, и еще – калым в верблюдах исчисляется обычно лишь в сельской местности; в городах, тем более в столичном Каире, все расчеты ведутся строго в золоте. Или в деньгах – местной валюте или американских долларах.

В общем, если суммировать все сказанное, получается, что среднестатистическому египтянину весьма сложно жениться до 30 лет, несмотря на все свои стремления и желания. Зарплаты в Египте небольшие: 100–200 долларов. 200 долларов считаются очень хорошей зарплатой. То есть на калым – который в среднем составляет около 4000 долларов – копить и копить. И выхода нет.

«Поэтому у нас в Каире больше половины 30-летних девушек до сих пор девственницы», – горестно заключил наш гид. Насколько точны эти сведения, сказать невозможно. Даже сложно себе представить, как выглядит процедура учета девственниц в египетской столице. Но скорее всего, учитывая неутоленный интерес египетских мужчин к этой теме, какая-то статистика в этой области все-таки присутствует.

* * *

Еще одна интересная особенность мужского поведения в этой стране – каждый местный мачо, заметив красивую девушку (иностранку), почему-то первым долгом считает нужным подчеркнуть, что он женат. Причем слова «У меня есть жена» произносятся с особой гордостью и блеском в глазах.

Опять полный контраст с российскими мужчинами, которые в аналогичной ситуации стараются пробормотать что-то невразумительное, одновременно пытаясь снять с пальца обручальное кольцо в кармане одной рукой.

И в дальнейшем российские и египетские мужчины используют абсолютно противоположную тактику. Даже стремясь произвести на девушку наиболее благоприятное впечатление, россиянин в первое время все равно будет всеми силами избегать темы женитьбы.

Египтянин же без всякого стеснения тут же предложит вам выйти за него замуж. Даже не смущаясь, что прошло всего тридцать секунд после вашего знакомства. При этом еще добавит: «Будешь моей второй (третьей… четвертой) женой».

За все время пребывания в Египте в нашей компании не осталось ни одной симпатичной девушки, которой бы несколько раз не предложили выйти замуж. Да, впрочем, и не сильно симпатичные на недостаток внимания тоже пожаловаться не могли.

Конечно, во многом такой ажиотаж определялся тем, что за иностранок не нужно платить калым. Взять в жены иностранку у женихов с берегов Нила считается большой удачей.

Но не следует думать, что все египтяне такие халявщики (чуть позже я объясню, что они понимают под словом «халява»).

Иногда в подобном «сватовстве» дело даже доходило до того, что озвучивалась сумма калыма. В одной сельской лавке, торгующей сувенирами, возле храма Хатшепсут, ко мне подошел местный аксакал и на ломаном русском языке объяснил, что хочет взять в жены одну из девушек в нашей компании. И, сверкая победным взглядом, добавил: «Калым – миллион долларов!»

Я посмотрел на его весьма скромное одеяние – на скрытного миллионера Корейко он не походил ни при каком ракурсе – и понимающе улыбнулся. За миллион долларов можно было купить, наверное, несколько таких селений.

«Жених», довольный собой, отошел в сторону. Потом несколько раз возвращался, добавляя к сумме калыма по одному миллиону. Было заметно, что процесс торгов – извините, сватовства – доставляет ему несказанное удовольствие.

К моменту нашего возвращения в автобус сумма калыма достигла шести миллионов долларов, о чем я и сообщил ничего не подозревающей «невесте». Она, как я и ожидал, развеселилась и тут же радостно сообщила подружкам: «А за меня сейчас шесть миллионов долларов предлагали!»

«Подумаешь, – ответила ей подруга, – а за меня предлагали 13 миллионов долларов!»

Обратная дорога до отеля прошла в хорошем настроении. Девушки, переговариваясь о чем-то своем, весело улыбались. Девятнадцать миллионов – это такая мелочь. Но как приятно!

Как выбирают невест

Если без шуток, то процесс настоящего сватовства в Египте, со слов нашего гида, выглядит несколько иначе. Мужчина, выбрав себе девушку, должен сказать об этом своей маме. Но ни в коем случае не должен подходить знакомиться сам лично.

Я решил уточнить: «А если девушка в парандже, то как быть?» В Каире нам приходилось видеть немало женских фигур, полностью закрытых черными одеяниями.

