Вы здесь

Отечественная история IX—XIX вв.. Глава 5. Начало объединения русских земель (А. А. Федулин, 2013)

Глава 5. Начало объединения русских земель

5.1. Основатель московской династии Даниил Александрович

В конце XIII в. Московское княжество занимало небольшую территорию. С севера на юг оно простиралось на 100—200 км, а с запада на восток – на 150—180 км. Природно-климатические условия были не очень благоприятны, а московские земли не отличались плодородием. Не высок был и уровень развития ремесленного производства. Не играло княжество существенной роли и в политической жизни Руси.

Основателем династии московских князей был четвертый, младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276—1303). В 1282 г. Даниил основал первый монастырь в Москве: «Сей великий князь Даниил Александрович устроил монастырь за Москвою-рекою, иже и доныне зовется Даниилов…» Главный храм монастыря был освящен в честь преподобного Даниила Столпника – небесного покровителя московского князя. Именно здесь незадолго до своей кончины Даниил принял монашеский постриг. Впоследствии Даниил был канонизирован православной церковью.

При нем территория Московского княжества стала быстро увеличиваться в размерах. В 1300 г. у рязанского князя была отвоевана Коломна с прилегающими к ней волостями. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения (Переяславль-Залесский и Дмитров) перешли к Москве. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, и его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего.

Способствовал возвышению Москвы и отток населения из соседних княжеств. Переселенцы, идя с юга, оседали здесь и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме переселенцев с юга в Москву шли переселенцы из других областей Руси. Пришлое население приносило князю доход; полученные средства он мог употреблять на покупку городов и выкуп из Орды пленных (их опять-таки селили в Московском княжестве). Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также важное значение, поскольку Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Вместе с тем не следует вслед за отечественными историками XIX в. объяснять причины возвышения города исключительно ссылками на его благоприятное географическое положение.

В 1303 г. уже в период княжения сына Даниила Юрия (1303— 1325) к Москве из состава Смоленского княжества был присоединен Можайск. Долгие годы граница московских владений проходила возле Можайска, что и породило известную поговорку «загнать за Можай», т.е. выгнать врага с русской земли. Поскольку Можайск расположен у истоков Москвы-реки, а Коломна – у устья, то с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Московский князь вступил в борьбу за великое княжение.

5.2. борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол

Как представитель более старшей ветви тверской князь Михаил Ярославич (1304—1318) получил в Орде ярлык на великое княжение. В Москве же в это время правил сын Даниила Александровича – Юрий Даниилович (1303—1325).

Юрий Даниилович Московский решил заручиться поддержкой хана Узбека (1312—1342) и посватался к дочери хана Тохты Кончаке, крещенной в православие под именем Агафьи. Состоялась свадьба. Юрий обещал увеличить дань с русских земель, и хан передал ему ярлык на великокняжеский престол. В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, который использовал поддержку татар. 22 декабря 1317 г. к югу от Твери московско-татарское войско встретилось с войском Михаила в излучине реки Шоши «на Бортеневе». Летописец так поведал об этих событиях: «И ступишася полцы обои, и бысть битва велика, а сеча зла… Пособи Бог великому князю Михаилу, многи жа избиша… а Юрий-князь бежал в Новгород». Михаил не только разгромил дружину Юрия, но и захватил в плен его жену, ханскую сестру, надеясь таким образом оказать воздействие на своего противника. Вскоре Кончака-Агафья скончалась в Твери. Михаил, не желая ссориться с ханом, отправил к Юрию своего посла, но разгневанный Юрий, узнавший о смерти жены, приказал убить тверского посла, что было страшным грехом. Тогда Михаил велел отвезти тело Агафьи в Ростов и похоронить ее там в городском Успенском соборе.

Юрий отправился в Орду и обвинил в отравлении ханской сестры и своей жены тверского князя. Вызванный в Орду на суд к хану Узбеку, Михаил догадывался о том, что его ждет, но не отказался ехать в Орду, сказав: «Если же я не пойду и уклонюсь, мое родное княжество будет пленено, много христиан убито. Лучше мне положить душу своя за многие души». В 1318 г. Михаил был казнен в ставке хана слугами Юрия, хотя никто не смог доказать, что смерть пленной жены московского князя была насильственной. Тело Михаила было увезено Юрием и только в сентябре 1319 г. выдано тверичам, которые похоронили убитого на берегу Волги в Спасо-Преображенском соборе. Михаил был причислен к лику святых как великомученик и избран покровителем Твери, жители которой оплакивали его гибель.

