Вы здесь

Отзвуки театра. Избранные рецензии. «Аполлонический» модерн (Вера Савинцева)

«Аполлонический» модерн

3 и 4 октября на сцене Мариинского театра был представлен спектакль «Push» Сильвии Гиллем и Рассела Малифанта. Сильвия Гиллем в юности занималась гимнастикой, затем стала классической балериной. 16 лет она поступила в труппу Парижской оперы, с 1986 года перешла в Королевский балет в Лондоне. Она выступала в самых разнообразных «амплуа» классического и современного танца она блистала в «Лебедином озере», «Баядерке» и «Дон Кихоте», выступала в балетах У. Форсайта, М. Бежара, Р. Макмиллана, Матса Эка и многих других. С 2003 года балерина сосредоточилась исключительно на современном репертуаре.


Спектакль «Push» возник в связи с замыслом Сильвии Гиллем поставить номер для дуэта с Расселом Малифантом, премьера спектакля состоялась в 2005 г., а в 2006 и спектаклю были присуждены премии South Bank Show и Премия Оливье. В спектакле «Push» (хореография Рассела Малифанта) использованы композиции Карлоса Монтойя (в разделе «Соло», воссоздающей темпераментные, страстные образы испанского фламенко), Ширли Томпсона (для раздела «Изменение» в исполнении Рассела Малифанта – здесь стилизованы «медитативные» образы, сочинение представляет собой классический концерт для виолончели со струнным оркестром). Для двух последних частей «Two» и «Импульс» использована музыка Энди Коутона.


«Push» представляет собой дуэтную постановку в традиции бессюжетных «белых» балетов. Первые три раздела здесь – сольные: «Соло» представляет женский танец в испанской стилистике, «Изменение» – мужской, под медленную музыку в исполнении классических струнных, и «Two» – снова женский (в этом эпизоде «Two» стилизуются элементы магического ритуального танца). Финальный раздел «Импульс» – наиболее протяженный, он представляет собой совместный дуэтный танец.

Если первый эпизод – «Соло» – наиболее близок традиционному белому балету, то в последующих двух значительную роль играет взаимодействие со светом. Так, в мужском сольном балете «Изменение» медленные медитативные движения самого танцовщика сопровождаются их теневыми проекциями (в разных соотношениях), которые отсвечиваются на задник. В женском танце «Two» – третьей части спектакля – при помощи световых эффектов высвечиваются отдельно наиболее выразительные элементы танца рук (локтевые, кистевые движения), что позволяет усилить ощущение завороженности, вовлеченности в некое мистическое кружение. (Художник по свету – Майкл Халлс, с Расселом Малифантом они осуществили несколько проектов, в том числе «Обрыв» и «Послесвета»; и их сотрудничество пресса называет «самым успешным творческим партнерством в современном британском балете»).


«Импульс» на музыку Энди Коутона раскрывает образы медленного, чувственного танца, содержащего множество сложных дуэтных поддержек. В начале этого небольшого лирического действия сцена несколько раз погружается во тьму, дуэтная сцена словно бы обрывается многоточием. Контрасты мужской приземленности и женской полетности здесь не интерпретированы драматически-конфликтно, напротив – в хореографическом тексте можно уловить моменты повторности движений, раскрывающие моменты общности партнеров.


Отметим гармоничное взаимодействие музыкальных и хореографических средств в организации художественного времени: ни в сольных фрагментах, ни в заключительном наиболее крупном построении не возникает ощущения затянутости, напротив, можно отметить постепенное усложнение танцевальной фактуры, мастерское владение разнородными специфическими элементами спектакля, их взаимодополнение и органичное развитие.

В хореографии спектакля заметно влияние гимнастических элементов. Например, в какой-то момент танцовщик исполняет «стойку на руках», многие элементы заставляют предполагать немалые технические трудности. Вместе с тем гимнастические элементы ни в коей мере не довлеют, они органично включены в художественный текст спектакля. Подчеркнем лирическую, кантиленную наполненность «произнесения» технически сложных элементов, свободу и несуетность их интерпретации, а также удивительную легкость и естественность, лирическую чувственность в исполнении сложных движений и комбинаций, их эмоциональную насыщенность.


Использованные в спектакле разнообразные жанровые прообразы – испанские, барочные, ритуально-культовые – также не приобретают самодовлеющего значения. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть удивительную ясность, точность, отчетливость в исполнении танцевальных движений. Эта внутренняя чистота стиля, в сочетании с благородством, аристократизмом, свойственным танцу Сильвии Гиллем и Рассела Малифанта – воссоздает ощущение гармоничной игры форм, пропорций, поз и жестов, что в контексте современного танцевального спектакля отчетливо напоминает об «аполлонической» гармоничности.

4 октября 2011 года