Гид Ханни объяснил. Во-первых, не все девушки носят паранджу. И привел статистику (к сожалению, точных цифр я не запомнил) – сколько именно египтянок в Каире носят паранджу, сколько обходятся хиджабом (черный платок, прикрывающий волосы, но оставляющий открытым лицо), а сколько ходят с открытым лицом на европейский манер.

То есть получается, что кто-то всерьез озабоченный этим вопросом проводил исследование на эту тему.

На девушку с открытым лицом можно смотреть украдкой, дабы не вызвать лишних кривотолков. Лично подходить не стоит – не так поймут.

Если вызвала интерес девушка в парандже, то в дело вмешивается мать жениха. Она договаривается с родителями невесты, и они все вместе устраивают смотрины. Жених может посмотреть на свою избранницу в присутствии родителей с обеих сторон.

При этом все делают вид, что собрались посидеть просто так, дескать, выпить чаю. Потом жених должен сообщить маме свое решение условным сигналом.

Например, фраза «Я хочу чай с сахаром» означает, что фейс-контроль пройден, девушка красивая, добро дано, можно начинать переговоры о калыме.

Слова «мне чай без сахара» означают соответственно противоположное – все остаются при своих интересах, действительно просто прошло обычное чаепитие.

Пароли, естественно, всегда меняются. Можно лишь догадываться о том, с каким напряжением следят за каждым жестом и словом жениха все участники столь непростой церемонии.


Забегая вперед, скажу: когда прошла вся первичная бравада у нашего гида, он признался, что хочет найти себе жену. «Вторую, – уточнил он, – первая у меня уже есть».

Его первичная женатость (ух, какое определение родилось!), честно говоря, вызвала у меня сомнение. Фразу «Надо найти мне красивую невесту» я воспринял буквально. И когда в ресторане (нашу группу по графику кормили в строго отведенных местах) на входе нас встретила весьма привлекательная египтянка, я толкнул Ханни в бок – вот подходящий вариант, может, попробовать подойти?

Ханни грустно улыбнулся и, собственно говоря, после этого и рассказал мне вышеприведенную историю о том, как на самом деле «подходят» друг к другу молодые люди в Египте.

Честно говоря, даже к русским девушкам молодые египтяне подходить боятся. К стандартному набору слов «Красавица, будь моей второй женой» они редко что могут добавить. На этом весь процесс ухаживания, как правило, и заканчивается.

Если девушка на эту фразу никакой реакции не проявила, то пыл местных мачо разом иссякает. Конечно, я не буду утверждать, что все египетские мужчины одинаковы, слеплены по одному лекалу. Я лишь описываю то, что мне довелось увидеть собственными глазами. Конечно, среди них встречаются свои казановы и донжуаны, которые могут найти нужные слова и подходы к сердцам россиянок, судя по многочисленным отзывам наших туристок. Но лично мне с такими экземплярами столкнуться не довелось.


Справедливости ради следует сказать, что один из гидов сумел-таки произвести неизгладимое впечатление. Это был серьезный крепкий мужчина в кожаной (при такой жаре!) куртке, в черных очках, коротко стриженный, с золотыми перстнями на пальцах и такими же цепями на шее.

Ни дать ни взять, наш русский браток образца 90-х годов в африканском исполнении. По-русски он говорил хорошо, четко отрезая фразы рублеными кусками.

На мой вполне невинный вопрос, дескать, почему в Египте практически нигде не видно работающих женщин, везде лишь одни мужчины – он отреагировал весьма сурово.

Повернувшись ко мне всем корпусом, он грозно ответил: «Почему девушки не работают? А как же они будут работать? К примеру, кто-нибудь не так посмотрит на мою жену, и я это замечу. Я тут же подойду и устрою драку. И как она после этого сможет работать?»

Вот такая, в общем, история. И все сразу стало понятно.


Несколько раз мне приходилось слушать от гидов одну и ту же шутку.

Египетскому мужчине нужно иметь четыре жены: египтянку – чтобы рожала детей, немку – чтобы давала деньги, американку – для престижа, русскую – потому что халява.

Дождавшись возмущенных криков наших туристов, гиды, улыбаясь, разъясняют: «Халява в переводе с арабского языка означает – сладкая. Русские девушки – самые красивые и желанные».