В 1319 г. московский князь впервые получил ярлык на великое княжение. Однако уже в 1325 г. Юрий Даниилович был убит в Орде, прямо на глазах хана, старшим сыном Михаила Тверского – князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи – смелым и дерзким бойцом.

Хан Узбек приказал отправить тело Юрия в Москву для погребения, а Дмитрия казнить за убийство. Но, вопреки ожиданиям, хан передал великое княжение тверскому князю Александру Михайловичу (1325—1327) – брату казненного. Борьба русских князей между собой вполне отвечала интересам ордынских ханов, и они не собирались способствовать усилению Москвы или Твери, используя древний принцип – разделять и властвовать.

5.3. Восстание в Твери

В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека. Этим событиям посвящена «Песня о Щелкане Дудентьевиче» – один из интереснейших памятников русского народного творчества. В ней есть такие строки:

«…С князей брал по сто рублев,

С бояр по пятидесят,

С крестьян по пяти рублев;

У кого денег нет,

У того дитя возьмет;

У кого дитя нет,

У того жену возьмет;

У кого жены-та нет,

Того самого головой возьмет…»

Возмущенные поборами тверичи, которых всячески притесняли и оскорбляли, собрались на вече, где было решено обратиться за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь Александр занял выжидательную позицию. Сначала он велел «трьпети». Но «терпеть» тверичи не стали. Восставшие перебили татар, и последние бойцы отряда Чолхана, спрятавшиеся в княжеском дворце, были сожжены вместе со зданием. Историк Н.С. Борисов считает, что тверской князь «впустил ордынцев, преследуемых разъяренной толпой, в ворота княжеского дворца, а затем, уступив требованиям мятежников, позволил поджечь его».

Узбек решил сурово покарать тверичей и привлек к участию в карательном походе русских князей. Московский князь Иван Данилович Калита (1325—1340) явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Так он способствовал возвышению собственного княжества ценой жизни населения другой русской земли. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель, а отказаться от совместного с татарами участия в походе не было никакой возможности. Даже недавние союзники Твери отказались ей помочь. Тверичи защищались, но они были обречены, и в начале 1328 г. город был разорен и больше уже никогда не смог достигнуть былого могущества.

И сегодня не прекращается спор о том, кто был прав с морально-нравственной точки зрения: москвичи, копившие силы для борьбы с врагом, или тверичи, выступившие против захватчиков?

5.4. Иван Данилович Калита

Разгромив восстание в Твери, Иван Данилович не только заслужил признательность хана, но и получил в 1328 г. ярлык на великое княжение. Первоначально ему пришлось делить этот ярлык с суздальским князем Александром Васильевичем, который скончался в 1331 г. С этого времени ярлык почти постоянно оставался в руках московских князей.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Есть разные версии происхождения его прозвища – «Калита» («денежная сума», «кошель с деньгами, крепившийся к поясу»). По одной из них оно отражало «прижимистость» князя, по другой – он постоянно носил с собой кошелек и щедро жертвовал бедным. Игумен Пафнутий Боровский считал, что Иван Данилович был прозван Калитой «сего ради: бе бо милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шествуя, даяше нищим, сколько вымется».

В историографии сложилось мнение о Калите как о хитром и достаточно беспринципном политике, который «раболепно кланялся хану». Исследователь политической истории Руси А.Е. Пресняков отмечал, что «обзор фактических сведений о деятельности великого князя Ивана Даниловича не дает оснований для его характеристики как князя-„скопидома“, представителя „удельной“ узости и замкнутости вотчинных интересов. Эта его характеристика, столь обычная в нашей исторической литературе, построена на впечатлении от его духовных грамот, которые, однако, касаются только московской отчины и ее семейно-вотчинных распорядков».

Роль Москвы как центра объединения всех русских земель значительно усилилась при Иване Калите. «Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями», – писал Н.И. Костомаров.

