Вы здесь

Отечественная история. Глава 3. Отечественная история и древний мир (Н. В. Михайлова, 2013)

Глава 3. Отечественная история и древний мир

Неолитическая революция, ее сущность и последствия. Археологическая периодизация истории Древнего мира. Явление парности цивилизаций. Особенности развития цивилизаций неолита, энеолита, медного, бронзового и железного веков на территории современной России. Великое переселение народов и поздние античные цивилизации.

Приблизительно ок. 8000 лет назад на смену цивилизациям Древнейшей истории приходят цивилизации Древнего мира.

История Древнего мира начинается с такого явления, как «неолитическая революция». Это понятие утвердил в науке выдающийся английский археолог В.Г. Чайлд. Под неолитической революцией понимается в первую очередь доместикация (одомашнивание) растений и животных, т. е. достижение такого изменения генотипа представителей флоры и фауны, при котором они не могут существовать без помощи человека. Исследователи подчеркивают многоэтапность этого процесса. Он привел к качественным изменениям хозяйственной жизни человека, к росту продуктивности экономики общества и, как следствие, к возникновению таких видов деятельности, как земледелие и скотоводство. В зависимости от природных условий одни цивилизации Древнего мира специализировались в большей степени на земледелии, другие – на скотоводстве.

Неотъемлемым элементом хозяйственных изменений было широкое развитие такого вида ремесленной деятельности, как производство керамических изделий, что является также важнейшей чертой неолитической революции. Появление керамики было обусловлено необходимостью в больших количествах хранить и обрабатывать продукты земледелия и скотоводства. Первоначально глиняная посуда была довольно примитивной. Она изготавливалась из некачественной глиняной массы, для укрепления которой добавляли стебли растений. Затем человек научился использовать высококачественную глину, нашел необходимый температурный режим для улучшения обжига посуды, изобрел гончарный круг, что значительно упростило производство и улучшило качество керамических изделий.

Иногда при изготовлении первых глиняных сосудов использовалась техника, при которой плетенную из прутьев корзину обмазывали глиной, затем это изделие обжигали. Навыки плетения, по всей видимости, натолкнули человека на изобретение ткачества, которое явилось ничем иным, как «плетением» из тонких растительных волокон. Так сформировалась еще одна из ведущих черт неолитической революции – изготовление тканей, материи. Развитие скотоводства давало возможность применить этот метод и для изготовления из шерстяных нитей. Все эти процессы привели к качественным изменениям в костюме человека Древнего мира.

И наконец, одним из важнейших изменений в процессе неолитической революции явилось появление нового материала для изготовления орудий труда и оружия. Этим материалом стал металл. Судя по ряду данных, первым металлом, который стал использоваться человеком, было золото. Именно оно встречается в некоторых регионах в виде самородков. Первоначально люди пытались обрабатывать привлекающие внимание «желтые камни» привычными методами каменной индустрии. Но затем из этой практики выработал способ холодной ковки. Впоследствии возникла горячая ковка. И завершающей стадией этого процесса явилась плавка и литье металлов. Однако в начале истории Древнего мира изделия из металла использовались, как правило, в достаточно узкой сфере религиозной практики. Основная масса орудий труда изготавливалась из камня. Но следует отметить, что именно с этого времени появляется такая техника в обработке камня, как шлифовка изделий. Это обстоятельство и привело к появлению термина «неолит» и использованию для всего комплекса качественных изменений в истории человечества понятия «неолитическая революция».

Развитие основных компонентов, составляющих содержание неолитической революции, продолжалось на протяжении всей истории Древнего мира. Этот процесс ознаменовался наличием нескольких качественно отличных друг от друга ступеней, каждая из которых представляла собой цивилизационную пару, причем само понятие «цивилизация» появилось еще в рамках Древнего мира и до сих пор широко используется в литературе. В переводе с латинского термин «цивилизация» обозначает «гражданский», т. е. городской.

В научных кругах не выработано однозначного определения цивилизаций. Длительное время для ученых было характерно противопоставление обществ времен Древнейшего мира и Древнего мира. Поэтому для обозначения первого использовали термин «дикость», а для обозначения второго – последовательно – «варварство» и «цивилизация». Примерно так подходил к этому вопросу Л. Морган, а вслед за ним Ф. Энгельс. Иная позиция характерна для А. Тойнби, который отождествлял понятия «цивилизация» и «культура». А отечественный социолог П. Сорокин утверждал, что цивилизации – это не исторические ценности, а огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой бы то ни было системы. Таким образом, неоднозначность понятия «цивилизация» позволяет использовать этот термин для анализа самых различных этапов человеческой истории.

Изучение цивилизационных процессов свидетельствует о существовании феномена парных цивилизаций, при котором первая по хронологии – авангардная – цивилизация создает базис для значительного расцвета следующей цивилизации, завершающей данную пару. То есть отдельные яркие достижения в экономике, новые явления социальной и политической жизни, новаторские мировоззренческие идеи, появляющиеся в авангардной цивилизации, только в условиях завершающей цивилизации находят свою полную и многогранную реализацию. Именно история Древнего мира позволяет проследить явления парности цивилизаций.

