Вы здесь

Отзвуки театра. Избранные рецензии. «Приключения „Курицы“ в Санкт-Петербурге» (Вера Савинцева)

«Приключения „Курицы“ в Санкт-Петербурге»

– так шутливо представил свою интерпретацию старинного шедевра Теодор Курентзис. В самом деле, музыку Жана-Филиппа Рамо и ее слушателей на концерте «Рамо-гала», состоявшемся 25 октября 2011 г. в Александринском театре г. Санкт-Петербурга, ждало немало сюрпризов. В программе концерта фрагменты малоизвестных опер Рамо (увертюры к героической пасторали «Заис», опере «Бореады», опере «Наис», Прелюдия к опере «Зороастр», танцевальная сюита из оперы «Наис», «Тамбурины» из оперы «Дардан» и другие) сочетались со знаменитыми пьесами, знакомыми слушателю по программе музыкальной школы – такими, как «Тамбурин» и «Курица».

Исполнение сочинений редко исполняемого французского композитора отличали темперамент, стихийная энергия, бьющая «через край». Всю программу оркестр «MusicAeterna» исполнил стоя, и пружинистые движения оркестрантов должны были способствовать наиболее выразительному исполнению (разучивание сочинений Рамо сопровождалось специальным мастер-классом по старинному танцу для оркестрантов). Дирижер в ряде случаев темпераментно и в духе времени использовал отстукивание такта каблуком (что заставляло вспомнить драматические обстоятельства кончины предшественника Рамо – Ж.-Б. Люлли).

Игровые приемы тонко и артистично поддержала Барбара Ханниган (не только исполнительница старинной музыки, но также известный интерпретатор современной музыки – Лигети и Лучано Берио) В исполнении арий из опер «Иполлит и Ариния», «Кастор и Поллукс» и других – певица продемонстрировала вокальную виртуозность, блестящую технику, тончайшую детальность в пианиссимо и незаурядные актерские способности. Так, один из номеров певица, взобравшись на подставку, продирижировала; при этом Теодор Курентзис отстукивал ритм на барабане; в другом фрагменте, в паузу, вокалистка передала дирижеру стакан воды, который залпом был выпит, и исполнение продолжилось.

Исполнение одной из «бисовых» арий было представлено как образец современной музыки, причем весьма правдоподобно (благодаря оркестровым звукоподражательным эффектам в начале и весьма свободным импровизациям каденций): рамки веков оказались весьма размытыми. Неосведомленному слушателю, в самом деле, было бы непросто понять – то ли это свободная импровизация в рамках малоизвестной старинной арии, то ли стилизация старинной музыки в сочинении XX – XXI века. К импровизации каденций присоединился Теодор Курентзис, выступив теперь в роли вокалиста – он дополнил вокальную каденцию нотами низкого мужского диапазона.

Провокационные элементы театральной «игры» сочетались с моментами тихой, проникновенной лирики. Некоторые оркестровые номера исполнялись при минимальном освещении, порой интонирование мелодий, содержащих «лирические сексты» приближалось к звучанию популярной киномузыки. При исполнении Контрданса из оперы «Бореады» оркестр раскрыл множество оттенков угасающей звучности piano-pianissimo; «тихой кульминацией» закончилась и программа всего концерта. Можно лишь заметить, что сочетание эффектных «игровых» приемов – и тихой, проникновенной лирики – бывает на концертах Теодора Курентзиса еще более убедительным, глубоко действующим на слушателей; на концерте же в Санкт-Петербурге «приключения курицы» несколько доминировали. Возможно, тому причиной внешние обстоятельства (не вполне передающая вокальные и тембровые тонкости акустика зала).


Александринский театр был переполнен. На поклонах раздался выкрик: «Приезжайте еще!» Учтиво поклонившись, Теодор Курентзис ответил: «Пригласите – приедем».

Концерт прошел в рамках второго фестиваля «Дягилев. P.S.» и стал его кульминацией; обширная программа фестиваля включала музыкальные и хореографические премьеры, а также музыковедческую международную конференцию.

24.10.11.

Опубликовано в газете «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», октябрь 2011

[битая ссылка] http://nstar-spb.ru/musical/print/article/new42638/