Калита получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. При этом он порой не останавливался и перед жестокими методами выбивания дани. Летописец так рассказывает о приходе московских воевод в Ростов: «И когда они вошли в город Ростов, то принесли великое несчастье в город и всем живущим в нем, и многие гонения в Ростове умножились. И многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали, а сами вместо этого удары по телам своим с укором получали и с пустыми руками уходили, являя собой образ крайнего бедствия, так как не только имущества лишались, но удары по телу своему получали и со следами побоев печально ходили и терпели это. Да к чему много говорить? Так осмелели в Ростове москвичи, что и самого градоначальника, старейшего боярина ростовского, по имени Аверкий, повесили вниз головой, и подняли на него руки свои, и оставили, надругавшись. И страх великий объял всех, кто видел и слышал это, – не только в Ростове, но и во всех окрестностях его».

Калита значительно расширил свои владения, установив на Руси «тишь великую». При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.

Иван Калита уделял большое внимание строительству храмов. За короткий срок он построил в Кремле великолепные каменные церкви, в том числе Успенский собор – главный соборный храм Москвы (1327). В 1329 г. была построена церковь Иоанна Лествичника, посвященная святому покровителю Ивана Калиты, в 1330 г. – церковь Спаса, бывшая домашней церковью московских князей. В 1333 г. – ставший княжеской усыпальницей Архангельский собор. При Иване Калите формируется архитектурный ансамбль центральной площади Кремля, получившей впоследствии название Соборной. Вдоль бровки Боровицкого холма строится деревянный дворец великого князя, в 1339—1340 гг. вокруг Кремля возвели новые дубовые стены.

Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве. Рассказывают, что митрополит сам указал место своего погребения в новом храме и сказал Калите: «Если ты успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем граде. Святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плеща врагов наших». После смерти митрополита Петра, последовавшей в 1326 г., его преемник Феогност окончательно переселился в Москву, которая стала религиозным и идеологическим центром Руси.

При сыновьях Ивана Калиты – Семене Гордом (1341—1353), получившем такое прозвище за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353—1359), прозванном так за красивую внешность, в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги. Эти московские князья сумели сохранить поддержку Орды, но правили недолго.

Семен Гордый, по свидетельству Татищева, действительно отличался крутым нравом и после того как одолел новгородцев в войне 1341 г., потребовал, чтобы их предводители явились к нему босыми и в знак покорности на коленях просили бы о прощении. Хотя у него и было много детей, но все его сыновья погибли от болезни. В завещании Семен Гордый призывал наследников жить мирно, «чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла».

Иван Красный скончался молодым, оставив добрую память, но не совершив каких-либо великих деяний. Семен и Иван не оставили в силу разных причин многочисленных наследников, что спасло Московское княжество от раздела.

5.5. Дмитрий Донской и Куликовская битва

Один из крупнейших русских полководцев и государственных деятелей князь Дмитрий родился в 1350 г. в семье князя Ивана Красного от его второй жены Александры. Отец умер, когда Дмитрий и его брат Иван были еще малолетними детьми. Вскоре болезнь унесла и Ивана. Фактическим правителем Московского княжества в его малолетстве был митрополит Алексий, активно занимавшийся «собиранием русских земель». Глава Русской православной церкви пресек две попытки (в 1362 и 1366 гг.) суздальско-нижегородского князя получить ханский ярлык. Московское княжество достаточно усилилось, чтобы начать борьбу за великое княжение. Это было непростое состязание, в котором соперниками Дмитрия выступил князь Дмитрий Константинович Нижегородский и великий князь Тверской Михаил Александрович. Однако в 1362 г. московский князь получил от Дмитрия Константиновича ярлык на великое княжение Владимирское. Нижегородский князь с трудом уступил грамоту, полученную им в Золотой Орде. Дмитрия тогда поддержали другие князья. В 1363 г. с нижегородским князем был заключен договор, по которому тот признавал права Дмитрия Московского на великокняжеский стол. Позднее он взял в жены дочь своего старшего соперника Евдокию, с одной стороны, скрепив с ним дружбу, а с другой – навсегда лишив его возможности сопротивляться притязаниям зятя. Отношения с Ордой удалось уладить с помощью подарков.