Таким образом, начальной точкой отсчета в истории Древнего мира выступает неолитическая революция (ок. 8 тыс. лет назад) в качестве же верхней хронологической границы, согласно устоявшейся историографической традиции, принято время распада античного общества (приблизительно сер. I тыс. н. э.).

Хронологические рамки развития Древнего мира достаточно условны. Разные народы проходили однотипные ступени общественного развития в рамках Древней истории не в одно и то же время.

Учитывая взгляды различных археологических школ, можно определить в качестве первого этапа развития обществ Древнего мира неолитическо-энеолитическую стадию. Термин «неолит» переводится как «новокаменный век». Всем цивилизациям этого времени была присуща качественно новая, охарактеризованная выше техника обработки камня. В качестве завершающих цивилизаций в рамках данной цивилизационной пары выступают энеолитические цивилизации. В переводе «энеолит» означает «медно-каменный век». В рамках этой цивилизации начинается использование такого металла, как медь, в комплексе с другими материалами.

Более поздними этапами в рамках археологической периодизации истории Древнего мира являются медный и бронзовый века. В рамках этой цивилизационной пары медь уже выступает в качестве ведущего материала для изготовления орудий труда и оружия.

Следующий период, выделяемый археологами, носит наименование «железный век». Цивилизации железного века являются первыми – авангардными – цивилизациями в составе третьей цивилизационной пары. Именно на них по традиции заканчивается история Древнего мира.

В отечественной историографии XX в., рассматривающей историю Древнего мира с позиции формационного подхода, одной из основных социальных групп, определяющих общественное развитие данного периода, являлись рабы. Однако существует мнение, которое высказал Э. Мейер, что труд рабов не давал основной массы общественного продукта. Лишь в отдельных странах и в отдельные периоды рабский труд был более значимым. Исходя из этого Мейер предложил оригинальную периодизацию истории Древнего мира, согласно которой в процессе человеческой эволюции чередуются периоды с господством труда свободных людей, чей труд дополняется трудом рабов, и периоды с господством труда зависимых крестьян и ремесленников. Если сопоставить построения Э. Мейера с археологической периодизацией, то получается следующая картина. В рамках любой цивилизационной пары для авангардной цивилизации характерно преобладание труда свободных людей с дополнением рабского, а завершающей цивилизации присущ труд зависимых людей.

В качестве наиболее яркого примера первой цивилизационной пары Древнего мира можно привести авангардную цивилизацию майя и завершающую цивилизацию ацтеков[3]. Эти цивилизации развиваются в условиях очень жаркого тропического климата. Именно в таких благоприятных, «тепличных» условиях и стала возможной выработка новых форм хозяйственных, социальных, политических, культурных и ментальных отношений. Специфические природно-климатические реалии обусловили многие особенности этих цивилизаций. Не случайно, что в качестве своеобразных гидрологических центров майя и ацтеков выступают озера и озерообразные расширения рек.

Как и на других этапах развития Древнего мира, содержание политической истории в первой цивилизационной паре насыщено многочисленными ожесточенными войнами, ведущимися с целью захвата пленных. В рамках этой цивилизационной пары пленные использовались в первую очередь для того, чтобы пополнить контингент лиц, предназначенных для жертвоприношения. На данном историческом этапе сложились представления о том, что можно повысить плодородие земли и в целом воздействовать на улучшение общественной обстановки путем приношения людей в жертву почитаемым богам. Например, считалось, что если разбросать по обрабатываемым полям куски принесенного в жертву человека, то это будет способствовать повышению урожайности. Или, если вырвать из груди жертвы еще трепещущее сердце и смазать его кровью (имитация рта божества), то можно добиться исполнения просимого. Явление человеческих жертвоприношений определяло множество специфических особенностей развития обществ первой цивилизационной пары. Например, согласно менталитету того времени, пленник, который по каким-то причинам не приносился в жертву, чувствовал себя оскорбленным, считая, что его признали недостойным для подобного ритуала.

Означенная специфика на описываемом этапе просматривается у цивилизаций любых регионов мира. Так, на стоянках неолитическо-энеолитических цивилизаций отечественного Верхневолжья, таких как культуры ямочно-гребенчатой керамики и волосовская, находят захоронения человеческих черепов (положенных в ряд), что трактуется археологами как свидетельство практики жертвоприношений.

Эта ритуальная традиция была характерной чертой религиозных систем того времени. Все они были связаны с культом плодородия. Означенный культ обусловливал весьма значительную роль женщины как производительницы потомства в социальной структуре неолитическо-энеолитических цивилизаций, хотя руководящую роль в управлении государственными институтами играли мужчины.

