Вы здесь

Отжимать – это нормально. Как получать максимум от сотрудников. 2. От каждого – по способности (О. М. Осадчук, 2012)

2. От каждого – по способности

Как настроить менеджеров работать не из-под палки, а с желанием сделать больше? Сейчас у нас целый отдел по подбору персонала, а берут на работу почти всех подряд.

Из частных разговоров с руководителями


Можно ли зайца научить курить?

Итак, что же лучше наличия у потенциального сотрудника опыта работы в нужной сфере?

Не секрет, что все люди не похожи друг на друга и изначально предрасположены к разным видам деятельности и далеко не «каждый первый» может стать блестящим актером или, скажем, банкиром.

● Например, для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

(Википедия, свободная энциклопедия)

Эта наша «разность» обнаруживается еще в раннем детстве и очень хорошо видна уже в школьные годы: так, при одинаковом преподавательском составе и единой образовательной программе одним лучше даются точные науки (например, физика, химия или математика), а другим – гуманитарные (например, литература и история).

Все дело в том, что с рождения все мы обладаем разными задатками.

● Задатки – это генетические особенности строения мозга, нервной системы, органов чувств и движения – то есть то, что невозможно сформировать воспитанием или обучением. Это дается «от природы». Причем каждому – свое.

На основании задатков и при благоприятных условиях у человека развиваются способности к той или иной деятельности.

● Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

(Елена Богачева)

При этом, если человек обладает способностями к какой-то деятельности, но испытывает недостаток необходимых знаний и/или умений в этой теме, он может вполне самостоятельно их приобрести и успешно применить на практике. Но это вовсе не означает обратное: если у человека есть некоторые знания или умения в определенной области, но нет соответствующих способностей, то применить эти знания (умения) и быть успешным в данной сфере он не сможет. Прочитайте этот абзац еще раз и осмыслите его.

Какое это имеет отношение к бизнесу? Да самое непосредственное.

Ведь именно наличием или отсутствием у человека тех или иных способностей объясняются многочисленные примеры, когда про одного говорят, что «у него "подвешенный язык" с рождения» (и это идеальный кандидат для работы в продажах), а про другого – что «ему легче разгрузить машину кирпичей, чем изобразить искреннюю улыбку и сказать какую-нибудь приятность собеседнику». Зато цены ему нет, например, в работе с документацией и цифрами (и тогда ему прямая дорога в бухгалтеры).

Когда двое делают одно и то же, это не значит, что у них получится одно и то же.

(Теренций Публий)

Если сотрудник не обладает нужными вам способностями, он, конечно, может в рабочей ситуации какое-то время сознательно контролировать правильность выполнения тех или иных действий (например, «пока босс смотрит»). Однако рано или поздно он таки начнет давать сбои в работе. Это происходит потому, что человеческое внимание ограничено по своему объему и имеет свойство рассеиваться и непроизвольно переключаться.

А способные сотрудники тем и отличаются от неспособных, что могут правильно выполнять работу, сознательно не напрягаясь и не контролируя каждый свой шаг. У них правильный алгоритм действий срабатывает «на автомате», поэтому сбои и «осечки», как правило, исключены.

● Например, для автомобилиста крайне важной является способность постоянно отслеживать окружающую обстановку в радиусе 360 градусов. Такая привычка есть далеко не у каждого. Есть люди, которые даже пешком умудряются «врезаться» в других пешеходов. Вот и получается, что обладая одним и тем же навыком управления автомобилем, двое могут иметь совершенно разные результаты. Один – ездить 15 лет за рулем и ни разу не побывать в аварии, второй – попадать в ДТП с определенной периодичностью каждый год.

Совершенство складывается из мелочей.

(Микеланджело)

При этом опыт показывает: крайне сложно научить человека тому, что он не может или не хочет делать в силу отсутствия склонности к данному виду деятельности. Конечно, если задаться целью, то «и зайца можно научить курить», однако в большинстве случаев глобальное «перевоспитание» работников – занятие бесперспективное и затратное с точки зрения как временных, так и материальных ресурсов.

Дырявого кувшина не наполнишь.

(Тит Лукреций Кар)

Согласитесь, ведь было бы наивно полагать, что, например, за несколько недель или месяцев и часто без желания самого обучаемого можно изменить особенности строения нервной системы, присущей от рождения, а также его характер и привычки, которые складывались и поддерживались годами.

Следовательно, если вы трудоустраиваете человека пусть и с богатым опытом, но не обладающего базовыми способностями для успешного выполнения той или иной работы, пользы от такого сотрудника будет мало. А то и прямой вред.

Наняли тридцать корректоров, чтобы избежать ошибки, и все равно на титульном листе издания стояло «Британская энциклопУдия».

(И. Ильф, Е. Петров)

И наоборот, даже если сотрудник не является хорошим специалистом в какой-то сфере и/или не имеет опыта реализации конкретных проектов, но обладает предрасположенностью к данному виду деятельности, он быстро освоит все тонкости, а результаты начнет приносить быстро, стабильно и на высоком уровне. Про таких людей говорят: «нашел дело своей жизни», «на лету схватывает», «находится на своем, месте».

Спрашивать: «Кто должен быть боссом?» – все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может быть тенором.

(Генри Форд)

● Я в мае ездил к друзьям, так у них двухгодичный породистый кобель, немец. Умный… Когда друзья искали щенка, один друг подсказал, что лучше взять изначально породистого: он будет дороже, но на обучение уйдет меньше времени и денег. Так и есть, понимает с полуслова, учится тьфу-тьфу. Так и с менеджерами: надо искать толковых бойцов, а там научим по ходу дела.

(Из частных разговоров с руководителями)

Следовательно, подбирать в штат нужно только таких людей, которые изначально обладают нужными способностями для успешного выполнения той работы, которую вы хотите им поручить. А более подробно процедуру подбора персонала мы рассмотрим в следующих главах книги.