Современная музыка должна звучать
Интернет-конкурс современной академической музыки, организованный компанией «Google» на «Youtube», вызвал широкий резонанс. Его инициаторы стремились прежде всего к популяризации современной академической музыки и расширению зрительской аудитории. «Просмотров было 20 тысяч, а это, знаете ли, двадцать Больших залов консерватории», – отметил лауреат III премии Кирилл Уманский. В оживленных интернет-дискуссиях можно было встретить комментарии и весьма далеких от классической музыки посетителей сайта, и подробное обсуждение организационных перипетий композиторами-участниками, а также сочувствующими.
В стилистике поиска и прослушивания файлов интернет-контента был оформлен визуальный ряд финального концерта, который состоялся в Концертном зале им. П. И. Чайковского. На конкурс было представлено более 200 партитур. Из них профессиональным жюри (в их числе музыковеды Светлана Савенко и Левон Акопян, дирижеры Петр Белякин и Федор Леднев, композитор и пианист Иван Соколов) были выбраны сочинения, прозвучавшие в исполнении Российского национального оркестра под управлением председателя жюри дирижера Теодора Курентзиса.
Рядом со мной на концерте оказалась семейная пара, видимо, не имеющая особой музыкальной подготовки. «Неужели это музыка? – удивлялась пожилая дама. – Но я не могу это слушать второй и третий раз! И чем же отличается один композитор от другого?»
В самом деле, в этих вопросах была немалая доля истины. Конкурс раскрыл интерес современных композиторов к пейзажно-созерцательным образам и сонорным, темброкрасочным эффектам. Но, увы, не увенчался открытиями – поэтому первая премия не была присуждена. Второе место разделили сочинение недавней выпускницы Московской консерватории Натальи Прокопенко «Архэ» (в соответствии с авторской ремаркой, это сочинение «о процессе творчества как такового, о создании гармонии из хаоса и целого из натуралистических элементов») и композиция «Paramusic», сочиненная лидером направления «Пластика звука» Владимиром Горлинским. Третье место заняла композиция «Вечер в степи» Кирилла Уманского (этот молодой композитор – последователь Эдисона Денисова). Приз зрительских симпатий по итогам интернет-голосования был вручен студентке Йельского университета Полине Назайкинской: ее сочинение «Зимние колокола» было выдержано в наиболее «общительной», близкой широкой публике, позднеромантической стилистике и вызывало непосредственные ассоциации с рахманиновской колокольностью.
Заметим, что даже эти немногие сочинения, прошедшие в финал, оказались несвободны от профессиональных проблем – ощутимой затянутости, недооформленности…
Но чтобы оценить результат собственного формотворчества, обращения с тематизмом, оркестровыми красками – и, в конечном счете, с музыкальным временем, композиторы должны иметь возможность слышать свои произведения. «Во времена Баха постоянно звучали новые произведения и забывались старые, а сейчас почему-то наоборот. Современная музыка должна звучать постоянно, чтобы можно было углубиться в этот язык и начать его понимать», – такова позиция Теодора Курентзиса.
Удивляясь и обмениваясь недоуменными замечаниями, мои собеседники терпеливо дослушали концерт до конца и подвели итог: «Мы доверяем Теодору, а ему это интересно».
В заключение была исполнена Третья симфония Прокофьева – композитора, который в годы своей молодости воспринимался как радикальный авангардист. Присутствующие на концерте композиторы и музыканты-профессионалы могли по-новому оценить не устаревшее за сто лет, по-прежнему актуальное мастерство работы с материалом (как известно, симфония основана на темах, которые также звучат в опере «Огненный ангел»). Сам Прокофьев возражал против механического перенесения программы оперы на симфонию: «Главнейший тематический материал был сочинен независимо от „Огненного ангела“. Войдя в оперу, он, естественно, принял окраску от сюжета, но, выйдя из оперы, он, на мой взгляд, вновь потерял эту окраску, поэтому я хотел бы, чтобы слушатель воспринимал эту симфонию просто как симфонию без какого-либо сюжета».
Теодор Курентзис. Фотография Алексея Гущина.
Интерпретация Третьей симфонии Теодором Курентзисом была просветленной, лиричной, словно бы дирижер поставил задачу раскрыть различия, не только в технологическом плане (в плане работы с тематизмом в симфонии и в опере) – но и в эмоционально-смысловом решении, а именно – противопоставить темное, сумрачное звучание остинатных тем экстатических видений Ренаты в «Огненном ангеле» светлой, возвышенной лирике Третьей симфонии.
Опубликовано в газете «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», январь 2011