Сбылось еще одно предсказание

Наконец после долгих часов в дороге мы приблизились к конечной цели нашего путешествия – к пирамидам. Вспомнилось, как летом 1998 года во время очередной беседы с Любовью Пановой я поинтересовался у Ангелов-Хранителей, в чем заключается секрет египетских пирамид. Любаша тогда сказала:

– Они говорят, что пока рано затрагивать эту тему. К этому вопросу можно будет вернуться тогда, когда сам побываешь в этой самой пирамиде.

– Внутри пирамиды?

– Да. Будут поездки по всему миру, и многое будет тогда открыто. Везде придется побывать лично, увидеть все своими глазами.

Это предсказание сбылось через восемь с половиной лет в январе 2007 года.

И вот я в Каире, передо мной одно из семи чудес света (единственное сохранившееся до наших дней) – великие пирамиды на плато Гиза.

Немного статистики о пирамиде Хеопса

Нынешняя высота пирамиды – 138,75 м. Изначально пирамида Хеопса была высотой 146,6 м.

Считается, что наверху лежал цельный кусок гранита – пирамидион. Предполагают, что он упал во время землетрясения. Сейчас на верхушке пирамиды квадратная ровная площадка.

Длина каждой из сторон пирамиды у основания – 230 метров. Общая площадь – 5 га.

Объем пирамиды первоначально составлял 2,5 миллиона кубометров. В Средние века арабы сняли с пирамиды всю ее наружную обшивку и объем сооружения уменьшился на 150 тысяч кубометров. Сейчас объем пирамиды 2,35 миллиона кубометров.

Пирамида состоит из 2 миллионов 300 тысяч известняковых блоков, составляющих 210 рядов.

В среднем каждый блок весит 2,5 тонны. Высота этих блоков от полуметра до полутора метров.

В целом пирамида Хеопса весит около 6,3 миллиона тонн. На строительство всех соборов, церквей и часовен Англии ушло меньше строительного материала, чем на создание одного этого сооружения.

Пирамида вдвое больше знаменитого небоскреба в Нью-Йорке – Эмпайр-стейт-билдинг по объему и в 30 раз – по весу.

Внутри пирамиды (будь она полой) могла бы разместиться пусковая установка для космических ракет или собор Святого Петра в Ватикане.

На протяжении тысячелетий пирамида была самым высоким сооружением в мире, пока в 1880 году этот рекорд не был побит надстроенными башнями Кельнского собора, а в 1889 году – Эйфелевой башней в Париже (300 м).

Вот еще несколько любопытных цифр – до 50-х годов XX века вес пирамиды превышал тоннаж всего военного флота США, включая авианосцы, а ее каменных блоков вполне бы хватило, чтобы построить город со стотысячным населением или обнести всю Францию стеной трехметровой высоты.

Ученые полагают, что творение Хеопса не могла бы уничтожить даже атомная бомба, равная мощности той, которую сбросили на Хиросиму.

Что известно о пирамидах

Официальная историческая наука считает, что пирамиды были построены примерно за 2,5 тысячи лет до нашей эры фараонами Хеопсом, Хефреном и Микерином. Так написано во всех учебниках истории.

Откуда взяты эти данные?


Самый древний документ, в котором говорится о пирамидах, – это книга «История» древнегреческого ученого Геродота. Именно он первым назвал имена их строителей – фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.

Версия, изложенная Геродотом, дошла до наших дней и признается официальной наукой единственно верной.

Кто такой Геродот? Можно ли ему доверять?

Геродота (родился после 490 г. до н. э. – умер после 430 г. до н. э.) справедливо называют «отцом истории», а его книгу – первым историческим сочинением.

(Справедливости ради добавлю, что первыми историческими документами можно также считать поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и библейские сказания Моисея. Но работы Геродота отличаются тем, что он пытался создать именно научный труд, отделяя мифы и легенды от реальных событий прошлого.)

Геродот много путешествовал и старался в своих книгах как можно более достоверно передать быт и жизнь древних греков, египтян, скифов и иных народов. Он как можно тщательнее и подробнее описывал то, что видел своими глазами, и приводил рассказы знающих людей.