Военная угроза Московскому княжеству заставила Дмитрия распорядиться о начале постройки белокаменного кремля, который стал своеобразным символом успехов и силы Московского княжества и был построен всего за два года. Из подмосковного села Мячково на санях везли известняк, весной 1367 г. начали строительные работы, а в 1368 г. белокаменные стены уже могли защитить москвичей от неприятеля. Это была единственная каменная крепость на территории Северо-Восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы великого князя Литовского Ольгерда, который проводил политику расширения территории Литвы за счет русских земель и так сформулировал свои цели: «Вся Русь должна принадлежать Литве».

У Москвы оставался опасный политический соперник – Тверское княжество, но в 1368 г. выдался удобный случай для того, чтобы расправиться с ним: возник спор тверских князей о наследстве дорогобужского князя. Вмешавшись, Дмитрий пригласил Михаила Александровича Тверского с боярами в Москву и приказал заточить их в тюрьму. Тверской князь под влиянием угроз отказался от дорогобужского наследства. Неожиданно из Орды в Москву были отправлены послы, и Дмитрий Иванович поспешил до их приезда отпустить Михаила, чтобы не вызвать подозрения в самоуправстве. Но осенью 1368 г. он напал на Тверь, и Михаилу пришлось искать спасения в Литве. Литовский князь Ольгерд решил помочь своему тверскому родственнику и двинулся на Москву с войском. Дмитрий заперся в Москве, и город выдержал осаду во многом благодаря построенному каменному кремлю, но затем Дмитрий был вынужден возвратить Михаилу отнятые земли. В 1370 г. московский князь снова напал на Тверь и прогнал Михаила в Литву. Ольгерд снова осадил Москву и снова не смог ее взять. Через год Дмитрий не допустил приезда во Владимир тверского князя. Ордынский хан вызвал Дмитрия к себе, чтобы разобраться в ситуации, и, пока тот отсутствовал, митрополит Алексий сумел договориться о мире с Ольгердом.

Когда князь Дмитрий признал независимость от Рязани Пронского удела, он тем самым восстановил против себя рязанского князя Олега Ивановича. В 1371 г. рязанское войско было разбито московской ратью под Скорнищевом.

Наконец, московский князь получил великокняжеский ярлык в Орде, хотя ему и пришлось заплатить значительный выкуп. Его успех вызвал недовольство в Твери. Отряды Михаила перешли границу Московского княжества, и летом 1372 г. соперники встретились под Любутском. Битва не состоялась, и они заключили мир. В 1374 г., когда сын московского тысяцкого И.В. Вельяминова и гость Некомат Сурожанин (купец) перешли на службу к тверскому князю, вспыхнул новый конфликт, что стало поводом для очередной войны. Дмитрий заключил договор с новгородцами, заручился поддержкой серпуховско-бобровского, суздальского, ярославского, ростовского, стародубского и других князей. Осадив Тверь, он дождался сдачи города. После чего тверской князь был вынужден заключить мирный договор и признать старшинство Дмитрия.

В 1378 г. скончался митрополит Алексий. Попытка Дмитрия обеспечить митрополичью кафедру своему духовнику Митяю завершилась неудачей, поскольку Митяя не поддержало духовенство. Князю пришлось согласиться на кандидатуру Киприана. Однако Дмитрий пользовался поддержкой видного церковного деятеля Сергия Радонежского.

В 1376 г. объединенные московские и нижегородские рати под командованием Боброка Волынца нанесли удар по Казани и впервые взяли с этого города дань. Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы, а в Орде начался период борьбы за ханский престол. Тем не менее Орда была сильна, и в 1377 г. московское войско потерпело поражение на реке Пьяне (около Нижнего Новгорода). Согласно русским летописям в поражении были виноваты русские воины, проявившие поразительную беспечность. Считая, что враг далеко, они сняли из-за жары боевые доспехи, не подготовились к бою, а воеводы развлекались охотой. Закрепить свой успех татарам не удалось, и уже в 1378 г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием Ивановичем на реке Воже (Рязанская земля). Перед началом сражения русские и монголо-татарские воины выстроились по правому и левому берегу реки. Переправившись через реку, противник ударил по русскому войску, но, получив отпор, обратился в бегство, оставив весь свой обоз русским.