Наиболее типичным примером второй цивилизационной пары Древнего мира выступают цивилизация медного и цивилизация бронзового веков, которые развивались на территории Египта. К египетской цивилизации медного века относится история Нижнего, Раннего и Древнего царств. К египетской цивилизации бронзового века относится история Среднего, Нового и Позднего царств. Эти цивилизации развивались в условиях жаркого засушливого климата. Расцвет общества в этом регионе стал возможным благодаря мощной речной артерии – Нилу. Наличие данной гидрологической особенности (река – как стержень цивилизации) характеризует все общества медного и бронзового веков в различных регионах мира. Ритмы колебания уровня таких рек определяли специфику самых различных сторон человеческого существования. Мощная река явилась основой генезиса более значительных по территории и численности населения цивилизаций, чем озерные цивилизации первой цивилизационной пары. Это обусловило важный скачок в дальнейшей эволюции Древнего мира.

Русло реки подчас отделяло плодородные низменности одного берега от засушливых пустынь другого. И тогда в рамках определенной местности река разделяла территорию на две части. Одну – полную жизни и другую – безжизненную, опаленную горячим солнцем. И тогда в представлениях проживающих здесь людей возникала идея о реке как границе мира живых и мира мертвых. Например, великие пирамиды Египта времен Древнего царства расположены на левом берегу Нила и овеваются знойными ветрами Ливийской пустыни.

В связи с жарким, засушливым климатом, который, как отмечалось, характерен для регионов развития указанных цивилизаций, главным звеном религиозных систем выступает обожествляемое Солнце. В результате формируются различные солнечные культы, которые отражают своеобразие многих черт общественной жизни. Так, особенно ярким выражением данных религиозных представлений явилось почитание главы государства в качестве сына Солнца.

Во второй цивилизационной паре, в отличие от предшествовавшей, особенно ярко проявляются различия между земледельческими и скотоводческими народами. Своеобразным символом этого витка развития истории Древнего мира выступают постоянные войны между земледельцами и скотоводами. Набеги кочевых, пастушеских племен не раз приводили к крутым изменениям политической эволюции, например, египетского общества.

Другими яркими центрами этой цивилизационной пары были междуречье Тигра и Евфрата, бассейны рек Инд, Хуанхэ. К отечественным цивилизациям этого времени относятся фатьяновская и абашевская (в бассейне р. Волги), ямная и катакомбно-срубная (в бассейне р. Дон), окуневско-андроновская и карасукско-тагарская (верхнее течение р. Енисей).

Одним из значительных событий отечественной истории этого этапа развития Древнего мира явилась миграция из Центральной Европы в регион Верхней Волги носителей фатьяновской цивилизации, которые завоевали территории, принадлежавшие прежде волосовцам, и подчинили себе последних. Это свидетельствует о том, что жители Верхневолжья в это время уже находились в ареоле глобальных европейских процессов. Другим широкомасштабным событием отечественной истории, относящимся к бронзовому веку, была миграция в европейскую часть страны носителей сейменско-турбинской культуры из Западной Сибири. Великолепные воины, они принесли с собой передовую технологию изготовления высококачественного бронзового оружия и орудий труда, что оказало существенное воздействие на развитие металлургического дела в европейской части страны.

Авангардную цивилизацию третьей цивилизационной пары принято обозначать термином «античность». По археологической шкале это соответствует железному веку. Наиболее характерным примером цивилизации железного века является греко-римская. Ее известность не случайна, так как она развивалась в наиболее благоприятных природно-климатических условиях.

Античности, как и всей третьей цивилизационной паре, присуща специфическая гидрологическая особенность. Так, наиболее показательные цивилизации железного века располагались кольцом по побережью морей. Эти моря являются внутренними для соответствующих обществ. Морские богатства, новые возможности коммуникаций, специфика границ тех социумов, из которых складывались эти цивилизации, – все способствует скачку в росте общественного достояния. Для греческого этапа эволюции греко-римского общества в качестве внутреннего моря выступает Эгейское, для римского – Средиземное. Это классические формы гидрологии античности. Идея своеобразных гидрологических центров различных цивилизаций принадлежит видному отечественному исследователю Л. Мечникову.

Разбросанность отдельных общественных ячеек, из которых формируется греко-римская цивилизация, по побережью внутреннего моря приводит к возникновению нового типа связей между ними. Жители отдельных участков побережья, многочисленных островов вступают между собой в экономические, политические, культурные контакты, значительно более сложные и многосторонние, чем в условиях озерных и речных цивилизаций. Это приводит к ускоренной передаче информации.

Ярким примером возникновения нового характера общественных связей являются греческие Олимпийские игры. Островная разбросанность греческого общества требовала систематического проведения важных общегреческих мероприятий, в рамках которых усиливалась консолидация греков как единого социума.

Первый и Второй Афинские союзы также работали на идею сплочения античной цивилизации. Эти образования способствовали единению греческого общества, обеспечивали бесперебойное функционирование торговых коммуникаций и сглаживали конфликты между такими двумя противостоящими центрами Древней Греции, как Афины и Спарта.

В истории римского периода развития античной цивилизации большую роль сыграла сложная цепь дорожных коммуникаций, созданная на основе оригинальных технологий дорожного строительства и кольцом охватывающая Средиземное море. Это содействовало прочной консолидации мира.

Конец ознакомительного фрагмента.