Естественно, Геродот не мог поручиться за правдивость всех легенд и историй, рассказанных ему разными специалистами в его путешествиях. Но по мере возможности старался критически относиться к собранной информации.

* * *

Для нас Геродот бесценен своим рассказом о пирамидах, потому что, повторюсь, это самый древний документ, дошедший до наших дней.

Но естественно, эта древность достаточно условная. Обратите внимание на следующую деталь. Геродот написал свою книгу в V веке до нашей эры. То есть спустя более двух тысяч лет после описываемых событий.

Чтобы понять, в каких условиях работал Геродот, представьте себе, что, например, вам пришлось бы в наши дни составить первый документ об истории Рима на основе рассказов современных жрецов.

То есть до сегодняшнего дня вы НИЧЕГО не слышали о Римской империи. Потому что нет ни одного документа, ничего не сохранилось. Вы первопроходец, пытаетесь открыть для себя и для всего человечества ту эпоху.

Вы стоите у развалин Колизея и пытаетесь узнать правду у местных священников – кто построил это здание, для чего, как, зачем?

Как вы думаете, насколько достоверным будет их рассказ?

Невероятно, но факт. До наших дней дошли тысячи и тысячи документов, записанных египетскими иероглифами, в которых повествуется не только о главных событиях в истории страны, но и подробно описывается бытовая жизнь египтян, их обряды и обычаи.

Но среди этого великого множества документов нет НИ ОДНОГО, который бы разъяснял, кто и когда построил пирамиды.

НИ ОДНОГО!


Повторюсь, рассказ Геродота – это самый первый документ об этих загадочных сооружениях, ничего древнее этой рукописи до наших дней не сохранилось.

Что именно написал Геродот о пирамидах

Вот отрывок из книги Геродота «История», объясняющий историю создания пирамид. Обычно его всегда цитируют в урезанном виде. Вот полный текст:


«…124. Так вот, до времени царя Рампсинита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах, Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг страну в пучину бедствий.

Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него.

Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор.

Сто тысяч людей выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, – работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была 5 стадий длины, а шириной в 10 оргий, в самом высоком месте 8 оргий высоты, построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами.

Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал.

Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной в 8 плефров и такой же высоты, и сложена из тесаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной по крайней мере в 30 футов.

* * *

125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок.

Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень.

Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень.

Мне ведь сообщали об обоих способах – почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле. На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие.

И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра.

Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев [для усыпальницы].


126. А Хеопс в конце концов дошел до какого нечестия, по рассказам жрецов, что, нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей добыть некоторое количество денег – сколько именно, жрецы, впрочем, не говорили.

Дочь же выполнила отцовское повеление, но задумала и себе самой оставить памятник: у каждого своего посетителя она просила подарить ей по крайней мере один камень для сооружения гробницы.

Из этих-то камней, по словам жрецов, и построена средняя из трех пирамид, что стоит перед великой пирамидой (каждая сторона этой пирамиды в полтора плефра).


127. Царствовал же этот Хеопс, по словам египтян, 50 лет, а после его кончины престол наследовал его брат Хефрен. Он поступал во всем подобно брату и также построил пирамиду, которая, впрочем, не достигает величины Хеопсовой.

Я сам ведь ее измерил. Под ней нет подземных покоев и не проведен из Нила канал, как в той, другой, пирамиде, где вода по искусственному руслу образует остров, на котором, как говорят, погребен Хеопс.

Самый нижний ряд ступеней он велел вывести из многоцветного эфиопского камня и построил пирамиду на 40 футов ниже первой, при таких же, впрочем, размерах.

Обе пирамиды стоят на том же самом холме высотой около 100 футов. Царствовал же Хефрен, по словам жрецов, 56 лет.


128. Эти 106 лет считаются временем величайших бедствий для Египта, когда святилища были заперты. Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах»[1].

Что говорят современные историки

В этом тексте ученые заметили некоторые несоответствия.

Например, Геродот путает хронологию Египта: Рампсинит (Рамсес II) – царь XIX династии (1345–1200 гг. до н. э.), а Хеопс – IV династии (2600–2480 гг. до н. э.).


Сумма, потраченная на строительство – 1600 талантов серебра, – просто смехотворна и даже отдаленно не напоминает реальную стоимость столь грандиозного сооружения.