Совершивший переворот в Золотой Орде темник (глава тумена) Мамай свергнул законного хана Тохтамыша, который бежал на Восток, чтобы собрать войско и вернуть отцовский престол. Русские князья должны были решить, признавать им власть узурпатора или нет? Для содержания своей армии Мамаю требовались деньги. Он решил занять их у генуэзских купцов, которые активно торговали на Черноморском побережье. Но генуэзцы ставили условие: Мамай должен был открыть для их торговли земли своих вассалов – русских князей. Проникновению католиков-генуэзцев воспротивилась Православная церковь, и Дмитрий Иванович ответил отказом на требование Мамая допустить на Русь генуэзских купцов. Это стало причиной конфликта. Произошел ряд военных столкновений между русскими и татарскими войсками. В 1380 г. Мамай попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь. Дмитрий обратился ко всем русским князьям с призывом собраться и выступить против врага всем вместе. Он очень хорошо понимал, что в случае успеха ордынцев огонь и железо пройдут по многим русским землям, а ему самому не избежать жестокой казни. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага.

Великий князь отправился с двоюродным братом Владимиром в Троицкий монастырь принять благословение св. Сергия. Последний благословил его со словами: «Победиши враги твоя». Существует предание, что Сергий дал Дмитрию в сподвижники двух иноков, бывшего боярина Александра Пересвета и Ослябю. Он вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное!»

Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей, одновременно сознательно отрезая себе путь к отступлению. В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с литовским князем Ягайло до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. у впадения реки Непрядвы в Дон. Русские войска шли в бой под червленым (красным) знаменем. Для борьбы с врагом Русь собрала, по разным подсчетам, от 70 до 100 тыс. воинов. Сражение началось с поединка между Пересветом и татарским воином Челубеем: «И схватившимся Пересвет с печенегом от великого хотения». Оба воина погибли.

В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Сам Дмитрий Иванович сражался в простых доспехах, а доспехи князя были надеты на боярина Михаила Бренка, который таким образом спас князю жизнь, но сам погиб.

Тела погибших, окровавленные и изрубленные, падали под копыта коней: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющееся и грозно велми; и под коньскими ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно вместитися на поле Куликове». Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары начали отступать, а потом бежали с Куликова поля. Бежал и Мамай, которому удалось добраться до города Кафа (Феодосия), где он был вскоре убит.

После победы по повелению Дмитрия Ивановича тела павших воинов были похоронены неподалеку от речки Непрядвы. В битве на Куликовом поле Дмитрий сделал все возможное ради победы и добился ее. За эту победу он получил прозвище Донского. Весть о победе на Куликовом поле разлетелась в разные концы света. Автор «Задонщины» писал: «Шибла слава к Железным вратом, к Риму и к Кафы по морю, и к Торнаву, и оттоле к Царюграду на похвалу: Русь великая одолеша Мамая на поле Куликове».

Именно на Куликовом поле народ, разделенный по отдельным княжествам, вновь осознал необходимость единства для сопротивления внешнему врагу. Этому способствовало и то, что в этой борьбе восточные завоеватели объединились с западными (литовский князь Ягайло выступил на стороне татар). И хотя Ягайло опоздал на Куликово поле, его союз с татарами оказал воздействие на сознание современников: единство внешних врагов требовало от русских внутреннего единства.

На два года Русь была защищена от посягательств Орды, однако в 1382 г. хан Тохтамыш захватил и сжег Москву. Дмитрия в то время не было в городе. Он выехал из Москвы и начал собирать войско в Костроме. Тохтамыш пошел прямо на столицу и в течение трех дней делал безуспешные приступы к кремлевским стенам. Наконец, прибегнул к хитрости и завел переговоры. Татары овладели воротами и предали все в Москве огню и мечу. Пытаясь спасти книги от уничтожения, митрополит приказал собрать их в одну из каменных церквей Кремля. Книг было так много, что, по свидетельству, они достигали сводов здания. Все эти бесценные сокровища погибли в огне. Русь по-прежнему должна была выплачивать дань.

Дмитрий решил наказать князя Олега Рязанского, который оказал содействие Тохтамышу. Рязань, считавшаяся гнездом измены, была разграблена. Олег Рязанский в ответ опустошил Коломну. Сергий Радонежский опять взял на себя дело миротворца и пришел на помощь Дмитрию Донскому. Уже будучи глубоким стариком, он пешком отправился к Олегу, просил, грозил и наконец убедил заключить с Дмитрием вечный мир, скрепленный браком сына Олега Рязанского с Софией, дочерью Дмитрия. Так мирное соглашение князей было укреплено династической связью.