Хеопс, согласно найденным позже документам, царствовал не 50 лет, а всего лишь 24 года. И после его кончины трон перешел не к брату Хефрену, а к брату Дедефру.

А уж после этого престол перешел к Хефрену, который был не братом, а сыном Хеопса.

* * *

Даже эти несостыковки свидетельствуют о том, что несмотря на все уважение к «отцу истории», к его словам нужно относиться со всей подобающей критикой.

А к информации о ста тысячах рабочих, которые в течение двадцати лет с помощью деревянных приспособлений поднимали многотонные плиты на 147-метровую высоту, даже среди ученого сообщества нет однозначного отношения.

Можно ли верить египетским жрецам

Именно этот вопрос возникает первым после прочтения этого рассказа. Да, насколько можно им верить?

Сам Геродот не совсем доверяет рассказам хитроумных жрецов. Это можно заметить из дальнейших его записей.

Вот еще один отрывок из книги Геродота «История» – рассказ жрецов о фараоне Микерине (тот, который построил третью, самую малую пирамиду):


«…Микерин будто бы воспылал страстью к своей родной дочери и против ее воли силой овладел ею. После этого девушка, говорят, с горя и стыда сунулась в петлю.

Отец же предал ее погребению в этой корове[2], а мать девушки велела отрубить руки служанкам, которые выдали дочь отцу. Еще и поныне их безрукие статуи показывают, что они претерпели при жизни.

Все это, впрочем, как мне думается, пустая болтовня, особенно же – история с руками статуй. Ведь я сам видел, что руки у статуй отвалились от времени и еще при мне лежали тут же у ног».


То есть Геродот в своем сочинении прямо назвал слова жрецов «пустой болтовней».

И еще обратите внимание на рассказ жрецов о том, что фараон Хеопс, которому не хватило денег на постройку пирамиды, заставил свою дочь пойти в публичный дом, чтобы заработать недостающую сумму.

В конце этого рассказа Геродот делает язвительное замечание – «сколько именно, жрецы, впрочем, не говорили».

Действительно, смешно даже предположить, что на создание такого величественного сооружения, как пирамида, недостающую сумму могла в одиночку заработать проституцией какая-то девушка, пусть даже и дочь фараона.

Не говоря уже о том, что фараону, которого подданные считали Богом на Земле, вовсе не было необходимости прибегать к помощи своей дочери. Уж наверняка у него была тысяча возможностей собрать недостающие деньги любым другим способом.


Из текста прямо можно понять, что жрецы не любили фараона Хеопса, потому что он «…прежде всего… повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения».

То есть так сильно обидел жрецов, что спустя даже две тысячи лет они никак не могли забыть нанесенную обиду.

Оттого и выдумали эту нелепую историю о дочери, отданной отцом в публичный дом.

Ладно, Бог с ней, с дочерью! Нас, конечно, интересует другое – можно ли верить жрецам в остальной части их рассказа, которая касалась непосредственно постройки пирамиды?

Как именно строили пирамиды

Геродот в своем сочинении говорит о двух способах постройки пирамиды – с помощью одного подъемного приспособления и с помощью множества подобных приспособлений.

Добавляя при этом: «Мне ведь сообщали об обоих способах – почему я и привожу их». Как бы оправдываясь перед своими читателями, дескать, что мне сказали, то я и передаю.


Споры о том, кто и когда построил пирамиды, вовсю велись уже во времена Геродота.

В книге Геродота можно найти отголоски этих споров. Вот еще одна цитата:


«Некоторые эллины думают, что это пирамида гетеры Родопис, но это неверно. Они утверждают так, очевидно, не зная, кто была Родопис.

Иначе ведь они не могли бы приписать ей постройку такой пирамиды, для чего, вообще говоря, потребовались бы тысячи и тысячи талантов.

Кроме того, Родопис жила во времена царя Амасиса, а не при Микерине, т. е. много поколений позднее строителей этих пирамид».

* * *

Самое интересное, что за почти две с половиной тысячи лет после Геродота наши знания о том, кто, как и для чего построил пирамиды, ничуточки не изменились.

Что в те времена рассказ неведомых жрецов считался основной версией, что в наше время.

Что тогда ничего толком не знали, что сейчас.