В 1389 г. Дмитрий осуществил реорганизацию войска, приказав всем воинам сражаться под знаменами того князя, на землях которого были расположены их вотчины. Он присоединил часть ростовских земель, Мещеры, смоленских территорий, Галич, Димитров и т.д. Своему сыну Василию Дмитрий Донской передал по завещанию владимирский удел как вотчину, впервые в истории не спросив соизволения у Орды. Умер князь Дмитрий Иванович 19 мая 1389 г. Летописец так описывал внешность князя: «Бяше крепок и мужествен, и телом велик и тяжел собою зело, брадою и власы черн, взором же дивен зело».

Прошли века, но родина не забыла подвиг Дмитрия Донского, и в тяжелые ноябрьские дни 1941 г., когда враг стоял у ворот столицы, И.В. Сталин обратился к советским воинам: «Война которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» И враг был разбит! В 1988 г. Дмитрий Донской был канонизирован Русской православной церковью.

Проблемные вопросы

1. Почему великое княжество Литовское начало утрачивать свое могущество?

2. Как образовалось Московское княжество?

3. Каким образом шла борьба за ханский ярлык между князьями?

4. Что вы можете сказать о борьбе московского и тверского князей? На чьей стороне ваши симпатии? Почему?

5. Какую роль в противостоянии Москвы и Твери сыграла Русская православная церковь?

6. Какими методами Иван Калита добивался получения ярлыка на великое княжение? Что вы можете сказать об этих методах?

7. В чем состоит специфика правления сыновей Калиты – Симеона Гордого и Ивана Красного?

8. Каково значение Куликовской битвы?

Литература

1. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII—XVI веков. М. : Просвещение, 1993.

2. Борисов Н.С. Иван Калита. 3-е изд. М. : Русское слово, 2005 (серия «Жизнь замечательных людей»).

3. Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь. Рюриковичи: иллюстрированный исторический словарь. М., 2000.

4. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991.

5. Иловайский Д.И. Рязанское княжество. М., 1997.

6. История России с древнейших времен до 1861 года : учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. М., 2000.

7. Карасев А.В., Оськин Г.И. Дмитрий Донской. М., 1950.

8. Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси. М., 1999 (серия «Жизнь замечательных людей»).

9. Кучкин В.А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. 1995. № 5—6.

10. Мавродин В.В. Куликовская битва. М., 1980.

11. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней : учебник. М., 1999.

12. Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998.

13. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IX—XVI вв. М., 2002.

14. Петров А.Е. Дмитрий Донской // Великие государственные деятели России. М., 1996.

15. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

16. Разин Е.А. История военного искусства. СПб., 2000. Т. 2.

17. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.

18. Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века из собрания Государственного исторического музея. М., 1980.

19. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982.

20. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

21. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века / под ред. М.Н. Тихомирова. М., 1960.

Документы

Восстание в Твери в 1327 г.

Прииде во Тверь посол силен зело царевич Щелкан Дюденевич изо Орды, от царя Азбяка (Узбека); бе же сей братаничь царю Азбяку, хотя князей тверских избити, а сам сести на княжении во Твери, а своих князей татарских хотя посажати по руским градом, а христиан хотяше привести в татарскую веру. И мало дней пребывшу ему во Твери много зла сотворися от него христианом; и приспевшу дню тръжествену, а ему хотящу своя творити в собрании людей; уведев же сиа князь велики Александр Михайлович, внук Ярославль, и созва тверичь, и вооружився поиде на него; а Щелкан Дюденевич с татары противу его изыде, и съступишася обои въсходящу солнцу, и бишася весь день, и едва к вечеру одоле Александр, и побежа Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь княже Михайлов, отца Александрова, и ту згоре Щелкан и с прочими татары. А гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всех их изсекоша, а иных изстопиша, а иных в костры дров складше сожгоша.

Слышав же сиа царь Азбяк Ординский, и разгореся яростию велиею зело, и во мнозе скорби и печали бысть о братаниче своем Щелкане, и рыкаше аки лев на тверских князей, хотя всех потребити, и прочее всю землю Русскую пленити, и посла на Русь по князя Ивана Даниловича Московьскаго.

Хрестоматия по истории СССР. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века / сост. В.И. Лебедев, М.Н. Тихомиров, В.Е. Сыроечковский. М., 1949. С. 200—201.

Сказание о Мамаевом побоище (перевод)

…И когда настал третий час дня, князь великий, увидя это, сказал: «Видите, братья, гости наши приближаются к нам, водят между собой хоровод, уже они веселыми стали». И сказал: «Братья, русские удальцы, время приблизилось, а час пришел». Каждый ударил по своему коню… И сошлись в схватке оба войска и крепко бились не только оружием, но и (руками) хватали друг друга, умирали под конскими копытами, задыхались от великой тесноты, потому что нельзя было им поместиться на Куликове поле: узко место между Доном и Непрядвою. На том поле сошлись вместе сильные полки, из них выступили кровавые зори, от блеска мечей точно молнии блистают. И был грохот от ломающихся копий и стука мечей; нельзя было увидеть грозный час смертный: в один час, в мгновение ока, сколько погибает тысяч божьего создания.

Часа четыре и пять часов бьются, не слабеют христиане. Когда же настал 6-й час, божиим попущением из-за наших грехов начали татары одолевать наших, многие вельможи были побиты татарами, удалые же витязи, как деревья в дубраве, склонялись на землю под конские копыта; многие русские люди смутились. Ранили самого великого князя. Он, же отошел от войска и побоища и сошел с коня, потому что нельзя ему было сражаться. Многие знамена великого князя подсекли татары, но с божьей помощью (русские) не погибли, но еще больше укрепились.

Русская засада. Князь же Владимир Андреевич не мог (более) терпеть и сказал Димитрию Волынцу: «Беда великая, брат, чему помогает наше стояние, будет оно нам в посмешище, кому будем помогать?» И сказал ему Димитрий: «Великая беда, князь, но еще не пришел наш час: каждый, кто начинает без времени, приносит себе беду. Помолчим и потерпим еще до удобного времени, когда дадим ответный удар нашим врагам…»

Тяжко было видеть детям боярским, как убивали людей из их полка, они плакали и непрестанно рвались (в бой), как соколы, как гости, приглашенные на свадьбу пить сладкое вино.

Волынец же запрещал им, говоря: «Подождите немножко, есть еще с кем вам утешиться». И пришел час восьмой и внезапно повеял южный ветер сзади их. Волынец закричал громким голосом: «Час пришел, а время приблизилось». И опять сказал: «Братья мои и друзья, дерзайте…» И сразу выехали из дубравы, как выдержанные соколы ударяют на стаи гусиные, храбро подняты знамена грозным воеводою. Были же воины, как львы, напавшие на овечьи стада. Поражение татар. Татары же увидели это и воскликнули, говоря: «Увы нам, снова нас русские перехитрили; с нами сражались слабые люди, а сильные все целы». И обратились татары в бегство и побежали…

И внезапно побежал (Мамай) с четырьмя людьми. Многие христиане гнались за ним, но не одолели (их), возвращались с погони, потому что утомились их кони. И находили трупы мертвых на другой стороне реки Непрядвы, нельзя было пройти полкам русским…

Хрестоматия по истории СССР. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века / сост. В.И. Лебедев, М.Н. Тихомиров, В.Е. Сыроечковский. М., 1949. С. 220—221.

Нашествие тохтамыша

(перевод)

<…> Когда великий князь услышал весть о том, что идет на него сам царь во множестве сил своих, то начал собирать воинов, и составлять полки свои, и выехал из города Москвы, чтобы пойти против татар. И тут начали совещаться князь Дмитрий и другие князья русские. <…> И обнаружилось среди князей разногласие, и не захотели помогать друг другу <…> И то поняв, и уразумев, и рассмотрев, благоверный князь пришел в недоумение и в раздумье великое и побоялся встать против самого царя. И не пошел на бой против него, и не поднял руки на царя, но поехал в город свой Переяславль, и оттуда – мимо Ростова <…> поспешно к Костроме.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века / под ред. М.Н. Тихомирова; сост. Л.В. Милов, А.И. Рогов, М.Н. Тихомиров. М., 1960. С. 528—531.